Рабочая программа учебного предмета «Тайны русского языка» 1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района

МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района
Пензенской области
Рассмотрено на заседании
методического объединения
Протокол №1 от 27.08.2024
г.

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 28.08.2024
г.

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
_____________Мирошкина Е.В.
Приказ №93/12 от 30.08.2024 г.

Рабочая программа
учебного курса «Тайны русского языка»
для обучающихся 1-4 классов

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Тайны русского языка»
составлена на основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
-Федерального Государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
06.10.2009г. № 373 (с изменениями и дополнениями);
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях».
Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний,
умений и навыков (как основной
цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного
проживания детства, для становления человека, способного и готового
думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать
самостоятельные ответственные решения.
Отбор
содержания
программы
имеет
культурологическую
направленность: использование произведений устного народного
творчества:
пословиц,
поговорок,
скороговорок;
использование
произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры
общению.
Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности
учащихся, выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.
Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив в
любую тему
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения
мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но
для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель
данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой
культурой.
Программа учебного курса «Тайны русского языка» имеет так же научнопознавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной
школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество занятий для обучающихся
1-4-ых классов всего 135 часов: в 1 классе 33часа, во 2-4 классах – по 34 часа.

Особенность курса составляет внесение существенных изменений в
содержание
и
организацию
принятого
обучения
орфографии:
совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли
коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя с 1-го)
класса формирования орфографической зоркости и орфографического
самоконтроля младших школьников. Процесс обучения проходит с опорой
на языковой опыт и природную языковую интуицию детей , реализуется
деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому
овладению им. Во время занятий по предложенному курсу происходит
становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них
исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и
необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.
Планируемые результаты изучения учебного курса
«Тайны русского языка» 2- 4 классы
2 класс
Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей;
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции
других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на
особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию,
темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие,
точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с
помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на
основе работы с материалом; учиться работать по предложенному плану .
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и
учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и
письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и
пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с
учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать
им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).

3 класс
Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и
определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и
определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,
сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и
выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к
ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму,
к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к
изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное
слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать
по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию
из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться
словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать
причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и
диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку
зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать
вопросы.
4 класс
Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и
определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и
определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,
сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и
выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к
ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму,
к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к

изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное
слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать
по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные
УУД:
перерабатывать
и
преобразовывать
информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других,
пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.

Предметные результаты освоения учебного курса
«Тайны русского языка»
Первоначальное представление о многообразии языков и культур на
территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного
средства общения; осознание значения русского языка как государственного
языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка
межнационального общения; осознание правильной устной и письменной
речи как показателя общей культуры человека; овладение основными
видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о
нормах современного русского литературного языка; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка и
речевого этикета.
Содержание учебного курса «Тайны русского языка»

1. Наша речь и наш язык. Азбука вежливости. Культура диалога.
Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою
точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента.
2. Текст. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и
повествования.
Определение
в
реальном
научно-популярном
и
художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов
рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.
3. Предложение и словосочетание. Изучение особенностей
фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические
обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.
4. Слово и его значение. Знакомство с
термином «лексика», и
лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского
языка . Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о
лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями
русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли
энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению
пользоваться различными словарями.
5. Состав слова. Знакомство с историей образования древнерусских
имен. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке.
Беседа об истории появления
отчеств и фамилий в русском языке.
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и
словосложении.
6. Части речи. Система частей речи русского языка: самостоятельные и
служебные части речи.
7. Фонетика и графика. Расширение знаний о буквах и звуках.
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции.
Рассказ учителя об отличии
« буквы»
от «звука». Составление
транскрипций. Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».
Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности –
фонографией..
8. Орфоэпия. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами литературного
произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о
литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия. Обучение
правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
9. Орфография. Формировать орфографической зоркости. Использование
разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в
слове. Использование орфографического словаря.
Формы проведения занятий:

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов,
дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок,
рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с
разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в
занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:
индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым
обучающимся отдельно);
работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);
групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и
играют); фронтальная.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью
дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития
универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием
приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения,
формирования основ личной ответственности за сохранение богатства
русского
языка.

