Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» 1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района

МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района
Пензенской области
Рассмотрено на заседании
методического объединения
Протокол №1 от 27.08.2024 г.

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 28.08.2024 г.

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
_____________Мирошкина Е.В.
Приказ №93/12 от 30.08.2024 г.

Рабочая программа
учебного курса «Краеведение»
для обучающихся 1-4 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
учебного курса «Краеведение» на уровне начального общего
образования (далее – Программа) составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ
Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100) , ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
результатов освоения Программы начального общего образования, Примерной программы
воспитания.
С целью реализации принципов формирования единого образовательного
пространства и преемственности содержания образовательных программ начального общего
и основного общего образования содержание Программы распределено по модулям,
которые интегрируют знания о родном языке и литературе, истории, географии, искусстве, о
природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствуют
потребностям и интересам детей младшего школьного возраста.
Программа направлена на достижение целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания)
родного края; освоение естественно-научных, краеведческих, нравственно-этических
понятий, представленных в содержании данного курса внеурочной деятельности;
 формирование соответствующей внутренней позиции личности младшего
школьника, умений и навыков социальной коммуникации, необходимых ему для
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных
задач:
 формирование у младших школьников представлений об уникальности природных,
этнокультурных и социокультурных особенностях родного края наоснове принятия
гуманистических норм жизни;
 формирование у младших школьников умений и навыков применять
полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с
поисково- исследовательской деятельностью, так и с творческим использованием
приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
 формирование способности младших школьников к социализации, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
 формирование у младших школьников патриотизма и гражданственности на основе
принятия ценности «малой родины»;
 достижение личностных результатов через готовность младших школьников к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, формирование
мотивации
к
целенаправленной
социально
значимой
деятельности,
сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Понятие «родной край» есть ценность, отражающая географические, культурноисторические, экономические, национальные особенности Пензенской области. При
изучении краеведения происходит осознание родного края в качестве дома, что
способствует выработке стратегии поведения, направленной на сохранение среды
обитания и в ней себя самого.
Существенное место в изучении родного края занимают исторические вопросы. Во
всем многообразии и полноте отразить исторические вопросы помогает материал, который

включает в себя сведения об истории возникновения Пензенской области, города Пензы и
других населённых пунктах региона, геральдике, героическом прошлом людей,
традиционных ремёслах, народных играх, праздниках. Важной составляющей содержания
являются источники субъектного опыта младших школьников, которые представлены
биографией
родственников
(влияние
семьи,
национальной,
социокультурной
принадлежности), взаимоотношением с миром вещей и людей. При изучении краеведения
необходимо рассматривать вопросы о семейных традициях, династиях, о судьбе семьи в
судьбе родного края.
Литературные, художественно-эстетические, этнографические вопросы в содержании
программы курса способствуют формированию чувственного опыта у обучающихся, через
переживание, перевоплощение, перевоссоздание различных моделей культуры.
Эти знания необходимы младшему школьнику для выстраивания собственного мира
ценностей, для овладения творческими способами решения проблем, для открытия
рефлексивного мира собственного «Я» посредством изучения фольклора родного края
(потешек, загадок, считалок, поговорок, колыбельных, сказок и др.) и декоративноприкладного искусства. Особое значение при определении сущности знакомых младшим
школьникам объектов и явлений, причин их существования и предназначения в жизни
человека имеют вопросы топонимики, изучающий географические названия, их
происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и
произношение.
Обязательной частью содержания краеведческого образования выступает
нравственный компонент. При изучении краеведения необходимо учитывать, что
нравственное формирование личности может происходить только в процессе активной
интерпретации и реконструкции накопленного предшествующими поколениями
социального опыта, существующего в виде образцов, где воплощены продукты
созидательной деятельности человека во всех областях культуры. Вступая в общение с
образом личности другой исторической эпохи посредством ее творческого, героического
наследия, обучающийся открывает для себя возможность осознания своей жизни как
«нравственно ответственной», включенной в трагедии и события другого времени. В связи,
с чем важным обстоятельством в краеведческом образовании выступает знакомство
младших школьников с деятельностью людей своего края, их взглядами, убеждениями,
нравственными позициями.
Существенным обстоятельством при изучении родного края выступает реализация в
виде личностных смыслов школьника такого ценностного объекта как природа. Статус
самостоятельной ценности получает природа в силу своей уникальности, единственности и
неповторимости. Природоведческие вопросы и этнокультурные ценности лежат в
содержании краеведческого образования и позволяют формировать у обучающихся
экологические нормы поведения, современное экологическое сознание.
На основе интегрированного содержания формируется представление о единстве и
многообразии социокультурного пространства, о природном, культурном, социальном
своеобразии родного края, о родном крае как неотъемлемой части Российской Федерации,
ее природы, культуры, истории.
Тематическое планирование включает название раздела (темы) с указанием количества
академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного модуля,
характеристику основных видов деятельности обучающихся, в том числе с учётом
рабочей программы воспитания, возможность использования по этой теме электронных
(цифровых) образовательных ресурсов, являющимися учебно­методическими материалами в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ,
содержание которых соответствует законодательству об образовании.
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, позволяющий наиболее
полно учитывать основные психологические условия и механизмы процесса учения,
структуру учебной деятельности, адекватную современным приоритетам российского
модернизирующегося образования и основывающийся на принципе диалогичности, в

процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией,
обсуждения разных точек зрения и т.п.. В деятельностном подходе обосновано положение,
согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления эмпирический или теоретический. Системно-деятельностный подход обеспечивает
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и
конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебнопознавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с
учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся.
Коммуникативный подход к преподаванию курса «Краеведение» на уровне начального
общего образования предполагает организацию коммуникативной деятельности
обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности,
принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить
адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии.
Примерная программа курса разработана с учётом рекомендаций Примерной
программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие обучающегося. Это проявляется:
 в приоритете личностных результатов реализации программы, нашедших своё
отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
 в возможности включения младших школьников в деятельность, организуемую
образовательной организацией в рамках модулей программы воспитания;
 в интерактивных формах занятий для младших школьников, обеспечивающих
большую их вовлечённость в совместную с педагогом, родителями (или лицами их
заменяющими) и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе
детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается
Примерной программойвоспитания.
Предлагаемая Программа представляет собой рекомендацию для педагогов,
общеобразовательных организаций (ФЗ «Об образовании в РФ» ч.7.2 ст.12).
Представленное
в
Программе
планирование
является
примерным,
и
последовательность изучения тематики по модулям курса «Краеведения» может
варьироваться. Курс «Краеведение»
состоит
из
четырех
модулей:
«История
Пензенского края», «Литература и культура Пензенского края»,
«География Пензенского края», «Экология Пензенского края».
При конструировании планируемых результатов учитываются цели и задачи курса,
требования, которые представлены в стандарте и программе воспитания, и специфика
содержания каждого модуля. Общие результаты содержат перечень личностных,
метапредметных и предметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся по
результатам изучения курса.
Общее число часов, отведённых на изучение курса внеурочной деятельности
«Краеведение» на уровне начального образования, —68 ч (один час в неделю в каждом
классе): 2 класс — 34 ч, 3 класс — 34 ч.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ»
2 КЛАСС (34 ч)
Модуль «История Пензенского края»
Моя малая родина. История села, района, города как части Пензенской области, герб,
главные улицы, памятники, достопримечательности.
Пенза - главный город нашего края. «Пенза – город-крепость». Острог, воевода, посад,
слобода, купец.

