Программа внеурочной деятельности Волейбол (5-7 класс)

Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района
МОУ СОШ им. И. И. Пушанина с. Пушанина Белинского района
Пензенской области

Рассмотрено на заседании
педагогического объединения
протокол № 1 от 27.08.2024 г.

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
28.08.2024 г.

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ им.
Пушанина с. Пушанина
________Е.В.Мирошкина
Приказ № 93/12 от 30.08.2024 г

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 638A34F353531F1C132557E79DBF1590
Владелец: Мирошкина Елена Викторовна
Действителен: с 05.10.2023 до 28.12.2024

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по волейболу
на 2024-2025 учебный год
Возраст детей: 11-13 лет (5-7 класс)
Срок реализации программы 1 год
Якимов Роман Анатольевич

с. Пушанино
Белинский район Пензенская область
2024 год

I. Пояснительная записка

Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений
объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной
деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их
воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений
Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной
деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию
обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В
Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской
Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности
выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для
физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с обучающимися,
проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 6 классе.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического
воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в
урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной
работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурномассовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном
учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные
действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость
движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом
улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют
костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и
эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует
улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке
в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые
сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального
проявления физических возможностей, волевых усилий и умения
пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные
эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство
ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря
своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не
только физического развития, но и активного отдыха. Широкому
распространению волейбола содействует несложное оборудование:
небольшая площадка, сетка, мяч.

В программе представлены доступные для обучающихся упражнения,
способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол,
развитию физических способностей.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной
деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются:


Закон Российской Федерации «Об образовании»;



Федеральный государственный образовательный стандарт;



СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебновоспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел
2.9.;



Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения»,



Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001
№224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры
и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления
здоровья школьников.



О недопустимости перегрузок обучающихся в школе (Письмо МО РФ
№ 220/11-13 от 20.02.1999);



Гигиенические требования к условиям реализации основной
образовательной программы начального общего образования (2009г.).

Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по физкультурноспортивному и оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению «Волейбол» может рассматриваться как
одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой
частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея
программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового
образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и
психического здоровья как необходимого условия социального благополучия
и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления
здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и
личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности
по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению
«Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на
осуществление следующей цели: укрепление здоровья, физического развития
и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и

совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ
спортивной техники избранного вида спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:


пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие
гармоническому физическому развитию занимающихся;



популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;



формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям
волейболом;



обучение технике и тактике игры в волейбол;



развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости);



формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;



воспитание моральных и волевых качеств.

Целью реализации основной образовательной программы является
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником
общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений,
навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями
ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он
представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется,
самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для
обучающихся 6 класса. Принадлежность к внеурочной деятельности
определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной
деятельности проводятся после всех уроков основного расписания,
продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной
площадке. Здоровье сберегающая организация образовательного процесса

предполагает использование форм и методов обучения, адекватных
возрастным возможностям занимающихся.
Таблица 1
Формы проведения занятия и виды деятельности
Однонаправленные занятия

Посвящены только одному из
компонентов подготовки
волейболиста: техникой, тактикой
или физической

Комбинированные занятия

Включают два-три компонента в
различных сочетаниях: техническая и
физическая подготовка; техническая
и тактическая подготовка;
техническая, физическая и
тактическая подготовка.

Целостно-игровые занятия

Построены на учебной
двухсторонней игре в волейбол по
упрощенным правилам, с
соблюдением основных правил.

Контрольные занятия

Прием нормативов у занимающихся,
выполнению контрольных
упражнений (двигательных заданий)
с целью получения данных об уровне
технико-тактической и физической
подготовленности занимающихся.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурноспортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует
возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию
личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровье
сберегающих практик.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни,

культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные,
личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные
действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает
достижение следующих результатов образования:


личностные результаты – готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности,
личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;



метапредметные результаты – освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные);



предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной
области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению, а также система основополагающих
элементов научного знания, лежащая в основе современной научной
картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является
формирование следующих умений:


Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);



В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как
поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» - является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:


Определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя, а далее самостоятельно.



Проговаривать последовательность действий.



Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного
задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в
дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.



Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала.



Учиться совместно с учителем и другими
воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды
на занятии.



Средством формирования этих действий служит технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:


Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятии.



Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всей команды.



Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания.

