МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Администрация Белинского района МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской области Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол №1 от 27.08.2024 г. Принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 28.08.2024 г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ «Утверждаю» Директор МОУ СОШ им. И.И.Пушанина с.Пушанина _____________Мирошкина Е.В. Приказ №93/12 от 30.08.2024 г. Сертификат: 638A34F353531F1C132557E79DBF1590 Владелец: Мирошкина Елена Викторовна Действителен: с 05.10.2023 до 28.12.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОБОТОТЕХНИКА» (для 5 классов) 2024-2025 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Использование конструктора LEGO EV3 позволяет создать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. В процессе работы с LEGO EV3 ученики приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных. Кроме того, работа в команде способствует формированию умения взаимодействовать с соучениками, формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи. LEGO EV3 обеспечивает простоту при сборке начальных моделей, что позволяет ученикам получить результат в пределах одного или пары уроков. И при этом возможности в изменении моделей и программ – очень широкие, и такой подход позволяет учащимся усложнять модель и программу, проявлять самостоятельность в изучении темы. Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS Education EV3 обладает очень широкими возможностями, в частности, позволяет вести рабочую тетрадь и представлять свои проекты прямо в среде программного обеспечения LEGO EV3. Цель курса: Изучение курса «Робототехника» на уровне основного общего образования направлено на достижение следующей цели: развитие интереса школьников к технике и техническому творчеству. Задачи: 1. Познакомить с практическим освоением технологий проектирования, моделирования и изготовления простейших технических моделей. 2. Развивать творческие способности и логическое мышление. 3. Выявить и развить природные задатки и способности детей, помогающие достичь успеха в техническом творчестве. Учебные материалы: 1. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 56 классов\ Д. Г. Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 292 с. 2. Набор конструкторов LEGO MINDSTORMS Education EV3 3. Программное обеспечение LEGO 4. Материалы сайта http://www.prorobot.ru/lego.php 5. Средства реализации ИКТ материалов на уроке (компьютер, проектор, экран) Общая характеристика курса Одной из важных проблем в России являются её недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас необходимо вести популяризацию профессии инженера. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес учащихся к области робототехники и автоматизированных систем. Также данный курс даст возможность школьникам закрепить и применить на практике полученные знания по таким дисциплинам, как математика, физика, информатика, технология. На занятиях по техническому творчеству учащиеся соприкасаются со смежными образовательными областями. За счет использования запаса технических понятий и специальных терминов расширяются коммуникативные функции языка, углубляются возможности лингвистического развития обучающегося. При ознакомлении с правилами выполнения технических и экономических расчетов при проектировании устройств и практическом использовании тех или иных технических решений школьники знакомятся с особенностями практического применения математики. Осваивая приемы проектирования и конструирования, ребята приобретают опыт создания реальных и виртуальных демонстрационных моделей. Подведение итогов работы проходит в форме общественной презентации (выставка, состязание, конкурс, конференция и т.д.). Для реализации программы используются образовательные конструкторы фирмы Lego, конструктор LEGO MINDSTORMS Education EV3. Он представляет собой набор конструктивных деталей, позволяющих собрать многочисленные варианты механизмов, набор датчиков, двигатели и микрокомпьютер EV3, который управляет всей построенной конструкцией. C конструктором LEGO MINDSTORMS Education EV3 идет необходимое программное обеспечение. Планируемый результат: Стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям, формировать навыки коллективного труда. Сформировать навыки конструирования и программирования роботов. Сформировать мотивацию к осознанному выбору инженерной направленности обучения в дальнейшем. