Программа «Школьный музей» ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. Название программы: «Школьный музей» 2. Автор: Пучкова Н. А. 3. Организация-исполнитель: МОУ СОШ имени И. И. Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской области 4. Целевые группы: учащиеся 5-11 классов школы (10 -17 лет). 5. Цель программы: создание условий для развития школьного музейного движения в образовательном пространстве. 6. Направленность: музееведение, краеведение. 7. Срок реализации программы: 1 год Пояснительная записка. Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Школьный музей» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако, наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения часы. Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость. С этими задачами прекрасно справляется школьный музей. Школьный музей, как форма образовательной и воспитательной работы, создан по инициативе учащихся и педагогов школы. Он возник как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисковой и исследовательской деятельности. В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальным учебным подразделением музей выступает как своеобразная часть музейной сети страны. Цели: Целью деятельности кружка является создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. формирование уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка и развитие творческих способностей детей. формировать у учащихся гражданско-патриотические качества 2. Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются: -усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время; -организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с досугово-культурными учреждениями города - способствовать ранней профилизации учащихся: знакомство с основами музейного дела и экскурсионной деятельности. -оказать помощь в поисках «себя»; -создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; -развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; -создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; -развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; -расширить рамки общения с социумом; -воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся. - формировать личностное, эмоционально окрашенное отношение к историческим фактам, воспитать любовь и уважение к прошлому своей страны; - расширять исторический кругозор; - сохранять и поддерживать традиции образовательного учреждения, формирующие особый «дух» школьного сообщества; - служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения; - воспитывать познавательные интересы и способности; - способствовать овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности; - способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся; 4. Принципы программы: · Включение учащихся в активную деятельность. · Доступность и наглядность. · Связь теории с практикой. · Учёт возрастных особенностей. · Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. · Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). На содержание программы оказали влияние следующие факторы: · Традиции школы . · Особенности возраста, класса, индивидуальности детей. · Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки. · Месторасположение школы. Ожидаемые результаты программы. Через систему краеведческой работы школа предполагает воспитывать в будущем гражданине России: чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордость за свою Родину; высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать своё общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни; способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой – либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни.\ Воспитание социальной ответственности и компетентности: позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина; умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм; первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности; сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах; знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности; Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания: ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним; продолжать героические традиции многонационального российского народа; начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту; умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач; умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников; начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах; умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; 5. Направления реализации программы 1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени. 2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий. 3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время. 4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время. 5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время. Календарно-тематическое планирование. Учебно-тематический план № п/п Тема Количе ство часов Всего 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое музей. 1 2. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы Где и как собирать материалы для музея. Экскурсия в школьный музей, знакомство с фондом музея. Работа с историческими источниками. Изучение архивных документов Реставрация экспонатов в условиях школьного музея Как оформить выставку, музейную экспозицию Как подготовить доклад, экскурсию Методы проведения экскурсий 1 Краеведение Историческое прошлое нашего края. Методика проведения социологического опроса Секреты хорошего интервью Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник 4 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 1 2 1 1 1 1 1 1 4 4 4 15. 16. Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ для участия в конференции, районном конкурсе творческих работ по краеведению Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня Итого 5 2 34 Содержание курса программы 1. Вводное занятие. Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы. Инструктаж по технике безопасности. 2. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне школы, ветеранами педагогического труда, родителями. Где и как собирать материалы для музея. Работа в библиотеке, государственном музее, архиве. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми города. Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник. Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению краеведческого дневника Изучение архивных документов. Обращение с найденными документами предметами. Необходимость их полной сохранности. Как оформить выставку, музейную экспозицию. Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок Как подготовить доклад, экскурсию Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников информации, подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или экскурсии. Как вести экскурсию Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода. 3. Краеведение. Историческое прошлое нашего края. . Славное прошлое Красносельского района. 4. Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ. Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня