Министерство образования Пензенской области Администрация Белинского района МОУ СОШ им. И. И. Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской области Рассмотрено на заседании педагогического объединения протокол № 1 от 27.08.2024 г. Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 28.08.2024 г. «Утверждаю» Директор МОУ СОШ им. Пушанина с. Пушанина ________Е.В.Мирошкина Приказ № 93/12 от 30.08.2024 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Начальная военная подготовка» 8, 10-11 класс Срок реализации: 2024– 2025 учебный год Якимов Роман Анатольевич с. Пушанино Белинский район Пензенская область 2024 год 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи изучения учебного предмета «Начальная военная подготовка» Военная подготовка является одной из основополагающих дисциплин, служащих для воспитания патриотизма. Для защитника Родины военные знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением территории страны, природным, этническим и историкокультурным разнообразием, а также традиционно сложившейся ориентацией и направлениями внутренней и внешней политики. Военная подготовка проводится с целью освоения обучаемыми основ военного дела, необходимых для дальнейшего успешного обучения в военных ВУЗах, развития их волевых и командирских, позволяющих практически командовать отделением, самостоятельно проводить занятия по строевой и физической подготовке, выполнять служебные обязанности при несении внутренней службы, формирования чувства гордости за своё Отечество. Информация по военной тематике является необходимой базой для выявления и решения общегосударственных задач, возникающих в процессе укрепления обороноспособности государства, становления его роли на международной арене, защите интересов страны в любых уголках планеты. Качественная система военного образования необходима любому государству, стремящемуся к интенсивному развитию и совершенствованию своей системы обороны и к достойной роли на международной арене. Такая система призвана обеспечивать: 1) подготовку грамотных специалистов не только в области обороны и безопасности, но и в сферах экономики, государственного и муниципального управления, территориального планирования, инженерии, международных отношений, журналистики и др.; 2) должный уровень образования и воспитания молодёжи, формирование у неё понятий гражданственности, патриотизма, внимания к национальным истокам, социальной ответственности, военной грамотности, военной культуры. Целями изучения предмета «Начальная военная подготовка» являются: 1) подготовка несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе; 2) формирование знаний о военной организации государства, системе обеспечения военной защиты населения; 3) воспитание беззаветной преданности Отечеству; 4) формирование высокого сознания общественного и воинского долга, моральнопсихологических качеств, дисциплинированности, любви к военной службе и профессии офицера; 5) формирование чувства гордости, стремления добросовестно выполнять служебные обязанности; 6) формирование навыков совершенствования военных и командирских знаний; 7) познание характера, сущности и динамики главных социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в России и мире; 8) глубокое и всестороннее изучение основ военного дела; 9) освоение знаний об основах военного дела; 2 10) овладение умениями выполнять обязанности, связанные с занимаемыми должностями в Вооружённых Силах РФ; использовать один из «языков» международного общения – карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных данных; применять знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; 11) воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, готовности к защите Отечества; 12) овладение знаниями по общевоинским уставам, военной подготовке. Основой современной системы преподавания военного дела в образовательных организациях являются методики и приёмы формирования и поддержания высокой учебной мотивации обучающихся к изучению предмета, в том числе с учётом развития современных информационно-коммуникационных технологий. Используемые практико-ориентированные технологии, основанные на проектноисследовательской, игровой, коммуникативной, самостоятельной деятельности, позволяют сформировать у обучающихся ключевые компетенции, такие как проведение исследований, многофакторного анализа, выявление причинно-следственных связей, прогнозирование, что поможет достичь как общих целей образования, так и частных, связанных с военной подготовкой. Достижение высокого уровня военной подготовки не должно препятствовать индивидуализации обучения и закрывать обучающимся возможности продолжения образования с изменением его профиля. Организация процесса обучения должна проходить на основе следующих сквозных принципов изучения тематического материала: 1) демонстрация тесной взаимосвязи между теоретическими основами предмета и практикой их применения в учебной и жизненной ситуации; 2) ориентация на комплексный подход в решении разнообразных задач обучения и воспитания; 3) показ роли человека в решении задачи обеспечения безопасности и обороны государства. Задачами предмета «Начальная военная подготовка» являются: 1) понимание главных особенностей формирования системы обороны страны на современном этапе развития, а также основ военного дела; 2) формирование высокого общественного сознания и воинского долга; 3) воспитание дисциплинированности, высоких морально-психологических качеств личности будущего офицера; 4) освоение базовых знаний и формирование ключевых навыков военного дела; 5) раскрытие специфики деятельности офицера Вооружённых Сил РФ; 6) ознакомление с нормативными документами в области обеспечения обороны государства; 7) формирование строевой подтянутости, уважительного отношения к воинским ритуалам и традициям, военной форме одежды, базовых командирских навыков; 8) изучение и принятие правил воинской вежливости; 9) воспитание гордости за принадлежность в Вооружённым Сила РФ; 10) овладение знаниями уставных норм и правил поведения военнослужащих, о порядке и правилах прохождения военной службы. 3 Реализация Программы обеспечивается за счёт образцового выполнения служебного долга воспитателями и преподавателями образовательной организации; проведения занятий и воспитательной работы на высоком организационно-методическом уровне, в творческой атмосфере и здоровой нравственной обстановке в коллективах воспитателей, преподавателей и обучающихся; наличия современной учебно-материальной базы, обеспечивающей качественное выполнение программы по военной подготовке. Общая характеристика учебного предмета «Начальная военная подготовка» Программа по предмету «Начальная военная подготовка» для 8,10–11 классов общеобразовательных организаций подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе использования системно-деятельностного подхода и вариативных форм обучения, в том числе дистанционных. Изучение предмета позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Вооружённых Силах РФ. Кроме того, предмет «Начальная военная подготовка» знакомит обучающихся не только с основами военной профессии, но готовит к будущей военно-профессиональной деятельности. Содержание военного образования формирует у обучающихся знания основ службы в Вооружённых Силах РФ, а также умения выполнять действия, соответствующие военной практике. Педагогический синтез общих и специфических основ предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению знаний в области военной и гражданской подготовки. Изучение предмета на ступени основного общего образования направлено на формирование у обучающихся представлений о специфике военной службы. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Место учебного предмета «Начальная военная подготовка» в учебном плане За основу структуры и содержания Программы принят модульный принцип её построения. Он позволяет эффективно организовать процесс обучения в области военной подготовки, а также наиболее полно использовать межпредметные связи при изучении тематики предмета «Начальная военная подготовка». Предмет «Начальная военная подготовка» изучается в 8,10–11 классах из расчёта 1 час в неделю для каждой параллели. Кроме этого предусмотрено проведение в 10 классе практических полевых занятий (12 учебных дней в соответствии с дополнительными образовательными программами и учебным планом). Всего на изучение предмета за весь период обучения отведено 170 часов. Преподавание предмета «Начальная военная подготовка» осуществляется за счёт часов части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Форма, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются общеобразовательной организацией. 4 Система оценивания результатов обучения определяется локальным нормативным актом, разрабатываемым в образовательной организации. Изучение предмета «Начальная военная подготовка» предусматривает межпредметные связи с литературой, историей, географией, математикой, физикой, иностранным языком и др. Формой межпредметной интеграции может быть как использование тематического содержания данных предметов в рамках «Основ военной подготовки», так и осуществление совместных исследований и проектов. Для формирования выраженной устойчивой мотивации при проведении занятий по предмету «Начальная военная подготовка» могут быть использованы современные интерактивные формы учебных занятий: военная спортивно-интеллектуальная игра, игра «Зарница», научно-практические конференции, уроки в музеях. Важнейшей особенностью военного образования является система мероприятий и проектов, реализуемых общественными организациями, такими как Всероссийское движение школьников (в том числе военно-патриотическое движение «Юнармия»), общество «Знание» и др. Главное место среди них должно быть отведено таким новым формам работы, как интерактивные экспозиции, образовательные проекты в сети Интернет, в том числе добровольческие и волонтёрские. Новые формы образования должны сопровождаться использованием наиболее действенных из традиционных форм работы – проведением экскурсий и походов, организацией слётов военной направленности и соревнований по военно-спортивному и военному многоборью, развитием и поддержкой олимпиадного движения, проведением интеллектуальных турниров, квестов и дискуссионных клубов. С целью последовательного наращивания знаний, умений и навыков у обучающихся программой предусмотрено: в 8-х классе: 1) освоение содержания основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму; 2) ознакомление с видами Вооружённых Сил Российской Федерации и родами войск; 3) изучение одиночной подготовки к действиям в различных видах боя; в 10-м классе: 1) освоение знаний о предназначении, основных функциях и задачах Вооружённых Сил Российской Федерации; 2) ознакомление с особенностями руководства и управления Вооружёнными Силами Российской Федерации; 3) изучение основ организации боя отделением; в 11-м классе: 1) освоение знаний о нормативно-правовых актах Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и мерах противодействия терроризму; 2) углубление знаний и совершенствование навыков по общевойсковой подготовке командования отделением в повседневной деятельности; 3) ознакомления с основами ведения боя мотострелковым взводом. Занятия по военной подготовке с обучающимися проводятся: 1) в учебных четвертях/триместрах/полугодиях – непосредственно в образовательной организации; 5 в период проведения практических полевых занятий – на территории школы. До начала проведения практических полевых занятий с привлекаемыми на занятия Все занятия должны быть обеспечены необходимым количеством наглядных пособий, учебным оружием и техникой. Задача формирования у обучающихся командирских и методических навыков решается на протяжении всего периода обучения в образовательной организации, на всех проводимых занятиях, во время несения учебной внутренней службы, а также в повседневной деятельности. Каждое занятие должно проводиться образцово и поучительно, чтобы в ходе его обучающиеся могли перенимать опыт в организации подготовки и проведения занятий, учиться правильному применению наиболее эффективных форм и методов обучения. В основу формирования командирских и методических навыков у обучающихся должно быть положено практическое командование отделением, самостоятельное проведение занятий по строевой и физической подготовке, выполнение обязанностей при несении учебной внутренней службы. При обучении следует соблюдать методическую последовательность в изучении тем. Существующая в войсках и военных ВУЗах методика проведения занятий должна творчески использоваться с учётом возрастных особенностей обучающихся и задач образовательной организации и носить элементы военной игры, состязательности. Нормативы, подлежащие отработке, определяются в соответствии со Сборником нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск, указываются в расписании занятий. Показатели оценки выполнения нормативов определены в вышеуказанном Сборнике нормативов. На завершающем этапе практических полевых занятий навыки обучающихся рекомендуется проверять в ходе комплексного контрольного занятия. Это занятие организуется и проводится под началом руководителя образовательной организации с привлечением преподавателей по основам военной подготовки и старших воспитателей. В целях предупреждения несчастных случаев и аварий на занятиях, стрельбах, при изучении и использовании имитационных средств, а также при обслуживании техники, выполнении работ и проведении спортивных мероприятий обучающиеся должны в соответствии с требованиями нормативных правовых документов Министерства обороны Российской Федерации строго соблюдать правила и меры безопасности. 2) № Наименование модуля 8 класс 10 класс 11 класс в четвертях в четвертях в четвертях Распределения количества часов по модулям учебного предмета «Начальная военная подготовка» 1 2 Строевая подготовка Общевоинские уставы Основы огневой подготовки Основы военно-инженерной подготовки Основы радиационной, химической и бактериологической защиты 12 12 5 4 5 4 7 4 7 1 5 1 4 3 4 5 6 Основы военной связи 7 Основы тактической подготовки 8 Основы военной топографии 9 Основы военномедицинской подготовки 10 Профессиональное самоопределение ИТОГО 6 1 2 3 3 6 4 5 1 2 2 2 34 34 34 Содержание предмета «Начальная военная подготовка» для основной школы является базой для изучения военного дела в средней школе и высших учебных заведениях. Таким образом, предмет «Начальная военная подготовка» — это важное звено в системе непрерывного военного образования. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Начальная военная подготовка» ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования: 1) личностным, включающим: осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; 2) метапредметным, включающим: освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её целевой аудитории; 3) предметным, включающим: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. Личностные результаты Личностные результаты освоения предмета в рамках программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами 7 поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней); 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не 8 осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать 9 понятие и его свойства при решении задач (далее оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения предмета в рамках программы основного общего образования должны отражать: 1) овладение универсальными учебными познавательными действиями: базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, 10 диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. 2) Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. 3) Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать 11 предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты Предметные результаты освоения предмета в рамках программы основного общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне образования. Требования к освоению предметных результатов программ основного общего образования обеспечивают возможность изучения учебных предметов, в том числе по индивидуальным учебным планам, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе в целях эффективного освоения обучающимися иных учебных предметов, включая формирование у обучающихся способности знать определение понятия, знать и уметь доказывать свойства и признаки, характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целого комплекса, использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательства и решении задач (далее свободно оперировать понятиями), решать задачи более высокого уровня сложности. Предметные результаты по предмету «Начальная военная подготовка» должны обеспечивать умение: 1) выбирать источники тематической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам; 12 2) анализировать законодательную основу общевоинских уставов Вооружённых Сил РФ, их основные требования; 3) применять положения общевоинских уставов ВС РФ при выполнении общих обязанностей военнослужащих и требований к обучающимся; 4) описывать боевые свойства и поражающее действие ядерного, химического, биологического и зажигательного оружия; 5) точно выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов при несении службы в суточном наряде, в повседневной деятельности воинского коллектива, при организации и обеспечении безопасности военной службы, сохранении и укреплении здоровья обучающихся; 6) ориентироваться в источниках тематической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; 7) определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по картам разного содержания и другим источникам; 8) выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую информацию, представленную в одном или нескольких источниках; 9) представлять в различных формах (в виде карты, плана, схемы, таблицы, графика, тематического описания) информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач; 10) использовать различные источники тематической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление зависимостей и закономерностей, на основе анализа, обобщения и интерпретации тематической информации объяснение явлений и процессов (их свойств, условий протекания и различий); расчёт количественных показателей, характеризующих объекты, явления и процессы; составление простейших прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке тематической информации; 11) различать изученные объекты, процессы и явления, сравнивать их на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; 12) описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата, ручного пулемёта, ручного противотанкового гранатомёта и ручных осколочных гранат; основные положения из внутренней и внешней баллистики; 13) использовать на практике правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения стрельб и меры безопасности при обращении с оружием; 14) владеть умениями готовить оружие и боеприпасы к стрельбе; 15) применять на практике основы военной топографии; 16) читать топографические карты и выполнять простейшие измерения по ним; 17) определять своё местонахождение, ориентироваться на местности по карте и без карты; 18) совершать движение по азимуту днём; 19) составлять схемы местности и карточку огня отделения; 20) описывать организационно-штатную структуру отделения и взвода, а также организацию, вооружение мотопехотного отделения и взвода основных иностранных 13 армий; 21) определять цели, средства и способы маскировки, элементы и размеры индивидуального окопа, окопа на отделение; 22) выполнять приёмы и способы действий солдата в бою в пешем порядке; 23) выполнять нормативы по тактической подготовке; 24) подавать команды на открытие огня из стрелкового оружия; 25) использовать знания о законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий; 26) соблюдать требования личной и общественной гигиены военнослужащих, применять средства индивидуальной медицинской защиты военнослужащих для оказания первой помощи пострадавшим и раненым; 27) накладывать повязки, использовать табельные и подручные средства для остановки кровотечения; 28) проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание; 29) описывать (читать) по карте положение и взаиморасположение объектов; 30) владеть командирскими и лидерскими качествами, навыками командования подчинёнными в повседневной деятельности; 31) оценивать основные события истории Вооружённых Сил РФ в разные исторические периоды; 32) применять на практике методику работы командира отделения по воспитанию подчиненных, укреплению воинской дисциплины, поддержанию внутреннего порядка в подразделении, подготовки суточного наряда роты к несению службы и выполнению требований общевоинских уставов в повседневной деятельности; 33) применять основные положения Курса стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков Вооружённых Сил Российской Федерации для обучения личного состава отделения умелому и эффективному применению оружия; 34) выделять защитные и тактические свойства местности и учитывать их влияние на боевые действия войск; 35) пользоваться средствами индивидуальной защиты военнослужащих (противогаз, респиратор, общевойсковой защитный комплект ОЗК, легкий защитный костюм Л-1 от поражающих факторов ядерного, химического, биологического и зажигательного оружия; 36) проводить частичную специальную обработку: дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию личного состава, вооружения и военной техники подручными и штатными средствами подразделений; 37) работать на радиостанциях ротной сети; управлять отделением с помощью средств радиосвязи; 38) ориентироваться на местности по