МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Администрация Белинского района МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской области Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол №1 от 27.08.2024 г. Принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 28.08.2024 г. «Утверждаю» Директор МОУ СОШ им. И.И.Пушанина с.Пушанина _____________Мирошкина Е.В. Приказ №93/12 от 30.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технологии веб - дизайна» для обучающихся 10 класса ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современном развивающемся мире все большее значение для всех сфер социальной жизни приобретает глобальная сеть Интернет, особенно ее часть – Всемирная паутина. Поддержка функционирования паутины требует большого числа различных специалистов. Но основными специалистами, осуществляющими наполнение содержанием Всемирной паутины, являются люди, владеющие технологиями вебдизайна. Такие специалисты востребованы на рынке труда, так как все большее число мелких и средних организаций желают иметь свой корпоративный веб-сайт. Огромное число пользователей Всемирной паутины тоже со временем хотят расширить свой кругозор и иметь не только свой блог или аккаунт в социальной сети, но и внедрить в него готовые виджеты, а особенно html-виджеты, которые требуют начальных знаний веб-дизайна. Элективный курс для школьников «Технологии веб-дизайна» нацелен на достаточно глубокое знакомство учащихся со всеми основными веб-технологиями на стороне клиента. К ним относятся в порядке следования освоения: HTML, CSS, JavaScript и DOM. Язык гипертекстовой разметки HTML позволяет формировать содержание вебстраницы как последовательность различных элементов: заголовки, абзацы, списки, таблицы, гиперссылки и так далее. Всем элементам по умолчанию присвоен определенный стиль (формат) отображения: размер, цвет, расположение и так далее. Для изменения стилевого оформления веб-дизайнерами используется технология каскадных таблиц стилей CSS. Каскадность означает возможность многократного наложения стилей на одни и те же элементы. Технология DOM, завершающая этот ряд, является объединяющей, так как обеспечивает через JavaScript доступ ко всем элементам HTMLдокумента с возможностью динамического изменения этих элементов вплоть до удаления и создания новых, а также позволяет изменять стилевые свойства объектов, за которые отвечает технология CSS. Часто все эти технологии в объединенном варианте называют «Динамический HTML» Изначально HTML был предназначен для размещения на веб-странице элементов содержания, имеющих некоторое заранее установленное внешнее оформление, которое можно было изменять незначительно. У веб-разработчика было слишком мало инструментов для изменения внешнего стилевого оформления. Чтобы компенсировать недостачу, со временем появилась технология CSS. Однако, чтобы показать историческую ретроспективу, в учебном курсе сначала рассказывается о ранних способах стилевого оформления, и лишь впоследствии дается технология каскадных таблиц стилей. Таблицы стилей уже привносят в статическую веб-страницу небольшую интерактивность, но подлинный динамизм начинается только с написанием javaскриптов и интеграцией их с HTML-кодом. Написание скриптов относится уже к вебпрограммрованию, что значительно повышает уровень сложности веб-разработки. Технология DOM дает возможность создавать не просто интерактивные сайты (реакция на действия посетителя), но и делать из них веб-приложения за счет динамического изменения содержимого страницы (добавление или удаление любых элементов). Элективный курс «Технологии веб-дизайна» дополняет и расширяет основной курс информатики и ИКТ. Между этими курсами существует связь в разделах, касающихся алгоритмизации и программирования. Если в качестве языка программирования в основном курсе информатики и ИКТ используется Java, то связь между ними становится еще теснее, так как одной из технологий представляемого элективного курса является JavaScript. Веб-документ представляет собой один из видов мультимедиа, поэтому все знания, умения и навыки, полученные учащимися в основном курсе информатики и ИКТ по созданию и обработке различных видов информации, востребованы при прохождении элективного курса. Сюда относятся, в первую очередь, обработка графической, видео и аудио информации, так как на веб-странице размещают предварительно подготовленную информацию. Важным для веб-верстальщика является знание основных структурных объектов текстовой информации (заголовки, подзаголовки, абзацы, списки), особенно технологии стилей. Таким образом, можно смело утверждать, что существует тесная связь представляемого элективного курса со всеми разделами базового и профильного курса информатики и ИКТ. Реализация программы предполагает использование активных форм обучения, в том числе проектной методики, ориентированной на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. В качестве итоговой работы предполагается разработка веб-ресурса с последующей защитой. Изучение данного курса содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности. Критерии оценивания Оценка «5» выставляется, если ученик: безошибочно излагает материал устно или письменно; обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой; сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы; точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах; свободно применяет полученные знания на практике. Оценка «4» выставляется, если ученик: обнаружил знание программного материала; осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны; обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы; в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки. Оценка «3» выставляется, если ученик: обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов преподавателя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера; испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы; в устных и письменных ответах допускает ошибки. Оценка «2» выставляется, если ученик: имеет отдельные представления о материале; в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки. № Количество часов УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование раздела, темы I. Паутина 2.0 Форма контроля 12 I.1. Что такое Интернет 1 I.2. Протоколы Интернета 2 I.3. Службы Интернета 2 I.4. Beб 2.0 2 I.5. Гаджеты и виджеты 1 I.6. Многообразие браузеров во Всемирной паутине 1 I.7. Поиск информации в Веб 1 I.8. Практическая работа по разделу 2 II Технологии HTML и CSS Практическая работа 18 II.1. Создание, просмотр и сохранение HTML-документов 1 II.2. Структура HTML-документа 1 II.3. Разметка текстовой информации 2 Практическое задание II.4. Размещение списков 2 Практическое задание II.5. Размещение таблиц. Табличная разметка 2 Практическое задание II.6. Веб-графика. Размещение графических изображений 1 Практическое задание II.7. Текстовые и графические гиперссылки 2 Практическое задание II.8. Изображения-карты 1 Практическое задание II.9. Размещение на веб-странице информации различных видов 2 Практическое задание II.10. Разворачивание веб-страницы в веб-узел. Структура веб-сайта. 1 II.11. Интерактивные формы 1 II.12. Каскадные таблицы стилей 2 III Разработка проектов 4 Итого 34 Практические задания Тематическое планирование элективного курса «Технологии веб - дизайна» 10 класс № Сроки изучения Тема урока по плану факт Паутина 2.0 1. Что такое Интернет 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Протоколы Интернета Общенациональные домены. Специальные домены общего использования. Службы Интернета Браузер. Веб-сайт. Веб-страница. Beб 2.0 Социальные сети FriendFeed, FaceBook, MySpace. Сервисы для совместной сетевой разработки: WiwiWall, Dabbleboard, Twiddla, Mikogo. Гаджеты и виджеты Многообразие браузеров во Всемирной паутине Поиск информации в Веб Практическая работа по разделу Практическая работа по разделу Технологии HTML и CSS Создание, просмотр и сохранение HTML-документов Структура HTML-документа Разметка текстовой информации. Заголовки. Абзацы. Специальные символы. Стилевое оформление текстовой информации: выравнивание, размер шрифта, шрифт, начертание, цвет, цвет фона. Размещение списков. Маркированные списки. Нумерованные списки. Стилевое оформление списков. Графические маркеры списка. Размещение таблиц. Табличная разметка. Размещение в таблице информации разного типа. Предварительное форматирование. Веб-графика. Размещение графических изображений Текстовые и графические гиперссылки Стилевые возможности гиперссылок. Списки гиперссылок. Изображения-карты Размещение на веб-странице информации различных видов Встраивание презентаций, публикаций, анимаций, видеороликов и аудиозаписей в форме виджетов. Разворачивание веб-страницы в веб-узел. Структура вебсайта Интерактивные формы Каскадные таблицы стилей Описание стилей в отдельном файле с расширением css Разработка проектов Разработка проектов Разработка проектов Разработка проектов ЛИТЕРАТУРА 1. Бройдо. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации – СПб.: Питер, 2002. 2. Гончаров А. Самоучитель HTML. СПб: Питер, 2001. 3. Гудман Д. JavaScript и DHTML. Сборник рецептов. Для профессионалов. СПб: Питер, 2004. 4. Дмитриева М.В. Самоучитель JavaScript. СПб.: БХВ-Петербург, 2001. 5. Дунаев В. Самоучитель JavaScript. СПб: Питер, 2005. 6. Зельдман Д. Web-дизайн по стандартам. М.: НТ Пресс, 2005 7. Левин Д. и др. Internet для «чайников». К.: Диалектика, 1997. 8. Мак-Федрис П. Использование JavaScript. Специальное издание. М.: Вильямс, 2002. 896 с. 9. Мальчук Е.В. HTML и CSS. Самоучитель. М.: Вильямс, 2008 10. Мартынов Н.Н. Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования на JavaScript. Информатика и ИКТ: профильный уровень. 10-й класс. М.: Бином-Пресс, 2010 11. Морис Б. HTML в действии. СПб: Питер, 1997. 12. Мэрдок К.Л. JavaScript: наглядный курс создания динамических Web-страниц. М.: Вильямс, 2001. 13. Николенко Д.В. Практические занятия по JavaScript. СПб: Наука и техника, 2000. 14. Пескова С.А. Сети и телекоммуникации. М.: Академия, 2006 15. Талантов М. Профессиональный поиск в Интернете: полнота, достоверность, скорость. КомпьютерПресс, № 7, 1999. С. 170-175. 16. Федоров А. HTML 4.0 // КомпьютерПресс. №7, 1998. С. 124-128. 17. Федоров А. JavaScript для всех. М.: КомпьютерПресс, 1998. 18. Федоров А. Осваиваем каскадные таблицы стилей./ КомпьютерПресс. № 4—№ 6, 1998. 19. Федоров А. Поисковые системы и каталоги по-русски. КомпьютерПресс, № 2, 1999. С. 36-52. 20. Флэнаган Д. JavaScript. Подробное руководство. СПб: Символ-Плюс, 2008. 21. Хольцнер С. Dynamic HTML: руководство разработчика. К.: БХВ, 2000. 22. Хоникатт Д. Использование Интернет. К.: Диалектика, 1997. 23. Хоумер А., Улмен К. Dynamic HTML: справочник. СПб.: Питер, 2000 24. Шафран Э. Создание Web-страниц. Самоучитель. СПб.: Питер, 1999. 25. Янг М. Л. Полное руководство Internet. / Пер. с англ. – Киев: Ирина, BНV, 2001