Народные традиции. Традиционные ремёсла моего края. Традиции изготовления глиняной
игрушки села Абашево Пензенской области. Ларион Зоткин, свистульки, образы
причудливых и фантастических животных и птиц, роспись абашевской игрушки, значение
цвета, дом-музей абашевских мастеров.
Народные игры и праздники. Содержание и правила народных игр: «Золотые ворота»
(русская народная игра), «Ветер-ветерки» (мордовская народная игра),
«Хлопушки» (татарская народная игра), «Луна или солнце» (чувашская народная игра) и др.
Люди земли Пензенской. Твои знаменитые земляки – «память потомков». Знаменитые
земляки- поэты и писатели (Лермонтов М.Ю., Куприн,А.И., Белинский В.Г. и др.),
защитники отечества (Д.Ф. Теличко,А. Максутов, А.И.Милюков и др.).
Героическое прошлое наших земляков. Значимые события истории родного края.
Модуль «Литература и культура Пензенского края»
Душа народа в фольклоре. Фольклорные посиделки. Малые народные жанры: потешки,
загадки, считалочки, поговорки, побасёнки, заклички, колыбельные. Нравственные
ценности, идеи, традиции, быт и культура. Роль интонации при выразительном чтении.
Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Многоцветье народных сказок Пензенского края. Театрализация народных сказок
Пензенской области. Мордовская народная сказка: «Благодарный медведь», татарская
народная сказка: «Бедняк и два бая»; чувашская народная сказка «Кот и Воробей» и др.
Родная природа в произведениях писателей и художников Пензенского края. Знакомство с
художественными произведениями (на выбор): Д.Д. Злобина
«Родное», Л.И. Терёхина (Дорошина) «Тучковка», Г.Е. Горланов «Зимние сны», М.И.
Кириллов «Яблочный спас», Б.В. Милавин «Инра», Ф.Н. Ракушин «Кипрей». Д.Л. Сысоев
«Антоновка», И.В. Попова «Хозяин лугов», «Иван-чай» и др.
Писатели нашего края о детях и для детей. Мищенко В.Д. «Сестренка», «Рыжик». О
подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества в различных видахискусства. В.Т.
Горшунов «А у нас Победа!», произведения художников: И.В.Поповой «Радость
великой Победы», Ю.К. Бельдюсева «А мы из Пензы»; Н.М.,Сидорова и А.С. Король из
серии «Пенза и пензенцы» «Открытие памятникаПобеды в г. Пензе»
Культурное наследие Пензенской области. «Золотые россыпи Присурья» - каменная
архитектура и деревянное зодчество - экскурс. Памятники архитектуры своего
района/города (усадьбы, церкви, монастыри).
Духовная сокровищница. ГБУК «Пензенский государственный краеведческий музей», музей
народного творчества - отдел ГБУК «Пензенский краеведческий музей»; МБУК «Музей А.Г.
Малышкина Мокшанского района Пензенской области»; МБУК «Музей народного
творчества Спасского района Пензенской области».
Модуль «География Пензенского края»
Географические объекты Пензенской области. Физическая карта Пензенской области.
Интерактивная карта Пензенской области с административно- территориальным делением.
Населённые пункты, географические объекты Пензенской области.
Растительный мир Пензенской области. Деревья, кустарники, травы Пензенской области.
Животный мир Пензенской области. Звери, птицы, насекомые Пензенской области.
Какого мы роду- племени: народы Пензенской области. Национальный составсвоего класса.
Кругом родные всё места. Водные памятники природы Пензенской области: озёраи родники.
Исток Хопра.
Модуль «Экология Пензенского края»
Возьмём под защиту. Красная книга Пензенской области.
Будь другом всему живому. Экологические проблемы Пензенской области. Этические

правила экологического потребления и поведения.
Студия «ЭКОМЕДИА». Наш край сегодня. Экологические проблемы своего
города/села/улицы. Составление экологической сказки, агитплаката/фотоколлажаи др.
Мастерская «ЭКОАРТ». Вторая жизнь» пластиковых крышек и бутылок.

3 КЛАСС (34 часа)
Модуль «История Пензенского края»
Здесь мой дом. Геральдика, язык геральдики, герб и флаг г. Пензы и Пензенской области,
гербы районов Пензенской области.
Пенза – главный город нашего края. Сторожевые башни, дозорная площадка, колокол,
соборная церковь Всемилостивого Спаса, Воеводский двор, приказная изба и т.д.
Традиционные ремёсла моего края. Стекольный промысел, лозоплетение, керамический
промысел, ковроткачество, золотое шитьё, вышивка, вязание, пуховязание, художественная
ковка металла, резьба по дереву, валяльный промысел, шитьё костюмов, соломенная
игрушка, музей народного творчества.
Твои знаменитые земляки – «память потомков». Знаменитые земляки: Бурденко Н.Н.,
Савицкий Г.К., Лентулов А., Мейерхольд В.Э., Радищев А.Н., Пацаев В.И., Аблязин Д.М.,
Самокутяев А.М.и др.
Героическое прошлое наших земляков. Знаменитые земляки герои: Кижеватов А.М.,
Пушанин И.И., Махалин А.Е. Страницы истории: биография героев, ихподвиг.
Модуль «Литература и культура Пензенского края»
Топонимика в устном народном творчестве. Легенды и предания народов Пензенской
области о происхождении названий рек, озёр, городов, деревень. (Например, «Почему Сура
так называется?», «О селе Шнаеве», «Как Пётр I мордвина окрестил», «Почему Поим так
называется?» и др.
Родная природа в произведениях писателей и художников Пензенского края. Д. Злобина
«Горит рябина под окном» - Ф.В. Сычков «Под рябиновым кустом»; М.П. Смирнова
«Стариков родник» - Д.Л. Сысоев «Яблони в цвету».
Писатели нашего края о детях и для детей. А.И. Куприн «Ральф» (в сокращении),
«Бальт» (в сокращении); Л.И. Терехина (Дорошина) «Найда». О подвигах, о доблести, о славе
защитников Отечества в различных видах искусства. А.П. Анисимова «Песня про разведчика
Рябова», О.М. Савин «Ночь», В.А. Кижняев «Горсть земли»; произведения художников:
Ю.К. Бельдюсова «А мы из Пензы», Г.В. Панкова - фронтовые зарисовки, картины Г.В.
Жакова из серии «Пензенцы – герои Советского союза».
Золотые россыпи Присурья» - каменная архитектура и деревянное зодчество – экскурс.
Памятники архитектуры регионального значения (усадьбы, церкви, монастыри) по выбору.
Духовная сокровищница. Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда», Театр доктора
Дапертутто; Кукольный дом, театр юного зрителя; Драматический театр им. А.В.
Луначарского и др. Игра «Учимся читать афиши и покупать билет онлайн».
Модуль «География Пензенского края»
Географические объекты Пензенской области. Местоположение, площадь, численность
населения и т.д. одного из населённых пунктов. Водоёмы: местоположение, площадь,
глубина, растения и животные.
Пройдись по Пензенскому краю. Составление путеводителя по своему городу/районному
центру/селу с указанием географических объектов местности, выбранных для посещения.
Растительный мир Пензенской области. Деревья, кустарники, травы Пензенской области.
Животный мир Пензенской области. Звери, птицы, насекомые Пензенской области. Какого
мы роду- племени: народы Пензенской области. Национальный состав своего района/города.