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Введение (2ч.) Знакомство с миром Lego. История создания и развития компании Lego. Введение в предмет. Изучение материальной части курса. Конструирование (6ч.) Инструктаж по технике безопасности. Сборка опытной модели «АвтоБот». Конструирование полигона. Знакомство с программированием. Написание простейшего алгоритма и его запуск. Применение алгоритма и модели на полигоне. Повторение изученного. Развитие модели и сборка более сложных моделей. Программирование (9 ч.) История создания языка Lab View. Визуальные языки программирования Разделы программы, уровни сложности. Знакомство с RCX. Инфракрасный передатчик. Передача программы. Запуск программы. Команды визуального языка программирования Lab View. Изучение Окна инструментов. Изображение команд в программе и на схеме. Работа с пиктограммами, соединение команд. Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Составление программы. Сборка модели с использованием мотора. Составление программы, передача, демонстрация. Сборка модели с использование лампочки. Составление программы, передача, демонстрация. Линейная и циклическая программа. Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Знакомство с датчиками. Условие, условный переход. Датчик касания (Знакомство с командами: жди нажато, жди отжато, количество нажатий). Датчик освещенности (Датчик освещенности. Влияние предметов разного цвета на показания датчика освещенности. Знакомство с командами: жди темнее, жди светлее). Проектная деятельность в группах (16 ч.) Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Презентация моделей. Выставки. Соревнования. Повторение (1ч.) Повторение изученного ранее материала. Учебно-тематическое планирование № Наименование разделов и тем Всего Виды контроля часов 1 Введение в робототехнику 2 Опрос. 2 Конструирование 6 Проверочная работа 3 Программирование 9 Проверочная работа 4 Проектная деятельность в малых 16 Соревнования группах моделей роботов. Презентация групповых проектов 5 Повторение 1 Повторение. Опрос ВСЕГО 34 В результате изучения курса учащиеся должны: знать/понимать 1. роль и место робототехники в жизни современного общества; 2. основные сведение из истории развития робототехники в России и мире; 3. основных понятия робототехники, основные технические термины, связанные с процессами конструирования и программирования роботов; 4. правила и меры безопасности при работе с электроинструментами; 5. общее устройство и принципы действия роботов; 6. основные характеристики основных классов роботов; 7. общую методику расчета основных кинематических схем; 8. порядок отыскания неисправностей в различных роботизированных системах; 9. методику проверки работоспособности отдельных узлов и деталей; 10. основы популярных языков программирования; 11. правила техники безопасности при работе в кабинете оснащенным электрооборудованием; 12. основные законы электрических цепей, правила безопасности при работе с электрическими цепями, основные радиоэлектронные компоненты; 13. определения робототехнического устройства, наиболее распространенные ситуации, в которых применяются роботы; 14. иметь представления о перспективах развития робототехники, основные компоненты программных сред; 15. основные принципы компьютерного управления, назначение и принципы работы цветового, ультразвукового датчика, датчика касания, различных исполнительных устройств; 16. различные способы передачи механического воздействия, различные виды шасси, виды и назначение механических захватов; уметь 1. собирать простейшие модели с использованием EV3; 2. самостоятельно проектировать и собирать из готовых деталей манипуляторы и роботов различного назначения; 3. использовать для программирования микрокомпьютер EV3 (программировать на дисплее EV3) 4. владеть основными навыками работы в визуальной среде программирования, программировать собранные конструкции под задачи начального уровня сложности; 5. разрабатывать и записывать в визуальной среде программирования типовые управления роботом 6. пользоваться компьютером, программными продуктами, необходимыми для обучения программе; 7. подбирать необходимые датчики и исполнительные устройства, собирать простейшие устройства с одним или несколькими датчиками, собирать и отлаживать конструкции базовых роботов 8. правильно выбирать вид передачи механического воздействия для различных технических ситуаций, собирать действующие модели роботов, а также их основные узлы и системы 9. вести индивидуальные и групповые исследовательские работы. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Познавательная деятельность Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности. Информационно-коммуникативная деятельность Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Рефлексивная деятельность Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива. Список литературы 1. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 56 классов\ Д. Г. Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 292 с. 2. Блог-сообщество любителей роботов Лего с примерами программ [Электронный ресурс] / http://nnxt.blogspot.ru/2010/11/blogpost_21.html 3. Лабораторные практикумы по программированию [Электронный ресурс] http://www.edu.holit.ua/index.php?option=com_content&view= category&layout=blog&id=72&Itemid=159&lang=ru 4. Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и графический язык программирования роботов [Электронный ресурс] / http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=280#program_blocks 5. Примеры конструкторов и программ к ним [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nxtprograms.com/index2.html 6. Программы для робота [Электронный ресурс] / http://service.lego.com/en-us/helptopics/?questionid=2655 7. Учебник по программированию роботов (wiki) [Электронный ресурс] / 8. Материалы сайтов http://www.prorobot.ru/lego.php http://nau-ra.ru/catalog/robot http://www.239.ru/robot http://www.russianrobotics.ru/actions/actions_92.html http://habrahabr.ru/company/innopolis_university/blog/210906/STEMробототехника http://www.slideshare.net/odezia/2014-39493928 http://www.slideshare.net/odezia/ss-40220681 http://www.slideshare.net/odezia/180914-39396539 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 2 Раздел/ Тема Роботы. Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные направления применения роботов. Правила работы с конструктором LEGO Управление роботами. Методы общения с роботом. Состав конструктора LEGO MINDSTORMS EV3. Языки программирования. Среда программирования модуля, основные блоки. Кол-во часов № уроков Календарные сроки 5 класс 1 1 Планируемые результаты обучения Предметные результаты Универсальные учебные действия УУД Тема 1. Введение в робототехнику (2 ч) Иметь общие Регулятивные: представления о целеполагание – значение роботов в формулировать и жизни человека. удерживать учебную Знать правила работы задачу; с конструктором планирование – выбирать действия в соответствии с Знание понятия поставленной задачей и алгоритма, условиями ее реализации. исполнителя Познавательные: алгоритма, системы общеучебные – команд исполнителя использовать общие (СКИ) приемы решения Иметь общее представление о среде поставленных задач; Коммуникативные: программирования инициативное модуля, основных сотрудничество – ставить блоках. вопросы, обращаться за помощью, проявлять активность для решения коммуникативных задач Личностные результаты Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственноэтическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Виды контроля Беседа, Зачет по правилам работы с конструктором LEGO Индивидуальный , фронтальный опрос 3 4 5 6 Правила техники безопасности при работе с роботамиконструкторами. Правила обращения с роботами. Основные механические детали конструктора и их назначение. Модуль EV3. Обзор, экран, кнопки управления модулем, индикатор состояния, порты. Установка батарей, способы экономии энергии. Включение модуля EV3. Запись программы и запуск ее на выполнение. Сервомоторы EV3, сравнение моторов. Мощность и точность мотора. Механика механизмов и машин. Виды соединений и передач и их свойства. Сборка модели робота по инструкции. Программирование движения вперед по прямой траектории. Расчет числа оборотов колеса для прохождения 1 1 1 1 Тема 2. Конструирование (6 ч) Знание составных Регулятивные: частей универсального планирование – выбирать комплекта LEGO действия в соответствии с MINDSTORMS EV3 поставленной задачей и EDU и их функций. условиями ее реализации. Способность учащихся Познавательные: воспроизвести этапы общеучебные – умение сборки и ответить на самостоятельно выделять вопросы. и формулировать познавательную цель Знание назначение умение разделять кнопок модуля EV3. процессы на этапы, Умение составить звенья; выделение простейшую характерных причиннопрограмму по следственных связей. шаблону, сохранять и Коммуникативные: запускать программу инициативное на выполнение сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять Знание параметров активность во мотора и их влияние взаимодействии для на работу модели Иметь представление о решения коммуникативных задач видах соединений и передач. Способность учащихся воспроизвести этапы сборки и ответить на вопросы. Умение выполнить расчет числа оборотов колеса для Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности; актуализация сведений из личного жизненного опыта; формирование готовности к продолжению обучения с целью получения инженерного образования; освоение типичных ситуаций управления роботами. Нравственноэтическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Беседа Зачет по правилам техники безопасности Беседа, практикум Беседа, практикум Беседа, практикум заданного расстояния. 7 8 9, 10, 11, 12, 13 Датчик касания. Устройство датчика. Практикум. Решение задач на движение с использованием датчика касания. Датчик цвета, режимы работы датчика. Решение задач на движение с использованием датчика 1 Среда программирования модуля. Создание программы. Удаление блоков. Выполнение программы. 