Рабочая программа курса внеурочной деятельности Школьный музей

Программа «Школьный музей»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1.
Название программы: «Школьный музей»
2.
Автор: Пучкова Н. А.
3.
Организация-исполнитель: МОУ СОШ имени И. И. Пушанина с. Пушанина
Белинского района Пензенской области
4.
Целевые группы: учащиеся 5-11 классов школы (10 -17 лет).
5.
Цель программы: создание условий для развития школьного
музейного
движения в образовательном пространстве.
6.
Направленность: музееведение, краеведение.
7.
Срок реализации программы: 1 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления
«Школьный музей» разработана на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание
детей происходит в любой момент их деятельности. Однако, наиболее продуктивно это
воспитание осуществлять в свободное от обучения часы.
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание
патриотизма у учащихся. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения
патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять
традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального
самосознания.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся
в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Школьный музей, как форма образовательной и воспитательной работы, создан по
инициативе учащихся и педагогов школы. Он возник как ответ на социальный заказ,
который поступает образовательному учреждению от представителей ученической,
родительской или педагогической общественности и как результат собственной
поисковой и исследовательской деятельности. В музее школы учащиеся занимаются
поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории,
культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь
неформальным учебным подразделением музей выступает как своеобразная часть
музейной сети страны.
Цели:
Целью деятельности кружка является создание условий для достижения учащимися
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой
обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и
социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей
среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов

учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с
формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально
значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
формирование уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых
поколений,
развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся,
поддержка и развитие творческих способностей детей.
формировать у учащихся гражданско-патриотические качества
2. Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
-усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
-организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся
совместно с досугово-культурными учреждениями города
- способствовать ранней профилизации учащихся: знакомство с основами музейного дела
и экскурсионной деятельности.
-оказать помощь в поисках «себя»;
-создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере
внеурочной деятельности;
-развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
-создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-расширить рамки общения с социумом;
-воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
- формировать личностное, эмоционально окрашенное отношение к историческим
фактам, воспитать любовь и уважение к прошлому своей страны;
- расширять исторический кругозор;
- сохранять и поддерживать традиции образовательного учреждения, формирующие
особый «дух» школьного сообщества;
- служить целям совершенствования образовательного процесса средствами
дополнительного обучения;
- воспитывать познавательные интересы и способности;
- способствовать овладению учащимися практическими навыками поисковой,
исследовательской деятельности;
- способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей
учащихся;
4. Принципы программы:
· Включение учащихся в активную деятельность.
· Доступность и наглядность.
· Связь теории с практикой.
· Учёт возрастных особенностей.
· Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
· Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
· Традиции школы .
· Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
· Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки.

· Месторасположение школы.
Ожидаемые результаты программы.
Через систему краеведческой работы школа предполагает воспитывать в будущем
гражданине России:
 чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к
своей нации, гордость за свою Родину;
 высокий нравственный и культурный потенциал, способность
корректировать своё общение с окружающими в соответствии с ситуацией,
умение строить свою жизнь гармонично и нравственно
 чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире,
потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной,
трудовой и досуговой сферах жизни;
 способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой – либо
отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания
 физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить
здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни.\
 Воспитание социальной ответственности и компетентности:
 позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
 умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию,
поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя из
традиционных духовных ценностей и моральных норм;
 первоначальные навыки практической деятельности в составе различных
социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
 сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям
(семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или
сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.),
определение своего места и роли в этих сообществах;
 знание о различных общественных и профессиональных организациях, их
структуре, целях и характере деятельности;
 Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к
героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание
• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
 продолжать героические традиции многонационального российского народа;
 начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
 умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и
учебно-исследовательских задач;
 умение организовать процесс самообразования, творчески и критически
работать с информацией из разных источников;
 начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных
комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со
сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
 умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать
время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем

месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и
реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
5. Направления реализации программы
1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения
учащимися свободного времени.
2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы
время организационно-управленческих мероприятий.
3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от
учёбы время.
4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
Календарно-тематическое планирование.
Учебно-тематический план

№
п/п

Тема

Количе
ство
часов
Всего

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое музей.

1

2.

Основы музейных знаний.
О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы
Где и как собирать материалы для музея.
Экскурсия в школьный музей, знакомство с фондом музея.
Работа с историческими источниками.
Изучение архивных документов
Реставрация экспонатов в условиях школьного музея
Как оформить выставку, музейную экспозицию
Как подготовить доклад, экскурсию
Методы проведения экскурсий

1

Краеведение
Историческое прошлое нашего края.
Методика проведения социологического опроса
Секреты хорошего интервью
Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник

4

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

1
2
1
1
1
1
1
1

4
4
4

15.

16.

Научно-исследовательская деятельность школьного музея.
Подготовка научно-исследовательских работ для участия в
конференции, районном конкурсе
творческих работ по
краеведению
Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях
различного уровня
Итого

5

2

34

Содержание курса программы
1. Вводное занятие.
Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы. Инструктаж по
технике безопасности.
2. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей.
Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы школьного
музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с
общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне школы, ветеранами
педагогического труда, родителями.
Где и как собирать материалы для музея.
Работа в библиотеке, государственном музее, архиве. Встречи с участниками
исторических событий, работниками музеев, известными людьми города.
Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник.
Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность
записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению
краеведческого дневника
Изучение архивных документов.
Обращение с найденными документами предметами. Необходимость их полной
сохранности.
Как оформить выставку, музейную экспозицию.
Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции:
изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления.
Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных
выставок
Как подготовить доклад, экскурсию
Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников информации,
подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или экскурсии.
Как вести экскурсию
Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе экскурсии.
Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку
экскурсовода.
3. Краеведение. Историческое прошлое нашего края.
. Славное прошлое Красносельского района.
4. Научно-исследовательская деятельность школьного музея.
Подготовка научно-исследовательских работ.

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».