Программа внеурочной деятельности Юный стрелок (5-6 класс)

Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района
МОУ СОШ им. И. И. Пушанина с. Пушанина Белинского района
Пензенской области
Рассмотрено на заседании
педагогического объединения
протокол № 1 от 27.08.2024 г.

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
28.08.2024 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ им.
Пушанина с. Пушанина
________Е.В.Мирошкина
Приказ № 93/12 от 30.08.2024 г

Сертификат: 638A34F353531F1C132557E79DBF1590
Владелец: Мирошкина Елена Викторовна
Действителен: с 05.10.2023 до 28.12.2024

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Юный стрелок»
(Базовый уровень)
Возраст детей: 10 -12 лет (5-6 класс)
Срок реализации: 1 год
Якимов Роман Анатольевич

с. Пушанино
Белинский район Пензенская область
2024 год

Пояснительная записка
Направленность программы кружка «Юный стрелок»
- физкультурно-спортивная,
- гражданско – патриотическая.
По форме организации: кружковая.
Уровень освоения программы: базовый.
Новизна программы
Новизна данной дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей
программы состоит в том, что у нее, по сравнению с (Программой для внешкольных
учреждений и общеобразовательных школ. Оборонно-спортивные кружки. М. Просвещение,
1987г.)и аналогичными программами введен одногодичный этап обучения, увеличено
количество часов в неделю с 1 часа до 2, расширена тематика и направленность по
подготовке спортсмена, все это способствует повышению результативности выполнения
нормативов по пулевой стрельбе. Степень новизны программы еще в том, что впервые в
сравнении с аналогичными программами дает возможность, при выполнении норматива
получить III взрослый спортивный разрядв стрелковом виде спорта по пулевой стрельбе из
пневматической винтовки на базе общеобразовательной школы. Новизна программы
опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие
интеллекта,
творческих
способностей
спортсмена:
реализации
личностно
–
ориентированного, деятельностного подхода; массовости обучающихся; систематичности
образовательно-воспитательного процесса по получению специальных компетенций в
стрелковой подготовке юного спортсмена на базе лицея. Данный подход обеспечит
существенную поддержку классных руководителей в воспитательной работе усилением
профилактической работы с обучающимися, направленной на сохранение и укрепление
физического и психического здоровья детей, развитие морально-волевых и нравственных
качеств личности, воспитание устойчивого интереса к познавательной деятельности,
высокий уровень саморегуляции, развитие творческих способностей и результативности
юных спортсменов. Программа «Юный стрелок» способствует реализации Национального
приоритетного проекта «Образование», Концепции развития дополнительного образования
детей и
в первую очередь это внедрением ФГОС второго поколения в учебновоспитательный процесс основного и дополнительного образования на базе лицея, которые
включают в себя не только освоение учащимися базовых национальных ценностей,
основных понятий, относящихся к области знаний, но и формирование универсальных
видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, её самореализации,
готовности к непрерывному образованию, способной ставить цели, искать и использовать
необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и
результаты деятельности в стрелковой подготовке, гражданско - патриотическом воспитании
молодежи.
Актуальность программы
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их
родителей на развитие у ребенка специальных психофизических качеств, выполнение
нормативов ГТО и III взрослого спортивного разрядав стрельбе из пневматической
винтовки на базе лицея - общеобразовательной школы. К числу наиболее актуальных
проблем относится решение проблемы социальной занятости подростка. Занятость
обучающихся во внеурочное время способствует решению комплекса задач, самые значимые
из
них:
профилактика
безнадзорности,
беспризорности, вредных;
привычек,
правонарушений; развитие способностей и познавательных интересов; обучение новым
видам деятельности; формирование школьного коллектива. В настоящее время довольно
противоречиво складываются взаимоотношения школы и окружающей среды. С одной
2

стороны, чтобы подготовить ребенка к реальной жизни, его необходимо как можно чаще
включать в эту жизнь, а с другой стороны, учитывая социальную и экономическую
нестабильность в обществе, а также негативное влияние на духовное и психическое развитие
личности со стороны СМИ, следует достаточно часто ограждать ребенка от негативных
явлений. Подростковая преступность имеет тенденцию к ее росту. Появляются различные
неформальные формирования молодежи, отсюда эмоциональные и стрессовые состояния
современного подростка выплескиваются наружу в виде драк, воровства, хулиганства,
сквернословия, курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании, вандализма, жестокости к
окружающим и суицида.
Педагогическая целесообразность
Целесообразность реализации программы обусловлена реформированием системы
дополнительного образования, направленной на удовлетворение необходимых жизненно
важных потребностей учащихся общеобразовательных школ. Доступной формой обучения
школьников приемам стрельбы, как раз и является стрельба из пневматических винтовок.
Данная программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации дополнительные
образовательные услуги обеспечат получение специальных физических, психологических
испециальные качеств личности, требующихся для адаптации к условиям среды обитания и
безопасной жизнедеятельности. Она направленавоспитание нравственных качеств
гражданина, гражданско – патриотического и военно – патриотическое воспитания, то есть
приобщение учащихся к занятиям военно – прикладными видами спорта социальной
занятости подростков и их профориентацию.
Патриотическое воспитание – одно из главных составляющих воспитания человека
как личности, как гражданина. Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор
сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Человечество развивается именно потому, что каждое поколение передаёт следующему свой
опыт. В условиях развития гражданского общества и правового государства необходимо
осуществлять воспитание патриотического типа личности с активной гражданской
жизненной позицией, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и
деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным
трудом обеспечивать свою материальную независимость, и при этом быть «физически
здоровой». В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую
нравственную, правовую и политическую культуру, физически готовой к защите Родины,
ощутимый вклад может внести дополнительное образование общеобразовательных школ.
Популярность стрелкового спорта среди учащихся школ обусловлена не только
интересом детей к стрельбе; умением хорошо стрелять, как жизненно необходимой
потребностью, а быть всесторонне развитой личность, стремлением к активному участию в
соревнованиях различного уровня по пулевой стрельбе, военно - прикладной подготовке.
Процесс становления юного спортсмена является для учащихся увлекательным не только в
плане удовлетворения проявленного интереса, нои укрепления психологического и
физического здоровья, воспитанию самостоятельности, самообладания, внимательности,
смелости, мужества, решительности, целеустремленности, трудолюбия, выносливости.
Пулевая стрельба способствует получению необходимых компетенций юного спортсмена,
выполнение норматива ГТО и III взрослого спортивного разряда в стрельбе из
пневматической
винтовкии
дальнейшему
совершенствованию
в
стрелковом
спорте.Увеличение количества часов в неделю с 1 часа до 2, расширение тематики и
направленность по подготовке юного спортсмена, возможность получить спортивные
разряды при выполнении нормативов в пулевой стрельбе из пневматической винтовки
способствует мотивации подростков к стрелковому спорту. Одногодичный этап (1год
обучения) кружка «Юный стрелок» - по подготовкеюного спортсменаоправдан тем, что
позволяет обеспечить ежегодно – обновляющийся охват другого контингента учащихся,
кроме того, после завершения обучения в кружке «Юный стрелок» у них появляется
3

