МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Администрация Белинского района МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской области Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол №1 от 27.08.2024 г. Принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 28.08.2024 г. «Утверждаю» Директор МОУ СОШ им. И.И.Пушанина с.Пушанина _____________Мирошкина Е.В. Приказ №93/12 от 30.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География Пензенского края» на уровне среднего общего образования 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «География Пензенского края» на уровне среднего общего образования (далее – Программа) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100) (в последней редакции)), с учетом Приказа Министерства образования Пензенской области от 01.08.2022 г. № 423/01-07 «О введении курса внеурочной деятельности «Краеведение» в общеобразовательных организациях Пензенской области», ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы среднего общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. С целью реализации принципов формирования единого образовательного пространства и преемственности содержания образовательных программ среднего общего и основного общего образования содержание Программы распределено по модулям, которые интегрируют знания о родном языке и литературе, истории, географии, искусстве, о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствуют потребностям и интересам детей младшего школьного возраста. Программа направлена на достижение целей: расширение, углубление и конкретизация на краеведческом материале базовых географических, культурологических, исторических знаний, полученных на уроках по географии России, воспитанию любви к родному краю; освоение естественно-научных, краеведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного курса внеурочной деятельности; Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: формирование географического мировоззрения школьников способствует анализу ресурсов Пензенской области и выявлению возможностей их использования, умению находить, анализировать и обрабатывать информацию в своей дальнейшей сфере деятельности, формирование у школьников умений и навыков к решению доступных для них проблем окружающей среды, формируют активную жизненную позицию и любовь к Сурскому краю, духовно связывает молодёжь с регионом.; формирование у школьников умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью, так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной 2 деятельности; формирование у школьников патриотизма и гражданственности на основе принятия ценности «малой родины»; достижение личностных результатов через готовность школьников к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, формирование мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Изучение школьниками краеведческого материала играет значительную роль в социализации развивающейся личности, готовящейся к предстоящей трудовой деятельности. Понимание проблем своего региона, знание вариантов их решения позволит обучающимся обдуманно выбирать профессию, ориентируясь на экономическую ситуацию в Пензенской области. Данный курс реализует краеведческий подход, в процессе которого осуществляется органическая связь краеведческого материала с теоретическим (в одних случаях для конкретизации, в других – для углубления знаний о географических особенностях своей местности). Местные объекты и явления играют роль географической лаборатории и для познания, и для применения знаний и приемов самостоятельной работы. Тематическое планирование включает название раздела (темы) с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного модуля, характеристику основных видов деятельности обучающихся, в том числе с учётом рабочей программы воспитания, возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющимися учебнометодическими материалами в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, позволяющий наиболее полно учитывать основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования и основывающийся на принципе диалогичности, в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т.п.. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления эмпирический или теоретический. Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Коммуникативный подход к преподаванию курса внеурочной деятельности 3 «География Пензенского края» на уровне среднего общего образования предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Примерная программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося. Это проявляется: в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; Программа может быть использована для разработки рабочих программ внеурочной деятельности, а также для программ в соответствии с моделью дополнительного образования в общеобразовательной организации. Разработка рабочей программы на основе примерной программы курса внеурочной деятельности «Краеведение» предполагает внесение изменений, связанных с формами преподавания курса, методами и приёмами организации познавательной деятельности обучающихся, а также совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей (или лиц их заменяющих) в соответствии с рабочей программой воспитания общеобразовательной организации. Предлагаемая Программа представляет собой рекомендацию для педагогов, общеобразовательных организаций (ФЗ «Об образовании в РФ» ч.7.2 ст.12). Представленное в Программе планирование является примерным, и последовательность изучения тематики курса внеурочной деятельности «География Пензенского края» может варьироваться. При конструировании планируемых результатов учитываются цели и задачи курса, требования, которые представлены в стандарте и программе воспитания, и специфика содержания каждого модуля. Общие результаты содержат перечень личностных, метапредметных и предметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся по результатам изучения курса. Общее число часов, отведённых на изучение курса на уровне среднего образования, —34 ч: 8 класс — 17 ч, 9 класс — 17 ч 4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ» 8 КЛАСС (17 ч) Тема 1. Особенности физико-географического положения Пензенской области на карте России (1 час) Оценка ФГП Пензенской области, его влияние на природные условия и ресурсы. Площадь. Границы. Практическая работа. Работа с картой: Определение географических координат крайних точек Пензенской области. Определение расстояния в градусах и километрах от административного центра (г. Пенза) до западной, восточной, северной и южной крайних точек области. Определение расстояния от своего населенного пункта до Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Екатеринбурга, Красноярска и Владивостока Тема 2. История освоения и изучения территории региона (1 час) Первые поселения. Формирование и развитие территории в XVII – ХХ вв. Формирование аграрно-индустриальной специализации. Практическая работа. Заполнение таблицы «Основные этапы заселения и хозяйственного освоения территории Пензенской области». Подготовка докладов: «Пензенский край в составе Золотой Орды», «Засечные черты, их роль в освоении территории». Тема 3. Геологическое и тектоническое строение (1 час) Геологическая и тектоническая карты Пензенской области. Изучение осадочного чехла древней платформы. Горные породы, слагающие территорию. История формирования основных форм рельефа. Практическая работа. Работа с картой: Используя физическую, геологическую и тектоническую карты объяснит. взаимосвязь рельефа и глубины залегания фундамента. Определить коренные породы в северозападной, северо-восточной и юго-западной частях области. Объяснить различия. Заполнить таблицу «Геохронология формирования территории области» Тема 4. Особенности рельефа (1 час) Влияние внешних факторов на формирование рельефа. Крупные элементы рельефа (Приволжская возвышенность и Окско-Донская низменность). Современные процессы рельефообразования. Практическая работа. Работа с картой: проследить, как изменяется общий характер рельефа с запада на восток. Объяснить изменения. Пользуясь геоморфологической картой атласа Пензенской области, выявить типы рельефа и их географическую приуроченность. Работа с контурной картой: провести условную границу между Приволжской возвышенностью и Окско-Донской низменностью, подписать основные формы рельефа в их пределах. Рассчитать, во сколько раз гора Эльбрус выше, чем самая высокая точка, а Прикаспийская низменность – ниже, чем самая низкая точка Пензенской области. 5 Тема 5. Климат и климатические ресурсы (1 час) Климатообразующие факторы и процессы. Солнечная радиация и тепловой режим. Климатические ресурсы. Круглый стол на тему: «Возможности человека в сохранении климата». Практическая работа. Вычертить совмещенные графики годового хода температур и осадков в Пензе. Объясните выявленные закономерности. Тема 6. Погода в разные сезоны года (1 час) Характеристика погодных условий в зимний, весенний, осенний и летний периоды. Творческое задание: Используя дополнительные источники информации, найти стихи и высказывания известных авторов, иллюстрирующие погоду Пензенской области. Написать эссе на тему: «Моё любимое время года». Тема 7. Поверхностные воды (1 час) Общая характеристика речной сети. Зависимость формирования водных ресурсов от годового количества осадков, их распределения в течение года, показателей испаряемости, характера подстилающей поверхности и геологического строения. Реки области принадлежат бассейнам Волги и Дона, водораздел между этими бассейнами проходит по Керенско-Чембарской возвышенности. Самые крупные реки – Сура, Мокша, Хопёр. В области более 2 700 рек, речек и ручьёв и около 240 озёр и 200 болот. Практическая работа. Рассчитать величину падения реки Суры. Пользуясь статистическими данными в атласе Пензенской области, рассчитать долю бассейнов рек Суры, Мокши, Хопра, Вороны, Выши, Кадады и Узы, находящихся в пределах Пензенской области. Расположите бассейны рек в порядке убывания. Дать описание реки, протекающей рядом с вашим населённым пунктом Тема 8. Подземные воды (1 час) Подземные воды по особенностям залегания подразделяются на грунтовые и межпластовые, в том числе артезианские. На территории области насчитывается 2–2,5 тысячи родников. По концентрации минералов подземные воды подразделяются на пресные и минеральные, которые используются в лечебных целях. Практическая деятельность. Примите участие в расчистке ближайшего к вашему населенному пункту родника. Тема 9. Почвы и почвенные ресурсы (1 час) Почвы нашей области сформировались в умеренно-континентальном климате с тёплым летом и относительно холодной зимой, при четкой выраженности сезонов года, достаточном увлажнении и периодически промывном водном режиме. Почвообразующие породы влияют на механический, химический состав, физические свойства и плодородие почв. Основными почвообразующими породами являются четвертичные отложения. Типы почв Пензенской области. Тест по теме «Почвы и почвенные ресурсы». Тема 10. Растительный и животный мир (2 час) Растительные сообщества лесов, степей. Азональная растительность. 6 Флористическое разнообразие. Общее количество изученных на сегодняшний момент высших растений, произрастающих на территории области, насчитывает 1262 вида, видовое разнообразие дополняют 255 видов лишайников, 171 вид мохообразных растений и 871 вид грибов. Видовое разнообразие животного мира, включающее около 2600 видов насекомых и более 340 видов позвоночных животных, в том числе около 50 видов рыб, 10 видов – земноводных, 8 – пресмыкающихся, 200 – птиц, 73 – млекопитающих. Практическая деятельность. Определите виды растений, произрастающие на вашем пришкольном участке и насекомых вашего района. Тема 11. Охрана окружающей среды (1 час) Природоохранная деятельность в Пензенской области имеет давнюю историю. Организатором и руководителем работ по выявлению территорий, представлявших интерес с природоохранной точки зрения, ещё в начале ХХ века был студент Иван Иванович Спрыгин – будущий профессор, один из основоположников природоохранного дела в России. Государственный природный заповедник Приволжская лесостепь. Памятники природы. Пензенский ботанический сад имени И.И. Спрыгина. Круглый стол на тему: «Охраны окружающей среды»: Какие интерактивные способы сохранения видового разнообразия флоры и фауны вы можете предложить? Какие действия необходимы со стороны школьников для увеличения численности и видового разнообразия? Разработайте проект «Возможности и последствия увеличения видового разнообразия растений и животных в Пензенской области», защитите его в классе. Тема 12. Физико-географическое районирование (3 часа) Все ландшафты Пензенской области объединены в 4 группы, отличающиеся происхождением и развитием. Первая группа названа «Лесостепные ландшафты эрозионноденудационных равнин высокого плато Приволжской возвышенности», т.к. эта территория наиболее приподнята, не подвергалась оледенению в четвертичный период и всегда испытывала денудацию и эрозию. Вторая – «Лесостепные ландшафты вторичных моренных равнин низкого плато Приволжской возвышенности» – подвергалась днепровскому оледенению и почвы развивались на сильно выветренной и размытой морене (ледниковых отложениях). Третья группа – «Лесные ландшафты водно-ледниковых равнин ОкскоДонской равнины» – отличается пониженным рельефом, по которому текли реки после таяния ледника. Четвертая группа – «Долинные ландшафты», которые тоже образовались в результате транспортировки талых вод ледника. Практическая работа. Работа с контурной картой: нанести на контурную карту границы физико-географических районов Пензенской области и подписать их. Тема 13. Природа и человек (1 час) Литосфера и человек. Влияние хозяйственной деятельности на рельеф вашей местности. Атмосфера и человек. Неблагоприятные явления климата и 7 погоды. Гидросфера и человек. Использование водных ресурсов. Диспут о роли человека в сохранении природы Проект «Школьная экологическая тропа» Тема 14. Зачет. Контрольный урок (1 час). Итоговый тест. Защита творческих проектов. 