Памятники природы родного края. Ахунский дендрарий, Морозовский дендрарий,
Белокаменный парк, Ботанический сад им. И.И. Спрыгина.
Модуль «Экология Пензенского края»
Заповедные места, заказники моего края. Заповедник «Приволжская лесостепь».
Назначение, особенности. Флора и фауна.
Возьмём под защиту. Животные и растения Пензенской области, занесённые вКрасную
книгу России.
Будь другом всему живому. Бездомные животные. Причины, опасности, помощь,
питомники, волонтёрство. Забота о домашних питомцах.
Студия «ЭКОМЕДИА» Наш край сегодня. Экологический мини-проект «Жизнь встиле
ЭКО. Один день из жизни третьеклассника».
Мастерская
«ЭКОАРТ».
«Учимся
у природы»
(создание
экологическихукрашений).
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
«КРАЕВЕДЕНИЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСА

В младшем школьном возрасте многие психические и личностные новообразования
находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап их развития. Это
происходит индивидуально в соответствии с возможностями ребёнка, темпом его
обучаемости, особенностями социальной среды, в которой он живёт, поэтому выделять
планируемые результаты освоения программы курса «Краеведение» в области личностных
и метапредметных достижений по годам обучения нецелесообразно. Исходя из этого,
планируемые результаты начинаются с характеристики обобщённых достижений в
становлении личностных и метапредметных способов действий и качеств субъекта учебной
деятельности, которые могут быть сформированы у младших школьников к концу
обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения курса "Краеведение" характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в
части:
Гражданско-патриотического воспитания:
1) становление ценностного отношения к своей малой родине; понимание
естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
2) осознание своей этнокультурной и гражданской идентичности в форме осознания
«Я» как члена семьи, представителя своего населенного пункта, Пензенской области,
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за Родину, свой родной край,
населенный пункт, народ и историю родного края, осознание ответственности человека за
общее благополучие родного края и родной страны;
3) сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края; проявление
интереса к истории и многонациональной культуре своей малой родины, уважения к своему
и другим народам;
4) освоение содержания традиций культуры родного края, выраженной в её
архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве.
Духовно-нравственного воспитания:
1) проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
2) принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и

правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
3) применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре и другим
видам искусства, которыми славится родной край, восприимчивость к традициям и
творчеству народов, населяющих Пензенскую область, готовность выражать своё
отношение в разных видах художественной деятельности;
Формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
1) выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
2) приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания.
Экологического воспитания:
1) осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе родного края, неприятие действий, приносящих
ей вред;
2) художественно-эстетическое наблюдение природы родного края и её образа в
произведениях искусства.
Ценности научного познания:
1) ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира;
2) осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Базовые логические действия:
1) понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироваться
в изменяющейся
действительности;
2) сравнивать объекты окружающего мира родного края, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии;
3) выявлять недостаток информации для решения практической задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
1) проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения за явлениями/объектами природы родного края;
2) определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
3) формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных
ситуациях;
4) проводить по предложенному плану несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина следствие);
5) формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (исследования).

3) Работа с информацией:
1) использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом практической задачи;
2) согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
3) находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
4) читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
5) соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в Интернет (с помощью учителя);
6) анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию
в соответствии с практической задачей;
7) фиксировать полученные результаты в текстовой форме (выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
1) в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
2) признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
3) соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
4) использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
5) создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
6) конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
7) находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
8) готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
1) Самоорганизация:
а) планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
б) выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
а) осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
б) находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои
действия при необходимости (с небольшой помощьюучителя);
в) предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и
жизни.
3) Самооценка:
а) объективно оценивать результаты своей деятельности;
б) оценивать
целесообразность
выбранных
способов
действия,
принеобходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
1) понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной

(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе работы с краеведческим
материалом);
2) коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
3) проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
4) выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участиявзрослого;
5) ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ







К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
Модуль «История Пензенского края»:
узнавать символику (гимн, герб, флаг) своего региона;
проявлять уважение к традициям своего народа и других народов Пензенской
области,
приводить примеры изученных игр, традиций, обычаев и праздников народов
родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края;
приводить примеры знаменитых людей родного края;
приобретать представление о глиняной игрушке одного из народных
художественных промыслах родного края (абашевская игрушка) и опыт
практической художественно деятельности по мотивам игрушки данного промысла
(освоить приёмы и последовательность лепки игрушки в традициях абашевских
мастеров; выполнить в технике лепки фигурку сказочного зверя);

Модуль «Литература и культура Пензенского края»:
 называть произведения писателей Пензенского края о родной природе;
 находить в фольклоре и литературных произведениях писателей-земляков отражение
нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, населяющих
территорию Пензенской области;
 с уважением относиться к достижениям музыкальной и художественной культуры
родного края;
 описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные
объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
 вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные
впечатления, организованные педагогом;
 осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения
архитектурных построек родного края, имеющих культурную ценность;
 приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений художниковпейзажистов и музыкантов родного края с уважением относиться к достижениям
музыкальной и художественной культуры Пензенской области;
 описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные
объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
 использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в
соответствии задачей занятия (в том числе и безопасные информационные ресурсы).








