МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Администрация Белинского района МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской области Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол №1 от 27.08.2024 г. Принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 28.08.2024 г. «Утверждаю» Директор МОУ СОШ им. И.И.Пушанина с.Пушанина _____________Мирошкина Е.В. Приказ №93/12 от 30.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Введение в информатику» для обучающихся 5-6 классов 1. Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Введение в информатику» обязательной предметной области «Математика и информатика» и части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, для основного общего образования разработана на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов. Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Цели изучения учебного предмета «Информатика» Целями изучения информатики являются: формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий. Задачи изучения учебного предмета «Информатика»: Основные задачи учебного предмета «Информатика» — сформировать у обучающихся: понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач; базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; знание основных типов алгоритмов и умение применять эти знания при решении задач; умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. Формы учета рабочей программы воспитания Воспитательный потенциал предмета «Информатика» реализуется через: установление доверительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; привлечение внимания учащихся к обсуждаемой на уроке информации – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения, активизирование познавательной деятельности учащихся; побуждение учащихся соблюдать на уроке нормы учебной дисциплины и самоорганизации; поддерживание в коллективе учащихся дружелюбной, деловой обстановки; организацию учебной деятельности с учётом культурных традиций, возрастных и индивидуальных особенностей детей; создание условий для самостоятельного поиска, отбора, оценки информации учащимися, используя разнообразные источники; защиту достоинства и интересов обучающихся, помощь детям, оказавшимся в конфликтной или неблагоприятной ситуации; формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни; создание условий для деятельности учащихся в различных формированиях, взаимодействия в группах или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися реализацию воспитательных возможностей различных видов деятельности обучающихся со словесной основой (самостоятельная работа с учебником, работа с научно – популярной литературой, отбор и сравнение материала по разным источникам; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; проектирование ситуаций и событий, формирующих эмоционально – ценностную сферу учащегося; создание условий для ответственного отношения обучающихся к своим поступкам, действиям; управление учебными группами с целью вовлечения учащихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно – познавательную деятельность; Место учебного предмета в учебном плане школы. В соответствии с учебным планом МОУ СОШ им. И. И. Пушанина с. Пушанина на изучение предмета «Введение в информатику» в 5-6 классах отведены часы из части, формируемой участниками образовательных отношений. Программа подготавливает к усвоению курса информатики в 7-9 классах; она может использоваться при реализации базового курса и служить основой при реализации углубленного курса информатики в 7-9 классах. Годы обучения 5 класс 6 класс Всего: Кол-во часов неделю 1 1 в Количество учебных недель 34 34 Всего часов учебный год 34 34 68 за УМК учебного предмета для обучающихся. При реализации рабочей программы используются учебники: 1. Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 5-е издание. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 с.: ил. 2. Информатика: учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 5-е издание. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 с.: ил. 2. Содержание учебного предмета Структура содержания общеобразовательного предмета информатика в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами): • информация вокруг нас; • информационные технологии; • информационное моделирование; • алгоритмика. 5 класс Раздел 1. Информация вокруг нас Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы. Раздел 2. Информационные технологии Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации. Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. 6 класс Раздел 1. Информация вокруг нас Обработка информации. Черные ящики. Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления. Раздел 2. Информационные технологии Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Раздел 3. Информационное моделирование Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. Раздел 4. Алгоритмика Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др. 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики, являются: 5 класс Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества. Духовно-нравственное воспитание: ■ готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет. Гражданское воспитание: ■ представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Ценности научного познания: ■ интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию; ■ сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой; Формирование культуры здоровья: ■ ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Трудовое воспитание: ■ интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, основанных на достижениях науки информатики. Экологическое воспитание: ■ осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: ■ освоение обучающимися норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве. ■ 6 класс Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному культурному и историческому наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества. Духовно-нравственное воспитание: ■ готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет. Гражданское воспитание: ■ соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с ■ позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Ценности научного познания: ■ сформированность мировоззренческих представлений об информации, составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; ■ интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию; ■ установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; ■ сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Формирование культуры здоровья: ■ осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Трудовое воспитание: ■ интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса. Экологическое воспитание: ■ осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: ■ освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве. Метапредметные: Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными. 5 класс Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: ■ умение определять понятия, строить логические рассуждения, делать выводы; ■ самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий). Базовые исследовательские действия: ■ формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; ■ оценивать на применимость и достоверность информацию. Работа с информацией: ■ выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; ■ выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; ■ эффективно запоминать и систематизировать информацию. Универсальные коммуникативные действия Общение: ■ сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; ■ публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта). Совместная деятельность (сотрудничество): ■ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы; ■ выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; ■ сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: ■ выявлять в учебных ситуациях проблемы, требующие решения; ■ ориентироваться в различных подходах к принятию решений; ■ выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений. Самоконтроль (рефлексия): ■ объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; ■ оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ■ ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. 6 класс Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: ■ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения, делать умозаключения и выводы; ■ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Базовые исследовательские действия: ■ формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; ■ оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; ■ прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: ■ выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; ■ выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; ■ самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; ■ оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; ■ эффективно запоминать и систематизировать информацию. Универсальные коммуникативные действия Общение: ■ сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; ■ публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); ■ самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): ■ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы; ■ принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; ■ выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; ■ оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; ■ сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: ■ выявлять в учебных ситуациях проблемы, требующие решения; ■ ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе); ■ выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; ■ составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия): ■ объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; ■ вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; ■ оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. Предметные Предметные результаты отражают сформированность у обучающихся умений: 5 класс ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»; приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; приводить примеры древних и современных информационных носителей; классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды; определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию. определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции; различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу; создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы; работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна); вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор; применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами; использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов; создавать и форматировать списки; создавать, форматировать и заполнять данными таблицы; создавать круговые и столбчатые диаграммы; применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков; использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций; осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку); ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу); соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. 6 класс ■ ■ понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»; различать натурные и информационные модели, приводить их примеры; ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни; перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации; строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей. понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов; понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем; понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»; подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации; исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.; Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся 5 класс Владение основными универсальными умениями информационного характера: ■ постановка и формулирование проблемы; ■ поиск и выделение необходимой информации, ■ применение методов информационного поиска; ■ структурирование и визуализация информации; 6 класс ■ ■ ■ ■ ■ Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Критерии учебных достижений учащихся 5-6 классов по предмету «Введение в информатику» Оценка 5 (высокий уровень) Оценивание устных ответов учащихся ставится, если учащийся: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику; - правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу; 4 (достаточный уровень) 3 (средний уровень) 2 (начальный уровень) - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа; - нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и специализированная терминология и символика; - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя. - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; - ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме, - при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала, - допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу Оценка ставится, если: - работа выполнена полностью; 5 (высокий уровень) - при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ; - на теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, 4 (достаточный уровень) 3 (средний уровень) 2 (начальный уровень) Оценка 5 (высокий уровень) 4 (достаточный уровень) 3 (средний уровень) устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации; - учащийся обнаруживает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение величин, их единиц и способов измерения. - работа выполнена