Рабочая программа учебного предмета Мир природы и человека 1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района

МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района
Пензенской области
Рассмотрено на заседании
методического объединения

Принято на заседании
педагогического совета

Протокол №1 от 27.08.2024 г.

Протокол №1 от 28.08.2024 г.

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
_____________Мирошкина Е.В.
Приказ № 93 от 30.08.2024 г.

Рабочая программа учебного предмета
«Мир природы и человека»
по АООП НОО с УО (1 вариант)
(интеллектуальными нарушениями)
1-4 класс

Срок реализации: 4 года

Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Мир природы и человека» разработана
в
соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
4. Учебный план МОУ СОШ им. И.И.Пушанина с.Пушанина
5. Авторская программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013 г, в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования.
Цель курса заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой
природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и
человека.
Задачи курса:
- уточнение имеющихся у детей представлений о живой и неживой природе и получение
новых знаний об основных её элементах;
- формировать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
- формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека,
учить детей бережному отношению к природе;
- расширение словарного запаса, обеспечивающего общение ребенка соответственно его
возрасту;
- обращаться за помощью и благодарить за предоставленные услуги; корректно
формулировать просьбу или отказ; описывать необходимый ему предмет.
Общая характеристика учебного предмета «Мир природы и человека»
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений
наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи
между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные
данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции,
поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам,
который выдвигает на первый план обеспечение:
 полисенсорности восприятия объектов;

практического
взаимодействия
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально
созданных учебных ситуациях;
 накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебнопознавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения
проблемных ситуаций и т.п.;
 закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации
знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой,
коммуникативной и учебной деятельности;
 постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета
познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке,
месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая
направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию
знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа
для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.


Курс «Мир природы и человека»
решает следующие коррекционно- образовательные и воспитательные задачи:






уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания
об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о
взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к
условиям внешней среды;
вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
формирует знания обучающихся о природе своего края;
формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей
бережному отношению к природе.

Предмет «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а также с
учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет
повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели, во 2-4 классах - на 34
учебных недели.
1 класс - 2 часа в неделю, 66 часов
2 класс - 1 час в неделю, 34 часа
3 класс - 1 час в неделю, 34 часа
4 класс - 1 час в неделю, 34 часа
Итого: 168 часов.

Класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Количество
учебных недель
33 учебные недели
34 учебные недели
34 учебные недели
34 учебные недели

Количество часов
в неделю
2 часа
1 час
1 час
1 час

Количество часов
за год
66
34
34
34
Всего: 168

1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется
в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и
милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил
межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя
частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде
обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и
научно-популярных произведений литературы.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных
явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из
задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и
образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию
эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности,
взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние
нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка
играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у
ребёнка
развиваются
организованность,
целеустремлённость,
ответственность,
самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному
труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя
страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие
через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её
народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему,
готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;

3. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13. формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
1 класс
 правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
 различать объекты живой и неживой природы;
 выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
 называть наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности;
 называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.
2 класс
 правильно называть изученные объекты и явления;
 различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными
растениями;
 различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут,
как используются человеком;
 различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
 выполнять элементарные гигиенические правила;
 различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе.
3 класс
 правильно называть изученные объекты и явления;
 сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные,
кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений, знать названия
деревьев и кустарников, наиболее распространенных в данной местности;
 сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и
образ жизни;
 соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов
питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
 соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений,
животных, человека;
 определять по сезонным изменениям время года;
 определять направление ветра.
4 класс








правильно называть изученные объекты и явления;
различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия, различать
культурные и дикорастущие цветковые растения;
правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений,
используемых в быту;
различать диких и
домашних животных, птиц, описывать
их повадки,
образ жизни, определять их значение в жизни человека;
соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими
в живой природе;
определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев,
составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой предметной области, готовность их применять.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
1 класс
Минимальный уровень:
 знать и называть времена года;
 узнавать и называть живые и неживые объекты;
 узнавать и называть 3-4 объекта по теме «Овощи и фрукты»;
 узнавать и называть 3-4 объекта по теме «Животные»;
 называть основные части тела человека (голова, руки, ноги, туловище), части его
лица (рот, нос, уши, глаза);
 участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова
данного вопроса;
 уметь составлять простые нераспространенные предложения;
Достаточный уровень:
 знать и называть времена года;
 различать времена года по их основным признакам;
 уметь различать живые и неживые объекты;
 узнавать и называть 5-8 объекта по теме «Овощи и фрукты»;
 узнавать и называть 5-8 объекта по теме «Животные»;
 участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова
данного вопроса;
 уметь составлять простые нераспространенные предложения;
 уметь распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы
знакомых
2 класс
Минимальный уровень:
 знать и называть времена года;
 узнавать и называть живые и неживые объекты;
 узнавать в природе или на рисунках деревья, кусты и цветы;
 узнавать и называть 4-5 объекта по теме «Овощи и фрукты»;
 узнавать и называть 4-5 объекта по теме «Животные»;
 различать диких и домашних животных
 выделять насекомых из 3-4 объектов по теме «Животные»
 узнавать и называть части растений (корень, стебель, лист);
 называть и характеризовать предметы, сравнивать два

предмета,

делать



элементарные обобщения;
уметь составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя
формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.