3. Коммуникативные УУД:


Умение донести свою позицию до других: оформлять свою
мысль. Слушать и понимать речь других.



Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и
следовать им.



Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).



Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:


осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для
жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по
причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся,

посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные
мероприятия;


социальная адаптация детей, расширение сферы общения,
приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной
деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному
здоровью.
II. Учебно-тематический план курса «Волейбол»
Тематическое планирование 5-7 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

Перемещения

4

2

Верхняя передача

3

3

Нижняя передача

3

4

Приём мяча

2

5

Подвижные игры и эстафеты

4

6

Физическая подготовка в процессе занятия

1

7

Индивидуальные тактические действия в защите

3

8

Закрепление техники верхней передачи

3

9

Закрепление техники нижней передачи

3

10

Верхняя прямая подача

2

11

Закрепление техники приёма мяча с подачи

2

12

Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра

4

13

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

34

2.1.1 Календарный учебный план на 1 год обучения 5-7 класс
№
п/п

месяц

1

09

число

Время
проведения
занятия

Форма занятия

Количество
часов

18:15-19:00

Рассказ, показ,
тренировка

1

Разучивание стойки игрока
(исходные положения).

спортзал

Текущий – по
результату

Рассказ, показ,
тренировка

1

Разучивание перемещения в
стойке приставными шагами:
правым, левым боком, лицом
вперёд.

спортзал

Текущий – по
результату

Рассказ, показ,
тренировка

1

Перемещение в стойке
приставными шагами: правым,
левым боком, лицом вперёд.

спортзал

Текущий – по
результату

Тренировка в парах

1

Двусторонняя учебная игра.

спортзал

Текущий – по
результату

Тренировка в парах

1

Разучивание сочетания
способов перемещений (бег,
остановки, повороты, прыжки
вверх).

спортзал

Текущий – по
результату

Тренировка в парах

1

Эстафеты с различными
способами перемещений.

спортзал

Текущий – по
результату

Тренировка в парах

1

Разучивание передачи сверху
двумя руками вперёд-вверх (в
опорном положении).

спортзал

Текущий – по
результату

19:05-19:50
2

09

18:15-19:00
19:05-19:50

3

09

18:15-19:00
19:05-19:50

4

09

18:15-19:00

тема

Место
проведения

19:05-19:50
5

10

18:15-19:00
19:05-19:50

6

10

18:15-19:00
19:05-19:50

7

10

18:15-19:00
19:05-19:50

Форма
контроля

8

10

18:15-19:00

Тренировка в парах

1

Разучивание верхней передачи
мяча у стены.

спортзал

Текущий – по
результату

Тренировка в парах

1

Игры, развивающие
физические способности.

спортзал

Текущий – по
результату

Тренировка в парах

1

Разучивание передачи снизу
двумя руками над собой.

спортзал

Текущий – по
результату

Тренировка в парах

1

Разучивание передачи снизу
двумя руками в парах.

спортзал

Текущий – по
результату

Тренировка в парах

1

Разучивание нижней прямой
подачи.

спортзал

Текущий – по
результату

Тренировка в парах

1

Двусторонняя учебная игра.

спортзал

Текущий – по
результату

Тренировка в парах

1

Развитие скоростных,
скоростно-силовых,
координационных
способностей, выносливости,
гибкости.

спортзал

Текущий – по
результату

Тренировка в парах

1

Разучивание приёма мяча
снизу двумя руками.

спортзал

Текущий – по
результату

Тренировка в парах

1

Эстафеты на закрепление и
совершенствование
технических приёмов и
тактических действий.

спортзал

Текущий – по
результату

Тренировка в парах

1

Разучивание приём мяча

спортзал

Текущий – по

19:05-19:50
9

10

18:15-19:00
19:05-19:50

10

11

18:15-19:00
19:05-19:50

11

11

18:15-19:00
19:05-19:50

12

11

18:15-19:00
19:05-19:50

13

11

18:15-19:00
19:05-19:50

14

12

18:15-19:00
19:05-19:50

15

12

18:15-19:00
19:05-19:50

16

12

18:15-19:00
19:05-19:50

17

12

18:15-19:00

19:05-19:50
18

01

18:15-19:00

01

18:15-19:00

1

Игры, развивающие
физические способности.

Текущий – по
результату

Тренировка в парах

1

Разучивание индивидуальных
тактических действия в
нападении, защите.

Текущий – по
результату

Тренировка в парах

1

Двусторонняя учебная игра.

