МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Администрация Белинского района МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской области Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол №1 от 27.08.2024 г. Принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 28.08.2024 г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ «Утверждаю» Директор МОУ СОШ им. И.И.Пушанина с.Пушанина _____________Мирошкина Е.В. Приказ №93/12 от 30.08.2024 г. Сертификат: 638A34F353531F1C132557E79DBF1590 Владелец: Мирошкина Елена Викторовна Действителен: с 05.10.2023 до 28.12.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕННИС» (для 8-11 классов) 2024-2025 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по настольному теннису составлена на основании следующих нормативно - правовых документов: 1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 октября 2010 года № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений РФ». 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования». 5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Цель программы - изучение спортивной игры настольный теннис. Основными задачами программы являются: Укрепление здоровья; Содействие правильному физическому развитию; Приобретение необходимых теоретических знаний; Овладение основными приемами техники и тактики; Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы. Привитие учащимся организаторских навыков; Повышение специальной, физической, тактической подготовки учащихся по настольному теннису; Подготовка учащихся к районным и окружным соревнованиям; Рабочая программа рассчитана на условия школы, со стандартной базой для занятий физическим воспитанием и стандартным набором спортивного инвентаря, а также на традициях школы. Программа рассчитана на 34 ч в год - по 1 часу в неделю. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Настольный теннис развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества. Настольный теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи. Через усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся. В области физической культуры: - владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом и ракеткой, активное использование настольного тенниса в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; - владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по настольному теннису. Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета. Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по настольному теннису. В области познавательной культуры: - владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности настольного тенниса; В области нравственной культуры: - способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в настольном теннисе; - владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше. В области трудовой культуры: - умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. В области эстетической культуры: - умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений; - умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и непринужденно. В области коммуникативной культуры: - владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. В области физической культуры: - владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; - владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических действий в настольном теннисе, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности; - умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по настольному теннису. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Материал программы дается в трех разделах: - основы знаний; - общая и специальная физическая подготовка - техника и тактика игры; ОСНОВЫ ЗНАНИЙ 1. Соблюдение техники безопасности на занятиях настольного тенниса. 2. Краткий обзор состояния и развития настольного тенниса в России. 3. Влияние физических упражнений на строение и функции организма человека. 4. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсменов. 5. Правила соревнований по настольному теннису. ОБЩЯЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Является основой развития физических качеств, способностей, двигательных навыков игроков на различных этапах их подготовки. Поэтому большое внимание на занятиях настольного тенниса будет уделяться развитию двигательных качеств игроков и совершенствованию: силы, быстроты, выносливости, ловкости и координации движений. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Занимает очень важное место в тренировке теннисистов, поэтому будет уделяться большое внимание упражнениям, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества. ТЕХНИКА И ТАКТИКА ИГРЫ В этом разделе представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры. В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в различных соревнованиях. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ №п/п Содержание занятий Теоретические сведения 1. Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Оборудование и инвентарь. 1 2. Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности. Правила игры в настольный теннис. 1 Итого: 2 Практические занятия 1. Общая и специальная подготовка 10 2. Основы техники и тактики игры 20 3. Контрольные игры. 2 Итого: 32 Всего часов: 34 Изучаемый раздел, тема учебного Планируемые Ко лво час ов результаты Предметные результаты УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные) Личностные результаты 4 5 6 Уметь быть дисциплинир ованным на занятиях по теннису Познавательные: выполнение построений, организационных команд, разминки в движении, знакомство с настольным теннисом Проявление дисциплинир ованности, трудолюбия, упорства в достижении целей. материала 1 2 1 Введение в мир настольного тенниса. Техника безопасности при проведении занятий по настольному теннису. Стойка игрока. 