Модуль «География Пензенского края»:
находить на карте России свой регион и его главный город;
получать
представление
о населённых
пунктах
Пензенской
области,особенностях растительного и животного мира разных районов своего края;
описывать памятники природы Пензенской области;
распознавать изученные объекты окружающего мира родного края по ихописанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить несложные наблюдения за памятниками природы родного края;
осуществлять
под
руководством
учителя
элементарную
проектнуюдеятельность (в малых группах) по объектам животного мира родного края.

Модуль «Экология Пензенского края»:
 находить информацию о представителях флоры и фауны родного края, нуждающихся
в защите;
 соблюдать правила нравственного поведения на природе;
 оценивать примеры положительного и негативного отношения человека к объектам
природы родного края;
 вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления,
организованные педагогом;
 осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность (в
малых группах) по экологическому стилю жизни: разрабатывать замысел, искать пути
его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
 приобретать опыт преобразования бытовых подручных нехудожественных
материалов в художественные изображения и поделки;
 сочинять по аналогии с прочитанным (экологические сказки) для своих
одноклассников или учеников 1 класса;
 составлять рассказ на заданную тему в соответствии с задачей занятия.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:












Модуль «История Пензенского края»:
узнавать символику своего региона;
различать геральдику районов Пензенской области;
создавать эскиз макета крепости Пенза или участвовать в коллективной работе по
созданию такого макета;
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию
изученные и распространённые в крае ремёсла;
проявлять интерес и уважение к людям, прославившим Пензенскую область (врачам,
учителям, художникам, музыкантам, режиссёрам, космонавтам, спортсменам и др.).
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на
основе полученных знаний и умений;
использовать возможности компьютера и информационно- коммуникационных
технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих,
творческих и проектных заданий.
Модуль «Литература и культура Пензенского края»:
приводить примеры произведений фольклора разных народов Пензенской области;
приводить примеры уникальных памятников культуры родного края;



собирать информацию о происхождении названий географических объектов
Пензенской области;

рассматривать и анализировать архитектурные постройки своего города (села),
приобретать представления, аналитический и эмоциональный опыт восприятия наиболее
известных памятников архитектуры Пензенской области (в том числе, на основе
фотографий, телепередач и виртуальных путешествий), уметь обсуждать увиденные
памятники;

приводить примеры достопримечательностей родного края и его столицы.
Модуль «География Пензенского края»:
 приводить примеры уникальных памятников природы родного края;
 находить сходства и различия во внешнем виде, костюмах, предметах
интерьера и бытовых принадлежностей у людей разных национальностей своего
края, проявлять уважение к ним.
Модуль «Экология Пензенского края»:

соблюдать правила нравственного поведения на природе и отношения к животным;

называть черты экологического образа жизни, объяснять важность ихсоблюдения;
выбирать формы поведения, которые обеспечивают экологическое поведение.

2 КЛАСС (34 ЧАСА)
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы курса

Количест Программное
во часов содержание

Виды деятельности

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль «История Пензенского края»
1.

Моя малая родина.
Здесь мой дом.

1

История села, района,
города как части
Пензенской области,
герб, главные улицы,
памятники,
достопримечательности
.

Экскурсия (в том числе и
виртуальная), просмотр
иллюстраций, видеофрагментов и
других
материалов о родном крае, труде
людей;
Составление сообщения/ минипроекта (при помощи взрослых
«Родной город/село – частица
России».
Работа с использование
дополнительных источников
информации (литературы,
Интернет);
Дидактические игры по теме.

«Добро пожаловать в
Пензенскую область».
Фильм первый
https://www.youtube.com/watc
h?v=AzzjQoDVQF0
Дидактическая игра по теме
Герб
https://learningapps.org/view1
2883527

Дидактическая игра по теме

«Все ли
достопримечательности
города Пензы вы
знаете?»
https://learningapps.org/vi
ew12857139

13

Дидактическая игра с
возможностью играть одному
или с друзьями

https://learningapps.org/vi
ew14608669

2.

Пенза - главный город
нашего края.

1

3.

Народные традиции.
Традиционные ремёсла
моего края.

2

4.

Народные игры и
праздники.

1

«Пенза – городкрепость». Острог,
воевода, посад,
слобода, купец.

Традиции изготовления
глиняной игрушки села
Абашево Пензенской
области. Ларион
Зоткин, свистульки,
образы причудливых и
фантастических
животных и птиц,
роспись абашевской
игрушки, значение
цвета, дом-музей
абашевских мастеров.
Содержание и правила
народных игр:

Экскурсия (в том числе и
виртуальная), просмотр
иллюстраций, видеофрагментов и
других
материалов о главном городе
родного края»; проведение
интервью с родителями,
бабушками и дедушками об
истории города Пензы.

Региональная общественная
организация краеведов
Пензенской области.
https://kraeved-pnz.ru /

Исследование этапов создания
Абашевской игрушки;
проект: «Абашевская игрушка –
символ моего края»; выставка
работ.

«Добро пожаловать в
Пензенскую область».
Фильм седьмой:
«Хрустальное сердце
России».
http://welcome2penza.ru/

Разучивание игр народов
Пензенской области,

ГБУК «Пензенский
областной Дом народного

Город-крепость Пенза.
Путешествие в историю
https://penzatour.livejournal.com/52872.ht
ml

14

5.

Люди земли
Пензенской. Твои
знаменитые земляки –
«память потомков».

1

6.

Героическое прошлое
наших земляков.

2

«Золотые ворота»
(русская народная
игра), «Ветер-ветерки»
(мордовская народная
игра), «Хлопушки»
(татарская народная
игра), «Луна или
солнце» (чувашская
народная игра) и др.
Знаменитые землякипоэты и писатели
(Лермонтов М.Ю.,
Куприн,А.И.,
Белинский В.Г. и др.),
защитники отечества
(Д.Ф. Теличко,А.
Максутов, А.И.
Милюков и др.).
Значимые события
истории родного края.

беседа по теме и презентация
традиционных народных
праздников.

творчества».
Детский игровой фольклор.
Методические
рекомендации, Пенза, 2018.
http://podnt.ru/metodrecomme
nd

Экскурсии, целевые прогулки,
просмотр
иллюстраций, видеофрагментов и
других
материалов о людях, прославивших
Пензенскую область; создание
галереи: «Твои знаменитые земляки
– «память потомков»».

«Добро пожаловать в
Пензенскую область».
Фильм четвёртый.
https://www.youtube.com/watc
h?v=vhSbOaS_jg0

Этический диалог по теме;
экскурсия (в том числе и
виртуальная), просмотр
иллюстраций, видеофрагментов и
других
материалов о героях-земляках;
создание проекта «Герои моего
села/района/города».

Всенародная книга памяти
Пензенской области.
https://memory-penza.ru/

Модуль «Литература и культура Пензенского края»
7.

Душа народа в
фольклоре.
Фольклорные
посиделки.