Достаточный уровень:
 различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе;
 уметь различать живые и неживые объекты;
 узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты и цветы;
 узнавать и называть 5-8 объекта по теме «Овощи и фрукты», дифференцировать их;
 узнавать и называть 5-8 объекта по теме «Животные»;
 различать диких и домашних животных на основании изученных признаков;
 узнавать, называть и показывать части растений (корень, стебель, лист);
 называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать
элементарные обобщения;
 участвовать в беседе, полно
и правильно отвечать на поставленный вопрос;
 уметь составлять простые распространенные предложения, правильно
3 класс
Минимальный уровень:
 правильно называть изученные объекты и явления;
 называть по 2-3 растения, изученных в курсе;
 отличать домашних и диких животных,
 выделять птиц и рыб;
 соотносить сезонные изменения в природе с изменениями в жизни человека;
 соблюдать правила личной гигиены;
 знать сигналы светофора;
 уметь ухаживать за одеждой и обувью;
 уметь поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
 соблюдать правила личной гигиены;
 соблюдать правила уличного движения.
Достаточный уровень:
 правильно называть изученные объекты и явления;
 знать названия изученных лиственных деревьев, уметь их показывать;
 сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц, рыб; описывать их
образ жизни;
 соотносить сезонные изменения в природе с изменениями в жизни растений,
животных, человека;
 знать название времен года, дней недели;
 соблюдать правила личной гигиены;
 знать сигналы светофора;
 участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
 связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения,
правильно используя формы знакомых слов;
 уметь ухаживать за одеждой и обувью;
 уметь поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
 соблюдать правила личной гигиены;
 соблюдать правила уличного движения.
4 класс

Минимальный уровень:
 представления о назначении объектов изучения;
 узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
 отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
 называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
 представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
 знание требований к режиму дня школьника;
 знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
 - ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; составление
повествовательного или описательного рассказа из 2-4 предложений об изученных
объектах по предложенному плану;
 адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации;
 выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на
пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
 соблюдать правила личной гигиены;
 соблюдать правила дорожного движения.
Достаточный уровень:
 представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
 узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях;
 отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
 знание отличительных существенных признаков групп объектов;
 знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
 соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
 выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на
пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
 соблюдать правила личной гигиены;
 соблюдать правила дорожного движения.
Содержание учебного предмета
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи
между природными явлениями и жизнью человека.
Содержание программы одного периода обучения от
другого
отличается
увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением,
сложностью видов работ по той или иной теме.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения»,
«Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по
этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая
природа». В 4 классе раздел «Безопасное поведение» введен в другие разделы, а также
выделен отдельным блоком.

1 класс
Неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце,
облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь,
их признаки.
Деятельность человека в течение суток. Земля: песок, камни, глина.
Солнце – источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений,
животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь
замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы
в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние
снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой
деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев.
Береза, клен, мать-и-мачеха3.
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей. Животные зимой. Медведь,
заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа Растения
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы,
цветковые растения (различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и
семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни:
растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные,
птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям
жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение. Здесь и
далее — названия изучаемых деревьев, птиц, животных могут быть изменены с учетом
особенностей местности.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках,
приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правильная осанка человека.
Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения,
ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.
2 класс
Сезонные изменения в неживой природе
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения
солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времен года, знакомство с
названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание,
дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание
водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром,
молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь,
дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш.
Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей,
скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. Детские игры в
природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть.
Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения
температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег,
лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений
воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными
растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в
питании человека.
Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты
в питании человека.
Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид,
питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия
для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их
повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности).

Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана
рыбных угодий.
Человек. Безопасное поведение
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник
(элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
3 класс
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за
высотой солнца над горизонтом в разное время года:
направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность,
туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга,
холодный – теплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство с
календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация,
орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные:
клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные
представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад,
восток. Направление ветра.
Живая природа Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники
(2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные
ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни,
детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за
домашними животными.
Сравнение диких и
домашних животных. Сходство
и
различия:
кабан – свинья, заяц – кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд,
галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек. Безопасное поведение
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных
заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса.
Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
4 класс
Сезонные изменения в неживой природе
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура
воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление
знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав),
иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное
время года.
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы:
рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 –
3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.
Парк (сквер). Создание человеком парков.
Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их
значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос,
метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних
животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.
Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход
за ними.
Дикие птицы: утка,гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни.
Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел.
Пасека.
Насекомые-вредители.

