МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района
МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской
области
Рассмотрено на заседании
методического объединения
Протокол №1 от 27.08.2024 г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 28.08.2024 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
_____________Мирошкина Е.В.
Приказ №93/12 от 30.08.2024 г.
Адаптированная рабочая программа
учебного курса «Математическая грамотность»
для обучающихся 1-4 классов
(Вариант 8.2)
1
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математическая грамотность» на
уровне начального общего образования составлена на основе Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами
аутистического спектра с задержкой психического развития (Вариант 8.2), требований к результатам
освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Адаптированная Программа «Математическая грамотность» составлена на основе
авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Целью изучения курса «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Для достижения этой цели предполагается решение следующихзадач:
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разногорода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессеобсуждения задач;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстнымпоступкам, к природе,
науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
–
поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека сродиной, человечеством и
желание быть им полезным.
Программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» предназначена для реализации
во 2-4 классах начальной школы рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных
текстов, используя математические задачи.
В 3-4 классе начальной школы проводятся занятия по формированию математической
грамотности, включая задачи естественно-научной и финансовой грамотности.
2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс
Нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых
выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические
задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины
ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
3 класс
Нахождение значений математических выражений в пределах 1000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых
диаграмм, работа с графиками.
4 класс
Нахождение значений математических выражений в пределах 1000000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера
скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и
круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующихличностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– формулировать жизненную ситуацию на языке математики;
- применять математические понятия, факты, процедуры размышления;
–интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты;
– формировать духовные и эстетические потребности;
–овладевать начальными навыками адаптации в современном мире: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных потребностей;
– уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и
взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях;
–уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой
личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели
поведения для своего самосовершенствования.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
3
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
–
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться
в своей системе
знаний: отличать
новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться впотоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебныепособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группироватьобъекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующиекоррективы в
их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериямиоценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения курса:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,объяснить и
предсказать явления;
–способность
извлекать
математическую
информацию
в различном
контексте;
–способность применять математические знания для решения разного родапроблем;
–способность формулировать математическую проблему на основе анализаситуации;
4
–интерпретация
и оценка математических
данных в контексте
лично
значимой ситуации;
–интерпретация
и
оценка
математических
результатов
вконтексте
национальной или глобальной ситуации;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
–
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующиепоказатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
5
2 класс (34 часа)
№
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во
часов
Форма проведения
1.
Про беличьи
запасы
1
Беседа. Анализ данных.
2.
Медвежье
потомство
1
Беседа. Решение логических задач.
3.
Про зайчат и
зайчиху
1
Беседа. Решение логических задач.
4.
Лисьи забавы
1
5.
Про крота
1
6.
Про ежа
1
Работа с диаграммами. Решение
логических задач.
Работа с диаграммами. Решение
логических задач.
Беседа. Анализ данных.
7.
Про полевого
хомяка
1
Работа в группах.
8.
Встреча друзей
1
Решение логических задач.
9.
Магия чисел
1
Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.
10.
Танграм
1
Практическая работа с фигурами.
11.
Задачи-ловушки
1
Работа в парах.
12.
Алгоритмы
1
Конструирование алгоритмов
13.
Логика перебора
1
Работа в группах.
14.
Как считали в
старину
1
Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.
15.
Красота
математики
1
Беседа. Анализ данных.
16.
Логические задачи
1
Решение логических задач.
6
17.
Числовые
закономерности и
ребусы
1
Поиск числовых закономерностей и
разгадка ребусов.
18.
Задачи – смекалки.
1
Решение логических задач.
19.
Задачи с некорректными
данными. Задачи,
допускающие несколько
способов решения.
1
Решение логических задач.
20.
Прятки с фигурами
1
Беседа. Игра.
21.
Поиск заданныхфигур
в фигурахсложной
конфигурации.
1
Работа в парах.
22.
Работа с таблицей
«Поиск треугольников в
заданной фигуре»
1
Викторина. Работа в группах.