карте и без карты: по компасу, небесным светилам и местным предметам; 39) пользоваться приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля; 40) применять на практике способы оказания первой помощи при поражении ядерным, химическим, биологическим и зажигательным оружием; 41) использовать знания о природных явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; 14 42) приводить примеры, показывающие роль военной науки в решении социальноэкономических и социально-политических проблем человечества; примеры практического использования военных знаний в различных областях деятельности; 43) подготавливать сообщения/презентации о выдающихся военачальниках, учёных, общественных и политических деятелях, внёсших значительный вклад в строительство ВС РФ; 44) воспринимать и критически оценивать информацию различного содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; 45) выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в мире; 46) сопоставлять существующие в военной науке точки зрения о причинах происходящих событий; 47) оценивать положительные и негативные последствия современной военнополитической ситуации в мире; 48) оценивать возможные в будущем изменения структуры и задач видов и родов войск Вооружённых Сил РФ; 49) наносить на топографические карты, планы и схемы условные обозначения, применяемые в боевых документах. ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» Военное образование обладает большим воспитательным потенциалом. Военная наука наглядно демонстрирует связи в мире и социальных отношениях, а также определяет место человека в их системе. Военные знания являются основой для формирования гуманистического и патриотического сознания. Обучение военному делу способствует развитию у обучающихся представлений о взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов профессии военного, о важности гармоничных взаимоотношений в системе «человек – общество» и о жизни как величайшей ценности. Также предметные знания по основам военной подготовки позволяют обучающимся осознанно сделать выбор в пользу патриотизма, любви к Родине и здорового образа жизни. Таким образом, осуществляемое при обучении военному делу воспитание помогает сформировать у обучающихся социально значимую систему ценностных отношений к окружающей действительности, способствует развитию разных сторон личности. Воспитание научного мировоззрения1. Одна из важнейших целей военного образования – формирование у обучающихся научного мировоззрения, базирующегося на целостности, единстве и многообразии современного мира, системном и уровневом построении знаний о нём. Всё содержание предмета «Начальная военная подготовка», а также методы, формы и средства его изучения направлены на воспитание научного мировоззрения у обучающихся. Изучение предмета в 5–9 классах позволяет обучающимся начать знакомство с основами военного дела. Особенностью построения курса является то, что его содержание позволяет через освоение основ военного дела познать специфику профессии офицера. Материалы предмета в 10-11 классах основаны на расширении и углублении знаний обучающихся, формировании и отработке навыков выполнения предметных и 1 По материалам сайта http://egfak.narod.ru/materials/mob.html. 15 метапредметных учебных действий, в том числе связанных с профессией офицера Вооружённых Сил РФ. Значимость предмета «Начальная военная подготовка» заключается в том, что материал позволяет не только познакомиться с основными положениями военного дела на теоретическом уровне, но и закрепить их на практике. Формировать у обучающихся научно-материалистическое мировоззрение следует постепенно, опираясь на факты и реальность процессов и явлений, используя примеры их развития, раскрывая причинно-следственные связи. Экологическое воспитание. Экологическое воспитание – это формирование у обучающихся заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Экология – наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей их средой. Изучение в рамках предмета «Начальная военная подготовка» компонентов природы, их изменений во времени и пространстве помогает обучающимся осознать гармоническую сущность природы, механизм её функционирования и понять, как легко можно нарушить существующие естественные взаимосвязи. Например, изучение влияния антропогенного фактора (влияния человека на окружающую среду) вызывает у многих обучающихся потребность понять суть происходящих в природе изменений, найти их причины, выяснить действенную роль человека. Важно направить их энергию на осуществление исследовательской и проектной деятельности, помочь собрать новые факты и изучить явления, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу в русле военной подготовки. В рамках предмета «Начальная военная подготовка» обучающиеся знакомятся с изменениями состояния объектов и возможными причинами этого процесса. Данный материал является конкретной основой для воспитательной беседы о бережном и ответственном отношении к природе, о соблюдении определённых правил общения с ней, о негативной и позитивной роли антропогенного воздействия в природе. Для осуществления экологического воспитания большое значение имеют материалы о сложности взаимодействий между человеком и природой на уровне влияния общества на окружающую среду. Изучение этих вопросов развивает у обучающихся осознание ценности жизни, позволяет раскрыть принципы рационального природопользования. Такие сведения помогают обучающимся понять возможности экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой природе при непосредственном участии человека. Трудовое воспитание. Главными задачами трудового воспитания являются: развитие готовности к труду, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности как важнейшей потребности и обязанности человека, накопление опыта по самообслуживанию, навыков учебного труда, опыта профессиональной деятельности. Для трудового воспитания в процессе изучения основ военной подготовки особенно важно положение о том, что труд является главным фактором в отношениях между людьми. Изучая содержание предмета обучающиеся узнают о деятельности военных и учёных. На этой основе формируется представление о том, что труд человека является не только производительным, но и созидательным, интересным и творческим процессом. 