Человек
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды,
воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк.
Заповедник. Лесничество.
Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на
улице. Движения по улице группой. Изучение
ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице
(сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу).
Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с
электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Тематическое планирование
Разделы и темы

8ч
18 ч

Количество часов
2
3
4
класс
класс
класс
4ч
4ч
4ч
12 ч
11 ч
9ч

40 ч
11 ч
11 ч
18 ч
66 ч

18 ч
8ч
5ч
5ч
34 ч

1класс
Неживая природа
Сезонные изменения в природе Сезонные
изменения в неживой природе
Живая природа
Растения
Животные
Человек. Безопасное поведение
Итого

19 ч
7ч
5ч
7ч
34 ч

21 ч
6ч
5ч
10 ч
34 ч

Всего
20 ч
50 ч
98 ч

168 ч

Тематическое планирование 1 класс
Мир природы и человека 66 ч.
№
Тема урока
п/п
Неживая природа 8 ч
1.
Земля и Солнце
2.
Значение Солнца
3.
Солнце и жизнь растений
4.
День и ночь
5.
Небо днем и ночью
6.
Сутки
7.
Занятие людей в течение суток
8.
Режим дня
Сезонные изменения в природе 18 ч
9.
Осень
10. Признаки осени
11. Признаки осени

Количество часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12. Занятия и одежда осенью
13. Погода. Календарь природы
14. Зима
15. Признаки зимы
16. Признаки зимы
17. Занятия и одежда зимой
18. Погода. Календарь природы
19. Весна
20. Признаки весны
21. Занятия и одежда весной
22. Погода. Календарь природы
23. Лето
24. Признаки лета
25. Занятия и одежда летом
26. Занятия и одежда летом
Живая природа 40 ч
Растения 11 ч
27. Растения
28. Строение и сходство растений
29. Различия растений
30. Разнообразие цветов
31. Семена
32. Плоды растений
33. Плоды растений
34. Приспособление растений к сезонным изменениям
35. Уход за растениями
36. Приспособления растений к условиям жизни
37. Растения (обобщающий урок)
Животные 11 ч
38. Животные
39. Строение и сходство животных
40. Различие животных
41. Различие животных
42. Детеныши животных
43. Домашние животные
44. Домашние животные
45. Дикие животные
46. Приспособление животных к различным условиям обитания
47. Приспособление животных к временам года
48. Животные (обобщающий урок)
Человек 18 ч
49. Человек
50. Части тела человека
51. Части тела человека
52. Гигиенические навыки
53. Лицо человека
54. Глаза
55. Глаза
56. Уши
57. Уши

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Нос
Нос
Рот
Рот
Кожа
Кожа
Осанка
Скелет и мышцы человека
Скелет и мышцы человека

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 2 класс
Мир природы и человека 34 ч
№
Тема урока
п/п
1 четверть 8 ч
1.
Собираемся в школу. Школа.
Экскурсия по школе.
2.
Я в классе.
3.
Сентябрь
4.
Овощи: огурец, помидор.
5.
Фрукты: лимон, апельсин.
6.
Овощи и фрукты (сравнение)
7.
Ягоды: смородина, малина
8.
Октябрь
2 четверть 7 ч
9.
Семья. Дом. Квартира. Домашний адрес.
10. Ноябрь. Экскурсия в природу.
11. Тело человека. Волосы, кожа, ногти.
12. Тело человека. Зубы. Здоровье (обобщение)
13. Одежда. Уход за одеждой.
14. Обувь. Уход за обувью.
15. Декабрь. Новогодняя ёлка.
3 четверть 10 ч
16. Январь. Рождество
17. Общественный транспорт
18. Дикие животные: лиса, белка
19. Февраль.
20. Птицы: Дятел, снегирь.
21. Домашние животные: коза, корова
22. Домашняя птица: курица
23. Март. Сезонные наблюдения в природе.
24. Комнатное растение: герань.
25. Охрана здоровья и безопасное поведение. Аптека.
4 четверть 9 ч
26. Апрель. Распускание листьев. Экскурсия.
27. Деревья: берёза, черёмуха.
28. Первые цветы: мать - мачеха
29. Насекомые: шмель, бабочка.
30. Май. Наблюдения в природе.
31. День Победы.

Количество часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32.
33.
34.

Лето.
Родной край.
Охрана здоровья и безопасное поведение на воде.

