Министерство образования Пензенской области Администрация Белинского района МОУ СОШ им. И. И. Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской области Рассмотрено на заседании педагогического объединения протокол № 1 от 27.08.2024 г. Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 28.08.2024 г. «Утверждаю» Директор МОУ СОШ им. Пушанина с. Пушанина ________Е.В.Мирошкина Приказ № 93/12 от 30.08.2024 г ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 638A34F353531F1C132557E79DBF1590 Владелец: Мирошкина Елена Викторовна Действителен: с 05.10.2023 до 28.12.2024 ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по волейболу на 2024-2025 учебный год Возраст детей: 11-13 лет (5-7 класс) Срок реализации программы 1 год Якимов Роман Анатольевич с. Пушанино Белинский район Пензенская область 2024 год I. Пояснительная записка Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление. Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 6 классе. Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурномассовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.). Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей. Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт; СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебновоспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.; Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников. О недопустимости перегрузок обучающихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999); Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009г.). Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по физкультурноспортивному и оздоровительному направлению внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта. Цель конкретизирована следующими задачами: пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся; популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха; формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом; обучение технике и тактике игры в волейбол; развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости); формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний; воспитание моральных и волевых качеств. Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для обучающихся 6 класса. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут. Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Здоровье сберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся. Таблица 1 Формы проведения занятия и виды деятельности Однонаправленные занятия Посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техникой, тактикой или физической Комбинированные занятия Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. Целостно-игровые занятия Построены на учебной двухсторонней игре в волейбол по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил. Контрольные занятия Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся. Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурноспортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровье сберегающих практик. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений: Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно. Проговаривать последовательность действий. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. 3. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью. II. Учебно-тематический план курса «Волейбол» Тематическое планирование 5-7 класс № Тема Кол-во часов 1 Перемещения 4 2 Верхняя передача 3 3 Нижняя передача 3 4 Приём мяча 2 5 Подвижные игры и эстафеты 4 6 Физическая подготовка в процессе занятия 1 7 Индивидуальные тактические действия в защите 3 8 Закрепление техники верхней передачи 3 9 Закрепление техники нижней передачи 3 10 Верхняя прямая подача 2 11 Закрепление техники приёма мяча с подачи 2 12 Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра 4 13 Физическая подготовка в процессе занятия Итого 34 2.1.1 Календарный учебный план на 1 год обучения 5-7 класс № п/п месяц 1 09 число Время проведения занятия Форма занятия Количество часов 18:15-19:00 Рассказ, показ, тренировка 1 Разучивание стойки игрока (исходные положения). спортзал Текущий – по результату Рассказ, показ, тренировка 1 Разучивание перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. спортзал Текущий – по результату Рассказ, показ, тренировка 1 Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. спортзал Текущий – по результату Тренировка в парах 1 Двусторонняя учебная игра. спортзал Текущий – по результату Тренировка в парах 1 Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). спортзал Текущий – по результату Тренировка в парах 1 Эстафеты с различными способами перемещений. спортзал Текущий – по результату Тренировка в парах 1 Разучивание передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). спортзал Текущий – по результату 19:05-19:50 2 09 18:15-19:00 19:05-19:50 3 09 18:15-19:00 19:05-19:50 4 09 18:15-19:00 тема Место проведения 19:05-19:50 5 10 18:15-19:00 19:05-19:50 6 10 18:15-19:00 19:05-19:50 7 10 18:15-19:00 19:05-19:50 Форма контроля 8 10 18:15-19:00 Тренировка в парах 1 Разучивание верхней передачи мяча у стены. спортзал Текущий – по результату Тренировка в парах 1 Игры, развивающие физические способности. спортзал Текущий – по результату Тренировка в парах 1 Разучивание передачи снизу двумя руками над собой. спортзал Текущий – по результату Тренировка в парах 1 Разучивание передачи снизу двумя руками в парах. спортзал