Рабочая программа курса внеурочной деятельности Школьный медиацентр (5-8 классы)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района

МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района
Пензенской области
Рассмотрено на
заседании
методического
объединения
Протокол №1 от
27.08.2024 г.

Принято
на
заседании
педагогического
совета
Протокол №1 от
28.08.2024 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

«Утверждаю»
Директор
МОУ
СОШ
им. И.И.Пушанина
с.Пушанина
_________Мирошкина Е.В.
Приказ №93/12 от
30.08.2024 г.

Сертификат: 638A34F353531F1C132557E79DBF1590
Владелец: Мирошкина Елена Викторовна
Действителен: с 05.10.2023 до 28.12.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Школьный медиацентр»
для 5-8 класса

Учитель: Комонюк Т.В.

2024-2025 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Школьный медиацентр» разработана в
соответствии с обновлёнными ФГОС ООО, а также Программой воспитания
и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих
развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение
к общечеловеческим ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной
деятельности (основное общее образование) и требованиям к
дополнительным образовательным программам. «Школьный медиацентр»
является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-8
классов в сфере медиапространства. Курс рассчитан на 34 часа.
Курс использован как программа учебного курса «Школьный
медиацентр».
Программа курса разработана с учетом программы воспитания.
Согласно Программе воспитания у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы,
сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности
находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям
финансовой грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское,
патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое,
трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры
здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса
способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному
личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной
социализации.

Общая
характеристика
деятельности

курса

внеурочной

Изменение информационной структуры общества требует нового
подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства
информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио,
мобильные информационные технологии - должны стать инструментом для
познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения
удовольствия от компьютерных игр и скачивания тем для рефератов из
Интернета.
Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В
стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт
широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все
это требует развития коммуникативных возможностей человека. Научиться
жить и работать в быстро изменяющемся мире, обучить этому своих
учеников - основная задача школы.

Наиболее оптимальной формой организации деятельности является
создание школьного медиацентра, где проходит изучение всей совокупности
средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами
социального взаимодействии. Здесь отрабатывается авторская позиция
ученика, возможность её корректировки в общепринятой культурной норме,
создание условий для информационно-нравственной компетенции учащихся,
самоутверждения и становления личностной зрелости подростка. Школьный
медиацентр — это возможность максимального раскрытия творческого
потенциала ребенка. Работа над созданием медиапродукта позволяет
проявить себя, попробовать свои силы в разных видах деятельности – от
гуманитарной до технической. И показать публично результаты своей
работы.
Важная особенность работы состоит в том, что она является
коллективной
социально-значимой
деятельностью.
Трансляция
с
мероприятия, новостной блок, тематические видеоролики, статья могут быть
подготовлены только общими усилиями творческого коллектива. От этого
зависит и успех, и зрительское внимание. Но, с другой стороны, необходимо
учитывать
индивидуальные
особенности
каждого
обучающегося,
участвующего в работе школьного медиацентра:
предлагаемых знаний: занятия в кружках и секциях, взаимоотношения в
семье, уровень воспитанности.
общаться со сверстниками, стремление к самостоятельности, «взрослой»
жизни, самоутверждению, повышенная эмоциональность, застенчивость,
чувствительность к оценке своих действий. Учитываются умственное
развитие ребенка, его поведение.
ом самовыражении:
стремление заслужить уважение сверстников, учителей, родителей,
самопознание, любознательность, проявление интереса к новым видам
деятельности.
Отличительные особенности программы состоят в использовании
современных методик и технологий, возможности более углубленного
изучения гуманитарных и технических наук, овладение новыми
информационными компетенциями. Создание интерактивного виртуального
образовательного поля позволяет расширять и дополнять учебную программу
–это еще одна отличительная особенность данной программы. А также, ее
содержание рассчитано на детей, не имеющих опыта работы в детских и
подростковых масс-медиа, и носит ознакомительный характер.