1
1
1

Тематическое планирование 3 класс
Мир природы и человека 34 ч
№
Тема урока
Количество часов
п/п
Сезонные изменения в природе 11 ч
1.
Времена года. Осень Осенние месяцы. Календарь
1
2.
Растения и животные осенью
1
3.
Занятия людей осенью. Изучаем правила дорожного движения
1
4.
Зима. Признаки зимы Зимние месяцы
1
5.
Растения зимой и животные зимой
1
6.
Занятия людей зимой. Правила поведения в зимний период
1
(снежная буря, катание на коньках).
7.
Весна. Признаки весны Весенние месяцы
1
8.
Растения и животные весной. Насекомые
1
9.
Признаки лета. Летние месяцы.
1
10. Растения и животные летом.
1
11. Занятия людей весной и летом.
1
Неживая природа 4 ч
12. Солнце в разные времена года Восход и заход солнца. Сон –
1
лучшая профилактика усталости.
13. Календарь.
1
14. Воздух. Значение воздуха. Термометр.
1
15. Ветер. Направление ветра Поведение во время урагана.
1
Живая природа 19 ч
Растения 7 ч
16. Сравнение растений.
1
17. Части растений: корни, стебли.
1
18. Части растений: листья, цветы.
1
19. Растения сада.
1
20. Лес. Растения леса. Травы.
1
21. Плоды и семена Лесные ягоды.
1
22. Грибы. Съедобные и ядовитые. Профилактика отравлений.
1
Правила поведения в лесу.
Животные 5 ч
23. Животные. Охрана животного мира.
1
24. Дикие и домашние животные.
1
25. Сравнение животных: свинья и кабан, кролик и заяц (по выбору).
1
Правила ухода за домашними животными.
26. Птицы. Строение птиц.
1
27. Перелетные, зимующие птицы.
1
Человек 7 ч
28. Человек. Дыхание человека Профилактика простудных
1
заболеваний.
29. Человек. Дыхание человека Профилактика простудных
1

30.
31.
32.
33.
34.

заболеваний.
Кровь.
Сердце.
Пульс.
Поведение во время болезни. Вызов врача из
поликлиники.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека.

1
1
1
1
1

Тематическое планирование 4 класс
Мир природы и человека 34 ч
№
Тема урока
п/п
Сезонные изменения в природе 9 ч
1.
Влияние Солнца на смену времен года Признаки осени.
2.
Растения и животные осенью.
3.
Признаки зимы.
4.
Растения и животные зимой.
5.
Труд людей зимой.
6.
Растения и животные весной.
7.
Труд людей осенью и весной.
8.
Растения и животные летом.
9.
Труд людей летом.
Неживая природа 4 ч
10. Почва. Состав почвы.
11. Обработка почвы. Правила обращения с садовым инструментом.
12. Песок и глина.
13. Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги.
Живая природа 21 ч
Растения 6 ч
14. Растения. Огород.
15. Лес. Ориентировка в лесу.
16. Сад. Растения культурные и дикорастущие.
17. Лекарственные растения Красная книга.
18. Растения полей. Поле в разное время года
19. Парки.
Животные 5 ч
20. Домашние животные: лошадь, корова.
21. Свинья, овца Правила ухода за домашними животными.
22. Птицы. Польза и вред птиц. Водоплавающие птицы.
23. Дикие и домашние птицы.
24. Насекомые. Пчела. Насекомые вредители.
Человек 6 ч
25. Человек. Мозг человека.
26. Профилактика травм головного мозга.
27. Режим дня. Часы.
28. Профилактика переутомления.
29. Загрязнение воздуха, воды, почвы.
30. Заповедники. Зоопарк (по выбору).
Безопасное поведение 4 ч
31. Правила поведения в быту, в школе.

Количество часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32.
33.
34.

Правила поведения в быту, в школе.
ПДД. Дорога. Пешеходный переход.
Транспорт. Мы – пассажиры.

1
1
1

Материально-техническое обеспечение
Учебники:
1. Мир природы и человека. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч.
/[Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2018.
2. Мир природы и человека. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч.
/[Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2018.
3. Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч.
/[Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2018.
4. Мир природы и человека. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч.
/[Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2018.
5. «Зеленые страницы» кн. для учащихся нач. кл. / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение,
2015.
6. «От земли до неба» атлас-определитель для учащихся нач. кл. / А.А.Плешаков. - М.:
Просвещение, 2016
Методический комплект для учителя:
предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи"(травы,
насекомые, птицы, рыбы, животные и др.); муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии;
карточки с заданием для индивидуальных работ; комплект заданий на развитие психических
процессов; комплект "Загадки-отгадки».
Учебно-практическое оборудование: таблицы, плакаты.
Технические средства обучения –
экранно-звуковые пособия (презентации,
мультфильмы и т.д.).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».