16 Воспитание культуры труда предусматривается при выполнении различных учебных работ. Большое внимание следует обращать на культуру выполнения индивидуальных заданий: проведение наблюдений и опытов, осуществление измерений, ведение точных и аккуратных записей и тщательное оформление результатов работы. Все работы, выполняемые учащимися, должны быть не только точными, научно правильными, но и красиво выполненными и оформленными. В процессе обучения имеется возможность воспитывать культуру умственного труда, формировать умение выступать с сообщениями, докладами, использовать наглядные пособия. Помимо этого, трудовое воспитание предусматривает овладение и совершенствование навыков выполнения обязанностей командира отделения/взвода. Физическое воспитание. Важным показателем благополучия общества является здоровье подрастающего поколения как один из факторов национальной безопасности государства. Для сохранения здоровья будущих поколений необходимо воспитание в обучающихся культуры здоровья: принятие правил здорового образа жизни – стиля жизни, направленного на сохранение и укрепление здоровья, отказ от вредных привычек, правильное питание, создание режима дня, в котором есть место для полноценного отдыха, продуктивной работы и физической активности. На уроках учителю важно следить за осанкой обучающихся, за соблюдением гигиенических требований к их рабочему месту, а также одежде и обуви. В рамках предмета «Начальная военная подготовка» рассматриваются правила безопасного поведения при выполнении различных работ. Обучающиеся знакомятся с признаками, являющимися предвестниками катастрофичных явлений и событий. Субъектная значимость данного процесса реализуется через личное участие обучающихся в составлении различных памяток и правил безопасного поведения. Физическое воспитание предусматривает формирование таких качеств, которые были бы достаточными для выдерживания умственных и физических нагрузок как в процессе обучения, так и в ходе службы в Вооружённых Силах РФ. Эстетическое воспитание. Научное познание, интерес к военной службе неразрывно связаны с восприятием окружающего мира. Важно пробудить в обучающихся эстетические чувства и способность увидеть прекрасное даже в самых обычных объектах и явлениях. В процессе изучения предмета «Начальная военная подготовка» обучающиеся могут научиться воспринимать красоту объектов, например, приборов или устройств военной техники и вооружения, а также природных объектов. На уроках учитель/преподаватель не только должен обращать внимание на внешнюю красоту объектов, но и развивать у обучающихся умение видеть скрытую красоту и гармонию – пропорциональность и изящество форм объектов, вариантов их использования и др. В процессе эстетического воспитания целесообразно обращаться к произведениям живописи, литературным и музыкальным произведениям, видеозаписям, фотографиям и др., используя их для демонстрации объектов, процессов и явлений, а также для анализа научных вопросов. При использовании художественных образов очень важно обращать внимание на точность научного отображения явлений в произведениях искусства. Этическое (духовно-нравственное) воспитание. Этическое воспитание является теоретической основой нравственного воспитания. Этика – это область знаний, объектом которой является мораль. Её цели преобразования мира выражаются в идеях о должном, о 17 добре и зле, в идеалах, моральных принципах и нормах поведения, а также в учении о назначении человека и смысле его жизни. Основываясь на идеях и принципах этики, этическое воспитание в процессе обучения ставит целью формирование у обучающихся моральных убеждений, чувств и привычек в соответствии с определёнными нравственными принципами. Среди главных задач этического воспитания следует отметить накопление положительного нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения, разумное использование свободного времени, развитие таких качеств, как внимательное отношение к людям, порученному делу, честность, принципиальность, дисциплинированность, чувство чести и долга, уважение человеческого достоинства и пр. У обучающихся в процессе обучения по предмету «Начальная военная подготовка» воспитывается нравственное отношение к труду, природе, обществу. На уроках, во время экскурсий, в кабинете, на полигоне есть все условия для этического воспитания подрастающего поколения. В процессе этического воспитания широко используются методы убеждения и приучения к нравственным поступкам. Большое значение имеют моральное поощрение, одобрение положительных и осуждение отрицательных поступков, этические беседы, личный пример и наглядный показ образцов нравственного поведения. Гражданское и патриотическое воспитание. Гражданское воспитание – это формирование нравственного отношения к жизни и чувства долга гражданина, то есть воспитание самосознания и ответственности за свою страну. Гражданское воспитание ставит также задачи формировать готовность защитить своё Отечество, поддерживать чувство национальной гордости за свой народ и его достижения, ответственность за сохранность и приумножение как национальных, так и общечеловеческих ценностей. Предмет «Начальная военная подготовка» в значительной мере содействует формированию патриотических чувств у обучающихся: уважения и любви к Родине, земле, на которой они родились и выросли; стремления сберечь, украсить и защитить её. Для успешного решения задач гражданского и патриотического воспитания рекомендуется использовать на уроках патриотические материалы, которые не только позволят обсуждать особенности становления Вооружённых Сил РФ и примеры любви к своему отечеству, но и способствуют формированию у обучающихся чувства патриотизма, ответственности за судьбу своей страны. Любое направление воспитательной деятельности, связанное с обучением, заключается не в запоминании знаний воспитывающего характера, а в преобразовании их в убеждения, которые в конечном счёте формируют мировоззрение. Процесс воспитания требует определённой системы, планомерно проводимой работы не только на уроках, но и во время экскурсий, на внеурочных и внеклассных занятиях, а также в ходе человеческого общения между учителем и обучающимся. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» МОДУЛЬ 1. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА Тема 1. Строи и управление ими (1 час) Изучение общих положений Строевого устава. Команды управления и порядок их подачи. Обязанностей командиров и военнослужащих перед построением и в строю. 18 Тема 2. Строевые приёмы и движение без оружия (7 часов) Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы (головной убор) – снять (надеть)». Повороты на месте. Движение строевым шагом. Движение бегом, походным шагом. Движение с изменением скорости движения. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия на месте. Выполнение воинского приветствия в движении без оружия. Выход из строя. Возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Тренировка в выполнении строевых приёмов и движения без оружия. Тема 3. Строевые приёмы и движение с оружием (макетом оружия) (9 часов) Строевая стойка с оружием. Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении. Тренировка в выполнении строевых приёмов «Автомат на-ГРУДЬ», «На реМЕНЬ», «Ремень ОТПУСТИТЬ (ПОДТЯНУТЬ)», «Оружие – ЗА СПИНУ», «Оружие на ре-МЕНЬ». Тема 4. Строи отделения (5 часов) Развёрнутый строй отделения. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться». Размыкание и смыкание отделения. Перестроение отделения в две шеренги и обратно. Походный строй отделения. Перестроение отделения из колонны по одному в колонну по два и обратно в движении. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Тренировка в выполнении строевых приёмов в составе отделения. Распределение учебных часов модуля 1 по годам обучения/классам № темы 8клас 10 11кла с класс сс Тема 1. Строи и управление ими 1 Тема 2. Строевые приёмы и движение без 3 2 2 оружия Тема 3. Строевые приемы и движение с 3 3 3 оружием Тема 4. Строи отделения 5 Всего 12 5 5 МОДУЛЬ 2. ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тема 1. Министерство обороны Российской Федерации Структура МО РФ. Строевой устав (1 час) Структура Министерства обороны России, рода войск. Строевой устав. Тема 2. Вооружённые Силы Российской Федерации – на страже нашего Отечества (1 час) История создания Вооружённых сил Российской Федерации. Дни воинской славы России. Ордена и медали за воинское отличие, заслуги в бою и военной службе. Воинские звания военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации. Военная форма одежды. Правовые основы военной службы, основные понятия о воинской обязанности. Боевые традиции и ритуалы Вооружённых сил Российской Федерации. Организационная структура Вооружённых сил Российской Федерации. Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Сухопутных войск. Военно-космические силы, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВКС. Военно-Морской 19 флот, его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ. Ракетные войска стратегического назначения, его состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН. Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВДВ. Войска и воинские формирования, не входящие в состав видов и родов Вооруженных сил Российской Федерации. Тема 3. Устав внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации (9 часов) Устав внутренней службы ВС РФ – основной государственный правовой акт, определяющий общие права и обязанности основных должностных лиц и внутренний порядок в воинских частях и подразделениях, несение внутренней службы в особых условиях. Права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Должностные и специальные обязанности военнослужащих. Ответственность военнослужащих. Взаимоотношение между военнослужащими. Единоначалие. Командиры и подчиненные. Старшие и младшие. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнение. Воинское приветствие. О воинской вежливости и поведении военнослужащих. Обязанности заместителя командира взвода, командира отделения, солдата (матроса). Размещение военнослужащих, общее положение. Содержание помещений и территории. Отопление, проветривание и освещение. Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих. Общие положения. Подъём, утренний осмотр и вечерняя поверка (практическое занятие). Увольнение из расположения части. Обязанности обучающихся в увольнении. Суточный наряд (общие положения). Подготовка суточного наряда, развод суточного наряда. Дежурный по роте. Дневальный по роте. Безопасность военной службы. Общие положения и основные мероприятия по обеспечению безопасности военной службы. Подъём по тревоге – сигналу «Сбор» (практическое занятие). Особенности внутренней службы при расположении войск в полевых условиях/в лагерях (общие положения). Тема 4. Устав гарнизонной и караульной службы Вооружённых сил Российской Федерации (6 часов) Общие положения по организации и несению гарнизонной службы. Гарнизонный наряд (общие положения). Гарнизонный патруль. Организация караульной службы и подготовка караулов (общие положения). Подготовка караулов. Права и обязанности лиц караула. Разводящий и его обязанности. Часовой и его обязанности. Смена часовых (практическое занятие). Тема 5. Дисциплинарный устав Вооружённых сил Российской Федерации (3 часа) Общие положения Дисциплинарного устава Вооружённых сил Российской Федерации. Воинская дисциплина, её сущность и значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению требований воинской дисциплины. Чем достигается твёрдая воинская дисциплина. Обязанности командиров и начальников по укреплению воинской дисциплины. Поощрения и права командиров (начальников) по применению поощрений (до командира роты включительно). Поощрения, применяемые к солдатам (матросам), сержантам и старшинам, а также к обучающимся. Порядок применения поощрений. Взыскания за нарушение воинской дисциплина и правил поведения обучающихся. Права командиров (начальников) налагать дисциплинарные взыскания (до командира роты включительно) на подчиненных солдат (матросов), сержантов, офицеров, а также на обучающихся. Порядок наложения и приведение в исполнение дисциплинарных 20 взысканий. Применение ареста к военнослужащим и проведение в исполнение. Учёт поощрений и дисциплинарных взысканий. Порядок заполнения служебной карточки (практическое занятие). Об обращениях (предложениях, заявлениях и жалобах). Порядок их подачи и рассмотрения. Ответственность командиров за своевременное принятие мер по обращению военнослужащих. Распределение учебных часов модуля 2 по годам обучения/классам № темы 8 10 11 класс класс класс Тема 1. Министерство обороны Российской 1 Федерации Структура МО РФ. Строевой устав Тема 2. Вооружённые Силы Российской 1 Федерации – на страже нашего Отечества Тема 3. Устав внутренней службы 7 2 Вооружённых сил Российской Федерации Тема 4. Устав гарнизонной и караульной 2 4 службы Вооружённых сил Российской Федерации Тема 5. Дисциплинарный устав Вооружённых 3 сил Российской Федерации Всего 12 4 4 МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ Тема 1. Стрелковое оружие и гранатомёты (7 часов) Автомат Калашникова (АК-74М). Назначение и боевые свойства. Порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки. Назначение и устройство частей и механизмов автомата, патронов и принадлежностей. Принцип устройства и действие автоматики. Возможные задержки при стрельбе и их устранение. Ручной пулемет Калашникова (РПК-74). Изучение отличий по сравнению с АК-74М. Осмотр и подготовка к стрельбе РПК-74 и патронов. Порядок чистки и смазки оружия. Меры безопасности. Ручной противотанковый гранатомёт (РПГ-7В) – назначение, боевые свойства, общее устройство и понятие о работе гранатомёта. Порядок разборки и сборки. Назначение, устройство частей, механизмов и принадлежностей. Назначение, устройство и принцип действия гранаты. Задержки при стрельбе из гранатомёта. Порядок хранения гранатомёта и гранаты, уход на ними и сбережение. Меры безопасности при обращении с гранатой и при стрельбе из гранатомёта. Снайперская винтовка Драгунова (СВД) – назначение, боевые свойства. Принцип устройства и действие автоматики. Оптические прицелы для СВД. Тема 2. Боеприпасы. Ручные осколочные и кумулятивные гранаты (2 часа) Назначение, боевые свойства и устройство ручной гранаты наступательной (РГН), ручной гранаты оборонительной (РГО). Запалы, их устройство и работа. Тема 3. Приборы наблюдения (3 часа) Общее предназначение приборов наблюдения и их классификация. Назначение, общее устройство биноклей, перископов-разведчика. Шкалы приборов и пользование ими. Подготовка приборов к работе и правила обращения с ними. «Тысячная» – единица измерения углов. Формула «тысячной» и её применение. Тема 4. Общие сведения по основам стрельбы (1 час) 21 Сведения из внутренней баллистики. Сведения из внешней баллистики. Понятие о траектории и её элементах. Тема 5 Проверка боя стрелкового оружия и приведение его к нормальному бою (1 час) Общее положение проверки боя стрелкового оружия и приведение его к нормальному бою. Правила и порядок проверки боя АК-74М и приведение его к нормальному бою. Определение средней точки попадания (СТП). Тема 6. Огневые тренировки. Выполнение упражнений стрельб (4 часов) Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и тренировок, изучение условий упражнения. Занятие на учебно-тренировочных средствах. Отработка нормативов, усовершенствование знаний по устройству оружия. Действия со стрелковым оружием. Выполнение упражнений начальных стрельб 1 упражнения начальных стрельб (УНС) и гранатометаний. Контрольное занятие. Распределение учебных часов модуля 3 по годам обучения/классам № темы 8 10 11 класс класс класс Тема 1. Стрелковое оружие и гранатомёты 3 2 2 Тема 2. Боеприпасы. Ручные осколочные и 1 1 кумулятивные гранаты Тема 3. Приборы наблюдения 1 1 1 Тема 4. Общие сведения по основам стрельбы 1 Тема 5. Проверка боя стрелкового оружия и 1 приведение его к нормальному бою Тема 6. Огневые тренировки. Выполнение 2 2 упражнений стрельб Всего 7 4 7 МОДУЛЬ 4. ОСНОВЫ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ Тема 1. Инженерное имущество (1 час) Шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение. Заточка и правка инструмента. Тема 2. Маскировка (1 час) Цель маскировки. Демаскирующие признаки. Требования, предъявляемые к маскировке. Чем достигается маскировка личного состава и боевой техники. Общие понятия о современных средствах разведки, наблюдения и меры маскировки от них. Табельные и подручные средства маскировки и их использование для маскировки личного состава, боевой техники и инженерных сооружений. Распределение учебных часов модуля 4 по годам обучения/классам № темы 8 10 11 класс класс класс Тема 1. Инженерное имущество 1 Тема 2. Маскировка 1 Всего 1 1 22 МОДУЛЬ 5. ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ Тема 1. История развития оружия массового поражения (1 час) Понятие оружия массового поражения. История его развития, примеры применения. Его роль в современном бою. Тема 2. Основное понятие о ядерном оружии (1 час) Ядерные боеприпасы. Виды ядерных взрывов и их поражающие факторы. Тема 3. Основные понятия о химическом оружии (1 час) Определение химического оружия. Отравляющие вещества, их назначение и классификация. Принципы устройства и действие химических боеприпасов. Тема 4. Основное понятие о бактериологическом (биологическом) оружии (1 час) Определение, основные свойства бактериологическом (биологическом) оружия. Внешние признаки применения. Тема 5. Зажигательное оружие и защита от него (1 час) Определение зажигательного оружия. Поражающие свойства зажигательного оружия и средства его применения. Тема 6. Средства индивидуальной защиты (2 часа) Назначение, устройство и подбор по размеру средств индивидуальной защиты. Использование их в положениях «походном», «наготове» и «боевом», подаваемые при этом команды. Выполнение нормативов. Тема 7. Оказание помощи при поражении ядерным, химическим и бактериологическим (биологическим) оружием (1 час) Назначение и устройство индивидуального противохимического пакета и правила пользования им. Правила поведения на зараженной местности. Тема 8. Основы радиационной, химической и биологической разведки (1 час) Основные задачи, организация и ведение радиационного и химического наблюдения, разведки и дозиметрического контроля в подразделениях. Распределение учебных часов модуля 5 по годам обучения/классам № темы 8 10 11 класс класс класс Тема 1. История развития оружия массового 1 поражения Тема 2. Основное понятие о ядерном оружии 1 Тема 3. Основные понятия о химическом 1 оружии Тема 4. Основное понятие о 1 бактериологическом (биологическом) оружии Тема 5. Зажигательное оружие и защита от него 1 Тема 6. Средства индивидуальной защиты 2 Тема 7. Оказание помощи при поражении 1 ядерным, химическим и бактериологическим (биологическим) оружием Тема 8. Основы радиационной, химической и 1 биологической разведки Всего 5 4 23 МОДУЛЬ 6. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СВЯЗИ Тема 2. Средства связи (2 часа) Проводная связь, назначение и основные требования. Принципы организации проводной связи. Радиосвязь, история создания и развития радиосвязи. Радиосвязь, назначение и основные требования к современным видам радиосвязи. Подвижные и сигнальные виды связи; их назначение и краткая характеристика. Тема 3. Правила ведения радиопереговоров и порядок передачи команд и сигналов (2 часа) Радиодисциплина. Вхождение в связь и порядок ведение радиопереговоров. Передача команд (сигналов) и постановка задач по радио. Тема 4. Основы управления в бою (2 часа) Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами. Защита средств связи от средств поражения противника. Защита технических средств разведки, радиомаскировка. Мобильные средства связи ротной сети. Тема 5. Работа на радиостанциях ротной сети (1 час) Настройка и работа на радиостанциях ротной сети. Правила обнаружения, порядок устранения простейших неисправностей. Организация связи в наступлении и обороне. Распределение учебных часов модуля 6 по годам обучения/классам № темы 8 10 11 класс класс класс Тема 1. Средства связи 1 1 Тема 2. Правила ведения радиопереговоров и 1 1 порядок передачи команд и сигналов Тема 3. Основы управления в бою 1 1 Тема 4. Работа на радиостанциях ротной сети 1 Всего 1 3 3 МОДУЛЬ 7. ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Раздел 1. Теоретическая подготовка Тема 1. Показ вооружения и техники Сухопутных войск Российской Федерации (1 час) Показ вооружение и военной техники выставленной на территории училища/военной части. (Целесообразно к проведению занятия привлекать командование училища/военной части и проводить в составе роты). Тема 2. Действие при подъеме по тревоге (3 часа) Выполнение личным составом обязанностей по сигналу «Сбор» и выход в пункт сбора. Тренировка в действиях по сигналам оповещения. Тема 3. Введение в военную специальность (1 час) Предмет и задачи основ тактики. Тактика – теория и практика ведения боя. Цели и задачи обучения тактической подготовке. Тема 4. Организация, вооружение и боевая техника мотострелкового взвода (1 час) Организация, вооружение и боевая техника МСВ. Тактико- технические характеристики вооружения и боевой техники. Состав отделения и его вооружение. Тема 5. Основы современного общевойскового боя (1 час) 24 Виды боя, их характеристики. Обязанности солдата, командира отделения, гранатометчика и пулемётчика в бою. Сущность управления и требования, предъявляемые к нему. Порядок и содержание работы командира отделения в бою. Управление отделением в ходе боя. Походный, предбоевой и боевой порядок. Манёвр огнём и подразделением в бою. Тема 6. Отделение в наступлении (4 часа) Цель наступления, способы перехода в наступление. Боевая задача отделения в наступлении. Боевой порядок отделения в наступлении. Ведение наступления. Раздел 2. Действия солдата в бою Тема 7. Действия солдата в бою (2 часа) Управление одиночным военнослужащим в бою. Сигналы управления флажками и фонарем. Порядок управления военнослужащим в бою. Команды, сигналы и действия по ним. Способы передвижения (в рост, пригнувшись, перебежками, переползанием). Использование местности и местных предметов при передвижении. Выполнение нормативов. Выбор и оборудование места для одиночного окопа и его маскировка. Подготовка к ведению огня. Наблюдение за полем боя. Действие при нахождении под артиллерийским огнём противника. Ведение огня по команде командира и самостоятельно. Уничтожение атакующего и ворвавшегося в траншею противника. Смена огневой позиции (места для стрельбы). Осуществление маневра огнём и личным составом отделения. Подготовка к атаке: пополнение боеприпасов, снаряжение гранат, наблюдение за сигналами командира. Выскакивание из траншеи и движение в атаку различными способами. Преодоление заграждений. Атака первой траншеи противника, ведение огня и забрасывание его гранатами. Бой в траншее, ходе сообщения, уничтожение противника огнём в упор и в рукопашном бою, преследование отходящего противника. Распределение учебных часов модуля 7 по годам обучения/классам № темы 8 10 11 класс класс класс Тема 1. Показ вооружения и техники Сухопутных войск Российской Федерации Тема 2. Действие при подъеме по тревоге 2 1 Тема 3. Введение в военную специальность Тема 4. Организация, вооружение и боевая 1 техника мотострелкового взвода Тема 5. Основы современного 1 общевойскового боя Тема 6. Отделение в наступлении 2 2 Тема 7. Действия солдата в бою 1 1 Всего 6 5 МОДУЛЬ 8. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ Тема 1. Местность как элемент боевой обстановки (2 часа) Предмет и задачи военной топографии. Местность как элемент боевой обстановки. Тактические свойства местности, основные её разновидности и влияние на боевые действия войск. Сезонные изменения тактических свойств местности. Тема 2. Движение по азимуту днем и ночью (2 часа) Магнитный азимут. Определение направления движения по заданному маршруту. Движение по азимуту. Обход препятствий. Особенности движения по азимуту ночью. 25 Тема 3. Составление схемы местности (1 часов) Понятие о боевых графических документах, их назначение, общие правила составления и оформления. Условные обозначения, применяемые при составлении схем местности. Практическое составление схемы местности. Распределение учебных часов модуля 8 по годам обучения/классам № темы 8 10 11 класс класс класс Тема 1. Местность как элемент боевой 2 обстановки Тема 2. Движение по азимуту днем и ночью 2 Тема 3. Составление схемы местности 1 Всего 4 1 МОДУЛЬ 9. ОСНОВЫ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ Тема 1. Предупреждение инфекционных заболеваний (5 часов) Понятия о инфекционных заболеваниях. Свойства микробов, вирусов и пути их проникновения в организм человека. Иммунитет, назначение и порядок проведения предохранительных прививок военнослужащим. Простейшие способы дезинфекции. Требования Устава внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации о сохранении здоровья военнослужащих. Тема 2. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих (1 час) Табельные средства: аптечка индивидуальная, пакет перевязочный, индивидуальный. Их предназначение, порядок и правила пользования. Распределение учебных часов модуля 9 по годам обучения/классам № темы 8 10 11 класс класс класс Тема 1. Предупреждение инфекционных 2 2 1 заболеваний Тема 2. Средства индивидуального 1 медицинского оснащения военнослужащих Всего 2 2 2 МОДУЛЬ 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Тема 1. Интересы предпочтений (1 час) Изучение профессиональных предпочтений и интересов человека. Соотнесение склонностей, способностей и интересов с различными конкретными профессиями. Тема 2. Диагностическое определение ПВК (профессионально важных качеств) (1 час) Опросник «Профессия предпочтений». Выявление профессиональной направленности в 10 классе. Распределение учебных часов модуля 10 по годам обучения/классам № темы 8 10 11 класс класс класс Тема 1. Интересы предпочтений 1 Тема 2. Диагностическое определение ПВК 1 (профессионально важных качеств) Всего 2 26 1. 2. 3. 4. 5. 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ КЛАССОВ Состав учебно-методического комплекта Программа учебного предмета «Начальная военная подготовка» для 5–11 классов общеобразовательных организаций. Учебник «Начальная военная подготовка» для общеобразовательных организаций. Электронная форма учебника. Электронная форма учебника является полным содержательным аналогом печатной версии, дополненным различными медиаобъектами, в том числе интерактивными, и функционалом, делающим работу с электронной формой учебника комфортной. Электронная форма учебника содержит также весь методический аппарат печатной версии, однако использование компьютерных технологий позволяет его несколько усовершенствовать. Методическое пособие, которое содержит описание воспитательного потенциала предмета и методику его реализации, пример рабочей программы, методические рекомендации по организации и проведению уроков. В основе методических рекомендаций лежат идеи развития у обучающихся представлений о многообразии и целостности современного мира, а также формирования основы системного мышления. Рабочая программа, состоящая из содержания и планируемых результатов освоения учебного предмета, а также поурочно-тематического планирования с указанием количества часов на освоение каждой темы. Планируемые результаты подразделяются на три группы: предметные, метапредметные и личностные. Содержание учебного предмета составлено с разбивкой по модулям. Поурочно-тематическое планирование определяет порядок изучения тем курса. Рабочая тетрадь, в которой к каждому параграфу учебника предлагается ряд заданий разного уровня сложности. Обучающиеся могут выполнить их самостоятельно, опираясь на текст учебника. Тетрадь содержит тесты единичного и множественного выбора, задания на сопоставление, на установление последовательности протекания тех или иных процессов и др. Часть заданий направлена на развитие у обучающихся навыков работы с информацией, умение преобразовывать её из одной формы в другую, отличать главное от второстепенного, давать определения понятий, делать выводы, обобщения и устанавливать причинно-следственные связи. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» Общие требования Оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: достижения планируемых результатов освоения учебного предмета «Начальная военная подготовка»; удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности; овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий; индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы; 27 формирования у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности; проведения наблюдений и экспериментов с использованием лабораторного оборудования, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуальных моделей и коллекций; проектирования и конструирования, программирования; создания обучающимися материальных и информационных объектов. Список рекомендуемого оборудования 1. Массогабаритные макеты, учебное стрелковое оружие (автомат Калашникова (АК74М). 2. Средства индивидуальной защиты (противогазы (ГП-5, ГП-7), общевойсковой защитный комплект (ОЗК), 3. Приборы радиационной, химической и биологической разведки (войсковой прибор химической разведки (ВПХР), дозиметрический прибор (ДП-5, ДП-22), индикатор доз радиации индивидуальный (ИД). 4. Учебные инженерные боеприпасы (мины: противопехотные, танковые, магнитные). 5. Приборы инженерной разведки (миноискатели). 6. Указки инженерные. 7. Шанцевый инструмент (малая сапёрная лопата (МСЛ), большая сапёрная лопата (БСЛ). 8. Стенды и плакаты по изучаемым модулям. 9. Тир для пневматического оружия. 10.Пневматическое оружие (винтовки и пистолеты). 28