МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Администрация Белинского района МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской области Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол №1 от 27.08.2024 г. Принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 28.08.2024 г. «Утверждаю» Директор МОУ СОШ им. И.И.Пушанина с.Пушанина _____________Мирошкина Е.В. Приказ №93/12 от 30.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мир растений» для обучающихся 6 классов 2 Пояснительная записка. Программа «Мир растений» обще интеллектуального направления ориентирована на обучающихся 6 класса МОУ СОШ им.И.И. Пушанина с.Пушанина Белинского района, изучающих биологию в рамках ФГОС. Программа внеурочной деятельности по биологии «Мир растений» соответствует целям ФГОС. На изучение биологии в 6 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике. Программа «Мир растений» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация исследовательской деятельности. На реализацию программы отводится 34 часа (1 час в неделю). Ожидаемые результаты. Личностные o сформированность экологически грамотного отношения к живой природе; o развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.) Метапредметные o овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать; o умение работать с различными источниками информации; Предметные 1. Познавательная сфера: o выделение отличительных признаков живых организмов; o определение роли биологии в практической деятельности человека; o умение сравнивать биологические объекты и процессы o овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента; 2. Ценностно – ориентационная сфера: 3 o знание правил поведения в природе; o анализ и оценка последствий деятельности человека в природе; 3. Трудовая сфера: o знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; o знание правил работы с лабораторным оборудованием; 4. Эстетическая сфера: o умение оценивать живую природу с точки зрения эстетики. Цель программы: формирование и развитие познавательного интереса к биологии как к науке о живой природе. Задачи : 1.Создать условия для знакомства учащихся с многообразием окру жающего растительного мира. Отметить значимость растений для всего живого и для жизни человека. 2.Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость разнообразия животных и его значения для всего окружающего мира и человека. 3.Содействовать развитию у школьников умения работать на практике с наглядным материалом (гербарии, рисунки, иллюстрации, таблицы, муляжи, живые объекты растений, грибов и животных). 4.Создать условия для знакомства учащихся с основными методиками изучения объектов живой природы. Закрепить правила поведения на экскурсии, познакомить с выполнением лабораторных и практических работ, самостоятельных исследований. 5.Обеспечить условия для воспитания и развития чувства личной ответственности за природу родного края и бережного отношения к ней. Содействовать знакомству с краснокнижными объектами Пензенской области среди представителей растений и животных. 6.Помочь развитию у школьников культуры обращения и ухода за комнатными растениями и домашними животными. 7.Способствовать развитию необходимых практических навыков грамотного обращения с живой природой: принципы сбора грибов, луговых цветов, первоцветов, правила поведения в лесу, на водоеме. 8.Создать условия для развития творческих способностей учащихся. Нормы оценок за все виды проверочных работ «5» ‒ уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта. «4» — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: наличие 2―3 ошибок или 4―6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 4 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; использование нерациональных приемов решения учебной задачи. «3» — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе: не более 4―6 ошибок или 10недочётов по текущему учебному материалу; не более 3―5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу. «2» — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу Содержание Введение(1) Все о растениях (17) Кто наши соседи. Невидимое станет видимым. Как устроено растение. Эти замечательные листья. Узнай растение по листьям. Истории о деревьях. Странные растения. Необычные растения. Зеленая аптека. Конкурс кроссвордов. «Зачем растению паспорт?» Химический состав растений. Физиология растений. Этот прекрасный цветок. Раз цветок, два цветок Легенды о цветах. Прорастание семян Многообразие растений (11) Чем занимается наука систематика? Крестоцветные – кто вы? Розоцветные – кто вы? Пасленовые – кто вы? Бобовые – кто вы? Сложноцветные – кто вы? Лилейные – кто вы? Злаковые – кто вы? Заповедные растения Пензенской области. Загадки о растениях. Угадай растение Растения вокруг нас (5) Сбор гербария. Оформление гербария. Растения школьного двора. Защита проектов. 5 Календарно – тематическое планирование курса Мир растений 6 класс № п/п Тема Кол. Форма часов Введение. 1 беседа Все о растениях 17 часов 1. Кто наши соседи 1 Невидимое станет видимым 1 Как устроено растение Эти замечательные листья 1 1 7. Узнай растение по листьям Истории о деревьях Экскурсия – игра «Найди растение» Лабораторная работа «Работа с микроскопом. Строение клетки» Творческая работа «Органы растения. » Творческая мастерская «Распознавание листьев. Создание аппликаций из листьев» Игра 1 Рассказ презентация 8. Странные растения. 1 9. Необычные растения 1 10. Зеленая аптека 1 11. Конкурс кроссвордов 1 Проект «Растения хищники» Творческая мастерская «Создание коллажей необычных, декоративных растений» Проект «Лекарственные растения» Творческая мастерская «Составление и разгадывание 2. 3. 4. 5. 6. 1 6 Количество часов план факт 12. «Зачем растению паспорт?» 1 13. Химический состав растений 1 14. Физиология растений 1 15. Этот прекрасный цветок 1 16. Раз цветок, два цветок 1 17. 18. Легенды о цветах Прорастание семян 1 1 Многообразие растений 11 часов 19. Чем занимается наука 1 систематика? 1 22. Крестоцветные – кто вы? Розоцветные – кто вы? Пасленовые – кто вы? 23. Бобовые – кто вы? 1 24. Сложноцветные – кто вы Лилейные – кто вы? 1 20. 21. 25. 1 1 1 кроссвордов о растениях» Творческая мастерская «Паспортизация комнатных растений» Лабораторная работа «Изучение химического состава растений» Лабораторная работа «Испарение воды листьями» Творческая мастерская «Создание макетов цветков растений разных семейств» Творческая мастерская «Создание макетов соцветий» Проект Лабораторная работа «Условия прорастания семян» Творческая мастерская « Царства живой природы» Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская 7 26. 27. 28. 29. 30. 31. 3233. 34. Злаковые – кто вы? Творческая мастерская Заповедные растения 1 Путешествие по Пензенской области Красной книге. Загадки о растениях. 1 Игра – конкурс. Угадай растение 1 Игра Растения вокруг нас 5часов Сбор гербария 1 Практическая работа Оформление гербария 1 Практическая работа Растения школьного 2 Творческая двора мастерская Защита проектов. Мини – конференция. 1 8