возможность быть принятыми, согласно требований – условий приема в кружок «Меткий
стрелок»
Педагогическая целесообразность программы обусловлена приоритетностью
воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта, творческих способностей
юного спортсмена: реализации личностно – ориентированного, деятельностного подхода;
доступности для школьника любой медицинской группы; массовости обучающихся;
систематичности образовательно-воспитательного процесса по получению специальных
компетенций в стрелковой подготовке на базе лицея - общеобразовательной школы.
Подростковый возраст является наиболее оптимальным для системы гражданскопатриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития
социальных интересов и жизненных идеалов. Успешно работающая образовательная система
сегодня должна создавать условия, интенсифицирующего развитие учащихся, включающей
механизмы саморазвития, саморегуляции личности в быстро меняющихся социальных
условиях. Развитие личности обеспечивается в процессе ее собственной деятельности. А
воспитание и обучение успешно реализуется в процессе совместной деятельности. Это
объясняет необходимость использования современных, интерактивных, проблемно –
поисковых, групповых образовательных технологий. КСО, основанных на деятельностном
подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность
учащихся по усвоению новых компетенций.
Основные функции педагога при деятельностном подходе обучения:
- создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную
деятельность;
- создание общего позитивного эмоционального фона (это интересноузнать, уметь);
- само – и взаимоконтроля в работе;
- совместное подведение результата проведенной работы.
Проблемно – диалогическая и проблемно-поисковая технологии основаны на
развитии у ребенка восприятия, мышления, поиска.
Внедрение групповых форм работы на занятиях способствуют развитию навыков
самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценка, у каждого
ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития.
Целенаправленное формирование творческих способностей, развитие нестандартного
видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое
наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и
познавательный интерес. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами
деятельности, решение одного ученика активизирует мысль другого, расширяет диапазон
воображения, стимулирует его развитие.
Творчество - самый эффективный способ активного развития личности и развития
человечества в современном быстро меняющемся мире.
Использование современных идей и технологий способствует реализации
Национального
приоритетного
проекта
«Образование»,
Концепции
развития
дополнительного образования детей и в первую очередь это внедрением ФГОС второго
поколения.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что
по сравнению с (Программой для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Оборонно-спортивные кружки. М. Просвещение, 1987г.) и аналогичными программами
введен одногодичный этап обучения,увеличено количество часов в неделю с 1 часа до 2,
расширена тематика и направленность по подготовке юного спортсмена. Особенности ее
отличия и в том, что она предназначена для осуществления на базе лицея, без отрыва
подростка от привычной безопасной школьной среды выполнить нормативыГТО и III
4

взрослого спортивного разряда в стрельбе из пневматической винтовки при систематическом
образовательно - воспитательном процесса по получению специальных компетенций в
стрелковой подготовке.
В ходе разработки программы были проанализированы материалы аналогичных
программ, Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Оборонно-спортивные
кружки.
М.
Просвещение,
1987,
«Примерного
плана
занятийстрелкового кружка начальной подготовки», Стрельба из пневматической винтовки,
М. ДОСААФ, 1998, учебно-методического пособия «Пневматическое оружие» Допущено
Минобразования РФ Авторы: Дворкин Д. В. Издательство «Военные знания» МОСКВА 2001
год, примерных программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных
школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ
олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства «Пулевая стрельба» под
редакцией МС А.А. Насоновой; ЗМС А.В. Митрофанова; МС М.Б. Коликова. М. Советский
спорт, 2005, Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта пулевая
стрельба утвержденного приказом Минспорта России от 27 марта 2013 г. N 146.
Системно - деятельный подход к обучению, по воспитанию и развитию
подростков,интеграция теории и практики, активное использование меж предметных связей
позволяет одновременно получать комплексные знания, самоопределение личности,
развитие её способностей и компетенций, за счет
индивидуально – личностного развития
– педагогической поддержки.
Формированием универсальных учебных действий (в соответствии с требованиями
ФГОС основного образования), обеспечивающих формирование готовности обучаемых к
самообучению и самообразованию.
Программа строится на взаимосвязи спортивных секций «Юный стрелок», «Меткий
стрелок», начальной военной подготовкой и внеклассной работы школы. Важно отметить,
бесплатность предоставляемых услуг, высокую материальную обеспеченностью данной
программы, наличием различны марок и типов пневматических винтовок, а также тира.
Адресат программы
Программа адресована учащимся 10 - 12 летнего возраста, для мальчиков и девочек 5
класса обучения, всем желающим получить или совершенствовать свои компетенции в
стрелковой подготовке, для школьников любой медицинской группы не имеющие
медицинскихпротивопоказаний, но при условии согласия родителей.
В среднем школьном возрасте определяющую роль играет общение со сверстниками.
Ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная,
спортивная, творческая, трудовая.В этот период ребенок приобретает значительный
социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых,
моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное
стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно
полезным. Эта социальная активность подростка обусловлена большей восприимчивостью к
усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих во взрослых отношениях.
Д. И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что такое повышение самопознания
зависит от того, что происходит - замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на
две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он
выделяет три стадии подросткового периода:
1) локально-капризную (10–11 лет) – проявляется потребность в признании взрослых;
2) «право-значимую» (12–13 лет) – обусловленная потребностью в социальном
признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»;
Учащиеся 5 классов, подростки 12 летнего возраста относятся к стадии «правозначимую» и стадии «утверждающе-действенную». В этот период подросток старается
действовать соответственно собственным соображениям о добре и зле. Он противится
командному стилю взаимоотношений, т. е. воздействию, которое не учитывает его
5

