Рабочая программа учебного предмета «ОБиЗР» 8-9 классы

Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района
МОУ СОШ им. И. И. Пушанина с. Пушанина Белинского района
Пензенской области

Рассмотрено на заседании
педагогического объединения
протокол № 1 от 27.08.2024 г.

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
28.08.2024 г.

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ им.
Пушанина с. Пушанина
________Е.В.Мирошкина
Приказ № 93/12 от 30.08.2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 730314)
учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины»
для обучающихся 8-9 классов

Пушанино 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины»
на уровень среднего общего образования для обучающихся 10–11-х классов МОУ
СОШ им. И.И.Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской области
разработана в соответствии с требованиями:














Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
(с изменениями, внесенными приказом Минпросвещения от 12.08.2022
№ 732);
приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020
№ 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021
№ 2;
концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности», утвержденной решением Коллегии
Минпросвещения 24.12.2018;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Основы
безопасности и защиты Родины».

Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные
в федеральной рабочей программе воспитания и в рабочей программе воспитания
МОУ СОШ им. И.И.Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской области
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в логике
последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации
до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей
средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования
у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности.
Программа ОБЗР в методическом плане обеспечивает реализацию практикоориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность и непрерывность
приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области
безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего
образования; помогает педагогу продолжить освоение содержания материала в логике
последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, чрезвычайная

ситуация, и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного
поведения в повседневной жизни с учетом актуальных вызовов и угроз в природной,
техногенной, социальной и информационной сферах.
Программа ОБЗР обеспечивает:
формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры
и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного
образа жизни;
 достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся
и потребностям общества в формировании полноценной личности
безопасного типа;
 взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета ОБЗР на уровнях основного общего и среднего
общего образования;
 подготовку выпускников к решению актуальных практических задач
безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.


Содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено 11 модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими системность и непрерывность изучения
предмета на уровнях основного общего и среднего общего образования:
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства».
Модуль № 2. «Основы военной подготовки».
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе».
Модуль № 4. «Безопасность в быту».
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте».
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах».
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи».
Модуль № 9. «Безопасность в социуме».
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве».
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЗР на уровне
среднего общего образования программа ОБЗР предполагает внедрение универсальной
структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий)
в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность, по возможности
ее избегать, при необходимости безопасно действовать».

Программа ОБЗР предусматривает внедрение практико-ориентированных
интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения
тренажерных систем и виртуальных моделей. При этом использование цифровой
образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным: компьютер
и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить
педагога и практические действия обучающихся.
Подходы к изучению ОБЗР учитывают современные вызовы и угрозы. ОБЗР входит
в предметную область «Основы безопасности и защиты Родины», является
обязательным для изучения на уровне среднего общего образования.
Изучение ОБЗР направлено на формирование ценностей, освоение знаний и умений,
обеспечивающих готовность к выполнению конституционного долга по защите
Отечества и достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности,
что способствует выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать
риски развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать
обоснованные решения в экстремальных условиях, грамотно вести себя при
возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию
личности безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать
благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества
и государства.
Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования является овладение
основами военной подготовки и формирование у обучающихся базового уровня
культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными
потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
способность применять принципы и правила безопасного поведения
в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения
здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития
различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению
необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных
ситуаций;
 сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями, которые
обеспечивают готовность к военной службе, исполнению долга по защите
Отечества;
 сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересах
благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
 знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных
и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.


Всего на изучение учебного предмета ОБЗР на уровне среднего общего образования
отводится 68 часов (по 34 часа в каждом классе).
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, приказом Минпросвещения
от 21.09.2022 № 858:
Основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс/ Хренников Б.О.,
Гололобов Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В.; под ред. Егорова С.Н.,
Акционерное общество «Издательство "Просвещение"»;
 Основы безопасности жизнедеятельности, 11 класс/ Хренников Б.О.,
Гололобов Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В.; под ред. Егорова С.Н.,
Акционерное общество «Издательство "Просвещение"»;
 <...>


Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования приказом Минпросвещения от 04.10.2023 № 738:


<...>

Планируемые результаты освоения
программы
Личностные результаты
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными
и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны способствовать
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней
позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться, прежде всего,
в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону
и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские
достижения, в готовности к осмысленному применению принципов и правил
безопасного поведения в повседневной жизни, соблюдению правил экологического
поведения, защите Отечества, бережном отношении к окружающим людям,
культурному наследию и уважительном отношении к традициям многонационального
народа Российской Федерации и к жизни в целом.
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
1. Гражданское воспитание:


сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового











и способного применять принципы и правила безопасного поведения
в течение всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей
и ответственности в области защиты населения и территории Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных
с безопасностью жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития
личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма,
национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных
организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения
комплексной безопасности личности, общества и государства.

2. Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему
народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества,
гордости за свою Родину и Вооруженные Силы Российской Федерации,
прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии
и флота;
 ценностное отношение к государственным и военным символам,
историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым
традициям Вооруженных Сил Российской Федерации, достижениям России
в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
 сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная
убежденность и готовность к служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу.


3. Духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного
и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других
людей, общества и государства;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно
и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности
по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания
их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
 ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье,
культуре и традициям народов России, принятие идей волонтерства
и добровольчества.



4. Эстетическое воспитание:

эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности
жизнедеятельности;
 понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития
и безопасного поведения в повседневной жизни.


5. Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню
развития общей теории безопасности, современных представлений
о безопасности в технических, естественно-научных, общественных,
гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры
безопасности жизнедеятельности;
 понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР, осознание
его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека,
общества и государства;
 способность применять научные знания для реализации принципов
безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать,
безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных
ситуациях).


6. Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения
к своему здоровью и здоровью окружающих;
 знание приемов оказания первой помощи и готовность применять их в случае
необходимости;
 потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
 осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм
причинения вреда физическому и психическому здоровью.


7. Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для
развития личности, общества и государства, обеспечения национальной
безопасности;
 готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований
безопасности в процессе трудовой деятельности;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая
военно-профессиональную деятельность;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни.


8. Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды, осознание
глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении
безопасности личности, общества и государства;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования;


активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
 расширение представлений о деятельности экологической направленности.


Метапредметные результаты
В результате изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:











самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности
личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне
анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения
в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения,
сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности
жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной)
ситуации, выбирать способы их достижения с учетом самостоятельно
выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности,
оценивать риски возможных последствий для реализации рискориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности,
общества и государства, анализировать их различные состояния для решения
познавательных задач, переносить приобретенные знания в повседневную
жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита
информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области
безопасности жизнедеятельности;
 осуществлять различные виды деятельности по приобретению нового знания,
его преобразованию и применению для решения различных учебных задач,
в том числе при разработке и защите проектных работ;
 анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые
идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учетом
установленных (обоснованных) критериев;
 раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта
(явления) в повседневной жизни;


критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты,
обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
 характеризовать приобретенные знания и навыки, оценивать возможность
их реализации в реальных ситуациях;
 использовать знания других предметных областей для решения учебных задач
в области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретенные
знания и навыки в повседневную жизнь.


У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:








владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа
различных видов информации из источников разных типов при обеспечении
условий информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учетом характера
решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму
их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите
от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности и гигиены.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную
коммуникацию, переносить принципы ее организации в повседневную жизнь;
 распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать
значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
 владеть приемами безопасного межличностного и группового общения;
безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
 аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения
с использованием языковых средств.


У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:






ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный
способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать
ответственность за свое решение;
оценивать приобретенный опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе
личных предпочтений и за счет привлечения научно-практических знаний

других предметных областей; повышать образовательный и культурный
уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия
себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность;
контролировать соответствие результатов целям;
 использовать приемы рефлексии для анализа и оценки образовательной
ситуации, выбора оптимального решения;
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности
контроля всего вокруг;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной
ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.


У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
в конкретной учебной ситуации;
 ставить цели и организовывать совместную деятельность с учетом общих
интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять
план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия,
обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться
о результатах);
 оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат
по совместно разработанным критериям;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях;
предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической
значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.


Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной
жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового
безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности,
общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании
существующих проблем безопасности и способности построения модели
индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны обеспечивать:
1) знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих
национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения
государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций различного характера;

2) знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения
и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина
в этой области; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны;
знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
3) сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах
военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении
защиты государства; знание положений общевоинских уставов Вооруженных Сил
Российской Федерации, формирование представления о военной службе;
4) сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение
знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием;
сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия
массового поражения, а также способах защиты от него;
5) сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание
о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса
в условиях современного боя;
6) сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения
профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций,
осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства,
обеспечении законности и правопорядка;
7) сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности,
общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов
их применения в собственном поведении;
8) сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных
ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме,
в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных
ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
9) сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного
движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте. Знание
правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике,
знание о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях
на транспорте;
10) знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение применять
их на практике; знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях природного
характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности
бережного отношения к природе, разумного природопользования;
11) знание основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для
предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту,
общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности
граждан в области пожарной безопасности;

12) владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой
помощи при неотложных состояниях, инфекционных и неинфекционных заболеваниях,
сохранения психического здоровья; сформированность представлений о здоровом
образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья,
негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при
чрезвычайных ситуациях биолого-социального и военного характера; умение
применять табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи;
13) знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные
явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение
предупреждать опасные явления и противодействовать им;
14) сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном
взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение
применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том
числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность)
и противодействовать им;
15) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь
личности, общества, государства деструктивной идеологии, в том числе экстремизма,
терроризма; знать роль государства в противодействии терроризму; уметь различать
приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую и террористическую
деятельность и противодействовать им; знать порядок действий при объявлении
разного уровня террористической опасности; знать порядок действий при угрозе
совершения террористического акта; совершении террористического акта; проведении
контртеррористической операции.
Достижение результатов освоения программы ОБЗР обеспечивается посредством
достижения предметных результатов освоения модулей ОБЗР.

Содержание учебного предмета
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства»:









правовая основа обеспечения национальной безопасности;
принципы обеспечения национальной безопасности;
реализация национальных приоритетов как условие обеспечения
национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;
взаимодействие личности, государства и общества в реализации
национальных приоритетов;
роль правоохранительных органов и специальных служб в обеспечении
национальной безопасности;
роль личности, общества и государства в предупреждении противоправной
деятельности;
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования;
территориальный и функциональный принцип организации РСЧС, ее задачи
и примеры их решения;

права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
задачи гражданской обороны;
права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской
обороны;
 Россия в современном мире, оборона как обязательное условие мирного
социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение
ее военной безопасности;
 роль Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной
безопасности.




Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:































движение строевым шагом, движение бегом, походным шагом, движение
с изменением скорости движения, повороты в движении, выполнение
воинского приветствия на месте и в движении;
основы общевойскового боя;
основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр);
виды маневра;
походный, предбоевой и боевой порядок действия подразделений;
оборона, ее задачи и принципы;
наступление, задачи и способы;
требования курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности
во время стрельб и тренировок;
правила безопасного обращения с оружием;
изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб из стрелкового
оружия;
способы удержания оружия и правильность прицеливания;
назначение и тактико-технические характеристики современных видов
стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-12, пистолет Ярыгина,
пистолет Лебедева);
перспективы и тенденции развития современного стрелкового оружия;
история возникновения и развития робототехнических комплексов;
виды, предназначение, тактико-технические характеристики и общее
устройство беспилотных летательных аппаратов (далее – БПЛА);
конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа;
история возникновения и развития радиосвязи;
радиосвязь, назначение и основные требования;
предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики
переносных радиостанций;
местность как элемент боевой обстановки;
тактические свойства местности, основные ее разновидности и влияние
на боевые действия войск, сезонные изменения тактических свойств
местности;
шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение;
порядок оборудования позиции отделения;
назначение, размеры и последовательность оборудования окопа для стрелка;
понятие оружия массового поражения, история его развития, примеры
применения, его роль в современном бою;
поражающие факторы ядерных взрывов;
отравляющие вещества, их назначение и классификация;
















внешние признаки применения бактериологического (биологического)
оружия;
зажигательное оружие и способы защиты от него;
состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи;
виды боевых ранений и опасность их получения;
алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях;
условные зоны оказания первой помощи;
характеристика особенностей «красной», «желтой» и «зеленой» зон;
объем мероприятий первой помощи в «красной», «желтой» и «зеленой» зонах;
порядок выполнения мероприятий первой помощи в «красной», «желтой»
и «зеленой» зонах;
особенности прохождения службы по призыву, освоение военно-учетных
специальностей;
особенности прохождения службы по контракту;
организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил
Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации,
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
военно-учебные заведения и военно-учебные центры.

Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»:













понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека, общества,
государства;
соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск» (угроза);
соотношение понятий «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация»;
общие принципы (правила) безопасного поведения;
индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень решения
задачи обеспечения безопасности;
понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное поведение»;
влияние действий и поступков человека на его безопасность и благополучие;
действия, позволяющие предвидеть опасность;
действия, позволяющие избежать опасности;
действия в опасной и чрезвычайной ситуациях;
риск-ориентированное мышление как основа обеспечения безопасности;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности личности,
общества, государства.

Модуль № 4. «Безопасность в быту»:
источники опасности в быту, их классификация;
общие правила безопасного поведения;
защита прав потребителя;
правила безопасного поведения при осуществлении покупок в интернете;
причины и профилактика бытовых отравлений, первая помощь, порядок
действий в экстренных случаях;
 предупреждение бытовых травм;






















правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью
получить травму (спортивные занятия, использование различных
инструментов, стремянок, лестниц и др.), первая помощь при ушибах
переломах, кровотечениях;
основные правила безопасного поведения при обращении и газовыми
и электрическими приборами;
последствия электротравмы;
порядок проведения сердечно-легочной реанимации;
основные правила пожарной безопасности в быту;
термические и химические ожоги, первая помощь при ожогах;
правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт,
придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак
и других);
коммуникация с соседями;
меры по предупреждению преступлений;
аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила безопасного поведения в ситуации аварии на коммунальной системе;
порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними;
действия в экстренных случаях.

Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:

















история появления правил дорожного движения и причины их изменчивости;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте;
безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение
в темное время суток; движение с использованием средств индивидуальной
мобильности);
взаимосвязь безопасности водителя и пассажира;
правила безопасного поведения при поездке в легковом автомобиле, автобусе;
ответственность водителя, ответственность пассажира;
представления о знаниях и навыках, необходимых водителю;
порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного
характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими
пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством
участников);
основные источники опасности в метро, правила безопасного поведения,
порядок действий при возникновении опасных или чрезвычайных ситуаций;
основные источники опасности на железнодорожном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасных
и чрезвычайных ситуаций;
основные источники опасности на водном транспорте, правила безопасного
поведения, порядок действий при возникновении опасной и чрезвычайной
ситуации;
основные источники опасности на авиационном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасной,
чрезвычайной ситуации.

Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:


общественные места и их классификация;















основные источники опасности в общественных местах закрытого
и открытого типа, общие правила безопасного поведения;
опасности в общественных местах социально-психологического характера
(возникновение толпы и давки; проявление агрессии; криминогенные
ситуации; случаи, когда потерялся человек);
порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы, давки;
эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи, правила безопасного
поведения при попадании в агрессивную и паническую толпу;
правила безопасного поведения при проявлении агрессии;
криминогенные ситуации в общественных местах, правила безопасного
поведения, порядок действия при попадании в опасную ситуацию;
порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребенок; взрослый;
пожилой человек; человек с ментальными расстройствами);
порядок действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося человека;
порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных
общественных местах, на объектах с массовым пребыванием людей
(медицинские и образовательные организации, культурные, торговоразвлекательные учреждения и др.);
меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий
и отдельных конструкций;
меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в случае
террористического акта.

Модуль № 7. «Безопасность в природной среде»:



















отдых на природе, источники опасности в природной среде;
основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоемах;
общие правила безопасности в походе;
особенности обеспечения безопасности в лыжном походе;
особенности обеспечения безопасности в водном походе;
особенности обеспечения безопасности в горном походе;
ориентирование на местности;
карты, традиционные и современные средства навигации (компас, GPS);
порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде;
источники опасности в автономных условиях;
сооружение убежища, получение воды и питания;
способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных
условиях, первая помощь при перегревании, переохлаждении и отморожении;
природные чрезвычайные ситуации;
общие правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях (предвидеть;
избежать опасности; действовать: прекратить или минимизировать
воздействие опасных факторов; дождаться помощи);
природные пожары, возможности прогнозирования и предупреждения;
правила безопасного поведения, последствия природных пожаров для людей
и окружающей среды;
природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными геологическими
явлениями и процессами: землетрясения, извержение вулканов, оползни,
камнепады;














возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий,
правила безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных
ситуаций, вызванных опасными геологическими явлениями и процессами;
природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными гидрологическими
явлениями и процессами: паводки, половодья, цунами, сели, лавины;
возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий,
правила безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных
ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями и процессами;
природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными
метеорологическими явлениями и процессами: ливни, град, мороз, жара;
возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий,
правила безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных
ситуаций, вызванных опасными метеорологическими явлениями
и процессами;
влияние деятельности человека на природную среду;
причины и источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы, космоса;
чрезвычайные ситуации экологического характера, возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий;
экологическая грамотность и разумное природопользование.

Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»






















понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни», «лечение»,
«профилактика»;
биологические, социально-экономические, экологические (геофизические),
психологические факторы, влияющие на здоровье человека;
составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая активность,
психологическое благополучие;
общие представления об инфекционных заболеваниях;
механизм распространения и способы передачи инфекционных заболеваний;
чрезвычайные ситуации биолого-социального характера, меры профилактики
и защиты;
роль вакцинации, национальный календарь профилактических прививок;
вакцинация по эпидемиологическим показаниям;
значение изобретения вакцины для человечества;
неинфекционные заболевания, самые распространенные неинфекционные
заболевания;
факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний;
факторы риска возникновения онкологических заболеваний;
факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы;
факторы риска возникновения эндокринных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний;
роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний;
признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова
скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль
в животе, эпилепсия и др.);
психическое здоровье и психологическое благополучие;
критерии психического здоровья и психологического благополучия;
основные факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое
благополучие;












основные направления сохранения и укрепления психического здоровья
(раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния
хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы, учебы;
профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических
средств; помощь людям, перенесшим психотравмирующую ситуацию);
меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья;
первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи
и первой помощи;
состояния, при которых оказывается первая помощь;
мероприятия по оказанию первой помощи;
алгоритм первой помощи;
оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза; «сложные»
кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая
помощь при нескольких травмах одновременно);
действия при прибытии скорой медицинской помощи.

Модуль 9. «Безопасность в социуме»:




























определение понятия «общение»;
навыки конструктивного общения;
общие представления о понятиях «социальная группа», «большая группа»,
«малая группа»;
межличностное общение, общение в группе, межгрупповое общение
(взаимодействие);
особенности общения в группе;
психологические характеристики группы и особенности взаимодействия
в группе;
групповые нормы и ценности;
коллектив как социальная группа;
психологические закономерности в группе;
понятие «конфликт», стадии развития конфликта;
конфликты в межличностном общении, конфликты в малой группе;
факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта;
способы поведения в конфликте;
деструктивное и агрессивное поведение;
конструктивное поведение в конфликте;
роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, способы саморегуляции;
способы разрешения конфликтных ситуаций;
основные формы участия третьей стороны в процессе урегулирования
и разрешения конфликта;
ведение переговоров при разрешении конфликта;
опасные проявления конфликтов (буллинг, насилие);
способы противодействия буллингу и проявлению насилия;
способы психологического воздействия;
психологическое влияние в малой группе;
положительные и отрицательные стороны конформизма;
эмпатия и уважение к партнеру (партнерам) по общению как основа
коммуникации;
убеждающая коммуникация;
манипуляция в общении, цели, технологии и способы противодействия;

психологическое влияние на большие группы;
способы воздействия на большую группу: заражение; убеждение; внушение;
подражание;
 деструктивные и псевдопсихологические технологии;
 противодействие вовлечению молодежи в противозаконную
и антиобщественную деятельность.



Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:

































понятия «цифровая среда», «цифровой след»;
влияние цифровой среды на жизнь человека;
приватность, персональные данные;
«цифровая зависимость», ее признаки и последствия;
опасности и риски цифровой среды, их источники;
правила безопасного поведения в цифровой среде;
вредоносное программное обеспечение;
виды вредоносного программного обеспечения, его цели, принципы работы;
правила защиты от вредоносного программного обеспечения;
кража персональных данных, паролей;
мошенничество, фишинг, правила защиты от мошенников;
правила безопасного использования устройств и программ;
поведенческие опасности в цифровой среде и их причины;
опасные персоны, имитация близких социальных отношений;
неосмотрительное поведение и коммуникация в интернете как угроза для
будущей жизни и карьеры;
травля в интернете, методы защиты от травли;
деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде,
их признаки;
механизмы вовлечения в деструктивные сообщества;
вербовка, манипуляция, «воронки вовлечения»;
радикализация деструктива;
профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные сообщества;
правила коммуникации в цифровой среде;
достоверность информации в цифровой среде;
источники информации, проверка на достоверность;
«информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда;
фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы;
понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков;
правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и изображений;
понятие прав человека в цифровой среде, их защита;
ответственность за действия в интернете;
запрещенный контент;
защита прав в цифровом пространстве.

Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:




экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества;
понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь;
варианты проявления экстремизма, возможные последствия;











преступления террористической направленности, их цель, причины,
последствия;
опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность:
способы и признаки;
предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую
и террористическую деятельность;
формы террористических актов;
уровни террористической угрозы;
правила поведения и порядок действий при угрозе или в случае
террористического акта, проведении контртеррористической операции;
правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской
Федерации;
основы государственной системы противодействия экстремизму
и терроризму, ее цели, задачи, принципы;
права и обязанности граждан и общественных организаций в области
противодействия экстремизму и терроризму.

Тематическое планирование
Тематическое планирование по учебному предмету «Основы безопасности и защиты
Родины» для 10–11-х классов составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Внесены темы, обеспечивающие реализацию целевых приоритетов воспитания
обучающихся СОО через изучение предмета «Основы безопасности и защиты
Родины».
В воспитании обучающихся юношеского возраста таким приоритетом является
создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта
осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с потребностью обучающихся в жизненном
самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед
ними на пороге самостоятельной взрослой жизни.
На уроках ОБЗР обучающиеся могут приобрести:
опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране
в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
 опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или
на улице;
 опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
 опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.


10-й класс
№ Наименование
п/п разделов и тем

Количество часов

Электронные
Всег Контрольны Практически (цифровые)

программы

о

е работы

е работы

образовательные
ресурсы

Модуль 1. Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства

1

Взаимодействие
личности,
общества
и государства
в обеспечении
национальной
безопасности

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/eae0fff
3

2

Государственная
и общественная
безопасность

1

<...>

3

Роль личности,
общества
и государства
в предупреждении
и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций

1

<...>

4

Оборона страны
как обязательное
условие
благополучного
развития страны

1

<...>

Итого по разделу

4

Модуль 2. Основы военной подготовки

5

Строевые приемы
и движение без
оружия (строевая
подготовка)

1

<...>

6

Основные виды
тактических
действий войск
(тактическая
подготовка)

1

<...>

7

Требования
безопасности при
обращении
с оружием
и боеприпасами
(огневая
подготовка)

1

<...>

8

Виды, назначение
и тактикотехнические
характеристики
современного
стрелкового
оружия (огневая
подготовка)

1

<...>

9

Беспилотные
летательные
аппараты (БПЛА) –
эффективное
средство
1
вооруженной
борьбы (основы
технической
подготовки
и связи)

<...>

1
0

Предназначение,
общее устройство
и тактикотехнические
характеристики
переносных
радиостанций
(основы
технической
подготовки
и связи)

1

<...>

1
1

Свойства
местности
и их применение
в военном деле
(военная
топография)

1

<...>

1
2

Фортификационно
е оборудование
позиции отделения.
Виды укрытий
1
и убежищ
(инженерная
подготовка)

<...>

1
3

Оружие массового
поражения
(радиационная,
химическая,

<...>

1

биологическая
защита)

1
4

Первая помощь
на поле боя
(военномедицинская
подготовка.
Тактическая
медицина)

1

<...>

1
5

Первая помощь
на поле боя
(военномедицинская
подготовка.
Тактическая
медицина)

1

<...>

1
6

Особенности
прохождения
военной службы
по призыву
и по контракту.
Военно-учебные
заведения
и военно-учебные
центры
(тактическая
подготовка)

1

<...>

Итого по разделу

12

Модуль 3. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
1
7

Современные
представления
о культуре
безопасности

1

<...>

1
8

Влияние поведения
на безопасность.
Рискориентированный
подход
к обеспечению
1
безопасности
на уровне
личности,
общества,
государства

<...>

Итого по разделу

2

Модуль 4. Безопасность в быту
1
9

Источники
опасности в быту

1

<...>

2
0

Профилактика
и первая помощь
при отравлениях

1

<...>

2
1

Безопасность
в быту.
Предупреждение
травм и первая
помощь при них

1

<...>

2
2

Пожарная
безопасность
в быту

1

<...>

2
3

Безопасное
поведение в местах
1
общего
пользования

<...>

2
4

Безопасное
поведение в местах
1
общего
пользования

<...>

Итого по разделу

6

Модуль 5. Безопасность на транспорте
2
5

Безопасность
дорожного
движения

1

<...>

2
6

Безопасность
дорожного
движения

1

<...>

2
7

Порядок действий
при дорожнотранспортных
происшествиях

1

<...>

2
8

Безопасное
поведение
на разных видах
транспорта

1

<...>

2
9

Безопасное
поведение
на разных видах
транспорта

1

<...>

Итого по разделу

5

Модуль 6. Безопасность в общественных местах

3
0

Безопасность
в общественных
местах. Опасности
социальнопсихологического
характера

