МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Администрация Белинского района МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской области Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол №1 от 27.08.2024 г. Принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 28.08.2024 г. «Утверждаю» Директор МОУ СОШ им. И.И.Пушанина с.Пушанина _____________Мирошкина Е.В. Приказ №93/12 от 30.08.2024 г. Рабочая программа учебного курса «Математическая грамотность» для обучающихся 1-4 классов Пояснительная записка Программа учебного курса для 1 - 4 классов «Математическая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Математическая грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Целью изучения курса «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать 1 математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Для достижения этой цели предполагается решение следующихзадач: – учить находить и извлекать информацию из различных текстов; – учить применять извлеченную из текста информацию для решения разногорода проблем; – развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессеобсуждения задач; – воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстнымпоступкам, к природе, науке и искусству; – учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений; – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека сродиной, человечеством и желание быть им полезным. Программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» предназначена для реализации во 2-4 классах начальной школы рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю). Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов, используя математические задачи. В 3-4 классе начальной школы проводятся занятия по формированию математической грамотности, включая задачи естественно-научной и финансовой грамотности. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 класс Нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника. 3 класс Нахождение значений математических выражений в пределах 1000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. 4 класс 2 Нахождение значений математических выражений в пределах 1000000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующихличностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – формулировать жизненную ситуацию на языке математики; - применять математические понятия, факты, процедуры размышления; –интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты; – формировать духовные и эстетические потребности; –овладевать начальными навыками адаптации в современном мире: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных потребностей; – уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях; –уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться впотоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебныепособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группироватьобъекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: 3 – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующиекоррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериямиоценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения курса: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,объяснить и предсказать явления; –способность извлекать математическую информацию в различном контексте; –способность применять математические знания для решения разного родапроблем; –способность формулировать математическую проблему на основе анализаситуации; –интерпретация и оценка математических данных в контексте лично значимой ситуации; –интерпретация и оценка математических результатов вконтексте национальной или глобальной ситуации; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. – ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующиепоказатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; 4 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. 2 класс (34 часа) № Содержание (разделы, темы) Кол-во часов Форма проведения 1. Про беличьи запасы 1 Беседа. Анализ данных. 2. Медвежье потомство 1 Беседа. Решение логических задач. 3. Про зайчат и зайчиху 1 Беседа. Решение логических задач. 5 4. Лисьи забавы 1 5. Про крота 1 6. Про ежа 1 Работа с диаграммами. Решение логических задач. Работа с диаграммами. Решение логических задач. Беседа. Анализ данных. 7. Про полевого хомяка 1 Работа в группах. 8. Встреча друзей 1 Решение логических задач. 9. Магия чисел 1 Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально. 10. Танграм 1 Практическая работа с фигурами. 11. Задачи-ловушки 1 Работа в парах. 12. Алгоритмы 1 Конструирование алгоритмов 13. Логика перебора 1 Работа в группах. 14. Как считали в старину 1 Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально. 15. Красота математики 1 Беседа. Анализ данных. 16. Логические задачи 1 Решение логических задач. 17. Числовые закономерности и ребусы 1 Поиск числовых закономерностей и разгадка ребусов. 18. Задачи – смекалки. 1 Решение логических задач. 19. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. 1 Решение логических задач. 20. Прятки с фигурами 1 Беседа. Игра. 6 21. Поиск заданныхфигур в фигурахсложной конфигурации. 1 Работа в парах. 22. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре» 1 Викторина. Работа в группах. 23. Уголки 1 Работа в парах и группах. 1 Беседа. Самостоятельная работа. 1 Работа в парах. Составление фигуриз 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. 24. Составление фигурс заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением начасти; без заданного разбиения. 25. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. 7 26. Секреты задач 1 Работа в парах. Решение задач разными способами. Решение нестандартныхзадач. 27. Математические игры. Построение «математических» пирамид 1 Викторина. Самостоятельная работа. 28. Математическиеигры. 1 Работа в парах и группах. 29. Исторические сведения о математике. Нумерация древних римлян. 1 Беседа, самостоятельная работа. 30. Исторические сведения о математике. Нумерация древних римлян. 1 Беседа, самостоятельная работа. 31. Из истории счета, десятичной системы и учебника «Арифметика». 1 Беседа. Работа в парах. 32. Колумбово яйцо. 1 Беседа. Самостоятельная работа. 33. Русские монеты. 1 Игра. 34. Математическое путешествие. 1 Викторина. КВН. 3 класс (34 часа) 8 № Содержание (разделы, темы) Колво часов Форма проведения 1. Умный счет 1 Беседа. Анализ данных. 2. Разрезания фигур 1 Работа с фигурами. 3. Круглые задачи 1 Работа в парах. 4. Элементарно! 1 Решение логических задач. 5. Точки и кусочки 1 Беседа. Анализ данных. 6. Путешествие с числами 1 Игра. 7. Смотри! 1 Беседа. Чтение чертежей. 8. Переливания 1 Беседа. Анализ данных. 9. Маршруты 1 10. Числовые ребусы 1 Работа в группах. 11. Уравнивание 1 Работа в группах. 12. Чётность 1 Беседа. Анализ данных. 13. Кручу-верчу 1 14. Лови момент! 1 15. Правда или ложь? 1 16. Последняя цифра 1 Игра. 17. Числовые лесенки 1 Игра. Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально. Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально. Конкурс. Использование перебора при решении логических задач. 9 18. «Числа и операции над ними» Интересные приемы устного счета. Монгольскаяигра. 1 Беседа. Игра. 19. «Числа и операции над ними» Интересные приемы устного счета. Монгольскаяигра. 1 Беседа. Игра. 20. Задачи, связанныес нумерацией. Танграм. 1 Работа в парах 21. Приемы, упрощающие сложение и вычитание. Симметрия 1 Беседа, индивидуальные задания. 22. Составление и разгадывание математических ребусов 1 Работа в парах и группами. 23. Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. 1 Самостоятельная работа. 24. Числовые головоломки. 1 Игра. Викторина. Разгадывание и составление математических ребусов. 10 25. Приемы вычислений. Игра «Колумб» 1 Игра. Работа в группах. 26. Разгадывание магических квадратов 1 Работа в парах. 27. Нестандартные и занимательные задачи. 1 Беседа. Анализ данных. 1 Работа индивидуально. Простейшие математические софизмы. 28. Нестандартные и занимательные задачи. Простейшие математические софизмы. 29. Задачи на сообразительность. 1 Работа индивидуально и в парах. 30. Задачи-смекалки. 1 Работа индивидуально и в парах. 31. Комбинаторные задачи. 1 Работа индивидуально и в группах. 32. Задачи-маршруты. Графический диктант. 1 Работа в группах. 33. Олимпиадные задачи. 1 Работа индивидуальная. 34. Олимпиадные задачи. 1 Работа индивидуальная. 4 класс (34 часа) 11 № Содержание (разделы, темы) Колво часов Форма проведения Решение логических задач. 1. В бассейне 1 2. Делаем ремонт 1 3. Украшаем дом 1 Составление и чтение простых планов. 4. Праздничный торт 1 Составление и чтение простых планов. 5. Садовый участок 1 6. Обустраиваем 1 Составление и чтение простых планов. Чтение простых чертежей и нанесение наних известных размеров. Чтение простого чертежа и определение его масштаба. участок 7. Поход в кино 1 Работа в группах. 8. Идём в театр 1 Игра. 9. Отправляемся в путешествие 1 Составление алгоритма действий. 10. Осуществляем мечты 1 Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально. 11. Магический квадрат 1 Решение логических задач. 12. Остров рыцарей и лжецов 1 Викторина. 13. Метод перебора 1 Работа в парах. 14. Буквенные ребусы 1 Беседа. Анализ данных. 15. Дни недели 1 Игра. 16. Чередование 1 Работа в группах. 17. По прямой — кратчайший путь! 1 Игра-путешествие. 12 18. Геометрия вокруг нас. 1 Беседа. Викторина. 19. Периметр и площадь составныхфигур. Геометрическая мозаика. 1 Практическая работа. 20. Закономерности в узорах. 1 Конкурс проектов. 21. Решение задач с геометрическим содержанием. 1 Работа в парах. 22. Оригами. Объемные фигуры. 1 Беседа. Практическая работа. 23. Моделирование из проволоки, пластилина, спичек 1 Практическая работа. 24. Математические развлечения. 1 Беседа. Работа в парах. 25. Проект «Мир цифр». 1 Защита проектов. 26. По страницам «Книги рекордов Гиннеса» 1 Беседа. Презентация. 27. Математические фокусы. Секреты математических фокусов. 1 Игра. 13 28. Участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру – математика для всех» 1 Самостоятельная работа. 29. Математический КВН. 1 КВН. 30. Решение задач, связанных с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками; 1 Работа в группах и индивидуально. 31. Работа с пословицами, в которых встречаются числа. 1 Викторина. 32. Интересные приёмы устного счёта. 1 Игра. 33. Разгадывание числовых головоломок и математических ребусов. 1 Работа в парах. 14 34. Поиск в окружающем мирепредметов, дающих представление об изученных геометрических фигурах. 1 Экскурсия. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениес увлечением). Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениес увлечением). Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениес увлечением). Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениес увлечением). / М.В. / М.В. / М.В. / М.В. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://learningapps.org/index.php?s=математика https://uchi.ru/activities/teacher/ https://uchitel.club/workprograms https://urok.1sept.ru/articles/687706 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 15