субъективные переживания и мысли, и требует к себе уважения. Это объясняет острое
реагирование на прямые воздействия и то упрямство, которое возникает в его характере. Эти
факторы существенно осложняют процесс дисциплинирования школьников среднего
возраста. Здесь очень важно принимать во внимание появляющиеся у подростков довольно
стабильные интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и
общению с ними, обостренное чувство собственного достоинства, а также чувства симпатии
и антипатии. Наряду с этим нужно достигать четкого понимания детьми целей их
деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования.
Как субъект учебной деятельности подросток склонен утверждать позицию своей
исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию.
Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на
усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в
реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка:
его проблематизацию, диалогизацию, индивидуализацию. Содержание учебной деятельности
должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социальнобытовых отношений.
Условия набора учащихся
Для обучения в кружке принимаются все желающие, не имеющие медицинских
противопоказаний мальчики и девочки. Отбор осуществляется на основе желания подроста
заниматься стрелковой подготовкой при согласии родителей. Наполняемость группы зависит
количества желающих учащихся 5 класса получить необходимые компетенции в стрелковая
подготовка, при сроке реализации программы в 1 год обучения в группе должно быть 12-18
человек. Подростки 5 класс (10-12 возраста) оптимальный возраст в выполнении нормативов
ГТО IV. Ступени и III взрослого спортивного разряда по стрельбе из пневматической
винтовки.
Количество учащихся
Количество учащихся в кружке зависит от количества желающих подростков 10-12
возраста – учащихся 5 классов получить необходимые компетенции в стрелковой
подготовке, при сроке реализации программы 1 год обучения наполняемость группы должна
быть 12 -18 человек.
Объем и срок освоения программы
Программа «Юный стрелок» рассчитана 1 год обучения, на реализацию данной
образовательной программы отводится 34 часа, при периодичности занятий – 1 раз в неделю
по 1 часу на каждое занятие. Срок реализации программы в 1 год обучения позволит
произвести наибольший охват учащихся и удовлетворение потребности желающих в
получении необходимых компетенций в пулевой стрельбе. За первый год обучения, при 34
часовой программе стрелковой подготовки учащиеся пройдут этапы группы начальной
подготовки и тренировочной группы, за второй год обучения…
Формы и режим занятий
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей,
причем большее количество времени занимает практическая часть. Учебно-тренировочная
работа сучащимися строится с учетом режима школьного дня, то есть после завершения
основного образовательного процесса. Периодичность занятий – 1 раза в неделю по 1 часу
(1час соответствует 45 минутам). Продолжительность одного занятия составляет 45 минут.
При реализации программы используются различные формы обучения (проведения занятий):
по количеству охваченных учащихся - индивидуальное, парное (взаимообучение в парах
постоянного и сменного составов), групповое и фронтальное.
6

По направления обучающейся деятельности занятия делятся на теоретические и
практические формы организации обучения:
- теоретические формы организации обучения (лекция, беседа, заимообучение в
парах, группах, фронтальная работа с использованием наглядных пособий, оружия, ТСО,
тира МОУ СОШ им. Пушанина, зачет);
- теоретическую подготовку рекомендуется проводить также и перед началом
практических занятий, отводя для этой цели по 10 -15 минут;
- приступать к изучению новой темы следует только после усвоения материалов
предыдущего занятия, последовательность в изучении приемов техники стрельбы является
важнейшим условием достижения стабильных результатов;
- необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого,
используя его способности, развивать качества, необходимые при стрельбе – реакцию,
находчивость, выдержку, сообразительность;
- в процессе обучения приемам выполнения упражнения преподаватель должен не
только выявлять недостатки, но и рекомендовать способы их устранения;
- отрабатывая приемы стрельбы, целесообразно широко применять учебное оружие,
прицельные станки, показные мушки, ортоскопы.
- формы практического обучения (упражнения, тренировки, конкурсы, соревнования;
- на практических занятиях группы делят на подгруппы, учащиеся первой подгруппы
тренируются в стрельбе по мишеням, причем один выполняет упражнения, второй готовится
к выполнению, а остальные тренируются без патронов;
-вторая подгруппа может изучать вопросы теории стрельбы, правила безопасности
или тренироваться в наведении винтовки в точку прицеливания со станка, в середине занятия
подгруппы меняются местами;
- на отдельных занятиях желательно применять игровой и соревновательный методы,
которые повысят эмоциональный настрой обучаемых;
- постепенное усложнение задач в поражении мишеней сформирует у обучаемых
стойкий интерес к занятиям;
Практические занятия следует строить в определенной последовательности:
- подготовка линии огня и мишенного оборудования;
- получение оружия и боеприпасов;
- объяснение темы занятия и постановка задач;
- распределение обучаемых на подгруппы;
- изучение приемов и техники стрельбы без патронов (в холостую);
- практическая стрельба;
- разбор ошибок и способы их устранения;
- разбор проведенного занятия;
- задание на дом;
- чистка и сдача оружия, уборка места занятия.
Такая последовательность дает возможность больше времени уделить
непосредственно практической стрельбе.
В целях оценки результатов деятельности в течение учебного года проводятся:
- проверка выполнения нормативов по стрельбе из пневматической винтовки;
- контрольные занятия – зачет по проверке усвоения теоретических знаний;
- соревнования на личное первенство среди воспитанников кружка;
- общешкольные соревнования по стрельбе из пневматического оружия;
- городские соревнования;
- анализ и обсуждение проводимых мероприятий и их результатов сучащимися.
1.2. Цель и задачи программы

7

1. Развить познавательно-творческие и стрелковые способностиучащихся в процессе
обучения, воспитания и формирования системных знаний о стрелковой подготовке.
2.Подготовить
учащихся к выполнению норматива ГТО и III взрослого
спортивногоразряда. Создать условия и активизировать учебно-тренировочную деятельность
учащихся на их мотивацию на возможное выполнение норматива IIIвзрослого спортивного
разрядапо стрельбе из пневматической винтовки согласно приказа Министерства спорта РФ
от 13 ноября 2017 г. N 988 "Об утверждении Единой всероссийской спортивной
классификации»Приказ Министерства спорта РФ от 13 ноября 2017 г. N 988 "Об
утверждении Единой всероссийской спортивной классификации».
С изменениями, внесенными приказами Минспорта России от 10.02.21. № 71
Нормы и условия их выполнения по виду спорта "пулевая стрельба" (Нормы и
условия их выполнения для присвоения званийи спортивных разрядов).
Задачи дополнительной образовательной программы:
Образовательные:
- обучить приемам и правилам стрельбы из пневматической винтовки;
- научить метко стрелять.
Развивающие:
- развить мотивациюподростков к стрелковому спорту и интерес к систематическим
занятиям, познанию и творчеству через его увлечение стрелковым спортом;
- развить познавательную активность в стрелковом спорте, потребности в
саморазвитии, самостоятельности, активности, ответственности,
- развить психофизические качеств спортсмена, определяющих успешность овладения
техникой и тактикой стрельбы на соревнованиях;
- выработать необходимые компетенций в стрелковой подготовке.
Воспитывающие:
- сформировать личность ребенка через расширение кругозора спортсмена –
разрядника;
- воспитать морально - волевых и психологических качеств обучающихся;
формировать
гражданско
патриотическое
воспитание
и
профессиональноесамоопределении;
- воспитать чувство гордости за достижения Российского стрелкового спорта;
- воспитать дисциплину, чувство ответственности за порученное дело;
- воспитать коллективизм;
- укрепить психическое и физическое здоровья детей через занятия пулевой
стрельбой;
- воспитать потребность в ведении здорового образа жизни.
Учащиеся 10-12 летнего возраста по своим психологическим и физическим
возможностям в состоянии выполнить нормативы ГТО IV Ступени, при высоком уровне
подготовки норматива III взрослого спортивного разряда по стрельбе из пневматической
винтовки.

8

1.3. Учебный план программы дополнительного образования
спортивной секции «Юный стрелок».
№
п\п
1
2
3
4
5

6

Наименование
раздела, темы
Введение.
Стрелковый спорт.
Инструктаж по ТБ
Пневматическая
винтовка.
Основы и правила
стрельбы.
Ведение стрельбы с
места по неподвижным
целям.
Классификационные
соревнования.
Итого:

Всего
часов

I год обучения

Теория

1

1

1

2

2

2

-

Текущий - взаимооценка, зачет

2

2

1

1

Текущий –взаимооценка

8

8

2

6

Текущий –взаимооценка, зачет

19

19

2

2

34

34

1

7

Практика

Формы аттестации, контроля
Текущий - взаимооценка

18

2

Текущий - по результату,
периодический - соревнования по
результату
Итоговый-по результату
Межклассовые соревнования в МОУ
СОШ им. Пушанина

27

9

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1.3.1. Содержание дополнительной образовательной программы
«Юный стрелок»
1.Введение.
Ознакомление со структурой, разделами и темами программы, ее пояснительной
запиской и расписанием занятий.
Развитие стрелкового спорта. Виды стрелкового спорта и их особенности.
2. Инструктаж по ТБ.
Меры безопасности при обращении с пневматической винтовкой, ее подготовкой к
стрельбе и выполнении стрельб.
Инструкция по охране труд при проведении стрельб в тире и на стрельбищах для
пулевой стрельбы из пневматического оружия (ИОТ-023-2013).
3. Пневматическая винтовка с открытым прицелом
Назначение, технические свойства, общее устройство и принцип работы всех типов
пневматических винтовок с открытым прицелом. Меры безопасности при обращении с
оружием. Понятие о выстреле. Подготовка винтовки к стрельбе и производство выстрела.
Чистки и смазки оружия.
4. Основы и правила стрельбы.
Явление выстрела и его периоды. Начальная скорость пули и ее влияние на стрельбу.
Отдача оружия и угол вылета. Образование траектории и ее элементы, меткость стрельбы.
Выбор цели. Определение расстояний до целей. Выбор прицела и точки прицеливания при
стрельбе с места по неподвижным целям. Показ изготовки стрелка для производства
выстрела из положения сидя с руки с опорой локтями на стол, стоя или стоя с опорой на
стойку, лежа и с упора лежа (отработка положения для стрельбы).Условия обеспечивающие
правильный спуск курка. Причины, влияющие на кучность и меткость стрельбы.
Определение средней точки попадания на мишени. Расчет и внесение поправок на
прицельных приспособлениях, корректирование стрельбы.
5.Ведение стрельбы с места по неподвижным целям.
Правила поведения в тире и меры безопасности при стрельбе из пневматической
винтовки. Изучение приемов техники стрельбы. Тренировки в подготовке для стрельбы с
руки сидя за столом, с опорой на стойку, лежа и лежа с упора, спуск курка. Использование
учебных приборов при тренировке.
Стрельбы из пневматической винтовки на кучность, расстояние – 10 м, цель - мишень
№ 8,
нормы и условия ВП – 20;
Время на стрельбу не ограничено, показ попаданий после каждого выстрела, задача
второй серии - не выпустить ни одной пульки из черного круга. Порядок выполнения:
обучаемый по команде руководителя стрельбы изготавливается к стрельбе и докладывает о
готовности, проверив правильность изготовки, обучающий подает команду «Заряжай», а
затем команду «Огонь».
Окончив стрельбу, обучаемый докладывает об этом, получает разрешение и разряжает
оружие (пневматическую винтовку) и кладет винтовку на стол или стойку. Рассмотрев
мишень после стрельбы, руководитель объясняет ошибки стрелка и отмечает результаты
стрельбы.
Овладение техникой стрельбы на кучность
10