Цели и задачи изучения курса «Школьный медиацентр»
Цель: создание и развитие единого информационного пространства школы,
а также создание условий для развития творческого потенциала школьников.

Задачи:
 Организовать деятельность школьного медиацентра - одного из
инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации
обучающихся;
 Развивать речевые навыки обучающихся;
 Развивать навыки работы с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование);
 Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как
журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр,
видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др.
 Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно,
ответственно и критически анализировать содержание сообщений.
 Создать живую, активно работающую информационную среду;
 Воспитывать
чувство
коллективизма,
взаимопомощи
и
взаимовыручки;
 Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы,
приходить к компромиссу;
 Научить старших участников медиацентра помогать младшим, обучать
их тому, чему уже они научились.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Школьный медиацентр» входит в целостную
образовательную среду, создаваемую в рамках ФГОС ООО. Общее число
часов, отведенных на изучение курса «Школьный медиацентр» : 34 часа
внеурочной деятельности

Содержание курса «Школьный медиацентр»:
Раздел 1. Введение в тележурналистику
Техника безопасности. Сообщение необходимой информации о технике
безопасности в помещении до и во время проведения занятий.
Теория: что такое тележурналистика, профессии тележурналистов, радио,
газеты, журналы, правила работы с ними.
Практика: работа с программами MoovieMaker, Publisher.
Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство
Теория: Культура речи. Виды публичных выступлений. Голос. Речь. Дикция.

Практика: Упражнения на развитие речи, актерское мастерство
Раздел 3. Интервью
Теория: структура и виды интервью.
Практика: поиск героя, создание интервью.
Промежуточная аттестация: творческая работа
Раздел 4. Новости
Теория: Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж.
Практика: Монтаж видеоновостей. Телевизионный мейкап.
Раздел 5. Операторское мастерство
Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео.
Фотомастерство.
Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео
Раздел 6. Монтаж и обработка
Теория: изучение основ видеомонтажа и обработки фотографий.
Практика: работа с программами MuvieMaker, Publisher. Монтаж видео.
Обработка фотографии.
Итоговая аттестация: творческая работа
Раздел 7. Защита творческих работ

Планируемые результаты обучения
Курс направлен на формирование личностных, метапредметных и
предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность,
мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к
саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и
предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного,
алгоритмического и логического мышления;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию
ответственности за их результаты;

- готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной
информационной деятельности;
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за
счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение
к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- владение умениями организации собственной учебной
деятельности, включающими целеполагание как постановку учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется
установить;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,
разработка последовательности и структуры действий, необходимых для
достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с
имеющимися данными с целью установления соответствия или
несоответствия (обнаружения ошибки);
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план
действий в случае обнаружения ошибки;
- владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера; владение основами продуктивного
взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение
правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной
собеседнику форме; умение выступать перед аудиторией, представляя ей
результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций
в сотрудничестве;
- уметь выразить свою позицию, аргументировать свое мнение,
координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в
совместной деятельности.
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в
его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы и
развития личности ровесников.
- умение создавать тексты для постов в социальных сетях в различных
жанрах и стилях;
- умение создавать сценарии к видеорепортажам, снимать и монтировать
видеоролики;
- умение проектировать свою деятельность в рамках медиацентра;
- умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и
сервисы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию
медиаконтента, умением использовать их в разнообразных жизненных
ситуациях.
- развитие и совершенствование речевых и публицистических навыков;
- развитие критического анализа;
- формирование навыка работы в группе, а также формирование
взаимопомощи и взаимовыручки;
- формирование навыка обработки и фильтрации большого объема
информации.

Тематическое планирование
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего
Контрольн
ые работы

Раздел 1. Введение в журналистику
1.1
Введение в
2
журналистику: что
такое
тележурналистика,
профессии
тележурналистов,
радио, газеты,
журналы, правила
работы с ними.
Итого по разделу

Раздел 4. Новости
4.1
Стиль и отбор
новостей, ведение
новостей,
телевизионный
репортаж.
Итого по разделу

1

http://aldedov.narod.ru/proryv/
posobie.htm

2

Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство
2.1
Культура речи. Виды
1
публичных
выступлений.
2.2
Голос. Речь. Дикция.
3
Итого по разделу
4
Раздел 3. Интервью
3.1
Структура и виды
интервью.
Итого по разделу

Практич
еские
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2

http://aldedov.narod.ru/proryv/
posobie.htm
2

1

2

2

1

https://stepik.org/course
/81/promo

2

Раздел 5. Операторское мастерство
5.1
Ракурсы.
Планы.
1
Фотомастерство.
5.2
Виды видеороликов.
1

https://stepik.org/course
/81/promo
1

Структура видео.
Идея и сценарий
видеофильма.
Итого по разделу

2

Раздел 6. Монтаж и обработка
6.1
Основы видеомонтажа
и
обработки
фотографий.
6.2

Монтаж
Обработка
фотографии.

видео.

Итого по разделу

2

https://stepik.org/course
/81/promo

2

2

4

Раздел 7. Защита творческих работ
7.1
Защита творческих
1
работ
Итого по разделу
1
Повторение пройденного
материала
Итоговый контроль
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
17

9

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1

2

Тема урока

Вводный
инструктаж по ТБ
проведен. Вводное
занятие
Основы радио.
Тележурналистика

Количество часов
Всего
Конт
роль
ные
работ
ы

Прак
тичес
кие
работ
ы

1

1

1

Дата изучения
7-а класс 7-б
класс

16.01

4.09

23.01

11.09

Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы

http://aldedov.narod.ru
/proryv/posobi
e.htm

3
4
5

Культура речи
Постановка голоса
Дикция

1
1
1

1

6

Упражнения на
актерское
мастерство
Виды интервью

1

1

Структура интервью
Телевизионный
репортаж
Стиль и отбор
новостей
Ракурс

1
1
1

Работа с камерой
Основы
видеомонтажа
Монтаж сюжета

1
1

7

8
9
10
11

12
13
14

Монтаж новостей
Обработка
фотографий
17
Защита творческих
работ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
15
16

30.01
6.02
13.02

18.09
25.09
2.10

20.02

9.10

27.02

16.10

1

6.03
13.03

23.10
6.11

1

20.03

13.11

3.04

20.11

10.04
17.04

27.11
4.12

1

24.04

11.12

1
1

8.05
15.05

18.12
25.12

22.05

25.12

1

1

1
17

1

1
9

http://aldedov.narod.ru
/proryv/posobi
e.htm

https://stepik.o
rg/course/81/pr
omo

https://stepik.o
rg/course/81/pr
omo

https://stepik.o
rg/course/81/pr
omo

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Агафонов А.В., Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М., 1993,- 200с.
2. Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М.,Дрофа, 1995, - 380с.
3. Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты Спб.: Питер, 2002
4. КишикА.Н. AdobePhotoshop 7.0. Эффективный самоучитель
5. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television,
cinema, video.
— M.: Издатель А. Г. Дворников, 2003.—206 с.
6. Бурдье.П. О телевидении и журналистике /. Пер. Бурдье -. М:.
Прагматика культуры, 2002 - 160 с.
7. Деева И.В.// Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации «История и актуальные проблемы отечественной и зарубежной
журналистики». Шахты, 2014.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
Пособие для
начинающих

http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm

журналистов
Портал для
журналистов

https://web.archive.org/web/20151007160148/http://zhivoeslovo.ru/index
.php?option=com_content&task=view&id=116&Itemid=108

«Живое слово»
Портал медиа для
журналистов.

http://www.mediasprut.ru/jour/index.shtml

Теория и практика
https://stepik.org/course/81/promo
Журналистика и
медиаграмотность.
Обучающий курс
для начинающих
журналистов
Интернет-ресурсы https://ifiyak.sfu-kras.ru/poleznye-ssylki/item/184/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».