Тематическое планирование учебного курса
Тайны русского языка»

№

Наименование разделов и дисциплин

Всего

п/п

часов
2 класс

І

Наша речь и наш язык

4

ІІ

Текст

4

ІІІ

Предложение и словосочетание

1

ІV

Слово и его значение

5

V

Состав слова

4

VІ

Части речи

2

VІІ

Фонетика и графика

9

VІІІ

Орфоэпия

1

ІX

Орфография

4

Итого:

34 ч.

3 класс
І

Наша речь и наш язык

2

ІІ

Текст

5

ІІІ

Предложение и словосочетание

2

ІV

Слово и его значение

10

V

Состав слова

4

VІ

Части речи

2

VІІ

Фонетика и графика

3

VІІІ

Орфоэпия

1

ІX

Орфография

5

Итого:

34 ч.

4 класс
І

Наша речь и наш язык

2

ІІ

Текст

2

ІІІ

Предложение и словосочетание

5

ІV

Слово и его значение

11

V

Состав слова

3

VІ

Части речи

4

VІІ

Фонетика и графика

4

VІІІ

Орфоэпия

1

ІX

Орфография

2

Итого:

34 ч.
Тематическое планирование по учебному курсу
«Тайны русского языка»
2 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)

№
п/п

Тема урока.

Всег
о
часо
в
1

1

Как возникла наша письменность?

2

Как обходились без письма?

1

3

Древние письмена.

1

4

«Я вам пишу…». Какие они –эти письма?

1

5

Родной язык! Он с детства мне знаком.

1

6

Меня зовут Фонема.

1

7

Для всех ли фонем есть буквы?

1

8

«Ошибкоопасные» места.

1

9

Тайны фонемы.

1

10

«Фонемы повелевают буквами».

1

Дата
по
плану

Дата
по
факту

11

Опасные согласные.

1

12

На сцене гласные.

1

13

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

14

Ваши старые знакомые.

1

15

Правила о непроизносимых согласных.

1

16

Занимательная орфография.

1

17

Волшебное средство – «самоинструкция».

1

18

Строительная работа морфем.

1

19

Где же хранятся слова?

1

20

Поговорим о всех приставках сразу.

1

21

Слова – родственники.

1

22

Кто командует корнями?

1

23

«Не лезьте за словом в карман!»

1

24

«Пересаженные» корни.

1

25

Занимательная морфология.

1

26

Из истории происхождения русских фамилий.

1

27

Словари- наши друзья и помощники.

1

28

Устаревшие слова.

1

29

Слова XX века.

1

30

Крылатые выражения в русской речи.

1

31

Волшебные слова нашей речи.

1

32

Что такое культура речи?

1

33

В мире мудрых мыслей.

1

34

Язык- зеркало нашей души.

1

Итого:

№
п/п

34 ч.
3 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Тема урока
Всег
о

Дата

Дата

по

по

часо
в
1

Сказочное царство слов.

1

2

Путешествие в страну Слов.

1

3

Как образуются слова.

1

4

Чудесные превращения слов.

1

5

Весёлые суффиксы.

1

6

Добрые слова.

1

7

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

8

Из истории письменности на Руси.

1

9

Новые слова в русском языке.

1

10

Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно!

1

11

Встреча с зарубежными друзьями.

1

12

Синонимы в русском языке.

1

13

Слова- антонимы.

1

14

Слова- омонимы.

1

15

Крылатые слова.

1

16

В королевстве ошибок.

1

17

Секреты орфографии.

1

18

Составление собственных орфографических

1

словарей (непроизносимый согласный).
19

В стране Сочинителей.

1

20

Искусство красноречия.

1

21

Какие бывают тексты? Учимся их создавать.

1

22

Проба пера.

1

23

Праздник творчества и игры.

1

24

Трудные слова.

1

25

Общаться с языком кое-как – значит и мыслить

1

кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

плану

факту

26

Занимательное слообразование.

1

27

Шарады и логогрифы.

1

28

Занимательная фонетика.

1

29

Имена числительные вокруг нас.