Упражнения для развития статистической выносливости частей тела при стрельбе из
различных положений.
Психологическая подготовка к стрельбе: создание эмоционального подъема при
стрельбе; сосредоточение внимания на своих действиях для обеспечения точности всех
выстрелов упражнения.
Стрельба из винтовки по белому листу бумаги для выработки навыка плавного
нажатия на спусковой крючок.
Стрельба из винтовки по квадрату 10 на 10 см на листе белой бумаги. Определение
средней точки попадания.
Устранение ошибок, выявленных на предыдущих занятиях. Тренировка без пулек в
удержании оружия, наведенного в цель, в сочетании с главным нажимом на спусковой
крючок. Беседа с обучаемыми о траектории и совмещение точки попадания с центром
мишени, корректировка выстрела. Стрельбы из пневматической винтовки на кучность,
расстояние – 10 м, цель - мишень № 8, нормы и условия ВП – 20. Сообщение о попадании
после каждого выстрела. Задача: не выпустить ни одной пульки из черного круга. Время на
стрельбу не ограничено.
Овладение техникой меткой стрельбы и ее совершенствование.
Условия психологической подготовки стрелка: создание эмоционального подъема
перед стрельбой; сосредоточение внимания на свои действия для обеспечения точных
выстрелов; мобилизация своих сил для лучшего выполнения упражнения по стрельбе;
уверенность в точных выстрелах. Стрельба из винтовки по белому листу бумаги для
выработки навыка
плавного нажатия на спусковой крючок.
Соревнования по стрельбе из винтовки по белому листу бумаги для выработки навыка
плавного нажатия на спусковой крючок.
Стрелковая игра «Дуэльная» - стрельба по нумерованным квадратам.
Соревнования по скоростной стрельбе по нумерованным квадратам.
Стрельба на меткость, расстояние – 10 м, цель - мишень № 8.
ВП - 20, винтовка пневматическая, 10 м, 20 выстрелов с упора лежа.
Мишень - спортивная № 8.
Количество выстрелов – 23(3 пробных и 20 зачетных, 5 мишеней - 1пробная
и 4 зачетных).
III взрослый спортивный разряд, норматив – (м /ж) 168 очков.
Анализ действий при выстреле, устранение ошибок.
6. Классификационные соревнования – Главные соревнования
Сдача обучаемыми норм по стрельбе из пневматической винтовки на базе тира МОУ
СОШ им. Пушанина.
Условия выполнения упражнения I юношеского и III взрослого спортивных разрядов
Упражнения выполняются из пневматической винтовки любого типа.
ВП - 20, винтовка пневматическая, 10 м, 20 выстрелов с упора лежа.
Мишень - спортивная № 8.
Количество выстрелов – 23(3 пробных и 20 зачетных, 5 мишеней - 1
пробная и 4 зачетных).
III взрослый спортивный разряд, норматив – (м /ж) 168 очков.
1.4.1. Планируемые результаты к концу первого года обучения
Обучающиеся будут знать:
 историю развития стрелкового оружия;
 теоретические основы стрельбы;
11

 элементарные теоретические сведения о баллистике;
 меры безопасности при стрельбе и правила обращения с оружием;
 назначение, общее устройство и принцип действия пневматических винтовок;
 правила выполнения стрельбы;
 правила обращения с оружием;
 правила соревнований по стрельбе;
 технику стрельбы из пневматических винтовок по мишени из положения, сидя за
столом и лежа с упора, стоя с руки, лежа с руки.
Уметь:
 выполнять специальные действия, способствующие уравновешиванию дыхания и
пульса;
 занимать правильное положение при изготовке к стрельбе и при стрельбе;
 выполнять основные элементы техники выполнения выстрела;
 выполнять стрелковые упражнения из положения стоя, лежа и сидя;
 осознанно относиться к своему здоровью, наблюдать, анализировать и запоминать.
Личностные результаты.
Уметь:
 оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
безопасности;
 объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей;
 в предложенных ситуациях, опираясь на знания приемов и правил стрельбы, делать
выбор, как поступить;
 осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
 определять цель деятельности в стрелковой подготовке;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
 устанавливать причинно-следственные связи результатов стрельбы и требований
безопасности;
 вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности в
стрелковой подготовке;
 навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том
числе творческого характера;
Познавательные УУД:
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате полученной
информации;
Коммуникативные УУД:
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Выполнение задач, стоящих перед программой позволит
знать:
- виды стрелкового оружия, устройство и принцип работы
12

пневматической винтовки;
- основы стрельбы;
- правила обращения с оружием;
- меры безопасности при стрельбе;
- правила поведения в тире;
уметь:
- кучно стрелять,
- в совершенстве владеть приемами и правила стрельбы из пневматического оружия;
- уметь корректировать результаты выстрела;
-уметь метко стрелять.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы
осуществляется в форме классификационных соревнований.

13

2.1.1. Календарный учебный график- 1 год обучения
№ Месяц
п/п

1

2

09

09

Число

Время
проведени
я
занятия

Форма
занятия

Правила поведения в тире и меры
безопасности при стрельбе из
пневматической винтовки..

тир

1

Пневматическая винтовка. Назначение,
технические свойства, общее
устройство и принцип работы.
Правила поведения в тире и меры
безопасности при стрельбе из
пневматической винтовки..

тир

Выбор цели, прицела и точки
прицеливания. Производство выстрела
Визуальная стрельба с прицельного
станка

тир

09

5

10

18:15-19:00

6

10

10

9

11

тир

Текущий взаимооценка,
зачет по ТБ

Рассказ, беседа,
18:15-19:00
работа в парах

4

8

Форма
контроля

1

Рассказ, беседа,
18:15-19:00
тренировка,
работа в парах

10

Место
проведения

Введение.
Стрелковый спорт

09

7

Тема

Рассказ, беседа,
18:15-19:00
работа в парах

Рассказ, беседа,
18:15-19:00
работа в парах

3

Колвочасов

Тренировка в
парах
Тренировка в
18:15-19:00
парах
Рассказ, беседа,
выполнение
18:15-19:00
упражнений
в парах
Тренировка в
18:15-19:00
парах
18:15-19:00

Тренировка

1

1

1
1

тир

тир
тир

1

Основы стрельбы. Корректирование
стрельбы

1

Техника стрельбы на кучность

1

Тренировка в стрельбе на кучность из
положения сидя с опорой на стол

тир
тир

Текущий –
взаимооценка,
зачет
Текущий –
взаимооценка
Текущий –
взаимооценка
Текущий –
по результату
Текущий –
по результату
Текущий взаимооценка,
зачет
Текущий –
по результату
Текущий –
по результату
14