3 1 Дата Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: контролировать действия партнера. 2 3 Краткий обзор 1 развития настольного тенниса в России. Передвижение шагами, выпадами, прыжками. Способы держания ракетки. Оборудование и 1 инвентарь. Исходное положение при подаче стойки теннисиста, основные положения при подготовке и выполнении основных приемов игры. Способы держания ракетки. Уметь занимать исходное положение и выполнять хватку ракетки Познавательные: выполнение построений, организационных команд, бега, разминки в движении, знакомство с настольным теннисом, хватка теннисной ракетки, теннисного мяча, способы перемещения. Проявлять координацию, внимание, быстроту и ловкость во время проведения игры Уметь управлять теннисной ракеткой, жонглировать Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя проявление учебных мотивов; предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольног о» типа Коммуникативные: контролировать действия партнера. П. Ф. 4 5 6 Гигиена и врачебный контроль. Перемещения близко у стола и в средней зоне. Правильная хватка ракетки и способы игры. 1 Правила игры в настольный теннис. Перемещения игрока при сочетании ударов справа и слева. Правильная хватка ракетки и способы игры. Удары по мячу 1 1 Уметь перемещаться вперед и назад Уметь подсчитывать ЧСС, определять степень утомления Уметь выполнять подачу открытой и закрытой сторонами ракетки 7 Удары по мячу 1 Уметь выполнять высоко далекие удары 8 Удары по мячу 1 Уметь выполнять мягкие удары перед собой Познавательные: выполнение построений, организационных команд, разминки в движении, способы перемещения, основы техники игры; подачи Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: контролировать действия партнера. Познавательные: выполнение построений, организационных команд, бега, разминки, подачи и удары Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя Познавательные: выполнение построений, организационных команд, бега, разминки, удары справа и слева открытой, закрытой стороной ракетки, контрольное выполнение подачи. Ориентация на содержательн ые моменты школьной действительн ости и адекватное осознанное представлени е о качествах хорошего ученика; Учебнопознавательны й интерес и способам решения поставленных задач проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий; проявление учебных мотивов; Активно включаться в работу, проявлять смекалку и сообразитель ность Ориентация на содержательн ые моменты школьной действительн ости и адекватное осознанное представлени е о качествах хорошего 9 Удары по мячу 1 Уметь самостоятель но выполнять физические упражнения на развитие двигательных качеств 10 Подачи. 1 Уметь выполнять подачи 11 Подачи. 1 Уметь выполнять подачу разной траектории Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя ученика; Познавательные: выполнение построений, организационных команд, бега, разминки, плоской подачи, коротким ударам. Активно включаться в общение со сверстниками на принципах уважения, доброжелател ьности Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственнос ть, причины неудач Проявлять качества быстроты и координации при выполнении беговых упражнений 12 Подачи. 1 Уметь подавать подачу и выполнять удары Познавательные: выполнение построений, организационных команд, бега, разминки, учебной игры Учебнопознавательны й интерес и способам решения поставленных задач 13 Подачи. 1 Уметь самостоятель но выполнять физические упражнения на развитие двигательных Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; Активно включаться в работу, проявлять смекалку и сообразитель ность качеств осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя Коммуникативные: контролировать действия партнера. 14 15 Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева. Удар без вращения мяча (толчок) слева, слева. 1 Уметь наносить удары справа 1 Уметь быстро перемещения м Р.: использовать игровые действия настольного тенниса для развития физических качеств. П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий. К.: соблюдать правила безопасности. 16 17 Удар без вращения мяча (толчок) слева, слева. Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева. 1 1 Уметь выполнять удар без вращения Уметь самостоятель но выполнять физические упражнения на развитие двигательных качеств Р.: использовать игру настольный теннис в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий Стремление преодолевать себя Анализироват ьи сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивост ьв достижении цели, Проявлять трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей Подводить самостоятель ный итог занятия; анализироват ьи систематизир овать полученные умения и навыки. 18 Удар « накат» справа и слева на столе. 1 Уметь выполнять удар «накат» Р.: использовать игры в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий. 19 Удар « накат» справа и слева на столе. 1 Уметь последовател ьно выполнять подачу и удары 20 Удар « накат» справа и слева на столе. 1 Уметь выполнять удары «накат» справа 21 Удар « накат» справа и слева на столе. 1 Уметь выполнять удары «накат» слева на столе 22 Выбор позиции. 1 Уметь быстро занимать исходное положение и выполнять удары в зависимости от полёта теннисного мяча Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственнос ть, причины неудач Проявлять правильно взаимодейств овать с другими людьми (терпимо, имея взаимовыруч ку и т.