5 1 прохождения заданного расстояния. Умение решать задачи на движение с использованием датчика касания. Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – Знание влияние самостоятельно выделять предметов разного и формулировать цвета на показания датчика освещенности познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач управление коммуникацией – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Тема 3. Программирование (9 ч) Способность учащихся Регулятивные УУД: воспроизвести этапы планирование программирования и определение ответить на вопросы. последовательности промежуточных целей с учетом конечного Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственноэтическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Беседа, практикум Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности; актуализация сведений из личного Беседа, практикум Индивидуальный , собранная модель, выполняющая предполагаемые действия. 14, 15 16, 17 Сохранение и открытие программы. Счетчик касаний. Ветвление по датчикам. Методы принятия решений роботом. Модели поведения при разнообразных ситуациях. Программное обеспечение EV3. Среда LABVIEW. Основное окно Свойства и структура проекта. Решение задач на движение вдоль сторон квадрата. Использование циклов при решении задач на движение. 2 Умение использовать ветвления при решении задач на движение 2 Умение использовать циклы при решении задач на движение результата. Умение использовать различные средства самоконтроля (дневник, портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т.д.). Познавательные УУД: Умение Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ Коммуникативные УУД: Умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм, модули и т.д.), а также адекватно оценивать и применять свои жизненного опыта; формирование готовности к продолжению обучения с целью получения инженерного образования; освоение типичных ситуаций управления роботами. Нравственноэтическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Индивидуальный , собранная модель, выполняющая предполагаемые действия. Беседа, практикум 18 19 20 Измерение освещенности. Определение цветов. Распознавание цветов. Использование конструктора в качестве цифровой лаборатории. Измерение расстояний до объектов. Сканирование местности. 1 Сила. Плечо силы. Подъемный кран. Счетчик оборотов. Скорость вращения сервомотора. 1 1 способности в коллективной деятельности. Умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, установленными нормами. Умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения. Тема 4. Проектная деятельность (16 ч) Знание назначения и Регулятивные УУД: основных режимов планирование работы датчика цвета определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. умение вносить Знание назначение и необходимые дополнения основных режимов и изменения в ходе работы решения задач. ультразвукового Познавательные УУД: датчика. Формирование Умение выполнять системного мышления – расчеты при способность к конструировании рассмотрению и описанию подъемного крана. объектов, явлений, Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; освоение типичных ситуаций управления роботами, включая цифровую бытовую технику. формирование умения осуществлять Беседа, практикум Беседа, практикум Беседа, практикум 21 Мощность. Управление роботом с помощью внешних воздействий. Реакция робота на звук, цвет, касание. Таймер. 1 22 Движение по замкнутой траектории. Решение задач на криволинейное движение. 1 23 Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием нескольких разных видов датчиков. 1 24 Решение задач на выход из лабиринта. Ограниченное движение. 1 25 Проверочная работа №2 1 Умение программировать робота, останавливающегося на определенном расстоянии до препятствия Написание программы для движения по кругу через меню контроллера. Запуск и отладка программы. Написание других простых программ на выбор учащихся и их самостоятельная отладка. Написание программы для движения по контуру треугольника, квадрата. Робот, записывающий траекторию движения и потом точно её воспроизводящий Создание и отладка программы для движения робота внутри помещения и самостоятельно огибающего препятствия. Обобщение и процессов в виде совокупности более простых элементов, составляющих единое целое. осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем; Коммуникативные УУД: Умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм, модули и т.д.), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности. Умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других. Умение использовать информацию с учётом совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий, в том числе проектов. Индивидуальный , собранная модель, выполняющая предполагаемые действия. Индивидуальный , собранная модель, выполняющая предполагаемые действия. Индивидуальный , собранная модель, выполняющая предполагаемые действия. Индивидуальный , собранная модель, выполняющая предполагаемые действия. Проверочная по теме «Виды движений роботов» 26 Работа над проектами. Правила соревнований. 