10

11

18:15-19:00

Тренировка

1

11

11

18:15-19:00

Тренировка

1

12

11

18:15-19:00

Тренировка

1

13

11

18:15-19:00

Тренировка

1

Тренировка в стрельбе на кучность из
положения сидя с опорой на стол
Тренировка в стрельбе на кучность из
положения сидя с опорой на стол
Тренировка в стрельбе на кучность из
положения сидя с опорой на стол
Тренировка в стрельбе на кучность из
положения стоя с опорой на стойку и
без опоры
Тренировка в стрельбе на кучность из
положения стоя с опорой на стойку и
без опоры
Тренировка в стрельбе на кучность из
положения стоя с опорой на стойку и
без опоры
Тренировка в стрельбе на кучность из
положения стоя с опорой на стойку и
без опоры

14

12

18:15-19:00

Тренировка

1

15

12

18:15-19:00

Тренировка

1

16

12

18:15-19:00

Тренировка

1

17

01

Тренировка в
парах

1

Техника меткой стрельбы

18

01

Тренировка

1

Тренировка в стрельбе на кучность и
результат из положения сидя с опорой
на стол

19

01

Соревнования

1

Контрольные соревнования

20

01

Тренировка

1

21

02

Соревнования

1

22

02

Тренировка

1

23

02

Тренировка

1

Тренировка в стрельбе на кучность и
результат из положения стоя с опорой
на стойку и без опоры
Контрольные соревнования
Тренировка в стрельбе на кучность и
результат из положения лежа и с упора
лежа
Тренировка в стрельбе на кучность и

тир
тир
тир
тир
тир
тир
тир
тир
тир

Текущий –
по результату
Текущий –
по результату
Текущий –
по результату
Текущий –
по результату
Текущий –
по результату
Текущий –
по результату
Текущий –
по результату
Текущий –
по результату
Текущий –
по результату

тир
По результату
тир

Текущий –
по результату

тир
тир

По результату

тир

Текущий –

Текущий –
по результату

15

результат из положения лежа и с упора
лежа
Контрольные соревнования
Стрельба на результат из положения
сидя с опорой на стол
Стрельба на результат из положения
сидя с опорой на стол

24

02

Соревнования

1

25

03

Тренировка

1

26

03

Тренировка

1

27

03

Соревнования

1

28

04

Тренировка

1

29

04

Тренировка

1

30

04

Соревнования

1

31

04

Тренировка

1

32

05

Тренировка,

1

33

05

Соревнования

1

Подводящие соревнования

1

Классификационные соревнования.
(Главные соревнования) из положения
с упора лежа

34
Итого

05

13.00-16.00

Соревнования

Подводящие соревнования
Стрельба на результат из положения
стоя с опорой на стойку и без опоры
Стрельба на результат из положения
стоя с опорой на стойку и без опоры
Подводящие соревнования
Стрельба на результат из положения
лежа и с упора лежа
Стрельба на результат из положения
лежа и с упора лежа

по результату
тир
тир
тир
тир
тир
тир
тир
тир
тир
тир
тир

По результату
Текущий –
по результату
Текущий –
по результату
Периодический
по результату
Текущий –
по результату
Текущий –
по результату
Периодический
по результату
Текущий –
по результату
Текущий –
по результату
Периодический
по результату
Итоговый
по результату

34

16

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Учебно – тренировочные занятия кружка «Юный стрелок» проводятся в тире .
Тир имеет 16 посадочных мест для учащихся, кладовое (помещение со шкафами для
хранения учебно – материальной баз), шкаф для дидактических пособий и учебных
материалов.
1. Тир.
2. Спортзал.
3. Компьютер – 1кт.
4. Сейф для хранения оружия -1 шт.
5. Пневматическая винтовка – Baikal МП-512 -2 штуки.
6. Станок прицельный - 1 шт.
7. Показная мушка - 1 шт.
8. Зрительная труба – 1 шт.
9. Бинокль
- 1шт.
10. Таблицы по устройству, приемам и правилам стрельбы:
– пневматическая винтовка – 1кт.
Тир (25м.*9м.) с пылеулавливателем, столы со стульями, гимнастические маты,
стойки для проведения практических стрельб и соревнований по стрельбе из положения сидя
с опорой рук о стол, стоя и стоя с опорой на стойку, лежа и с упора лежа.
Методическое обеспечение
1. Булыгин Н.А. Стрелковый спорт. Обучение стрельбе и практика. М.: Просвещение,
2007.
2. Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе. - М., ФиС, 2003г.
3. Жилина М.Я. Методика тренировки стрелка-спортсмена. -М., ФиС, 2007.
4. Кедяров А.П. Методические и тактические рекомендации подготовки стрелков (7кратный Чемпион мира (1973—75, 1979), серебряный призер XXI летних Олимпийских игр
(1976) в личном зачете.
5.Учебно –методическое пособие «Пулевая стрельба» shooing-Russia.ruГлава
11.Пневматическая винтовка: особенности подготовки и элементы техники.
6. Федорин В.Н. Методика обучения стрелков-спортсменов на начальном этапе
подготовки. - КГАФК, 2004.
7. Шилин Ю.Н. Спортивная пулевая стрельба: Учеб. пособие / Ю.Н. Шилин, А.А.
Насонова. - М.: Дивизион, 2012.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования.
2.3. Формы аттестации
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
проводится в форме школьных контрольных, подводящих соревнований и
классификационных – главных конце учебного года. Школьные соревнования позволяют
произвести оценку выполнения норматива ГТО, получить предварительный результат
выполнения норматива III взрослого спортивного разряда.

