МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Администрация Белинского района МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской области Рассмотрено на заседании методического объединения Принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 27.08.2024 г. Протокол №1 от 28.08.2024 г. «Утверждаю» Директор МОУ СОШ им. И.И.Пушанина с.Пушанина _____________Мирошкина Е.В. Приказ № 93 от 30.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» для обучающихся 4 класса Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» для 4 класса разработана в соответствии: - с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, - с Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России , - с авторской учебной программой «Основы религиозных культур и светской этики». А. В. Кураев, М., «Просвещение», 2010. Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовнонравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы достаться без ответа. В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а так же своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса. Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: общая историческая судьба народов России; - единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства. Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а так же к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса: 1. Знакомство обучающихся с основами православной культуры; 2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе; 4. Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 5. Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру. Общая характеристика учебного предмета Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений. В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России. Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — вглубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни. Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный прочес, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков. Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством: - ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России; педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса; системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами; - единых требований к результатам освоения содержания учебного курса. Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием учебного курса. Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры » изучается обучающимися 4 классов с их согласия и по выбору его родителей. Преподавание осуществляется в 4 классе 1 урок в неделю. Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа. Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое и окружающих. Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен: Знать/понимать: - основные понятия религиозных культур; - историю возникновения религиозных культур; - особенности и традиции религии; - описание основных содержательных составляющих священных книг, праздников и святынь; Уметь: - описывать различные явления религиозных традиций и культур; - устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; - излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах; - готовить сообщения по выбранным темам. Содержание учебного предмета Россия - наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство ( иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», А.Я. Данилюк, «Просвещение», 2012. Для учителя: 1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4 класс. 2010г. 2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература. 3. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет—ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса. 4. Энциклопедическая и справочная литература. Для учащихся: 1 .Учебник для учащихся А.В.Кураев «Основы православной культуры» 4 класс. Просвещение. Москва. 2022 г Тематическое (поурочное) планирование по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») 4 класс № Тема п/п 1 Планируемые результаты предметные результаты Россия – наша Родина Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции. Уметь: метапредметные Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Домашнее задание личностные план нравственноэстетическое оценивание понятия Родина Написать сочинение нравственноэстетическое оценивание. Подготовить рассказ «С чего начинается Родина?» Познавательные: выполнение действий по алгоритму. Объяснить, что такое духовный мир человека. Коммуникативные: Рассказать о традициях выражение своих мыслей. своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). 2 3 Культура и религия Человек и Бог Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. Регулятивные: Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века поиск и отбор необходимой информации Знать: Кого православная Регулятивные: саморегуляция саморегуляция Познавательные: Что такое культура? Что такое религия? Коммуникативные: выражение своих мыслей. ценить и Дата Подготовить ответ факт в православии культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. 4 Православная молитва Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». 5 Библия и Евангелие Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. Что такое Откровение Божие. Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, Познавательные: поиск и отбор необходимой информации принимать ценности. «Что значит быть православным человеком?» ценить и принимать ценности. Подготовить рассказ ценить и принимать ценности. Подготовить сообщения на тему: «Кто такие христиане?» Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Что такое молитва Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. 6 Проповедь Христа Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации нравственноэстетическое оценивание. Подготовить рассказ «Добро и зло в православной традиции». нравственноэстетическое оценивание. Нарисовать православный крест. нравственноэстетическое Нарисовать пасхальную Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. 7 Христос и Его крест Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплощение»), Голгофа. Кто такой Богочеловек. В чём состояла жертва Иисуса Христа. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уметь вести дискуссию Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. 8 Пасха Знать: Что такое Пасха Регулятивные: саморегуляция (Воскресение). Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост. Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. 9 Православное учение о человеке Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина. Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для оценивание. открытку на тему «Празднуем Пасху» нравственноэстетическое оценивание. Написать минисочинение на «Когда на душе светло и радостно» Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя христианина. 10 Совесть и раскаяние Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». 11 Заповеди Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. Регулятивные: – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. нравственноэстетическое оценивание. Мини-рассказ «Как исправлять ошибки?», «Спешить делать добро» ценить и принимать ценности. Обсудить с родителями, почему нельзя лгать. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: саморегуляция Познавательные: анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения. Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность 12 Милосердие и сострадание Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня». Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия 13 Золотое правило этики Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение». Регулятивные: оценка нравственных норм личностное пережива Познавательные: извлечение необходимой информации. ние Мини-сочинение «Ближний для меня – это…» Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы. Регулятивные: саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации ценить и принимать ценности. Составить свои правила этики ценить и принимать ценности. Повторить как устроен православный храм Коммуникативные: умение и Уметь: Объяснить, почему готовность вести диалог, искать главное правило этики решения, оказывать поддержку друг называется «золотое». другу. Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В. Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. 14 Храм Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации «благословение». Что такое «церковно-славянский язык». Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. 15 Икона Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: выражение своих мыслей. ценить и принимать ценности. Подберите пары картин и икон, связанных одной темой, образом, сюжетом. иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик» 16 Творческие работы учащихся Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. выступление. Уметь: Искать требующуюся литературу. Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление. Регулятивные: саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Оформлять свои мысли в устной и письменной речи Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера Оформлять свои мысли в устной и письменной речи 17 Подведение итогов Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера Оформлять свои мысли в устной и письменной речи 18 Как христианство пришло на Русь Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. нравственноэстетическое оценивание Узнать: что такое Церковь Подобрать иллюстративный материала к творческим работам. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Повторить тему урока и крещение. Как Русь стала христианской страной. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера . Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. 19 Подвиг Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: выражение своих мыслей. личностное пережива ние Написать эссе. «Чем мне приходится жертвовать ради…(близких, друзей…) Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое. 20 Заповеди блаженств Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать Регулятивные: саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг ценить и принимать ценности. Вместе с родными обсудить заповеди. 21 Зачем творить добро? текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. другу. Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые Регулятивные: понимать значение добра и зла. эмоциональное пережива Познавательные: извлечение необходимой информации. ние. Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея. Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». 22 Чудо в жизни христианина Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются Нарисовать кресты: Христов, Петров, Андреевский. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. личностное пережива Коммуникативные: выражение своих мыслей. ние Регулятивные : учиться работать по личностное Записать, какие добродетели вы видите в себе. Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках 23 Православие о Знать: В чём состоит представление христиан о Повторить что такое Божием суде Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра. Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. 24 Таинство Причастия Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство. предложенному учителем плану. пережива Познавательные: поиск и отбор необходимой информации ние божий суд Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Регулятивные: саморегуляция ценить и принимать ценности. Повторить что такое таинство причастия Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. личностное пережива Нарисовать рис монастыря Познавательные: поиск и отбор необходимой информации ние Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Что происходит в храме во время Литургии. Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви. 25 Монастырь Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России. Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. 26 Отношение христианина к природе Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: выражение своих мыслей. личностное пережива ние Нарисовать плакат на тему: «Экологический кризис» заботится о нём. Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. 27 Христианская семья Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо. Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» Регулятивные: саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. ценить и принимать ценности. Рассказать о своей семье, её традициях, взаимоотношениях 28 Защита Отечества Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: выражение своих мыслей. ценить и принимать ценности. Подготовить сообщения об Александре Невском, Дмитрии Донском нравственноэстетическое оценивание. Рассказать о труде родителей. нравственноэстетическое оценивание. Мини-сочинение по вопросу: «Я люблю свою Родину, что это значит для меня?» Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. 29 Христианин в труде Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины 30 Любовь и уважение к Отечеству Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Уметь: Объяснить выражение «жизнь Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Регулятивные: саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: выражение 31 Подготовка творческих проектов учащихся положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины своих мыслей. Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют. Познавательные: Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. 3233 34 Выступление учащихся со своими творческими работами Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. Презентация творческих проектов Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий Оформлять свои мысли в устной и письменной речи Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи. Коммуникативные: Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Умение излагать свое мнение Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера Оформлять свои мысли в устной и письменной речи Подобрать иллюстративный материал к творческим работам.