1 27 Соревнование роботов на тестовом поле. Зачет времени и количества ошибок 1 28 Конструирование собственной модели робота Конструирование собственной модели робота Программирование и испытание собственной модели робота. 1 31 32 33 Презентации и защита проекта «Мой уникальный робот» 3 34 Повторение. 1 29 30 1 1 систематизация основных понятий по теме «Виды движений роботов» Умение составлять план действий для решения сложной задачи Умение составлять план действий для решения сложной задачи конструирования робота Разработка собственных моделей в группах. Разработка собственных моделей в группах. Программирование модели в группах этических и правовых норм. Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: обще учебные – Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности Презентация моделей Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию Повторение (1 ч) работа №2 Самоопределение – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Нравственноэтическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы Соревнования Соревнования Решение задач (инд. и групп) Решение задач (инд. и групп) Решение задач (инд. и групп) Защита проекта Беседа Календарно-тематический план по «Робототехнике» (34 ЧАСА, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ) № Наименование темы 1 Роботы. Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные направления применения роботов. Правила работы с конструктором LEGO 2 Управление роботами. Методы общения с роботом. Состав конструктора LEGO MINDSTORMS EV3. Языки программирования. Среда программирования модуля, основные блоки. 3 Правила техники безопасности при работе с роботами-конструкторами. Правила обращения с роботами. Основные механические детали конструктора и их назначение. 5 Модуль EV3. Обзор, экран, кнопки управления модулем, индикатор состояния, порты. Установка батарей, способы экономии энергии. Включение модуля EV3. Запись программы и запуск ее на выполнение. Сервомоторы EV3, сравнение моторов. Мощность и точность мотора. Механика механизмов и машин. Виды соединений и передач и их свойства. 6 Сборка модели робота по инструкции. Программирование движения вперед по прямой траектории. Расчет числа оборотов колеса для прохождения заданного расстояния. 7 Датчик касания. Устройство датчика. Практикум. Решение задач на движение с использованием датчика касания. 4 8 Датчик цвета, режимы работы датчика. Решение задач на движение с использованием датчика 9 Среда программирования модуля. Создание программы. Удаление блоков. Выполнение программы. Сохранение и открытие программы. 10 Среда программирования модуля. Создание программы. Удаление блоков. Выполнение программы. Сохранение и открытие программы. 11 Среда программирования модуля. Создание программы. Удаление блоков. Выполнение программы. Сохранение и открытие программы. 12 Среда программирования модуля. Создание программы. Удаление блоков. Выполнение программы. Сохранение и открытие программы. Дата 13 Среда программирования модуля. Создание программы. Удаление блоков. Выполнение программы. Сохранение и открытие программы. 14 Счетчик касаний. Ветвление по датчикам. 15 Методы принятия решений роботом. Модели поведения при разнообразных ситуациях. 16 Программное обеспечение EV3. Среда LABVIEW. Основное окно. Свойства и структура проекта. 17 18 19 Решение задач на движение вдоль сторон квадрата. Использование циклов при решении задач на движение. Измерение освещенности. Определение цветов. Распознавание цветов. Использование конструктора в качестве цифровой лаборатории. Измерение расстояний до объектов. Сканирование местности. 20 Сила. Плечо силы. Подъемный кран. Счетчик оборотов. Скорость вращения сервомотора. Мощность. 21 Управление роботом с помощью внешних воздействий. Реакция робота на звук, цвет, касание. Таймер. 22 23 24 25 26 27 Движение по замкнутой траектории. Решение задач на криволинейное движение. Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием нескольких разных видов датчиков. Решение задач на выход из лабиринта. Ограниченное движение. Проверочная работа по теме «Виды движений роботов» Работа над проектами. Правила соревнований. Соревнование роботов на тестовом поле. Зачет времени и количества ошибок 28 29 30 31 Конструирование собственной модели робота Конструирование собственной модели робота Программирование и испытание собственной модели робота. Презентации и защита проекта «Мой уникальный робот» 32 Презентации и защита проекта «Мой уникальный робот» 33 Презентации и защита проекта «Мой уникальный робот» 34 Повторение.