д.); Р.: уважительно относиться к партнеру. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий теннисиста Р.: выполнять правила игры. П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий. К.: соблюдать правила Активно включаться в общение со сверстниками на принципах уважения, доброжелател ь-ности Воспитывать в себе волю к победе Формировани е социальной роли ученика. Формировани е положительн ого отношения к учению 23 Выбор позиции. 1 Уметь быстро принимать решение,, выполнять технически правильно безопасности. Проявлять координацию, внимание, быстроту и ловкость во время проведения игры. 24 Игра в «крутиловку» вправо и влево. 1 Уметь выполнять мягких удары с перемещений вперед Р.: уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. Активно включаться в общение со сверстниками на принципах уважения, доброжелател ь-ности 25 Игра в «крутиловку» вправо и влево. 1 Уметь выполнять мягкие удары с перемещение м вперед 26 Свободная игра на столе. 1 Уметь выполнять подачу, нападающий удар, мягкий удар (подставка) 27 Свободная игра на столе. 1 Уметь работать в группе, исправлять ошибки одноклассник ов 28 Игра на счет из одной, трех партий. 1 Уметь работать в группе, исправлять ошибки одноклассник П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игрой деятельности. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий настольного тенниса Позн. уметь использовать наглядные модели; Находит ответы на вопросы, используя свой собственный опыт и различную информацию; Регул. принимать учебную задачу; осуществлять контроль по образцу; Коммун. формулировать собственное мнение; Активно включаться в общение со сверстниками на принципах уважения, доброжелател ь-ности Стремление к победе, умение достойно проигрывать Формировани е потребности к ЗОЖ Проявлять координацию, внимание, быстроту и ловкость во время ов 29 Игра на счет из одной, трех партий. 1 Уметь самостоятель но играть в настольный теннис , соблюдая правила игры 30 Тактика игры с разными противниками. 1 Уметь самостоятель но играть в настольный теннис , соблюдая правила проведения игры Позн. уметь использовать наглядные модели; Находит ответы на вопросы, используя свой собственный опыт и различную информацию; Регул. принимать учебную задачу; осуществлять контроль по образцу; Проявлять стремление к победе в игре Воспитывать в себе волю к победе Коммун. формулировать собственное мнение; игры 31 Тактика игры с разными противниками. 1 Уметь самостоятель но играть в настольный теннис, соблюдая правила Проявлять координацию, силу во время выполнения физических упражнений игры 32 33 Основные тактические варианты игры. Основные тактические варианты игры. 1 1 Уметь осуществлять самоконтроль при выполнении физических упражнений Уметь выполнять специальные упражнения для проверки освоения техники Позн. понимание и принятие цели. включаться в творческую деятельность под руководством учителя; Проявлять координацию, силу во время выполнения физических упражнений Регул. Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учи телем; Коммун. задавать вопросы; Стремление к физическому совершенству : развитие и укрепление правильной осанки, координации 3435 Соревнования по настольному теннису 1 Уметь реально оценивать свои физические возможности Р.: уважительно относиться к партнеру. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий . Активно включаться в работу, проявлять смекалку и сообразитель ность Требования к уровню подготовки Знать: - технику безопасности на занятиях настольного тенниса. - историю развития настольного тенниса в России. - влияние физических упражнений на строение и функции организма человека. - гигиену, закаливание, режим и питание спортсменов. - правила соревнований по настольному теннису. Уметь: - свободно обращаться с ракеткой и мячом, уверенно ловить мяч руками с отскока и с лета, катать мячи руками и ракеткой по различным направлениям (линия, диагональ), останавливать ракеткой катящийся мяч, уверенно выполнять «чеканку» (отбивания мяча от пола), подбивать мяч на ладонной и тыльной сторонах ракетки, контролируя при движении высоту и вертикальное направление отскока мяча; - выполнять имитацию ударов срезкой справа и слева с правильным балансом, показывать расположение точки контакта, делать окончание удара с поднятым локтем на уровне плеч; - выполнять серии розыгрышей ударами срезкой друг с другом в паре только справа или только слева с акцентом на: а) технику исполнения, б) удержание мяча в игре; - перемещаться в стороны от центра стола на 2-3 шага и играть с чередованием ударов срезкой справа – слева; - уверенно выполнять удары срезкой в средней точке полета мяча в правильной стойке; - иметь представление о правилах игры и способе начисления очка при игре на счет; - активно сотрудничать с другими детьми на занятии, проявлять положительные эмоции при двигательной активности. Демонстрировать: - технические и тактические действия игры настольный теннис, применять их в игровой и соревновательной деятельности; Литература: 1. Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2010 2. А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 2004 3. Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 2004 4. Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхневолжское книжное издательство, 2005 5. О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000 6. О.В.Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном, М.:РГАФК, 2006 7. С.Д.Шпрах. У меня секретов нет. М.: Советский спорт, 2002 8. Бубэх. и др: Тесты в спортивной практике. М., 2004