9 КЛАСС (17ч) Тема 1. Экономико- и политико-географическое положение. Пензенская область на экономической карте России (1 час) Оценка ЭГП Пензенской области. Изменчивость ЭГП во времени. Политико-географическое положение. Формирование специализации. Структура валового регионального продукта. Стратегия инновационного развития. Практическая работа. Пользуясь текстом учебника и источниками дополнительной информации, заполнить таблицу «Этапы формирования ЭГП Пензенской области». Тема 2. Административно-территориальное устройство (1 час) Изменение во времени границ и состава территории. Изменение во времени границ и состава территории. Практическая работа. Работа с контурной картой: нанести районные центры Пензенской области. Тема 3. Хозяйственная оценка природных условий. Ресурсный потенциал (1 час) Пензенская область расположена в комфортных природных условиях, оказывающих благоприятное воздействие на жизнь людей. Степень комфортности составляет 4 балла из 5, за исключением районов с нарушенным экологическим равновесием. Природные условия различаются в разных частях области. Наиболее комфортные природные условия в южных и юго-западных районах, менее благоприятные – в северо-восточных. Задача сохранения природных богатств региона невыполнима без их рационального использования. Практическая работа. Работа с картой: Изучив физическую карту Пензенской области, проследить, как изменяется общий характер рельефа при продвижении с запада на восток. Объяснить изменения. По климатической карте атласа определить, в каком направлении изменяются температура и количество осадков в июле. Объяснить характер изменений. Как эти различия сказываются на специализации хозяйственной деятельности? Пользуясь статистическими данными в атласе Пензенской области, расположить бассейны крупных рек, протекающих по территории области в порядке их убывания. Определить реки, воды которых в наибольшей степени используются для орошения. По карте атласа определить распространение основных типов растительности Пензенской области. Объяснить различия. Тема 4. Численность населения. Особенности демографической 8 политики региона (1 час) Динамику численности населения оценивают по официальным переписям, последние переписи прошли в 1989, 2002, 2010 и в 2021 годах. С 1939 года численность населения области сократилась почти на 350 тыс. чел., более 200 тыс. чел. пришлось на предвоенные, военные и первые послевоенные годы. Длительное время сохраняется тенденция уменьшения рождаемости. Минимальная рождаемость была в 1999 г., с 2000 г. наметилась её тенденция к росту, что связано с демографической политикой федерального и местного правительства, однако коэффициент рождаемости пока меньше, чем показатели смертности. Высокие показатели смертности связаны с увеличением доли пожилых людей, отсутствием понимания важности здоровья, распространением вредных привычек, невысоким уровнем жизни. Круглый стол на тему «Демографическая ситуация в Пензенской области в ближайшие 20 лет». Рассмотрите позитивный и негативный сценарий развития ситуации. Тема 5. Размещение населения. Миграции. Формы расселения (1 час) На начальных стадиях освоения территории определяющими были природные условиями, поэтому равнинная западная часть области была более освоенной. В конце XIX в. с постройкой железных дорог Пенза оказалась местом их пересечения, что усилило её привлекательность для размещения промышленных объектов, развития и заселения центральной части региона. На северо-востоке и юго-востоке, удалённых от транспортных магистралей, обладающих менее благоприятными природными условиями, темпы освоения и заселения территории были ниже. Плотность населения Пензенской области составляет 31 чел./км2 – это больше, чем в среднем по России. Плотность сельского населения за последние 80 лет сократилась с 34 до 9,9 чел./км2. Наиболее высокая плотность сельского населения в пригородных районах областного центра, наименьшая – в сельской глубинке. Тема 6. Трудовые ресурсы и рынок труда (1 час) В структуре населения области 54 % составляют женщины, 46 % – мужчины. Продолжительность жизни за последние 15 лет увеличилась с 65,7 до 73,1 лет, по этому показателю Пензенская область занимает 19 место среди субъектов России. Демографическая ситуация и миграции продолжают негативно сказываться на трудовом потенциале, поэтому доля лиц трудоспособного возраста меньше, чем в России. Безработица в основном обусловлена несбалансированностью рынка труда. Среди безработных преобладают мужчины. Доля безработных составляет около 5 % населения. В отраслевой структуре занятости населения Пензенской области увеличивается доля занятых в непроизводственном секторе экономики. Практическое задание: Выяснить профессиональный состав вашей семьи в 9 широком понимании этого слова. В каких сферах трудовой деятельности заняты ваши родственники, постройте круговую секторную диаграмму, отражающую эти особенности. С какой профессиональной сферой вы планируете связать своё будущее? Что вы знаете о своей будущей профессии, какие личностные качества вам необходимо развить? Тема 7. Особенности региональной экономики (1 час) Основные экономические показатели. Отрасли специализации (факторы размещения). География производств города. Ведущие предприятия и их роль в области. Внешнеэкономические связи. Инвестиционная привлекательность города. Практическая работа: Посещение крупных предприятий с целью комплексного описания предприятия, формирования у учащихся правильного представления о современном производстве (экскурсия); изучение обеспечения населения товарами народного потребления и услугами, развитие социальных отраслей. Творческая работа. Проект «Составление модели хозяйства населенного пункта; определение его структуры, соотношение отраслей, степени их развития». Тема 8. Добывающая промышленность. ТЭК (1 час) Природный потенциал для развития добывающей отрасли. Проблемы добывающей промышленности региона. Становление и развитие энергетики. Топливно-энергетический баланс региона. Энергосистема. Проблемы и модернизация ТЭК. Творческая работа. Проект «Модернизация энергетического хозяйства своего населенного пункта» Тема 9. Металлургия и машиностроение (1 час) В Пензенской области отсутствуют крупные месторождения руды и угля, поэтому получила развитие только передельная металлургия. Крупнейшим металлургическим предприятием Пензенской области является компания ООО «Литейно-механический завод «МашСталь», где производят передельный чугун, различные марки сталей и литьё. С 2008 года «МашСталь» – одно из ведущих металлургических предприятий страны. Потребителями готовой продукции завода являются крупнейшие металлургические предприятия России и стран СНГ. Ещё одним крупным металлургическим предприятием стал Пензенский кузнечно-прессовый завод – компания, лидирующая в центральной России в области штамповки сложных конструкций для атомной и тепловой энергетики, железнодорожного транспорта, газовой, нефтяной, металлургической, химической и других отраслей промышленности. Цветная металлургия представлена литьём из сплавов цветных металлов. Диспут: Как изменилась бы отраслевая и территориальная структура хозяйственного комплекса Пензенской области, если бы, например, в Неверкинском районе было обнаружено крупное месторождение железной руды? Какие последствия для экологии имело бы это событие? Творческая работа. Проект: «Первые машиностроительные предприятия Пензенской области», 10 Проект: «Машиностроение Пензенской области в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы», Проект: «Конверсия машиностроительных заводов: выгоды и просчёты», Проект: «Роль механизмов и приборов в жизни людей». Тема 10. Химическая и лесная промышленность (1 час) Химическая промышленность области не относится к категории ведущих отраслей. Наибольшее развитие из отраслей химической промышленности получила фармацевтика. Самое крупное предприятие отрасли – ОАО «Биосинтез», который является одним из ведущих экспортёров фармацевтической продукции России. Одним из направлений развития импортозамещающих производств стала модернизация региональной фармацевтики. Леса произрастают на 1/5 территории области, в Городищенском, Никольском, Сосновоборском, Земетчинском районах половина территории покрыта лесом. Главными целями функционирования лесного хозяйства являются: организация охраны лесов от пожаров, защита от вредных организмов, восстановление лесов, улучшение экологической обстановки. Около 1/3 от лесопокрытой площади занимают искусственные насаждения. Ведущие отрасли лесной промышленности региона – лесозаготовка, производство пиломатериалов, мебели и бумаги. Творческая работа. Проект: «Исторически возникшие отрасли лесной промышленности Пензенской области». Тема 11. Сельское хозяйство (1 час) Многоотраслевое растениеводство специализируется на возделывании зерновых (озимой и яровой пшеницы, ячменя, овса, ржи) и технических культур (подсолнечника, сахарной свёклы). Значение зерновых культур в структуре посевной площади имеет тенденцию к снижению, а технических культур – к увеличению. Предполагается реализация нескольких инвестиционных проектов по производству и переработке льна, конопли, грибов, возрождению производства чечевицы, развитию садоводства и цветоводства. В Пензенской области сложилось многоотраслевое животноводство. Ведущими отраслями животноводства являются скотоводство и промышленное птицеводство. Осуществляется строительство, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов и ферм, вводятся в эксплуатацию новые молочные комплексы. Интенсивность роста мясного скотоводства несколько ниже, чем молочного. Максимальные темпы наращивания производства сохраняются в птицеводстве. Для дальнейшего развития отрасли построен генетический центр, что способствует усилению позиций области в производстве и переработке мяса бройлеров. Творческая работа. Подготовьте сообщение о развитии животноводства в вашем районе. Докажите, что строительство новых и модернизация существующих животноводческих комплексов позитивно отражается на социально-экономической ситуации в районе. Тема 12. Пищевая и легкая промышленность (1 час) Пищевая промышленность как отрасль хозяйства зародилась в Пензенской 11 области в XVIII веке. Современная пищевая промышленность занимает одно из первых мест в структуре промышленного комплекса. Рассредоточена по всей территории области, что связано с потребительским фактором и с необходимостью переработки малотранспортабельного сельскохозяйственного сырья. Ведущими отраслями пищевой промышленности стали: мясная, молочная, кондитерская, сахарная, хлебопекарная, мукомольная и макаронная. Предпосылками становления и развития лёгкой промышленности в XVIII веке стали широко распространённые местные ремёсла и промыслы. Наиболее развитыми отраслями лёгкой промышленности были: суконная, швейная и кожевенно-обувная. В 1990-е годы лёгкая промышленность испытала спад производства во всех отраслях из-за сокращения привозного сырья и резко возросшей внешней конкуренции. Диспут: Какие проблемы, по-вашему, характерные в целом для лёгкой промышленности России, присущи и пензенским производствам? Предложите возможные варианты решения этих проблем. С какими межотраслевыми комплексами при этом должны быть налажены наиболее тесные связи? Диспут: Отрасли пищевой и лёгкой промышленности стимулируют, как правило, индустриализацию хозяйства региона. Организуйте дискуссию в классе и предложите проект создания новых производств по переработке сельскохозяйственной продукции. Подумайте, какие последствия это будет иметь для вашего населённого пункта? Тема 13. Промышленность строительных материалов. Транспорт (1 час) Пензенская область богата сырьём для выпуска строительных материалов. В структуре промышленности строительных материалов преобладает производство сборных железобетонных и бетонных изделий, производство кирпича и цемента. Крупнейшими новыми предприятиями отрасли строительных материалов в ПФО стали производители цемента ООО «Азия Цемент» и ОАО «ЭкоИнвест». Творческий проект: «Хрустальное производство Никольска». Тема 14. Нематериальная сфера (1 час) Пенза – крупнейший транспортный узел. Детская железная дорога. Социальная инфраструктура (уровень развития сферы услуг: ЖКХ, образование, здравоохранение, организация отдыха населения и т.д). Микросоциологическое исследование: выявление знаний и отношений населения города к объектам природного и культурного наследия Проект «Путеводитель по Пензе (полезная информация для путешественника»). Проект «Семь чудес Пензы» Проект «Мои любимые места в Пензе» Проект «Пенза, моя вдохновительница» Тема 15. Экономико-географическое районирование (2 часа) В основу районирования положены различия экономико-географического положения, агроклиматических условий, специализации и выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции, развития социальной сферы, уровня жизни. За почти тридцать лет в связи с социально12 экономическими преобразованиями в стране и в регионе произошли значительные изменения в специализации и социально-культурной сфере экономических районов. Выделяются пять экономических районов: Центральный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Юго-Западный и Северный. Творческий проект: «Гербы субъектов, входящих в состав района как отражение исторических, культурных и экономических особенностей районов». Творческая работа: Определение перспектив развития города, своего места в общественной и экономической жизни города Пензы. Тема 16. Защита творческих проектов. (1 час) 13 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГЕОГРАФИЯ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В школьном возрасте многие психические и личностные новообразования находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап их развития. Это происходит индивидуально в соответствии с возможностями ребёнка, темпом его обучаемости, особенностями социальной среды, в которой он живёт, поэтому выделять планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «География Пензенского края» в области личностных и метапредметных достижений по годам обучения нецелесообразно. Исходя из этого, планируемые результаты начинаются с характеристики обобщённых достижений в становлении личностных и метапредметных способов действий и качеств субъекта учебной деятельности, которые могут быть сформированы у школьников к концу обучения. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения курса "География Пензенского края" являются формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм. Гражданско-патриотического воспитания: 1) становление ценностного отношения к своей малой родине; понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; 2) осознание своей этнокультурной и гражданской идентичности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя своего населенного пункта, Пензенской области, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за Родину, свой родной край, населенный пункт, народ и историю родного края, осознание ответственности человека за общее благополучие родного края и родной страны; 3) осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; 4) освоение содержания традиций культуры родного края, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. 5) осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); 6) патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; Духовно-нравственного воспитания: 1) проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; 2) принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; 3) применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 14 Эстетического воспитания: проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре и другим видам искусства, которыми славится родной край, восприимчивость к традициям и творчеству народов, населяющих Пензенскую область, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; Формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: 1) выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); 2) приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания. Экологического воспитания: 1) осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе родного края, неприятие действий, приносящих ей вред; 2) художественно-эстетическое наблюдение природы родного края и её образа в произведениях искусства. Ценности научного познания: 1) осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. В процессе освоения дисциплины у учащихся: • воспитываются целеустремленность, доброта, ответственность, забота, взаимопонимание и взаимовыручка; • складывается устойчивая мотивация к общественно-полезной деятельности, стремление принести окружающим людям пользу; • приобретаются личностные качества, которые позволяют сказать «нет» асоциальным явлениям, имеющим место в жизни современной молодежи; • вырабатывается стремление к самообразованию, чувство ответственного отношения к своей жизненной позиции; • эти качества характеризуют ребенка как личность, имеющую экологически, экономически ориентированное сознание в условиях современного состояния окружающей среды, ответственную за сохранение природного и культурного наследия родного края, своего здоровья. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Базовые логические действия: 1) понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; 2) сравнивать объекты окружающего мира родного края, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; 3) выявлять недостаток информации для решения практической задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: 1) проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану 15 или выдвинутому предположению) наблюдения за явлениями/объектами природы родного края; 2) определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; 3) формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 4) проводить по предложенному плану несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); 5) формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (исследования). 3) Работа с информацией: 1) использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом практической задачи; 2) согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; 3) находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; 4) читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); 5) соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); 6) анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с практической задачей; 7) фиксировать полученные результаты в текстовой форме (выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: 1) в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; 2) признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; 3) соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; 4) использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; 5) создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); 6) конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; 7) находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; 8) готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. 16 РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: 1) Самоорганизация: а) планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; б) выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль: а) осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; б) находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); в) предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 3) Самооценка: а) объективно оценивать результаты своей деятельности; б) оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: 1) понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе работы с краеведческим материалом); 2) коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 3) проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; 4) выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; 5) ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, 17 особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик географической среды, в том числе ее экологических параметров; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания; 18 8 класс ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГЕОГРАФИЯ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ» № п/ п Наименование разделов и тем программы курса Количес тво Программное содержание часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы 8 класс 1. Особенности физикогеографического положения Пензенской области на карте России 1 2. История освоения и изучения территории региона 1 3. Геологическое и тектоническое строение 1 Оценка физикогеографического положения Пензенской области, его влияние на природные условия и ресурсы. Площадь территории. Границы. Первые поселения. Формирование и развитие территории в XVII – ХХ вв. Формирование аграрноиндустриальной специализации. Геологическая и тектоническая карты Пензенской области. Изучение осадочного чехла Работа с интерактивной картой: Определение географических координат крайних точек Пензенской области. Определение расстояния в градусах и километрах от г. Пенза до крайних точек области Обмен мнениями: «Основные этапы заселения и хозяйственного освоения территории Пензенской области». Подготовка докладов: «Пензенский край в составе Золотой Орды», «Засечные черты, их роль в освоении территории». Исследовательская практика: Используя физическую, геологическую и 1) Пензенское областное отделение ВОО Русское географическое общество». http://penza.rgo.ru 2) Региональная общественная организация краеведов Пензенской области https://kraeved-pnz.ru / 1) Пензенский краеведческий форум «Пензовед» http://пензовед.