МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Администрация Белинского района МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской области Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол №1 от 27.08.2024 г. Принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 28.08.2024 г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ «Утверждаю» Директор МОУ СОШ им. И.И.Пушанина с.Пушанина _________Мирошкина Е.В. Приказ №93/12 от 30.08.2024 г. Сертификат: 638A34F353531F1C132557E79DBF1590 Владелец: Мирошкина Елена Викторовна Действителен: с 05.10.2023 до 28.12.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школьный медиацентр» для 5-8 класса Учитель: Комонюк Т.В. 2024-2025 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа курса «Школьный медиацентр» разработана в соответствии с обновлёнными ФГОС ООО, а также Программой воспитания и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Школьный медиацентр» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-8 классов в сфере медиапространства. Курс рассчитан на 34 часа. Курс использован как программа учебного курса «Школьный медиацентр». Программа курса разработана с учетом программы воспитания. Согласно Программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям финансовой грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации. Общая характеристика деятельности курса внеурочной Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные информационные технологии - должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и скачивания тем для рефератов из Интернета. Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека. Научиться жить и работать в быстро изменяющемся мире, обучить этому своих учеников - основная задача школы. Наиболее оптимальной формой организации деятельности является создание школьного медиацентра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействии. Здесь отрабатывается авторская позиция ученика, возможность её корректировки в общепринятой культурной норме, создание условий для информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка. Школьный медиацентр — это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ребенка. Работа над созданием медиапродукта позволяет проявить себя, попробовать свои силы в разных видах деятельности – от гуманитарной до технической. И показать публично результаты своей работы. Важная особенность работы состоит в том, что она является коллективной социально-значимой деятельностью. Трансляция с мероприятия, новостной блок, тематические видеоролики, статья могут быть подготовлены только общими усилиями творческого коллектива. От этого зависит и успех, и зрительское внимание. Но, с другой стороны, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, участвующего в работе школьного медиацентра: предлагаемых знаний: занятия в кружках и секциях, взаимоотношения в семье, уровень воспитанности. общаться со сверстниками, стремление к самостоятельности, «взрослой» жизни, самоутверждению, повышенная эмоциональность, застенчивость, чувствительность к оценке своих действий. Учитываются умственное развитие ребенка, его поведение. ом самовыражении: стремление заслужить уважение сверстников, учителей, родителей, самопознание, любознательность, проявление интереса к новым видам деятельности. Отличительные особенности программы состоят в использовании современных методик и технологий, возможности более углубленного изучения гуманитарных и технических наук, овладение новыми информационными компетенциями. Создание интерактивного виртуального образовательного поля позволяет расширять и дополнять учебную программу –это еще одна отличительная особенность данной программы. А также, ее содержание рассчитано на детей, не имеющих опыта работы в детских и подростковых масс-медиа, и носит ознакомительный характер. Цели и задачи изучения курса «Школьный медиацентр» Цель: создание и развитие единого информационного пространства школы, а также создание условий для развития творческого потенциала школьников. Задачи: Организовать деятельность школьного медиацентра - одного из инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации обучающихся; Развивать речевые навыки обучающихся; Развивать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр, видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др. Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно и критически анализировать содержание сообщений. Создать живую, активно работающую информационную среду; Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки; Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, приходить к компромиссу; Научить старших участников медиацентра помогать младшим, обучать их тому, чему уже они научились. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане Курс внеурочной деятельности «Школьный медиацентр» входит в целостную образовательную среду, создаваемую в рамках ФГОС ООО. Общее число часов, отведенных на изучение курса «Школьный медиацентр» : 34 часа внеурочной деятельности Содержание курса «Школьный медиацентр»: Раздел 1. Введение в тележурналистику Техника безопасности. Сообщение необходимой информации о технике безопасности в помещении до и во время проведения занятий. Теория: что такое тележурналистика, профессии тележурналистов, радио, газеты, журналы, правила работы с ними. Практика: работа с программами MoovieMaker, Publisher. Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство Теория: Культура речи. Виды публичных выступлений. Голос. Речь. Дикция. Практика: Упражнения на развитие речи, актерское мастерство Раздел 3. Интервью Теория: структура и виды интервью. Практика: поиск героя, создание интервью. Промежуточная аттестация: творческая работа Раздел 4. Новости Теория: Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж. Практика: Монтаж видеоновостей. Телевизионный мейкап. Раздел 5. Операторское мастерство Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео. Фотомастерство. Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео Раздел 6. Монтаж и обработка Теория: изучение основ видеомонтажа и обработки фотографий. Практика: работа с программами MuvieMaker, Publisher. Монтаж видео. Обработка фотографии. Итоговая аттестация: творческая работа Раздел 7. Защита творческих работ Планируемые результаты обучения Курс направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления; - готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; - готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности; - способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; - развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; - прогнозирование – предвосхищение результата; - контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; - владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ. - учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь выразить свою позицию, аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. - формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; - наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы и развития личности ровесников. - умение создавать тексты для постов в социальных сетях в различных жанрах и стилях; - умение создавать сценарии к видеорепортажам, снимать и монтировать видеоролики; - умение проектировать свою деятельность в рамках медиацентра; - умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию медиаконтента, умением использовать их в разнообразных жизненных ситуациях. - развитие и совершенствование речевых и публицистических навыков; - развитие критического анализа; - формирование навыка работы в группе, а также формирование взаимопомощи и взаимовыручки; - формирование навыка обработки и фильтрации большого объема информации. Тематическое планирование № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольн ые работы Раздел 1. Введение в журналистику 1.1 Введение в 2 журналистику: что такое тележурналистика, профессии тележурналистов, радио, газеты, журналы, правила работы с ними. Итого по разделу Раздел 4. Новости 4.1 Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж. Итого по разделу 1 http://aldedov.narod.ru/proryv/ posobie.htm 2 Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство 2.1 Культура речи. Виды 1 публичных выступлений. 2.2 Голос. Речь. Дикция. 3 Итого по разделу 4 Раздел 3. Интервью 3.1 Структура и виды интервью. Итого по разделу Практич еские работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 2 http://aldedov.narod.ru/proryv/ posobie.htm 2 1 2 2 1 https://stepik.org/course /81/promo 2 Раздел 5. Операторское мастерство 5.1 Ракурсы. Планы. 1 Фотомастерство. 5.2 Виды видеороликов. 1 https://stepik.org/course /81/promo 1 Структура видео. Идея и сценарий видеофильма. Итого по разделу 2 Раздел 6. Монтаж и обработка 6.1 Основы видеомонтажа и обработки фотографий. 6.2 Монтаж Обработка фотографии. видео. Итого по разделу 2 https://stepik.org/course /81/promo 2 2 4 Раздел 7. Защита творческих работ 7.1 Защита творческих 1 работ Итого по разделу 1 Повторение пройденного материала Итоговый контроль ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 17 9 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 Тема урока Вводный инструктаж по ТБ проведен. Вводное занятие Основы радио. Тележурналистика Количество часов Всего Конт роль ные работ ы Прак тичес кие работ ы 1 1 1 Дата изучения 7-а класс 7-б класс 16.01 4.09 23.01 11.09 Электронные цифровые образователь ные ресурсы http://aldedov.narod.ru /proryv/posobi e.htm 3 4 5 Культура речи Постановка голоса Дикция 1 1 1 1 6 Упражнения на актерское мастерство Виды интервью 1 1 Структура интервью Телевизионный репортаж Стиль и отбор новостей Ракурс 1 1 1 Работа с камерой Основы видеомонтажа Монтаж сюжета 1 1 7 8 9 10 11 12 13 14 Монтаж новостей Обработка фотографий 17 Защита творческих работ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 15 16 30.01 6.02 13.02 18.09 25.09 2.10 20.02 9.10 27.02 16.10 1 6.03 13.03 23.10 6.11 1 20.03 13.11 3.04 20.11 10.04 17.04 27.11 4.12 1 24.04 11.12 1 1 8.05 15.05 18.12 25.12 22.05 25.12 1 1 1 17 1 1 9 http://aldedov.narod.ru /proryv/posobi e.htm https://stepik.o rg/course/81/pr omo https://stepik.o rg/course/81/pr omo https://stepik.o rg/course/81/pr omo УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Агафонов А.В., Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М., 1993,- 200с. 2. Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М.,Дрофа, 1995, - 380с. 3. Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты Спб.: Питер, 2002 4. КишикА.Н. AdobePhotoshop 7.0. Эффективный самоучитель 5. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television, cinema, video. — M.: Издатель А. Г. Дворников, 2003.—206 с. 6. Бурдье.П. О телевидении и журналистике /. Пер. Бурдье -. М:. Прагматика культуры, 2002 - 160 с. 7. Деева И.В.// Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации «История и актуальные проблемы отечественной и зарубежной журналистики». Шахты, 2014. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ: Пособие для начинающих http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm журналистов Портал для журналистов https://web.archive.org/web/20151007160148/http://zhivoeslovo.ru/index .php?option=com_content&task=view&id=116&Itemid=108 «Живое слово» Портал медиа для журналистов. http://www.mediasprut.ru/jour/index.shtml Теория и практика https://stepik.org/course/81/promo Журналистика и медиаграмотность. Обучающий курс для начинающих журналистов Интернет-ресурсы https://ifiyak.sfu-kras.ru/poleznye-ssylki/item/184/