полностью или не менее чем на 80% от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки; - ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; - учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов. - работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; - учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей; - умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул. - работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания); - учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи. Практическая работа на компьютере ставится, если: - учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере; - работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы. - работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с компьютером в рамках поставленной задачи; - правильно выполнена большая часть работы (свыше 85%), допущено не более трех ошибок; - работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи. - работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи. 2 (начальный уровень) - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на компьютере или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. 4. Тематическое планирование 5 класс № п/п Раздел 1 Компьютер Информация вокруг нас. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Управление компьютером. 2 Информация вокруг нас Хранение информации. Передача информации. Работа с электронной почтой. Метод координат. В мире кодов. Способы кодирования информации 5 3 Обработка текстовой и графической информации Текст как форма представления информации. Основные объекты текстового документа. Редактирование текста. Форматирование текста. Структура таблицы. Наглядные формы представления информации. Диаграммы. Устройства ввода графической информации. Компьютерная графика. Графический редактор Paint. 12 4 Обработка информации Разнообразие задач обработки информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Создание движущихся изображений. Создание анимации. 13 Всего часов Тема Количество часов, отводимых на освоение темы 4 34 Электронные учебнометодические материалы Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл) Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл) Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл) Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл) 6 класс № п/п 2 3 Раздел Тема Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Система как «черный ящик». Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система. Модели объектов и их назначение. Информационные Информационные модели. Словесные модели информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. Количество часов, отводимых на освоение темы Электронные учебнометодические материалы Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл) Объекты и системы 13 Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл) 8 4 Алгоритмика Всего часов: Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блоксхема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл) 13 34 Тематическое планирование 5 класс Содержание материала № урока Компьютер (4 ч) 1. Информация вокруг нас. 2. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. 3. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. 4. Управление компьютером. Приемы управления компьютером. Информация вокруг нас (5 ч) 5. Хранение информации. Создаем и сохраняем файлы. 6. Передача информации. Схема передачи информации. 7. Работа с электронной почтой. 8. В мире кодов. Способы кодирования информации. 9. Метод координат. Обработка текстовой и графической информации ( 12 ч) 10. Текст как форма представления информации. 11. Основные объекты текстового документа. Ввод текста. 12. Редактирование текста. 13. Работаем с фрагментами текста. 14. Форматирование текста. 15. Структура таблицы. Создаем простые таблицы. 16. Табличный способ решения задач. 17. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. 18. Диаграммы. Строим диаграммы. 19. Компьютерная графика. Графический редактор Paint. 20. Устройства ввода графической информации. Работаем с графическими фрагментами. Сроки изучения по плану факт 21. Работа в графическом редакторе. Обработка информации (13 ч) 22. Разнообразие задач обработки информации. 23. Кодирование как изменение формы представления информации. 24. Систематизация информации. Создаем списки. 25. Поиск информации. Ищем информацию в сети Интернет. 26. Преобразование информации по заданным правилам. Вычисления с помощью Калькулятора. 27. Преобразование информации путем рассуждений. 28. Разработка плана действий и его запись. 29. Запись плана действий в табличной форме. 30. Создание движущихся изображений. 31. Создаем анимацию. 32. Создаем слайд – шоу. 33. Создаем слайд – шоу. 34. Итоговый урок. Тематическое планирование 6 класс № урока Содержание материала Объекты и системы (13 ч) 1. Объекты окружающего мира. Техника безопасности и организация рабочего места. 2. Компьютерные объекты. Работаем с основными объектами операционной системы. 3. Файлы и папки. Размер файла. Работаем с объектами файловой системы. 4. Отношения объектов и их множеств. 5. Отношение входит в состав. Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графическихявляется объектов. 6. Отношение разновидностью. Классификация объектов. 7. Классификация компьютерных объектов. Повторяем возможности текстового редактора – инструмента создания объектов.Состав и структура системы. 8. текстовых Системы объектов. 9. Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора. 10. Персональный компьютер как система. Создаем компьютерные документы. 11. Как мы познаем окружающий мир. Создаем компьютерные документы (продолжение) 12. Понятие как форма мышления. Конструируем и исследуем графические объекты. 13. Определение понятия. Конструируем и исследуем графические объекты. Информационные модели ( 8 ч) 14. Информационное моделирование. Создаем графические модели. 15. Знаковые информационные модели. Словесные описания. 16. Математические модели. Многоуровневые списки. 17. Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. 18. Вычислительные таблицы. Табличное решение логических задач. 19. Диаграммы и графики. 20. Многообразие схем. 21. Использование графов для решения задач. Алгоритмика (13 ч) 22. Алгоритмы и исполнители. Сроки изучения по плану факт 23. Формы записи алгоритмов. 24. Типы алгоритмов. Линейный алгоритм. Исполнитель Робот. 25. Алгоритмы с ветвлениями. Создаем презентацию с гиперссылками. 26. Алгоритм с повторением. Исполнитель Робот. 27. Исполнитель Чертежник. 28. Вспомогательный алгоритм. 29. Алгоритм с повторением для исполнителя Чертежник. 30. Мультимедийные презентации. 31. Разработка сценария презентации. 32. Настройка смены слайдов в презентации. 33. Анимация в презентации. 34. Настройка демонстрации.