1

Малые народные
жанры: потешки,
загадки, считалочки,
поговорки, побасёнки,
заклички,
колыбельные.
Нравственные

Определение способов
выразительного исполнения
потешек, закличек, считалок,
поговорок, побасёнок и.т.д.;
инсценирование
произведений данных жанров.

1) А.П. Анисимова. Песни и
сказки Пензенской области:
https://dl.liblermont.ru/DL/Aug
ust_17/Pesni_i_skazki_penzens
koi_oblasti.pdf/view
2) ГБУК «Пензенский
областной Дом народного
15

8.

Многоцветье народных
сказок Пензенского
края.

2

9.

Родная природа в
произведениях
писателей и
художников
Пензенского края.

1

ценности, идеи,
традиции, быт и
культура. Роль
интонации при
выразительном чтении.
Интонационный
рисунок
выразительного чтения:
ритм, темп, сила
голоса.
Театрализация
народных сказок.
Мордовская народная
сказка: «Благодарный
медведь», татарская
народная сказка:
«Бедняк и два бая»;
чувашская народная
сказка «Кот и Воробей»
и др.
Д.Д. Злобина «Родное»,
Л.И. Терёхина
(Дорошина)
«Тучковка», Г.Е.
Горланов «Зимние
сны», М.И. Кириллов
«Яблочный спас», Б.В.
Милавин «Инра», Ф.Н.
Ракушин «Кипрей».
Д.Л. Сысоев
«Антоновка», И.В.
Попова «Хозяин
лугов», «Иван-чай» и
др.

творчества».
Детский игровой фольклор.
Методические
рекомендации, Пенза, 2018.
http://podnt.ru/metodrecomme
nd

Театрализация народных сказок
Пензенской области; подготовка и
проведение семейного праздника:
«Театр сказок».

Просмотр и обсуждение
репродукций работ Пензенских
художников;
чтение/прослушивание и анализ
произведений писателей о родной
природе Пензенского края;
творческая работа: подготовка к
проведению конкурса чтецов.

1) А.П. Анисимова. Песни и
сказки Пензенской области:
https://dl.liblermont.ru/DL/Aug
ust_17/Pesni_i_skazki_penzens
koi_oblasti.pdf/view
2) Сказки Поволжья.
Мультимедийная онлайнбиблиотека http://xn-80aemcfjckzbis8msb.xn-p1ai/story/chuv
Библиографический список.
Пензенские поэты – детям.
Для детей 6–12 лет.
Составители: Г. А.
Лисицина, О. В. Семенова,
О. И. Кащеева
http://penzacitylib.ru/index.php
?option=com_k2&view=item&
task=download&id=365_79f87
0da963e7b5f1aa76d14d23f1f0
9&Itemid=146Художник М.Е.
Валукин. Картины
«Пензенские дали», «Край
мой пензенский»,
16

10.

Писатели нашего края
о детях и для детей.

1

Мищенко В.Д.
«Сестренка», «Рыжик».

11.

О подвигах, о
доблести, о славе
защитников Отечества
в различных видах
искусства.

1

В.Т. Горшунов «А у нас
Победа!», произведения
художников: И.В.
Поповой «Радость
великой Победы», Ю.К.
Бельдюсева «А мы из
Пензы»; Н.М.,
Сидорова и А.С.
Король из серии «Пенза
и пензенцы»
«Открытие памятника
Победы в г. Пензе»

Культурное наследие

1

Памятники

12.

http://penza.gallery/news/2noyabrya-1908-g-rodilsyavydayushhijsya-xudozhnikmixail-emelyanovich-valukin/
Чтение/прослушивание и анализ
Библиографический список.
произведений писателей нашего
Пензенские поэты – детям.
края о детях и для детей;
Для детей 6–12 лет.
оформление обложки
Составители: Г. А.
понравившейся книги.
Лисицина, О. В. Семенова,
О. И. Кащеева
http://penzacitylib.ru/index.php
?option=com_k2&view=item&
task=download&id=365_79f87
0da963e7b5f1aa76d14d23f1f0
9&Itemid=146
Чтение/просмотр/прослушивание и 1) Виртуальная картинная
анализ литературных, музыкальных галерея «Война глазами
и художественных произведений
фронтовика» (рассказ о
писателей, художников, музыкантов работах пензенских
нашего края о подвигах защитников художников)
Отечества;
https://www.youtube.com/watc
составление схемы по теме занятия. h?v=RYCiK7xD64o
2) Библиографический
список. Пензенские поэты –
детям. Для детей 6–12 лет.
Составители: Г. А.
Лисицина, О. В. Семенова,
О. И. Кащеева
http://penzacitylib.ru/index.php
?option=com_k2&view=item&
task=download&id=365_79f87
0da963e7b5f1aa76d14d23f1f0
9&Itemid=146
Экскурсия (в том числе и
1)Культурное наследие
17

Пензенской области.
«Золотые россыпи
Присурья» - каменная
архитектура и
деревянное зодчество экскурс.

13.

Духовная
сокровищница.

1

архитектуры
своего виртуальная), просмотр
района/города
иллюстраций, фотографий,
(усадьбы,
церкви, видеофрагментов и других
монастыри).
материалов о памятниках
архитектуры Пензенской области.
Интерактивная работа с Яндекс
Картой Пензенской области.

Пензенской области
(ПЕНЗАСТАТ)
https://clck.ru/sGh2J
2) Яндекс Карта Пензенской
области. Музеи и усадьбы
https://clck.ru/sHBUv
3) Туризм и отдых в
Пензенской области
http://welcome2penza.ru/about
-the-region/guide/

ГБУК «Пензенский
государственный
краеведческий музей»,
музей народного
творчества - отдел
ГБУК «Пензенский
краеведческий музей»;
МБУК «Музей А.Г.
Малышкина
Мокшанского района
Пензенской области»;
МБУК «Музей
народного творчества
Спасского района
Пензенской области».

1)Пензенский
государственный
краеведческий музей
http://km-penza.ru/
2) Музей А.Г. Малышкина
http://muzeyagm.ucoz.com/ind
ex/o_nas/0-17
3) Музей народного
творчества Спасского района
http://mntspassk.penz.muzkult.ru/istoriya
4) Яндекс Карта Пензенской
области. Музеи и усадьбы
https://clck.ru/sHBUv

Поиск необходимой информации из
дополнительной литературы и
Интернета о театрах и музеях
нашего края; выставка-презентация
предметов старины, сохранившихся
в семьях.

Модуль «География Пензенского края»
14.

Мой край на карте
России/ Карта
Пензенской области.
Географические
объекты Пензенской
области.

2

Физическая
карта
Пензенской
области.
Интерактивная
карта
Пензенской области с
административнотерриториальным
делением. Населённые

Знакомство с населёнными пунктами
и другими географическими
объектами Пензенской области
(работа с картой). Работа с картой:
поиск, название объектов,
выполнение интерактивных заданий.

