Рабочая программа учебного предмета Русский язык. Теория и практика. 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района

МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района
Пензенской области
Рассмотрено на заседании
методического объединения
Протокол №1 от 27.08.2024 г.

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 28.08.2023 г.

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
_____________Мирошкина Е.В.
Приказ №93/12 от 30.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Русский язык. Теория и практика.»
для обучающихся 11 класса

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. Теория и практика. 11 класс»
разработана
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования МОУ СОШ имени И. И. Пушанина с. Пушанина
Белинского района Пензенской области

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (по ФГОС)
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в
учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и
оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Обучающийся научится:
-Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
-Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.
-Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
-Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор
наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; отбирать инструменты для
оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках

предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемого результата; сверять свои действия с целью и,
при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
-Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
-Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; самостоятельно определять
причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
-Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
-Формировать и развивать компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль
в совместной деятельности; определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.
-Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.).
-Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности; использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя.
Познавательные:
Обучающийся научится:
Определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
-Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
-Смысловому чтению.
-Развить мотивацию к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных
ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство.
-Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других
явлений; выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ.

-Обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи
между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков
в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления.
-Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста,
структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте
событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста.
-Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять
взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; соотносить полученные
результаты поиска со своей деятельностью.
Предметные результаты
Введение. Текст.
Ученик научится:
осознавать роль русского языка как национального языка русского народа,
государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
следовать основным нормам русского литературного языка (орфоэпическим,
лексическим, грамматическим, орфографическим, пунктуационным);
соблюдать нормы речевого этикета;
Ученик получит возможность научиться:
адекватно воспринимать авторский замысел, понимать отношение автора к
поставленной в прочитанном тексте проблеме;
анализировать текст, понимать его проблемы и художественные особенности;
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими,
пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
определять основные виды логических, фактических, речевых и грамматических
ошибок, стараться их не допускать.
Сочинение
Типы и стили речи текста
Ученик научится:
различать смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и
ситуация речевого общения;
определять основные признаки разговорной речи, научного, публицистического,
официально-делового стилей, языка художественной литературы; особенности основных
жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
определять признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования,
описания, рассуждения);
классифицировать основные единицы языка, их признаки;
отбор материал из текста художественного произведения в соответствии с темой и
основной мыслью сочинения;
систематизировать собранный материал, составлять план, раскрывающий тему и
основную мысль высказывания.
Ученик получит возможность научиться:
использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве
аргумента;
последовательно излагать мысли, создавать текст в соответствии с заданной
темой и функционально-смысловым типом речи, используя разнообразные грамматические
конструкции и лексическое богатство языка;
аргументировать свою позицию;
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему
основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров;
владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации;
свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
2. Содержание учебного предмета
Название раздела

Краткое содержание

Тема и основная
мысль сочинения

Сознательный выбор темы сочинения или
«нахождение» ее, осознание и раскрытие в
сочинении основной мысли, подготовка
интересных, содержательных работ для стенгазеты
или специального бюллетеня.
Отбор материала из текста художественного
произведения в соответствии с темой и основной
мыслью сочинения и систематизация собранного
материала, составление плана, раскрывающего
тему и основную мысль высказывания.
Работа над совершенствованием сочинений,
приемы редактирования и техника правки
рукописи.
Повторение и закрепление полученных ранее
сведений об отзыве как виде ученического
сочинения. Отзыв – заметка в ученическую
стенгазету. Закрепление понятия об особенностях
отзыва, написание самостоятельного отзыва с
элементами рецензии.
План сочинения-описания:
Представление предмета сочинения.
Основные признаки предмета сочинения.
Мнение учащегося о предмете сочинения.
Заключение. Последняя часть сочинения-описания
должна содержать краткий вывод из
вышеизложенного.
Газетные жанры, особенности портретного очерка.
Особенности сочинений-рассуждений,
рассуждения на проблемную тему.
Построение рассказа.
Написание пробного сочинения

Собирание и
систематизация
материала
Совершенствование
написанного
Отзыв и
рецензия

Описание

Очерк
Рассуждение
Рассказ
Сочинение ЕГЭ

Количество
часов
3

9

2

3

2

3
3
3
7

3. Календарно – тематическое планирование по «Русский язык. Теория и практика» 11
класс

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.
20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Тема урока
Понятие о сочинении – рассуждении. Композиция сочинениярассуждения
Критерии оценивания сочинения – рассуждения. Что такое текст.
Связь предложений в тексте
Выявление микротем в тексте
Стили текста: публицистический стиль
Стили текста: художественный стиль
Типы текста
Типы текста
Идея текста
Проблематика текстов. Типы проблем
Способы формулировки проблемы текста
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы
Практическая работа №1. «Выявление проблем в тексте»
Виды комментариев к проблеме. Два типа комментария
Полугодовая контрольная работа
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
Практическая работа №2. «Составление двух типов комментариев к
проблеме»
Выявление и формулировка авторской позиции. Средства
выражения позиции автора. Авторская позиция в художественном
тексте
Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Введение
цитат в тексте сочинения
Практическая работа № 3. «Нахождение в тексте авторской позиции.
Формулировка авторской позиции
Аргументация собственного мнения. Согласие и несогласие с
позицией автора. Аргументы, виды аргументов, способы
аргументации
Типовые конструкции для выражения своей позиции
Практическая работа № 4. «Аргументация собственного мнения по
проблеме
Виды и формы вступления
Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в
заключении
Практическая работа № 5. «Написание вступления и заключения к
сочинению»
Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность
изложения
Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность
изложения

Дата

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35

Композиция сочинения. Логические ошибки. Абзацное членение
Типы ошибок: фактические, этические ошибки
Грамматические и речевые ошибки
Практическая работа № 6. «Написание сочинения – рассуждения по
заданному тексту»
Лексические ошибки
Промежуточная аттестация
Практическая работа № 7. «Нахождение и редактирование всех
типов ошибок»
Итоговое занятие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».