рф 2) Сайт Региональной общественной организации краеведов Пензенской области https://kraeved-pnz.ru/ 3) Пензенский государственный краеведческий музей http://km-penza.ru/ 1) Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования 19 древней платформы. Горные породы, слагающие территорию. История формирования основных форм рельефа 4. 5. 6. Особенности рельефа Климат и климатические ресурсы Погода в разные сезоны года 1 1 1 Влияние внешних факторов на формирование рельефа. Крупные элементы рельефа (Приволжская возвышенность и Окско-Донская низменность). Современные процессы рельефообразования Климатообразующие факторы и процессы. Солнечная радиация и тепловой режим. Климатические ресурсы Характеристика погодных условий в зимний, весенний, осенний и летний периоды тектоническую карты объяснить взаимосвязь рельефа и глубины залегания фундамента. Определить коренные породы в различных частях области. Заполнение таблицы «Геохронология формирования территории области» Исследовательская практика: Оценка изменения общего характера рельефа с запада на восток. Выявление типов рельефа и их географической приуроченности. Интерактивное задание: нанесение условной границы между Приволжской возвышенностью и ОкскоДонской низменностью Круглый стол на тему: «Возможности человека в сохранении климата». Исследовательская практика. Вычертить совмещенные графики годового хода температур и осадков в Пензе. Объяснить выявленные закономерности Творческое задание: Используя дополнительные источники информации, найти стихи и высказывания известных авторов, иллюстрирующие Пензенской области https://minleshoz.pnzreg.ru/ 2) Пензенская энциклопедия https://penza-enc.ru/ Рельеф Пензенской области http://inpenza.ru/relefpenzenskoj-oblasti/ 1) Сайт ФГБУ «Приволжское УГМС» http://www.pogodasv.ru 2) Погода и климат в Пензенской области http://www.pogodaiklimat.ru/ 1) Погода в Пензенской области https://www.gismeteo.ru/ 2) Погода и климат в Пензенской области 20 погоду Пензенской области. Написать эссе на тему: «Моё любимое время года» 7. Поверхностные воды 1 8. Подземные воды 1 9. Почвы и почвенные ресурсы 1 Растительный и 10. животный мир 2 Общая характеристика речной сети, бассейнов Волги и Дона. Описание рек Сура, Мокша, Хопёр Исследовательская лаборатория Расчёт величины падения реки Суры. Описание реки, протекающей рядом со школой Творческая лаборатория: Особенности залегания участие в расчистке подземных вод. Классификация ближайшего к населенному подземных вод пункту родника Условия формирования почв Пензенской области. Влияние почвообразующих пород на Творческое задание: анализ механический, химический почвенного среза. состав, физические свойства и Блиц – опрос: «Почвы и плодородие почв. почвенные ресурсы» Почвообразующие породы. Типы почв Пензенской области Растительные сообщества лесов, степей. Азональная растительность. Общее количество изученных растений, произрастающих на территории области. Видовое разнообразие животного мира Виртуальная экскурсия: Определение видов растений, произрастающих на пришкольном участке и насекомых района. Знакомство с голосами птиц, обитающих в Пензенской области и ее районах. Посещение ботанического сада им. И.И. Спрыгина и зоологического музея ПГУ http://www.pogodaiklimat.ru/ 1) Пензенская энциклопедия. Категория: Природа, экология https://penza-enc.ru/ 2) Пензенское областное отделение ВОО Русское географическое общество». http://penza.rgo.ru Пензенская энциклопедия. Категория: Природа, экология https://penza-enc.ru/ Пензенская энциклопедия. Категория: Природа, экология https://penza-enc.ru/ 1) Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей «Коротко и ясно о самом интересном» https://xn----stb8d.xn-p1ai/Portfolio/112-2/ 2) «Фауна Пензенской области»: проект для автоматического сбора данных по животному миру Пензенской области 21 Охрана окружающей 11. среды Физико12. географическое районирование 13. Природа и человек 1 3 1 История природоохранной деятельности в Пензенской области. Государственный природный заповедник Приволжская лесостепь. Памятники природы. Пензенский ботанический сад имени И.И. Спрыгина Лесостепные ландшафты эрозионно-денудационных равнин высокого плато Приволжской возвышенности. Лесостепные ландшафты вторичных моренных равнин низкого плато Приволжской возвышенности. Лесные ландшафты водноледниковых равнин ОкскоДонской равнины. Долинные ландшафты Литосфера и человек. Влияние хозяйственной деятельности на рельеф местности. Атмосфера и человек. Неблагоприятные явления климата и погоды. Круглый стол на тему: «Охрана окружающей среды». Обсуждение интерактивных способов сохранения видового разнообразия флоры и фауны. Разработка и защита проекта «Возможности и последствия увеличения видового разнообразия растений и животных в Пензенской области» https://clck.ru/sKKXt 3) Государственный природный заповедник «Приволжская лесостепь» https://zpls.ru/ 1) Красная книга Пензенской области. Грибы, лишайники, мхи, сосудистые растения https://clck.ru/sJDzu/ 2) Красная книга Пензенской области. Животные https://ecoportal.info/krasnayakniga-penzenskoj-oblasti/ 3) Государственный природный заповедник «Приволжская лесостепь» https://zpls.ru/ Творческое задание: Нанесение на контурную карту границ физико-географических районов Пензенской области 1) Ландшафтная карта Пензенской области https://cyberleninka.ru/article/n /elektronnaya-landshaftnayakarta-penzenskoyoblasti/viewer 2) Пензенская энциклопедия. Категория: Природа, экология https://penza-enc.ru/ Диспут о роли человека в сохранении природы. Проект «Школьная экологическая тропа» 1) Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области https://minleshoz.pnzreg.ru/ 22 Гидросфера и Использование ресурсов Защита творческих 14. проектов ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 человек. водных 2) Пензенское областное отделение ВОО Русское географическое общество». http://penza.rgo.ru Защита творческих проектов 17 9 класс № п/ п Наименование разделов и тем программы курса Экономико- и политикогеографическое 1. положение. Пензенская область на экономической карте России 2 Административнотерриториальное устройство Количес тво Программное содержание часов 1 Оценка ЭГП Пензенской области. Изменчивость ЭГП во времени. Политикогеографическое положение. Формирование специализации. Структура валового регионального продукта. Стратегия инновационного развития 1 Изменение во времени границ и состава территории. Изменение во времени границ и состава территории Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1) Пензенское областное отделение ВОО Русское географическое общество». http://penza.rgo.ru Дискуссия: «Этапы 2) Приоритетные проекты формирования ЭГП Пензенской развития Пензенской области области» https://rg.ru/2021/10/08/regpfo/oleg-melnichenkoozvuchil-prioritetnye-proektyrazvitiia-penzenskojoblasti.html 1) Пензенский краеведческий форум «Пензовед» http://пензовед.