Текущий – по
результату

Тренировка в парах

1

Эстафеты на закрепление и
совершенствование
технических приёмов и
тактических действий.

Текущий – по
результату

Текущий – по
результату
Текущий – по
результату
Периодический
результат

19:05-19:50

20

01

18:15-19:00

результату

Тренировка в парах

19:05-19:50
19

сверху двумя руками.

19:05-19:50
21

01

18:15-19:00
19:05-19:50

22

02

Тренировка

1

Игра в волейбол

23

02

Тренировка

1

Игра в волейбол

24

02

Соревнование

1

Соревнования посвященные
памяти Героя Советского
Союза И.И.Пушанина

25

03

Тренировка

1

Игра в волейбол

26

03

Тренировка

1

Игра в волейбол

27

03

Тренировка

1

Игра в волейбол

28

04

Тренировка

1

Игра в волейбол

29

04

Тренировка

1

Игра в волейбол

Текущий – по
результату
Текущий – по
результату
Текущий – по
результату
Текущий – по
результату
Текущий – по
результату

30

04

Тренировка

1

Игра в волейбол

31

04

Тренировка

1

Игра в волейбол

32

05

Тренировка

1

Игра в волейбол

33

05

Тренировка

1

Игра в волейбол

34

05

Соревнования

1

Соревнования между
школами

Итого

34

Текущий – по
результату
Текущий – по
результату
Текущий – по
результату
Текущий – по
результату
Итоговый
результат

2.2. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы
Учебно –тренировочные занятия по волейболу проводятся в спортзале
школы. Спортзал имеет отдельно е помещения для хранения игрового
инвентаря.
1. Спортзал
2. Сетка волейбольная – 1шт.
3. Мячи тренировачные – 3 шт.
4. Мячи волейбольные 3 шт.
Методическое обеспечение
1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и
методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. –
М.: Просвещение, 2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
2. Волейбол в школе. Пособие для учителя/В.А. Голомазов, В.Д. Ковалёв,
А.Г. Мельников. – М.: «Просвещение», 1976. 111с.
3. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детскоюношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских
школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный,
начальной подготовки, учебно-тренировочный). – М.: Советский спорт.
2005.-112с.
4. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной
подготовки, учебно-тренировочный). – М.: Советский спорт, 2005.
5. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура.
5–9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2011. 61с.
6. Справочник учителя физической культуры/П.А. Киселёв, С.Б.
Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011.
7. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физическая культура и
спорт, 1983.
8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –
2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования.

Словарь терминов и определений
Атакующий удар – технический приём, состоящий в перебивании одной
рукой мяча, находящегося выше верхнего края сетки, на сторону соперника.
Блокирование – действие игроков вблизи сетки для создания препятствия
перелёту мяча, летящего от соперников, осуществляемое поднятием рук
блокирующих выше верхнего края сетки.
Боковая линия – линия, ограничивающая ширину игровой площадки.
Выбор места – элемент тактического мастерства, заключающийся в умении
заранее определить своё местоположение для активного участия в атаке или
обороне.
Выпрыгивание вверх – прыжок вверх без разбега.
Движение – перемещение тела и его звеньев в пространстве и времени.
Двойное касание – игрок касается мяча дважды подряд или мяч касается
различных частей его тела последовательно.
Замена – действие, которым судья разрешает игроку покинуть площадку, а
другому игроку занять его место.
Зона подачи – участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии
волейбольной площадки.
Имитация – воспроизведение упражнения, чаще всего точное по форме, но
без значительных усилий.
Комбинация – заранее разученные и согласованные действия игроков при
создании лучших условий одному из спортсменов для завершения
результативной атаки.
Либеро – свободный защитник.
Линия нападения – линия волейбольной площадки, ограничивающая зону
нападения. Проводится на каждой из сторон площадки в 3 м от оси средней
линии и параллельно ей.
Лицевая линия – линия, ограничивающая длину игровой площадки.
Матчбол – очко, разыгрываемое в матче, выигрыш или проигрыш которого
может решить исход всего матча.
Обманный удар – несильный удар игрока в незащищённую часть площадки
после предварительной имитации сильного удара.
Партия – часть матча в волейболе, за время которого одна из сторон должна
набрать 25 очков (при преимуществе не менее чем в 2 очка).
Пас – передача мяча от одного партнёра к другому.
Передача мяча – технический приём, заключающийся в направлении
игроком мяча партнёру для развёртывания атакующих взаимодействий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».