1)«Добро пожаловать в
Пензенскую область».
Фильм второй: «В середине
страны, возле самого сердца
России»
https://www.youtube.com/wat
ch?v=U3Tia4O4ors
18

пункты,
географические
объекты
Пензенской
области.

2)Яндекс Карта Пензенской
области с
административнотерриториальным
делением.
https://clck.ru/sHCBP
Интерактивная карта

Пензенской области
http://welcome2penza.ru/map
x/

15.

Растительный мир
Пензенской области.

2

Деревья, кустарники,
травы Пензенской
области.

16.

Животный мир
Пензенской области.

2

Звери, птицы,
насекомые Пензенской
области.

17.

Какого мы родуплемени: народы
Пензенской области.

2

Национальный состав
своего класса.

Просмотр фотографий
иллюстраций, видеофрагментов и
других
материалов о растениях родного
края; сбор информации для
составления кроссвордов/загадок и
др.
Наблюдение (виртуальная
экскурсия); подготовка и
презентация проекта «Самыйсамый».
Этический диалог по теме;
экскурсия (в том числе и
виртуальная), просмотр
иллюстраций, видеофрагментов и
других
материалов о народах, населяющих
Пензенскую область; миниисследование: «Какого я родуплемени»; составление портрета
класса; Разучивание игр на развитие
умения работать в команде,
договариваться и воспитание

Коротко и ясно о самом
интересном. Растения
Пензенской области
https://xn ----stb8d.xn-p1ai/Portfolio/112-2/
Журнал iNaturalist
https://clck.ru/sKKXt
Картотека игр на развитие
умения работать в команде,
договариваться:
https://nsportal.ru/detskiisad/vospitatelnayarabota/2018/05/25/kartotekaigr-na-razvitie-umeniyarabotat-v-komande

19

18.

Кругом родные всё
места.

2

Возьмём под защиту.

2

толерантного отношения к людям
разных национальностей.
Водные
памятники Экскурсия (в том числе и
природы
Пензенской виртуальная), просмотр
области:
озёра
и иллюстраций, видеофрагментов и
родники. Исток Хопра. других
материалов об уникальных
природных объектах Пензенской
области; работа с таблицей
(заполнение недостающих данных).

«Добро пожаловать в
Пензенскую область».
Фильм второй.
https://www.youtube.com/wa
tch?v=U3Tia4O4ors

Модуль Экология Пензенского края
19.

20.

Будь другом всему
живому.

2

21.

Студия
«ЭКОМЕДИА»
Наш край сегодня.

2

22.

Мастерская

1

Красная
книга Оформление листовок (или плакатов)
Пензенской области.
с информацией о представителях
флоры и фауны родного края,
нуждающихся в защите; рассказ о
них учащимся 1-х классов.

Экологические
проблемы Пензенской
области.
Этические
правила
экологического
потребления
и
поведения.
Экологические
проблемы своего
города/села/улицы.

Нравственно-этическая игра;
экологическая акция.
Создание мини-проекта: «Полезные
эко-лайфхаки»

«Вторая жизнь»

Просмотр фотографий,

Сочинение экологической сказки;
мораль созданных сказок;
составление
агитплаката/фотоколлажа.

1) Красная книга

Пензенской области.
Грибы, лишайники, мхи,
сосудистые растения
https://clck.ru/sJDzu
2) Красная книга
Пензенской области.
Животные
https://booksee.org/book/133
8967
Экологические игры.
Сборник российского и
зарубежного опыта в
области "игровой экологии"
https://clck.ru/sKGFc
Развитие ребёнка.
Увлекательная экология
для младших школьников
https://childdevelop.info/new
s/9691/
Мастерская «ЭКОАРТ».
20

«ЭКОАРТ».

пластиковых крышек и
бутылок.

Резервные часы

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

23

иллюстраций, видеофрагментов и
других
материалов о повторном
использовании пластиковых крышек
и бутылок. Разработка плана
изготовления изделия; выполнение
работы по плану. Оценка
выполненной работы по критериям.

Мастер-класс «Подставка
под посуду»
https://cloud.mail.ru/public/q
3Pe/iXQArDcE4

21

3
4 КЛАСС (34 ЧАСА)
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы курса

Количест Программное
во часов содержание

Виды деятельности

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль «История Пензенского края»
1.

Здесь мой дом.

2

Геральдика, язык
геральдики, герб
Пензенской области,
гербы районов
Пензенской области.

2.

Пенза - главный город
нашего края.

2

Сторожевые башни,
дозорная площадка,
колокол, соборная
церковь
Всемилостивого Спаса,
Воеводский двор,
приказная изба и т.д.
Стекольный промысел,
лозоплетение,
керамический
промысел,
ковроткачество,
золотое шитьё,

3.

Традиционные ремёсла
моего края.

1

Экскурсия (в том числе и
виртуальная), просмотр
иллюстраций, видеофрагментов и
других
материалов о родном крае, труде
людей; извлечение необходимой
информации из дополнительной
литературы и Интернета; проект:
«Геральдика районов области»».
Эвристическая беседа по теме:
«Пенза – город-крепость»;
составление схемы,
создание макета крепости Пенза из
пластилина, глины, картона, бумаги и
др.
материалов.
Сопоставление иллюстративного и
текстового материала, с
изображением
традиционных ремёсел жителей
области; анализ и составление
обобщающей таблицы по теме;

«Добро пожаловать в
Пензенскую область».
Фильм первый
https://www.youtube.com/wat
ch?v=AzzjQoDVQF0

1) https://kraeved-pnz.ru /
2) https://old-

penza.livejournal.com/10637.
html

«Добро пожаловать в
Пензенскую область».
Фильм седьмой.
https://www.youtube.com/wat
ch?v=jzroY7run_c

22

4.

Твои знаменитые
земляки – «память
потомков».

2

5.

Героическое прошлое
наших земляков.

1

вышивка, вязание,
создание буклета «Ремёсла моего
пуховязание,
края».
художественная ковка
металла, резьба по
дереву, валяльный
промысел, шитьё
костюмов, соломенная
игрушка, музей
народного творчества.
Знаменитые земляки:
Подготовка и презентация миниБурденко Н.Н.,
проектов о людях, прославивших
Савицкий Г.К.,
Пензенскую область (врачах,
Лентулов А.,
учителях, художниках, музыкантах,
Мейерхольд В.Э.,
режиссёрах, спортсменах).
Радищев А.Н., Пацаев
Кроссворд.
В.И., Аблязин
Д.М.,Самокутяев
А.М..и др.
Знаменитые земляки
Составление вопросов в группах для
герои: Кижеватов А.М., викторины по теме: «Земляки-герои –
Пушанин И.И.,
гордость Сурского края».
Махалин А.Е.
Страницы истории:
биография героев, их
подвиг.