рф 2) Сайт Региональной Блиц конкурс: нанесение общественной организации районных центров Пензенской краеведов Пензенской области области https://kraeved-pnz.ru/ 3) Пензенский государственный краеведческий музей 23 http://km-penza.ru/ 4) Сайты муниципальных районов Пензенской области 3. 4. Хозяйственная оценка природных условий. Ресурсный потенциал Численность населения. Особенности демографической политики региона Размещение 5.6 населения. Миграции. Формы расселения 6. Трудовые ресурсы и рынок труда 1 Зонирование территории по степени комфортности природных условий. Проблема сохранения природных богатств региона Исследовательская лаборатория: Оценка изменения общего характера рельефа при продвижении с запада на восток. Определение рек, воды которых в наибольшей степени используются для орошения. Оценка распространения основных типов растительности 1 Данные официальных переписей населения 1989, 2002, 2010 и 2021 годов. Определение тенденций изменения численности населения. Меры демографической политики Круглый стол на тему «Демографическая ситуация в Пензенской области в ближайшие 20 лет». Рассмотрение позитивного и негативного сценариев развития ситуации 1 Оценка факторов, повлиявших на заселение области. Плотность населения. Характеристика населенных пунктов. Направления миграций 1 Половой состав населения. Различия в продолжительности жизни мужчин и женщин. Подготовка статистического альманаха. Расчёт динамики миграционного прироста/убыли населения внутри Пензенской области, за её пределы, в страны СНГ, в другие зарубежные страны с 2015 года по настоящее время. Показатель урбанизированности области Творческий проект: Выяснение профессионального состава семьи, определение 1) Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области https://minleshoz.pnzreg.ru/ 2) Пензенская энциклопедия https://penza-enc.ru/ 1) Пензенское областное отделение ВОО Русское географическое общество». http://penza.rgo.ru 2) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области http://pnz.gks.ru 1) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области http://pnz.gks.ru 2) Управление по вопросам миграции УМВД России по Пензенской области http://pen58_44@mvd.ru Трудовые ресурсы https://rosstat.gov.ru/folder/210 /document/13211 24 Особенности 7. региональной 1 экономики Добывающая 8. промышленность. 1 ТЭК 9. Металлургия и машиностроение 1 Трудовой потенциал. Безработица профессиональных предпочтений Основные экономические показатели. Отрасли специализации (факторы размещения). География производств города. Ведущие предприятия и их роль в области. Внешнеэкономические связи. Инвестиционная привлекательность города Экскурсия на крупное предприятие с целью 1) Пензенская энциклопедия. комплексного описания Категория: Экономика предприятия, формирования https://penza-enc.ru/ правильного представления о 2) Приоритетные проекты современном производстве развития Пензенской области (экскурсия); изучение https://rg.ru/2021/10/08/regобеспечения населения pfo/oleg-melnichenkoтоварами народного ozvuchil-prioritetnye-proektyпотребления и услугами, razvitiia-penzenskojразвитие социальных отраслей. oblasti.html Проект «Составление модели 3) Предпринимательство хозяйства населенного пункта; Пензенской области определение его структуры, https://pnz.gks.ru/enterprise соотношение отраслей, степени их развития». Природный потенциал для развития добывающей отрасли. Проблемы добывающей промышленности региона. Проект «Модернизация Становление и развитие энергетического хозяйства энергетики. Топливно- населенного пункта» энергетический баланс региона. Энергосистема. Проблемы и модернизация ТЭК Диспут: Как изменилась бы Крупнейшие металлургические отраслевая и территориальная предприятия Пензенской структура хозяйства области. Пензенской области, если бы в 2) Рабочая сила, безработица, занятость в РФ https://rosstat.gov.ru/storage/m ediabank/2EfrJGVJ/Rab_sila_2 020.pdf - 1) Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области https://minleshoz.pnzreg.ru/ 2) Пензенская энциклопедия. Категория: Экономика https://penza-enc.ru/ 1) Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области 25 Неверкинском районе было обнаружено крупное месторождение железной руды? Какие последствия для экологии имело бы это событие? Проект: «Первые машиностроительные предприятия Пензенской области», Проект: «Машиностроение Пензенской области в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы», Проект: «Конверсия машиностроительных заводов: выгоды и просчёты», Проект: «Роль механизмов и приборов в жизни людей». Химическая и лесная 10. промышленность 11. Сельское хозяйство 1 Характеристика химических предприятий региона. Ведущие отрасли химической и лесной промышленности. Цели функционирования лесного хозяйства 1 Факторы размещения, отрасли Встреча с интересными специализации и география людьми: о развитии отраслей растениеводства и животноводства в районе, где Проект: «Исторически возникшие отрасли лесной промышленности Пензенской области» https://merp.pnzreg.ru/ 2) Пензенская энциклопедия. Категория: Экономика https://penza-enc.ru/ 3) Сайты ведущих металлургических и машиностроительных предприятий региона 1) Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области https://merp.pnzreg.ru/ 2) Пензенская энциклопедия. Категория: Экономика https://penza-enc.ru/ 3) ПАО «Биосинтез» https://www.biosintez.com/ 4) ОАО «Маяк» http://mayakpenza.ru/ 1) Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство РФ 26 животноводства. Проблемы и находится школа. перспективы развития Доказательство того, что сельского хозяйства. строительство новых и модернизация существующих животноводческих комплексов позитивно отражается на социально-экономической ситуации в районе 12. Пищевая и легкая промышленность 1 Роль пищевой и лёгкой промышленности в структуре промышленного комплекса региона. Ведущие предприятия этих отраслей. Проблемы и перспективы развития пищевой и легкой промышленности 1 Структура промышленности строительных материалов: производство сборных железобетонных и бетонных Творческий изделий, производство кирпича «Хрустальное и цемента. Характеристика Никольска» крупнейших новых предприятий отрасли строительных материалов в ПФО: ООО «Азия Цемент» и Промышленность 13. строительных материалов. Диспут: Отражение проблем, характерных в целом для лёгкой промышленности России на пензенских производствах. Диспут по вопросам создания новых производств по переработке