1

<...>

3
1

Опасности
криминального
характера, меры
защиты от них

1

<...>

3
2

Опасности
криминального
характера, меры
защиты от них

1

<...>

3
3

Действия при
пожаре,
обрушении
конструкций,
1
угрозе или
совершении
террористического
акта

<...>

3
4

Действия при
пожаре,
обрушении
конструкций,
угрозе или
совершении
террористического
акта

Итого по разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

<...>

5

34

0

0

11-й класс
№ Наименование
п/ разделов и тем
п программы

Количество часов
Всег Контрольн

Практическ

Электронные
(цифровые)
образовательные

о

ые работы

ие работы

ресурсы

Модуль 7. Безопасность в природной среде

1

Безопасность
1
в природной среде

Библиотека ФГИС «Моя
школа» – lesson.academycontent.myschool.edu.ru/17
/11

2

Выживание
в автономных
условиях

1

<...>

3

Природные
чрезвычайные
ситуации.
Природные
пожары

1

<...>

4

Природные
чрезвычайные
ситуации.
Опасные
геологические
явления
и процессы:
землетрясения,
извержение
вулканов,
оползни, сели,
камнепады

1

<...>

5

Природные
чрезвычайные
ситуации.
Опасные
гидрологические
явления
и процессы:
наводнения,
паводки,
половодья,
цунами, сели,
лавины

1

<...>

6

Природные
чрезвычайные
ситуации.
Опасные
1
метеорологически
е явления
и процессы:

<...>

ливни, град,
мороз, жара

7

Экологическая
грамотность
и разумное
1
природопользован
ие

Итого по разделу

<...>

7

Модуль 8. Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи

8

Факторы,
влияющие
на здоровье
человека.
Здоровый образ
жизни

1

<...>

9

Инфекционные
заболевания.
Значение
вакцинации
1
в борьбе
с инфекционными
заболеваниями

<...>

Инфекционные
заболевания.
Значение
10 вакцинации
1
в борьбе
с инфекционными
заболеваниями

<...>

Неинфекционные
заболевания.
Факторы риска
и меры
11 профилактики.
Роль
диспансеризации
для сохранения
здоровья

1

<...>

Психическое
здоровье
12
1
и психологическое
благополучие

<...>

Первая помощь
пострадавшему

<...>

13

1

14

Первая помощь
пострадавшему

1

Итого по разделу

<...>
7

Модуль 9. Безопасность в социуме
Общение в жизни
человека.
15 Межличностное
1
общение, общение
в группе

<...>

Конфликты
16 и способы
их разрешения

1

<...>

Конфликты
17 и способы
их разрешения

1

<...>

Конструктивные
и деструктивные
18 способы
1
психологического
воздействия

<...>

Конструктивные
и деструктивные
19 способы
1
психологического
воздействия

<...>

Психологические
механизмы
20 воздействия
на большие
группы людей

1

<...>

Психологические
механизмы
21 воздействия
на большие
группы людей

1

<...>

Итого по разделу

7

Модуль 10. Безопасность в информационном пространстве
22

Безопасность
в цифровой среде

Опасности,
23 связанные
с использованием

1

1

<...>

<...>

программного
обеспечения
Опасности,
связанные
24
с коммуникацией
в цифровой среде

1

<...>

Опасности,
связанные
25
с коммуникацией
в цифровой среде

1

<...>

Достоверность
26 информации
в цифровой среде

1

<...>

Достоверность
27 информации
в цифровой среде

1

<...>

Защита прав
28 в цифровом
пространстве

1

<...>

Итого по разделу

7

Модуль 11. Основы противодействия экстремизму и терроризму
Экстремизм
и терроризм как
29 угроза
1
устойчивого
развития общества

<...>

Экстремизм
и терроризм как
30 угроза
1
устойчивого
развития общества

<...>

Правила
безопасного
поведения при
31 угрозе
и совершении
террористическог
о акта

1

<...>

Правила
безопасного
32 поведения при
угрозе
и совершении

1

<...>

террористическог
о акта
Противодействие
33 экстремизму
и терроризму

1

<...>

Противодействие
34 экстремизму
и терроризму

1

<...>

Итого по разделу

6

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».