«Добро пожаловать в
Пензенскую область».
Фильм четвёртый «По
Лермонтовским и
Купринским местам».
https://www.youtube.com/wa
tch?v=vhSbOaS_jg0
Всенародная книга памяти
Пензенской области.
https://memory-penza.ru/

Модуль «Литература и культура Пензенского края»
6.

Топонимика в устном
народном творчестве.

1

Легенды и предания
народов Пензенской
области о
происхождении
названий рек, озёр,
городов, деревень.
(Например, «Почему

Изучение народных легенд и
преданий, сбор информации о
происхождении названий
географических объектов Пензенской
области; составление кроссворда:
«Топонимика родного края».

1) Песни и сказки
Пензенской области.
https://dl.liblermont.ru/DL/A
ugust_17/Pesni_i_skazki_pen
zenskoi_oblasti.pdf/view

23

Сура так называется?»,
«О селе Шнаеве», «Как
Пётр I мордвина
окрестил», «Почему
Поим так называется?»
и др.
Д. Злобина «Горит
рябина под окном» Ф.В. Сычков «Под
рябиновым кустом»;
М.П. Смирнова
«Стариков родник» Д.Л. Сысоев «Яблони в
цвету».

7.

Родная природа в
произведениях
писателей и
художников
Пензенского края.

1

8.

Писатели нашего края
о детях и для детей.

2

А.И. Куприн «Ральф»
(в сокращении),
«Бальт» (В
сокращении); Л.И.
Терехина (Дорошина)
«Найда»

9.

О подвигах, о
доблести, о славе
защитников Отечества
в различных видах
искусства.

1

А.П. Анисимова
«Песня про разведчика
Рябова», О.М. Савин
«Ночь», В.А. Кижняев
«Горсть земли»;
произведения

Просмотр и обсуждение репродукций
работ Пензенских художников;
чтение/прослушивание и анализ
произведение писателей о родной
природе Пензенского края.
Творческая работа: иллюстрирование
литературных произведений
писателей родного края картинами
художников-земляков; создание
презентации.

Библиографический список.
Пензенские поэты – детям.
Для детей 6–12 лет.
Составители: Г. А.
Лисицина, О. В. Семенова,
О. И. Кащеева
http://penzacitylib.ru/index.p
hp?option=com_k2&view=ite
m&task=download&id=365_
79f870da963e7b5f1aa76d14d
23f1f09&Itemid=146
Чтение/прослушивание и анализ
Библиографический список.
произведений писателей нашего края Пензенские поэты – детям.
о детях и для детей; создание
Для детей 6–12 лет.
кластера по теме занятия.
Составители: Г. А.
Лисицина, О. В. Семенова,
О. И. Кащеева
http://penzacitylib.ru/index.p
hp?option=com_k2&view=ite
m&task=download&id=365_
79f870da963e7b5f1aa76d14d
23f1f09&Itemid=146
Чтение/просмотр/прослушивание и
1)Виртуальная картинная
анализ литературных, музыкальных и галерея «Война глазами
художественных произведений
фронтовика» (рассказ о
писателей нашего края о подвигах
работах пензенских
защитников Отечества; подготовка к художников)
выступлению на литературноhttps://www.youtube.com/wa
24

художников: Ю.К.
музыкальной гостиной.
Бельдюсова «А мы из
Пензы», Г.В. Панкова
- фронтовые зарисовки,
картины Г.В. Жакова из
серии «Пензенцы –
герои Советского
союза».

10.

«Золотые россыпи
Присурья» - каменная
архитектура и
деревянное зодчество экскурс.

2

Памятники
архитектуры
регионального
значения (усадьбы,
церкви, монастыри) по
выбору.

Исследование по теме: «Памятники
архитектуры Пензенской
области/села, города, района»
(усадьбы, храмы, монастыри, здания
присутственных мест и др.).

11.

Духовная
сокровищница.

2

Центр театрального
искусства «Дом
Мейерхольда», Театр
доктора Дапертутто;
Кукольный дом, театр
юного зрителя;
Драматический театр
им. А.В. Луначарского
и др.
Игра «Учимся читать
афиши и покупать
билет онлайн».

Поиск, извлечение необходимой
информации из дополнительной
литературы и Интернета о театрах
нашего края; создание билборда для
одного из театров Пензенской
области.

tch?v=RYCiK7xD64o
2) Библиографический
список. Пензенские поэты –
детям. Для детей 6–12 лет.
Составители: Г. А.
Лисицина, О. В. Семенова,
О. И. Кащеева
http://penzacitylib.ru/index.p
hp?option=com_k2&view=ite
m&task=download&id=365_
79f870da963e7b5f1aa76d14d
23f1f09&Itemid=146
1) Культурное наследие
Пензенской области
(ПЕНЗАСТАТ)
https://clck.ru/sGh2J
2) Туризм и отдых в
Пензенской области
http://welcome2penza.ru/abo
ut-the-region/guide/
1)Культурное наследие
Пензенской области
(ПЕНЗАСТАТ)
https://clck.ru/sGh2J
2) Пенза.Афиша
https://penzaafisha.ru/org.php?id=2

Модуль «География Пензенского края»
25

12.

Географические
объекты Пензенской
области.

2

Местоположение,
площадь, численность
населения и т.д. одного
из населённых пунктов.
Водоёмы:
местоположение,
площадь, глубина,
растения и животные.
Составление
путеводителя по
своему
городу/районному
центру/селу с
указанием
географических
объектов местности,
выбранных для
посещения.

Исследование одного из
1) «Добро пожаловать в
географических объектов Пензенской Пензенскую область».
области; составление кластера.
Фильм второй: «В середине
страны, возле самого
сердца России»
https://www.youtube.com/wa
tch?v=U3Tia4O4ors

13.

«Пройдись по
Пензенскому краю…»

2

14.

Растительный мир
Пензенской области.

1

Деревья, кустарники,
травы Пензенской
области.

Животный мир
Пензенской области.

1

16.

«Какого мы родуплемени: народы
Пензенской области».

1

Звери, птицы,
насекомые Пензенской
области.
Национальный состав
своего района/города.

Поиск и систематизация
информации из дополнительной
литературы и Интернета
о растениях родного края;
составление вопросов для
викторины.
Наблюдение (виртуальная
экскурсия); оформление странички
журнала «Знаешь ли ты, что…?».
Исследование по теме, презентация
результатов

15.

17.

Памятники природы

2

Ахунский дендрарий,

Сбор информации, презентация с

Поиск информации, работа с картой,
подготовка и проведение
обучающимися экскурсии по
выбранному маршруту.

