Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность (10-11 классы)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района
МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района
Пензенской области

РАССМОТРЕНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
методического
объединения
Протокол №1от27.08.2024г.

на заседании
педагогического совета

Директор

Протокол №1 от 28.2024г.

________________________
Мирошкина Е.В.
Приказ №93/12от 30.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
для обучающихся 10 – 11 классов

Учитель: Молофеева О.Г.

2024-2025 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее —
ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих
развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к
общечеловеческим ценностям.
Цели:
 Удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов,
формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых
знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
 Приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье;
 Применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи;
 Развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически
грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой
области;
 Воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере
финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в
области экономики семьи.
 Формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 9 классов
посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих
важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций,
позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых
институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес,
пенсионная система и др.
Задачи:
 усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания
процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации
экономических данных и финансовой информации;
 формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей
анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики,
вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать
возможные последствия принимаемых решений;
 развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных
решений;
 выработка навыков проведения исследований экономических явлений в
финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической
информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой
сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим
рассмотрением;
 освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в
процессе обучения и для решения типичных экономических задач;

Место курса в учебном плане:
Программа предназначена для обучающихся 9 классов. Срок реализации
программы рассчитан на 1 год. Занятия по программе «Основы финансовой
грамотности» проводятся 1 раз в неделю. На учебный год отводится 34 часа.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методический комплекс:
Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470
с.
2. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Л13 Финансовая грамотность:
учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. —
32 с.
3. Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Л13 Финансовая грамотность:
рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 60
с.
4. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Л61 Финансовая грамотность: материалы для
учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с.
5. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Р99 Финансовая грамотность:
материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО,
2018. — 76 с.
6. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Р99 Финансовая грамотность:
Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг.
— М.: ВАКО, 2018. — 152 с.
Материально-техническое обеспечение:
1.

Компьютер, проектор, сканер, принтер.
Интернет-ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.com
www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
www.economicus.ru – Справочный портал по экономике.
www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника».
www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни

1. Результаты освоения курса «Финансовая грамотность»
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения
курса «Финансовая грамотность»:
 осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание
финансовых связей семьи и государства;

 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление
доходности вложений на простых примерах;
 проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое
поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов
собственного заработка;
 понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации
к её развитию.
 сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных
финансов;
 готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять
обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными
финансовыми институтами;
 готовность и способность к финансово-экономическому образованию и
самообразованию во взрослой жизни;
 мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
социально-экономической жизни общества;
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
 использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации,
содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах,
на основе проведения простых опросов и интервью;
 умение представлять результаты анализа простой финансовой и
статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
 выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков
разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и
ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате
в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на
товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских
услугах для частных лиц, о валютных курсах;
 установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и
созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением
человека и его благосостоянием;
 построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
 умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с
использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы
семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и
кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
 владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая
финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное
исследование экономических отношений в семье и обществе).

 умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и
определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо
обратиться для её решения;
 нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание
последствий этих проблем;
 умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего
финансового поведения;
 установление причинно-следственных связей между социальными и
финансовыми явлениями и процессами;
 умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных
финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой
проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и
существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения
действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и
обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
 умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой
сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих
действий по её решению;
•
проявление познавательной и творческой инициативы в применении
полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных
финансов;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения
действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
• самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в
том числе в области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по
элементарным вопросам экономики
семьи, проведении исследований
экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и
позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и
представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи,
исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать
портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для
решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и
продвигать предлагаемые идеи;
• формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам
(управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски,
сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);
•
умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию,
полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения),
доказательство (аргумент), факты.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги,
товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги,
социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность,
сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление
о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и
расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической
информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной
экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение
составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и
способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на
простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение
путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
 владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность
денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит
семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое
планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта
и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и
пенсионная система;
 владение знаниями: ¸
 о структуре денежной массы; ¸
 о структуре доходов населения страны и способах её определения; ¸












о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов
семьи; ¸
о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции; ¸
об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для
физических лиц; ¸
о возможных нормах сбережения; ¸
о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных
жизненных ситуаций; ¸
о видах страхования; ¸
о видах финансовых рисков; ¸
о способах использования банковских продуктов для решения своих
финансовых задач; ¸
о способах определения курса валют и мест обмена; ¸
о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы
России.

2. Содержание курса «Финансовая грамотность»
9 класс.
Тема 1. Происхождение денег.
Эмиссия денег. Денежная масса. Покупательная способность денег. Центральный
банк. Структура доходов населения.
Видов эмиссии денег и механизмы её
осуществления в современной экономике. Способы влияния государства на
инфляцию. Состав денежной массы. Факторы, влияющие на размер доходов,
получаемых из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от
структуры источников доходов семьи.
Формы организации: семинар «Каковы достоинства и недостатки символических
денег», «Чем сегодня обеспечены деньги», контроль знаний, викторина, работа с
документами, дискуссия, практическая работа.
Виды деятельности: знать и называть виды эмиссии денег и механизмы её
осуществления в современной экономике, способы влияния государства на
инфляцию.
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
Структура доходов семьи.
Человеческий капитал. Благосостояние семьи.
Структура доходов населения России и причины её изменения.
Формы организации: семинар «Как изменилась структура доходов населения
России в сравнении с 1990-ми гг.». дискуссия, занятие-лекция, познавательная
беседа, аналитическая работа.
Виды деятельности: состав денежной массы, факторы, влияющие на размер
доходов, получаемых из различных источников, знание статей расходов и доходов

семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного
бюджетов.
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Контроль расходов семьи. Структура личных доходов.
Формы организации:
Мини-исследования и проекты, защита проектов, контроль знаний, занятие-игра,
финансовые бои, коммуникативные бои, практикум, решение финансовых задач.
Виды деятельности:
поиск в Интернете сайтов социальных служб, анализирование и оценивание
финансовых рисков, чтение договора с банком, расчет банковского процента и
сумму выплат по вкладам, перевод одной валюты в другую, поиск информации об
изменениях курса валют
Тема 4. Построение семейного бюджета.
Семейный бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет). Статьи расходов и
доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и
семейного бюджетов.
Формы организации: семинар «Как хорошо, когда цены снижаются! К чему ведет
дефляция как для семей, так и для государства», контроль знаний, миниисследование, выступление учащихся с показом презентаций, коммуникативные
бои, решение практических задач.
Виды деятельности: практикум, составление текущего и перспективного личного
(семейного) бюджета, оценка его баланса;

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг
финансовых организаций.
Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания. Основные виды финансовых
услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережения на различных
этапах жизненного цикла.
Формы организации: семинар «В каких случаях лучше всего пользоваться
услугами банков для увеличения семейных доходов», занятие-лекция, учебная
экскурсия, решение практических и экономических задач, аналитическая работа,
викторина, конкурсы.
Виды деятельности: практикум, «Изучаем депозитный договор», «Анализ
финансовых рисков при заключении депозитного договора»;
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения финансового
благосостояния
Финансовое планирование.

Формы организации: лекция-беседа, практикум, деловая игра, выступление
учащихся с показом презентаций, работа с документами, круглый стол, творческая
работа, решение практических и финансовых задач, игра с элементами тренинга.
Виды деятельности: практикум, составление личного финансового плана
(краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного)
бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование, виды
страхования и страховых продуктов. Финансовые риски и виды рисков. Виды
особых жизненных ситуаций, способы государственной поддержки в случаях
природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий. Виды
страхования. Виды финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство
финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое
мошенничество). Способы сокращения финансовых рисков.
Формы организации: семинар «Нужно ли сегодня страховать жизнь и здоровье»,
контроль знаний, работа с документами, познавательная беседа, викторина,
Виды деятельности: знать понятие «Банковская система», функции центрального
банка, уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие
типичные экономические ситуации, знать виды банковских карт.

Тематическое планирование. 9 класс.
№ п/п
Наименование разделов
1
Введение в курс «Финансовая грамотность»
2
Происхождение денег
3
Источники денежных средств семьи
4
Контроль семейных расходов
5
Построение семейного бюджета
6
Способы увеличения семейных доходов с
использованием услуг финансовых
организаций
7
Финансовое планирование как способ
повышения финансового благосостояния
8
Особые жизненные ситуации и как с ними
справиться
Итоговое повторение-обобщение по курсу
«Основы финансовой грамотности 9класс»
Итого

Количество часов
1ч
4ч
4ч
4ч
5ч
4ч
6ч
5ч
1ч
34

Календарно-тематическое планирование. 9класс
№
Дата
Тема
1
Введение в курс «Финансовая грамотность» (1 ч)
Тема 1. Происхождение денег (4 ч)
2
Деньги: что это такое
3
Что может происходить с деньгами и как это влияет на
финансы вашей семьи
4
Круглый стол «Деньги их виды и функции»
5
Повторение по теме: «Происхождение денег»
Тема 2. Источники денежных средств семьи (4 ч)
6
Какие бывают источники доходов
7
От чего зависят личные и семейные доходы
8
Какие способы заработка существуют для школьников в
летние каникулы.
9
Повторение по теме: «Источники денежных средств
семьи»
Тема 3. Контроль семейных расходов (4 ч)
10
Как контролировать семейные расходы и зачем это
делать
11
Практикум: Как можно сократить расходы на
коммунальные услуги и продукты питания (какие
возможности есть в вашем городе, селе, посёлке).
12
Учебные мини-проекты «Контролируем семейные
расходы»
13
Повторение по теме: «Контроль семейных расходов»
Тема 4. Построение семейного бюджета (5 ч)
14
Что такое семейный бюджет и как его построить
15
Как оптимизировать семейный бюджет
16
Как меняются семейные расходы в связи с рождением и
взрослением детей.
17
Занятие-игра «Составляем семейный бюджет»
18
Обобщение результатов работы, представление проектов,
тестовый контроль
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых
организаций (4 ч)
19
Для чего нужны финансовые организации
20
Как увеличить семейные доходы с использованием
финансовых организаций
21
Занятие-игра «Увеличиваем семейные доходы с
помощью финансовых организаций»
22
Повторение по теме: «Способы увеличения семейных
доходов с использованием услуг финансовых
организаций»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния (6
ч)
23
Для чего необходимо осуществлять финансовое
планирование
24
Как осуществлять финансовое планирование на разных
жизненных этапах
25
Что важнее для семьи: тратить деньги на текущее
потребление, покупая одежду, обувь, бытовую технику и

26

27
28

29
30
31
32
33
34

компьютеры, или вкладывать в капитальные ресурсы
(квартира, дача, автомобиль).
Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и
продукты питания (какие возможности есть в вашем
городе, селе, посёлке).
Занятие-игра «Осуществляем долгосрочное финансовое
планированием»
Обобщение результатов работы, выполнение
тренировочных заданий, тестовый контроль
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (5 ч)
Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря
кормильца
Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы,
природные и техногенные катастрофы
Чем поможет страхование
Мини-проекты: «Что делать, если мы попали в особую
жизненную ситуацию»
Повторение по теме: «Особые жизненные ситуации и как
с ними справиться»
Итоговое повторение-обобщение по курсу «Основы
финансовой грамотности 9 класс» (1 ч)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».