1

30

В гостях у слов- родственников.

1

31

Предложения-загадки.

1

32

Имя дома твоего (история названия города).

1

33

Русский язык неисчерпаемо богат. И всё

1

обогащается с быстротой поражающей.
КВН по русскому языку.

34

1

Итого:

34 ч.
4 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)

№

Тема урока.

п/п

Кол-

Дата

Дата

во

по

по

часов

плану

факту

1

Что такое орфоэпия?

1

2

Что такое фонография или звукозапись?

1

3

Звуки не буквы!

1

4

Звуки природы и музыка языка.

1

5

Изобразительно-выразительные средства

1

языка.
6

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о

1

звукоподражаниях.
7

Путешествие по островам Орфографии.

1

8

О словарях энциклопедических и

1

лингвистических.
9

В царстве смыслов много дорог.

1

10

«Следы» старославянского языка в русском

1

языке.
11

Как и почему появляются новые слова?

1

12

Многозначность слова

1

13

«Откуда катится каракатица?»О словарях,

1

которые рассказывают об истории слов.
14

Об одном и том же - разными словами.

1

15

Как возникают названия.

1

16

Слова – антиподы.

1

17

Путешествие в страну фразеологизмов.

1

18

В стране иностранных слов.

1

19

К истокам слова.

1

20

Слова, как деревья, ветвисты.

1

21

Слова, придуманные писателями.

1

22

Слова уходящие и слова – новички.

1

23

Словарь языка Пушкина.

1

24

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

25

Путешествие в мир синтаксиса.

1

26

Кому и чему служит интонация.

1

27

Похвальное слово знакам препинания!

1

28

Каких предложений в нашей речи больше:

1

простых или сложных?
29

Всем нам приобщении поможет обращение.

1

30

Тематические группы слов.

1

31

Имена прилагательные в русских народных

1

сказках.
32

Глаголы в былинах.

1

33

Путешествие грамматических терминов из

1

Древней

Греции в Россию.
34

Русский язык в умелых руках и в опытных

1

устах – красив, певуч, выразителен, гибок,
послушен, ловок и вместителен.
Итого:

34 ч.

Формы контроля и оценки планируемых результатов.
Для отслеживания результатов предусматриваются такие формы контроля:
- стартовый (контрольный), позволяющий определить первоначальный
уровень знаний, умений и навыков младших школьников (методика «Шкала
выраженности познавательного интереса», «Уровень развития познавательных
процессов»; в листах наблюдений, отражающих динамику сформированности
индивидуального прогресса;
- текущий (правильность выполнения упражнений, наблюдение, рефлексия);
- итоговый в конце изучения каждого раздела (игра-конкурс, КВН,
практическая работа, презентация работ и др.).
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках
накопительной системы, создание портфолио.
Список литературы:
1. Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей». 1 класс. Москва. «Росмэн»,
2002
2. Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей». 2 класс. Москва. «Росмэн»,
2002
3. Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей». 3 класс. Москва. «Росмэн»,
2003
4. Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей». 4 класс. Москва. «Росмэн»,
2003
5. Ушаков Н. Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах»,
Москва, «Просвещение,2001
6. Рындина Н. Д. «Мир логики», Ростов на Дону, «Феникс». 2008
7. Соколова Т. Н. «Школа развития речи» 1 класс, Москва, «Рост». 2008
8. Дик Н. Ф. «Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе»,
Ростов-на- Дону, «Феникс», 2009
9. Ходова Т. В. «Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная
школа» Москва, «Айрис-пресс». 2007
10. Языканова Е. В. «Развивающие занятия», 2 класс, издательство «Экзамен»,
Москва, 2010
11. Языканова Е. В. «Развивающие занятия», 3 класс, издательство «Экзамен»,
Москва, 2010

12. Языканова Е. В. «Развивающие занятия», 4 класс, издательство «Экзамен»,
Москва, 2010
13. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва
“ВЛАДОС”, 2004г.
Интернет ресурсы:
http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
Технические средства обучения:
 классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и
картинок;
 аудиоцентр/магнитофон; диапроектор;
 мультимедийный проектор
 экспозиционный экран
 компьютер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».