17

Условия выполнения норматива Всероссийского физкультурно – спортивного
комрлекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
IV. Ступень (возрастная группа от 10 до 12 лет)
Стрельба из пневматической винтовки сидя или стоя с опором
локтей на стол или стойку, дистанция 10м. (очки):
Нормативы
Бронза
15

Мальчики
Серебро
20

Золото
25

Бронза
15

Девочки
Серебро
20

Золото
25

Условия выполнения норматива III взрослого спортивного разряда.
Приказ Министерства спорта РФ от 13 ноября 2017 г. N 988 "Об утверждении Единой
всероссийской спортивной классификации» Приказ Министерства спорта РФ от 13 ноября
2017 г. N 988 "Об утверждении Единой всероссийской спортивной классификации».
С изменениями, внесенными приказами Минспорта России от 10.02.21. № 71
Нормы и условия их выполнения по виду спорта "пулевая стрельба"
Нормы и условия их выполнения для присвоения званий и спортивных разрядов
ВП - 20, винтовка пневматическая, 10 м, 20 выстрелов с упора лежа или сидя.
Мишень - спортивная № 8.
Количество выстрелов – 23(3 пробных и 20 зачетных, 5 мишеней - 1пробная и 4
зачетных).
III взрослый спортивный разряд, норматив – (м /ж) 168 очков.
Для мотивации учащихся по выполнению вышеуказанных нормативов вводится
система моральных и материальных стимулов для учащихся, начиная с поощрений и
почетных грамот.
Учащимся, продемонстрировавшим неудовлетворительные результаты по
выполнению норматива III взрослого спортивного разряда предоставляется возможность
повторить процесс обучения на следующий учебный год на основе желания подроста
заниматься стрелковой подготовкой при согласии родителей или же поступить в кружок
«Меткий стрелок» на тех же условиях согласно возраста.
2.4. Оценочные материалы
Перечень диагностических методик и материалов, позволяющих
определить достижение учащимися планируемых результатов
1. Нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО) IV. Ступень 2023г.
(возрастная группа от 10 до 12 лет)
Стрельба из пневматической винтовки сидя или стоя с опором
локтей на стол или стойку, дистанция 10м. (очки):
Нормативы
Мальчики
Девочки
Бронза
Серебро
Золото
Бронза
Серебро
Золото
15
20
25
15
20
25
2.Нормы и условия их выполнения по виду спорта "пулевая стрельба"
Нормы и условия их выполнения для присвоения званий
и спортивных разрядов
18

Приказ Министерства спорта РФ от 13 ноября 2017 г. N 988 "Об утверждении Единой
всероссийской спортивной классификации» Приказ Министерства спорта РФ от 13 ноября
2017 г. N 988 "Об утверждении Единой всероссийской спортивной классификации». С
изменениями, внесенными приказами Минспорта России от 10.02.21. № 71
ВП - 20, винтовка пневматическая, 10 м, 20 выстрелов с упора лежа.
Мишень - спортивная № 8.
Количество выстрелов – 23(3 пробных и 20 зачетных, 5 мишеней - 1
пробная и 4 зачетных).
III
взрослый
спортивный
разряд,
норматив
–
(м/ж)
168

очков.

19

2.5. Методические материалы
Оформление методического обеспечения
№
п/п

1

2

3

4

5

Названия
раздела, темы

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический
материал

1. Программа «Юный стрелок».
2.Кинкль В, Пулевая стрельба, М.: Просвещение, 1989, 208с.
3.Шилин Ю.Н. Спортивная пулевая стрельба: Учеб. пособие /
Шилин Ю.Н., Насонова А.А.. - М.: Дивизион, 2012.
Инструкция
Инструктаж по ТБ
по охране труд при проведении стрельб в тире и на стрельбищах для
пулевой стрельбы из пневматического оружия (ИОТ-023-2013).
1 –- ИЖ –512 - 2 шт.
Пневматическая
2 –Плакаты – 1 кт.
винтовка
3 – Инструкции по эксплуатации вышеуказанных винтовок
1. Пневматические винтовки. 2. Электронный тир «БОЕЦ».
3. Станок прицельный. 4. Показная мушка. 5. Указка – мишень.
6.Ортоскопы.
1.Дворкин А.Д. Стрельба. Эксплуатация. Ремонт. Оборудование
тира.М.: Военные знания, 2001.
Основы и правила 2. Учебно-методическое пособие «Пулевая стрельба» shooingстрельбы
Russia.ruГлава 11.Пневматическая винтовка: особенности подготовки и
элементы техники.
3.Федорин В.Н. Методика обучения стрелков-спортсменов на
начальном этапе подготовки. - КГАФК, 2004.
4. Шилин Ю.Н. Спортивная пулевая стрельба: Учеб. пособие /
ШилинЮ.Н., Насонова А.А. - М.: Дивизион, 2012.
Ведение стрельбы Пневматические винтовки, пылеулавливатели, мишени, столы, стулья,
с места по
маты гимнастические, упоры, прицельный станок, показная мушка,
неподвижным
зрительная труба, бинокль.
целям.
1. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. - М.,
Введение.
Стрелковый
спорт.

Формы,
методы,
приемы
обучения

Формы
подведения
итогов

Рассказ, беседа,
работа в парах

Взаимооценка

Инструктаж,
беседа, работа
в парах

Взаимооценка,
зачет по ТБ

Практическая
работа в парах

Взаимооценка

Рассказ, беседа,
работа в парах,
тренировка

Взаимооценка,
зачет

Учебно –
тренировочные
занятия,
соревнования -

Соревнования - по
результатам
выполнения
нормативов
20

6

Классификационн
ые соревнования
(выполнение
нормативов)
Главные
соревнования

ДОСААФРоссии, 2010.
2. Федорин В.Н. Пулевая стрельба. - КГАФК, 2007.
3. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта
пулевая стрельба утвержденного приказом Минспорта России от
27.03.2013 г. N 146.
4. Шилин Ю.Н. Спортивная пулевая стрельба: Учеб. пособие /Шилин
Ю.Н., НасоноваА.А.. - М.: Дивизион, 2012.
1. Правила вида спорта "Пулевая стрельба" (утв. приказом
Министерства
спорта РФ от 29 декабря 2017 г. N 1137)
1.1 (6.1) Общие положения. Подготовка и организация проведения
соревнований
2. Пулевая стрельба. Правила соревнований / Е.А. Ромаков и др.;
Стрелковый Союз России. П 88 – М.: Советский спорт, 2006. 240