сельскохозяйственной продукции. Какие последствия это будет иметь для конкретных населённых пунктов? https://rosstat.gov.ru/enterprise _economy 2) Сельское хозяйство Пензенской области https://pnz.gks.ru/agriculture_h unting_forestry 3) Производство мяса в России https://www.moshol14.ru/press -centr/novosti-rynka/rynokmyasa/ 1) Пензенская область в цифрах 2021. Краткий статистический сборник: https://pnz.gks.ru/storage/medi abank/ПЕНЗЕНСКАЯ%20ОБ ЛАСТЬ%202021%20в%20ци фрах%20(официальное%20из дание).pdf 2) Пензенская энциклопедия. Категория: Экономика https://penza-enc.ru/ 1) Сайт администрации Никольского района проект: производство http://nikolsk.pnzreg.ru 2) Пензенская энциклопедия. Категория: Экономика https://penza-enc.ru/ 27 ОАО «ЭкоИнвест». Характеристика транспортного комплекса 14. Нематериальная сфера Экономико15. географическое районирование Защита творческих 16. проектов ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 1 Пенза – крупнейший транспортный узел. Детская железная дорога. Социальная инфраструктура (уровень развития сферы услуг: ЖКХ, образование, здравоохранение, организация отдыха населения и т.д.) Виртуальная экскурсия:: Грузои пассажирооборот в Пензенской области. Микросоциологическое исследование: отношение населения города к объектам природного и культурного наследия Проект «Путеводитель по Пензе (полезная информация для путешественника»). Проект «Семь чудес Пензы» Проект «Мои любимые места в Пензе» Проект «Пенза, моя вдохновительница» 2 Различия экономикогеографического положения, агроклиматических условий, специализации и выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции, развития социальной сферы, уровня жизни в разных экономических районах области. Творческий проект: «Гербы субъектов, входящих в состав района как отражение исторических, культурных и экономических особенностей районов». Творческая работа: Определение перспектив развития города, своего места в общественной и экономической жизни города Пензы. 1 1) Министерство культуры и туризма Пензенской области https://minkult.pnzreg.ru/ 2) Министерство образования Пензенской области http://minobr-penza.ru 3) Министерство здравоохранения Пензенской области http://mzs.penza.net 4) Туризм и отдых в Пензенской области http://welcome2penza.ru/ 5) Пензенская энциклопедия. Категории: Образование, наука, культура, искусство https://penza-enc.ru/ 1) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области http://pnz.gks.ru 2) Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области https://merp.pnzreg.ru/ 3) Пензенская энциклопедия. https://penza-enc.ru/ Защита творческих проектов 17 28 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Нормативные документы: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22). URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/8c892be1a8843726ae57424d381e76ba.pdf Географический атлас Пензенской области. Природа. Население. Хозяйство. Культура / редкол.: Курицын И. И. [и др.]. – Пенза: Облиздат, 2005. – 60 с.: ил., карт. Гербы Пензенской губернии //Наука и жизнь, 1989, № 6. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. – М., 2020. – 225 с. Закон Пензенской области «Об утверждении Концепции демографической политики Пензенской области на период до 2025 года». Камордин В. Г., Камордин В, В. Пензенский край. – Пенза, 1993. Карта Пензенской области. – ЗАО «Контакт РЛ», 2012. Курицын И.И., Юпатова В.Н. География населения Пензенской области. – Пенза: Облиздат, 1992. – 87 с. Курицын И.И. Население и хозяйство Пензенской области. – Пенза: Изд-во ИПК и ПРО, 1998. – 289 с. Пензенская область. 75 лет: фотоальбом. – Пенза: ГАУ ПО «Информационный центр «Пензенская правда», 2014. – 144 с. Пензенская область в цифрах 2020. Краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. – Пенза: Пензастат, 2021. – 75 с. Пензенская энциклопедия / Под ред. Вишневского К.Д. – М.: «Большая Российская Энциклопедия», 2001. – 759 с. Пензенская энциклопедия. 2-е издание, уточненное и дополненное в 2-х томах / Гл. ред. Казаков А.Ю. – Пенза: «Областной издательский центр», 2019. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Гос. ком. РФ по статистике (Госкомстат России). – М.: Госкомстат России, официальное издание, 2000 – 2020. Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на 30 период до 2035 года (Закон Пензенской области от 15.05.2019 № 3323ЗПО). География Пензенской области. 8-9 под ред. О.Н. Пономаревой, М.С. Домкиной. Пенза ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2014 Электронное сопровождение к пособию География Пензенской области. 89 класс под ред. Пономаревой О.Н., Домкиной М.С. Пенза, 2014 Полубояров М.С. Весь Пензенский край. Москва, 2016 Марденский Н.А. География Пензенской области. Учеб. Пособие для школ Пензы: Приволж.кн. изд-во, 2014. Красная книга Пензенской области. Правительство Пензенской области, 2013 Курицын И. И. Развитие хозяйства Пензенской области / И. И. Курицын// География Пензенской области: Учеб.пособие для учащихся сред. школ. Пенза: Приволж. кн. изд-во, 2013. Марденский Н.А. «Население и хозяйство Пензенской области» 2013. География и экология Пензенской области глазами молодых исследователей. Издательство ПГУ ( ежегодно) Ландо И.И. Пензенский край, учебное пособие по краеведению для средней школы. ПГПУ Пенза, 2003 Атлас Природа. Население. Хозяйство. Культура Пензенской области. Под редакцией И.И. Курицына. Пенза ОАО «Областной издательский центр» 2005. Атлас Пензенская область, ООО ПК «Экспресс», Пенза, 2005г. Географический атлас Пензенской области . – М.: Дрофа; ДиК, 1998г Интернет ресурсы: Информационный портал «Единое содержание общего образования» URL: https://edsoo.ru Информационный портал «Реестр основных общеобразовательных программ» Министерство просвещения Российской Федерации URL: https://fgosreestr.ru Весь Пензенский край. Историческая топография Пензенской области. URL: http://www.suslony.ru/Penzagebiet/PenzKray.htm Государственный природный заповедник «Приволжская лесостепь» URL: https://zpls.ru/ Журнал iNaturalist URL: https://clck.ru/sKKXt Интерактивная карта Пензенской области URL: http://welcome2penza.ru/mapx/ Красная книга Пензенской области URL: https://ecoportal.info/krasnaya-knigapenzenskoj-oblasti/ Культурно-исторический центр - природный источник «Кувака» URL: http://kuvaka.ru/ Музей-заповедник Наровчатского района URL: http://museum- nar.penz.muzkult.ru/ Музей А. Н. Радищева URL: https://muzlitpenza.ru/museum/radishheva/ 31 Музей народного творчества http://mntspassk.penz.muzkult.ru/istoriya Музей-усадьба В. Г. Спасского района Белинского URL: URL: https://muzlitpenza.ru/museum/gosudarstvennyj-muzej-usadba-v-g-belinskogo/ Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого URL: http://penza.gallery/ Пензенский государственный краеведческий музей. Музей народного творчества: URL: http://km-penza.ru/nashi-muzei/muzejnarodnogo-tvorchestva / Региональная общественная организация краеведов Пензенской области. URL: https://kraeved-pnz.ru 32