Текущий – по результату Тренировка в парах 1 Разучивание нижней прямой подачи. спортзал Текущий – по результату Тренировка в парах 1 Двусторонняя учебная игра. спортзал Текущий – по результату Тренировка в парах 1 Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. спортзал Текущий – по результату Тренировка в парах 1 Разучивание приёма мяча снизу двумя руками. спортзал Текущий – по результату Тренировка в парах 1 Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. спортзал Текущий – по результату Тренировка в парах 1 Разучивание приём мяча спортзал Текущий – по 19:05-19:50 9 10 18:15-19:00 19:05-19:50 10 11 18:15-19:00 19:05-19:50 11 11 18:15-19:00 19:05-19:50 12 11 18:15-19:00 19:05-19:50 13 11 18:15-19:00 19:05-19:50 14 12 18:15-19:00 19:05-19:50 15 12 18:15-19:00 19:05-19:50 16 12 18:15-19:00 19:05-19:50 17 12 18:15-19:00 19:05-19:50 18 01 18:15-19:00 01 18:15-19:00 1 Игры, развивающие физические способности. Текущий – по результату Тренировка в парах 1 Разучивание индивидуальных тактических действия в нападении, защите. Текущий – по результату Тренировка в парах 1 Двусторонняя учебная игра. Текущий – по результату Тренировка в парах 1 Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. Текущий – по результату Текущий – по результату Текущий – по результату Периодический результат 19:05-19:50 20 01 18:15-19:00 результату Тренировка в парах 19:05-19:50 19 сверху двумя руками. 19:05-19:50 21 01 18:15-19:00 19:05-19:50 22 02 Тренировка 1 Игра в волейбол 23 02 Тренировка 1 Игра в волейбол 24 02 Соревнование 1 Соревнования посвященные памяти Героя Советского Союза И.И.Пушанина 25 03 Тренировка 1 Игра в волейбол 26 03 Тренировка 1 Игра в волейбол 27 03 Тренировка 1 Игра в волейбол 28 04 Тренировка 1 Игра в волейбол 29 04 Тренировка 1 Игра в волейбол Текущий – по результату Текущий – по результату Текущий – по результату Текущий – по результату Текущий – по результату 30 04 Тренировка 1 Игра в волейбол 31 04 Тренировка 1 Игра в волейбол 32 05 Тренировка 1 Игра в волейбол 33 05 Тренировка 1 Игра в волейбол 34 05 Соревнования 1 Соревнования между школами Итого 34 Текущий – по результату Текущий – по результату Текущий – по результату Текущий – по результату Итоговый результат 2.2. Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение программы Учебно –тренировочные занятия по волейболу проводятся в спортзале школы. Спортзал имеет отдельно е помещения для хранения игрового инвентаря. 1. Спортзал 2. Сетка волейбольная – 1шт. 3. Мячи тренировачные – 3 шт. 4. Мячи волейбольные 3 шт. Методическое обеспечение 1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам). 2. Волейбол в школе. Пособие для учителя/В.А. Голомазов, В.Д. Ковалёв, А.Г. Мельников. – М.: «Просвещение», 1976. 111с. 3. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детскоюношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). – М.: Советский спорт. 2005.-112с. 4. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). – М.: Советский спорт, 2005. 5. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5–9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 61с. 6. Справочник учителя физической культуры/П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011. 7. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физическая культура и спорт, 1983. 8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования. Словарь терминов и определений Атакующий удар – технический приём, состоящий в перебивании одной рукой мяча, находящегося выше верхнего края сетки, на сторону соперника. Блокирование – действие игроков вблизи сетки для создания препятствия перелёту мяча, летящего от соперников, осуществляемое поднятием рук блокирующих выше верхнего края сетки. Боковая линия – линия, ограничивающая ширину игровой площадки. Выбор места – элемент тактического мастерства, заключающийся в умении заранее определить своё местоположение для активного участия в атаке или обороне. Выпрыгивание вверх – прыжок вверх без разбега. Движение – перемещение тела и его звеньев в пространстве и времени. Двойное касание – игрок касается мяча дважды подряд или мяч касается различных частей его тела последовательно. Замена – действие, которым судья разрешает игроку покинуть площадку, а другому игроку занять его место. Зона подачи – участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии волейбольной площадки. Имитация – воспроизведение упражнения, чаще всего точное по форме, но без значительных усилий. Комбинация – заранее разученные и согласованные действия игроков при создании лучших условий одному из спортсменов для завершения результативной атаки. Либеро – свободный защитник. Линия нападения – линия волейбольной площадки, ограничивающая зону нападения. Проводится на каждой из сторон площадки в 3 м от оси средней линии и параллельно ей. Лицевая линия – линия, ограничивающая длину игровой площадки. Матчбол – очко, разыгрываемое в матче, выигрыш или проигрыш которого может решить исход всего матча. Обманный удар – несильный удар игрока в незащищённую часть площадки после предварительной имитации сильного удара. Партия – часть матча в волейболе, за время которого одна из сторон должна набрать 25 очков (при преимуществе не менее чем в 2 очка). Пас – передача мяча от одного партнёра к другому. Передача мяча – технический приём, заключающийся в направлении игроком мяча партнёру для развёртывания атакующих взаимодействий.