подготовительн
ые,
контрольные,
подводящие и
отборочные

Главные
соревнования
по выполнения
разрядных
нормативов

Соревнования - по
результатам
выполнения
нормативов

2.6. Список литературы
Список литературы для руководителя кружка:
1. Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе. - М., ФиС, 2003г..
2. Дворкин А. Стрельба из пневматических винтовок. М. Изд-во ДОСААФ СССР. 1986г.,
3.Жилина М.Я. Методика тренировки стрелка-спортсмена. -М., ФиС, 2007.
4.Иткис М.А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена. -М., ДОСААФРоссии, 2010.
5.Корх А.Я. Стрелковый спорт и методика преподавания. - М., ФиС, 2003.
6. МС А.А. Насоновой; ЗМС А.В. Митрофанова; МС М.Б. Коликова. «Пулевая стрельба» М. Советский спорт, 2005,
7. Окунь Б.В. Спортивная стрельба из винтовок. - М., ДОСААФ, 2006.
8.Павлов А.В. Подготовка стрелка-спортсмена. - М., ДОСААФ России, 2010.
9. Потапов И.Г. Соревнования по стрельбе. - М., ДОСААФ России, 2010.
10.Федорин В.Н. Методика обучения стрелков-спортсменов на начальномэтапе подготовки. - КГАФК, 2004.
11.Федорин В.Н. Пулевая стрельба. - КГАФК, 2007.
12. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта пулевая стрельба утвержденного приказом Минспорта России от
27.03.2013 г. N 146.
13. Шилин Ю.Н. Спортивная пулевая стрельба: Учеб. пособие / Ю.Н. Шилин, А.А. Насонова. - М.: Дивизион, 2012.
Электронные образовательные платформы:
21

1. АЙТИ Школа – система электронного журнала.
2. Google Meet – платформа для проведения онлайн занятий, которая отвечает потребностям образования и обеспечивает удобный и
защищенный доступ пользователей.
3. «Сферум» - федеральная учебная платформа
Литература для учеников и родителей:
1. Поляков М.И. Стрельба влет / М.И. Поляков. – М.: Изд-во Грант-Фаир, 2011
2.Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. - М., ДОСААФ России, 2010.
3. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта пулевая стрельба утвержденного приказом Минспорта России от
27.03.2013 г. N 146.
4. Шилин Ю.Н. Спортивная пулевая стрельба: Учеб. пособие / Ю.Н. Шилин, А.А. Насонова. - М.: Дивизион, 2012.

22

2.7. Глоссарий

1

2

3

4

Введение.

Ознакомление с направленностью программы, ее структурой (пояснительной запиской) особо
отмечаются цели и задачи программы, планируемые результаты, условия реализации и требования к
уровню безопасности.
Стрелковая секция – это курс обучения учащихся в системе огневой подготовки. На занятиях по огневой
подготовке учащиеся получают начальные знания и навыки в стрельбе из пневматической винтовки, а в
процессе обучения проводятся поэтапные соревнования, которые показывают периодический уровень
подготовки юного спортсмена - происходит сдача контрольных нормативов.
Ведение стрельбы с Спортивная стрельба по неподвижным целям – это стрельба по стационарным мишеням, размещенным
места по неподвижным на пылеулавливателях, предназначение которых поглощение пуль, исключающих их рикошет
целям.
(отражение), чтобы не разлетались.
Приемы стрельбы из стрелкового оружия включают: изготовку, прицеливание, спуск курка и
организацию дыхания при стрельбе.
Инструктаж по ТБ
При проведении занятий особое внимание уделяется на строгое соблюдение правил и мер безопасности
при обращении с оружием, а также предусматривается полная безопасность в местах проведения
занятий – тирах, стрельбищах и специальных помещениях пригодных для выполнения стрельб. Каждое
занятие проводится в определенном порядке: инструктирование или самостоятельное изучение
материала по безопасности (инструкции), закрепление взаимопроверкой и зачет.
Классификационные
Виды соревнований
соревнования - Главные Подготовительные соревнования. В этих соревнованиях главными задачами являются:
соревнования.
совершенствование рациональной техники и тактики соревновательной деятельности спортсмена,
адаптация различных функциональных систем организма к соревновательным нагрузкам. При этом
повышается уровень тренированности спортсмена, приобретается соревновательный опыт.
Контрольные соревнования позволяют оценить уровень подготовленности спортсмена. В них
проверяется степень овладения техникой, тактикой, уровень развития двигательных качеств,
23

5

6
7

психологическая готовность к соревновательным нагрузкам. Результаты контрольных соревнований
дают возможность корректировать построение процесса подготовки.
Контрольными могут быть как специально организованные, так и официальные соревнования
различного уровня.
Подводящие соревнования. Важнейшей задачей этих соревнований является подведение спортсмена к
главным соревнованиям периода обучения, Поводящими могут быть как соревнования, специально
организованные в системе подготовки спортсмена, так и официальные календарные соревнования. Они
должны отвечать требованиям полностью или частично предстоящие главные соревнования.
Отборочные соревнования с целью выявления сильнейших спортсменов для комплектования сборной
команды. Отличительной особенностью таких соревнований являются условия отбора: завоевание
определенного места или выполнение контрольного норматива, который позволит выступить в главных
соревнованиях.
Главными соревнованиями - Классификационными соревнованиями являются те, в которых
спортсмену необходимо показывать наивысший результат на данном этапе спортивного
совершенствования. На этих соревнованиях спортсмену необходимо проявить полную мобилизацию
имеющихся технико-тактических и функциональных возможностей, максимальную нацеленность на
достижение наивысшего результата: сдача обучаемыми норм на звание «Юный стрелок выполнение
норматива ГТО и спортсмена – разрядника.
Основы
и
правила Основы стрельбы включают теоретические положения, которые необходимы для понимания
стрельбы.
процессов, происходящих при стрельбе, и усвоения приемов и правил стрельбы.
Правила стрельбы включают основные положения и рекомендации по подготовке и ведению стрельбы.
Ими руководствуются при стрельбе по различным мишеням для выполнения поставленных задач и
нормативов.
Явление выстрела и его периоды. Начальная скорость пули и ее влияние на стрельбу. Отдача оружия и
угол вылета. Образование траектории и ее элементы, меткость стрельбы. Выбор цели. Определение
расстояний до целей. Элементы наводки. Выбор прицела и точки прицеливания, производство
выстрела при стрельбе с места по неподвижным целям. Корректирование стрельбы.
Пневматическая
Назначение винтовки,ее виды по принципу работы, техническая характеристика, эксплуатационные
винтовка.
требования, меры безопасности при обращении с винтовкой, чистка, смазка винтовки и ее хранение.
Стрелковый спорт
Виды и направления стрелкового спорта. Развитие стрелкового спорта по пулевой стрельбе в России,
мировые и российские достижения.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».