1) Туризм и отдых в
Пензенской области
http://welcome2penza.ru/abo
ut-the-region/guide/
2) Страна экологическая.
Пензенская область.
https://goo.su/VgShwe
3) Экологический урок
«Чистый город начинается
с тебя»
https://xn--80ataenva3g.xn-p1ai/
Коротко и ясно о самом
интересном. Растения
Пензенской области
https://xn --- stb8d.xn-p1ai/Portfolio/112-2/
Журнал iNaturalist
https://clck.ru/sKKXt
Туризм и отдых в
Пензенской области
http://welcome2penza.ru/abou
t-the-region/guide/
«Добро пожаловать в
26

родного края.

Морозовский
дендрарий,
Белокаменный парк,
Ботанический сад им.
И.И. Спрыгина

показом природного объекта на карте Пензенскую область».
Пензенской области; создание
Фильм второй.
фотовыставки.
https://www.youtube.com/wat
ch?v=U3Tia4O4ors

Модуль «Экология Пензенского края»
18.

Заповедные места,
заказники моего края.

2

19.

Возьмём под защиту.

1

20.

Будь другом всему
живому.

1

Заповедник
«Приволжская
лесостепь».
Назначение,
особенности. Флора и
фауна.
Животные и растения
Пензенской области,
занесённые в Красную
книгу России.

Изготовление лото «Растительный и
животный мир заповедника
Приволжская лесостепь»».

Государственный
природный заповедник
«Приволжская лесостепь»
https://zpls.ru/

Создание мини-проекта:
«Осторожно! Знакомые
незнакомцы».

1) Красная книга

Бездомные животные.
Причины, опасности,
помощь, питомники,
волонтёрство. Забота о
домашних питомцах.

Письмо-обращение к своим
одноклассникам, к жителям города от
имени бездомной собаки/брошенного
котёнка.

Пензенской области. Грибы,
лишайники, мхи,
сосудистые растения
https://clck.ru/sJDzu
2) Красная книга
Пензенской области.
Животные
https://booksee.org/book/1338
967
Пензенская региональная
общественная организация
в сфере защиты бездомных
животных
ПРОО
«Ответственность»https://ot
vetstvennost58.ru/
Фонд «Рука помощи
бездомным животным»
https://vk.com/animalspnz_fu
nd58
27

21.

Студия
«ЭКОМЕДИА»
Наш край сегодня.

2

Экологический минипроект «Жизнь в стиле
ЭКО. Один день из
жизни
третьеклассника».

Называть черты экологического
образа жизни, объяснять важность их
соблюдения. Выбирать формы
поведения, которые обеспечивают
экологическое поведение.
Моделировать и оценивать
различные ситуации с точки зрения
выбора вариантов экологического
образа жизни. Экологический десант
«Сделаем город/село/улицу и т.д.
чище!» (с привлечением
неравнодушных жителей).

22.

Мастерская
«ЭКОАРТ».

1

«Учимся у природы»
(создание
экологических
украшений).

Просмотр фотографий,
иллюстраций, видеофрагментов и
других
материалов о повторном
использовании пластиковых крышек
и бутылок. Разработка плана
изготовления изделия; выполнение
работы по плану. Оценка
выполненной работы по критериям.

23.

Резервные часы

1
34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1) Увлекательная экология
для младших школьников
Практические задания для
формирования у детей
элементарных
представлений о концепции
устойчивого развития
https://childdevelop.info/news
/9691/
2) Развитие ребёнка.
Увлекательная экология
для младших школьников
https://childdevelop.info/news
/9691/
Мастерская «ЭКОАРТ».
Мастер-класс». Поделка из
бросового материала
https://cloud.mail.ru/public/nJ
KC/Qejiuqis6

28

Литература:
Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О. А.Суховой. –
Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
Серебряный родник: хрестоматия по литературному краеведению для начальных
классов/ под ред.П.А. Гагаева, доктора педагогических наук,профессора кафедры
педагогики Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского
государственного университета.
Сборник «Региональный интеллектуально-творческий марафон «Сурскиеэрудиты»
для младших школьников Пензенской области» / под ред. Г.Н. Белорыбкина, доктора
исторических наук, профессора, ректора ГАОУ ДПО ИРР ПО
Интернет ресурсы:
Информационный портал «Единое содержание общего образования»URL:
https://edsoo.ru
Информационный портал «Реестр основных общеобразовательныхпрограмм»
Министерство просвещения Российской Федерации
URL: https://fgosreestr.ru
Весь Пензенский край. Историческая топография Пензенской области.URL:
http://www.suslony.ru/Penzagebiet/PenzKray.htm
Всенародная книга памяти Пензенской области. URL:https://memory-penza.ru/ГБУК
«Пензенский областной Дом народного творчества».
Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
URL:https://tarhany.ru/
Государственный природный заповедник «Приволжская лесостепь» URL:
https://zpls.ru/
Детский игровой фольклор. Методические рекомендации, Пенза, 2018.URL:
http://podnt.ru/metodrecommend
Журнал iNaturalist URL: https://clck.ru/sKKXt
Знаки охраны природы для детей в картинках URL:https://clck.ru/ZRCva
Интерактивная карта Пензенской области
URL: http://welcome2penza.ru/mapx/
Красная книга Пензенской области URL: https://ecoportal.info/krasnaya-knigapenzenskoj-oblasti/
Культурное наследие Пензенской области (ПЕНЗАСТАТ)
URL:https://clck.ru/sGh2J
Культурно-исторический центр - природный источник «Кувака» URL:
http://kuvaka.ru/
Методическое пособие«Формирование толерантности у младших
школьников»
URL :
https://dorogakdomu.ru/wpcontent/uploads/2015/10/Formirovanie_tolerantnosti_blok.pdf
Музей А. И. Куприна URL: https://muzlitpenza.ru/museum/kuprina/
Музей-заповедник Наровчатского района URL: http://museumnar.penz.muzkult.ru/
Музей А. Н. Радищева URL: https://muzlitpenza.ru/museum/radishheva/
Музей народного творчества Спасского района URL:
http://mntspassk.penz.muzkult.ru/istoriya
Музей одной картины им. Г.В. Мясникова URL:https://clck.ru/sJAyt Музейусадьба В. Г. Белинского URL: https://muzlitpenza.ru/museum/gosudarstvennyjmuzej-usadba-v-g-belinskogo/ Пензенская областная картинная галерея им.
К.А.Савицкого URL:http://penza.gallery/
Пензенский государственный краеведческий музей. Музей народного творчества:
29

URL: http://km-penza.ru/nashi-muzei/muzej-narodnogo-tvorchestva / Региональная
общественная организация краеведов Пензенской области.URL: https://kraeved-pnz.ru
Рисунки и символы для экологических проблем URL :https://clck.ru/sKGAV
Экологические игры. Сборник российского и зарубежного опыта в области"игровой
экологии" URL:https://clck.ru/sKGFc

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».