23.
Уголки
1
Работа в парах и группах.
1
Беседа. Самостоятельная работа.
Составление фигуриз 4, 5,
6, 7
уголков: по
образцу, по
собственному
замыслу.
24.
Составление фигурс
заданным разбиением на
части; с частично
7
заданным
разбиением начасти;
без заданного
разбиения.
25.
Составление фигур,
представленных в
уменьшенном масштабе.
1
Работа в парах.
26.
Секреты задач
1
Работа в парах.
Решение задач
разными способами.
Решение
нестандартныхзадач.
27.
Математические игры.
Построение
«математических»
пирамид
1
Викторина. Самостоятельная работа.
28.
Математическиеигры.
1
Работа в парах и группах.
29.
Исторические
сведения о
математике.
Нумерация древних
римлян.
1
Беседа, самостоятельная работа.
30.
Исторические
сведения о
математике.
Нумерация древних
римлян.
1
Беседа, самостоятельная работа.
8
31.
Из истории счета,
десятичной системы и
учебника
«Арифметика».
1
Беседа. Работа в парах.
32.
Колумбово яйцо.
1
Беседа. Самостоятельная работа.
33.
Русские монеты.
1
Игра.
34.
Математическое
путешествие.
1
Викторина. КВН.
№
Содержание
(разделы, темы)
3 класс (34 часа)
Колво
часов
Форма проведения
1.
Умный счет
1
Беседа. Анализ данных.
2.
Разрезания фигур
1
Работа с фигурами.
3.
Круглые задачи
1
Работа в парах.
4.
Элементарно!
1
Решение логических задач.
5.
Точки и кусочки
1
Беседа. Анализ данных.
6.
Путешествие с
числами
1
Игра.
7.
Смотри!
1
Беседа. Чтение чертежей.
8.
Переливания
1
Беседа. Анализ данных.
9.
Маршруты
1
10.
Числовые ребусы
1
Работа в группах.
11.
Уравнивание
1
Работа в группах.
12.
Чётность
1
Беседа. Анализ данных.
Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.
9
Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.
13.
Кручу-верчу
1
14.
Лови момент!
1
15.
Правда или ложь?
1
16.
Последняя цифра
1
Игра.
17.
Числовые лесенки
1
Игра.
18.
«Числа и операции над
ними» Интересные
приемы устного счета.
Монгольскаяигра.
1
Беседа. Игра.
19.
«Числа и операции над
ними» Интересные
приемы устного счета.
Монгольскаяигра.
1
Беседа. Игра.
20.
Задачи, связанныес
нумерацией.
Танграм.
1
Работа в парах
21.
Приемы,
упрощающие
сложение и
вычитание.
Симметрия
1
Беседа, индивидуальные задания.
22.
Составление и
разгадывание
математических
ребусов
1
Работа в парах и группами.
Конкурс.
Использование перебора при решении
логических задач.
10
23.
Решение
выражений на
нахождение
пропущенных
разрядов.
1
Самостоятельная работа.
24.
Числовые
головоломки.
1
Игра. Викторина.
Разгадывание и
составление
математических
ребусов.
25.
Приемы
вычислений. Игра
«Колумб»
1
Игра. Работа в группах.
26.
Разгадывание
магических
квадратов
1
Работа в парах.
27.
Нестандартные и
занимательные
задачи.
1
Беседа. Анализ данных.
1
Работа индивидуально.
Простейшие
математические
софизмы.
28.
Нестандартные и
занимательные
задачи.
Простейшие
математические
софизмы.
29.
Задачи на
сообразительность.
1
Работа индивидуально и в парах.
30.
Задачи-смекалки.
1
Работа индивидуально и в парах.
11
31.
Комбинаторные
задачи.
1
Работа индивидуально и в группах.
32.
Задачи-маршруты.
Графический
диктант.
1
Работа в группах.
33.
Олимпиадные
задачи.
1
Работа индивидуальная.
34.
Олимпиадные
задачи.
1
Работа индивидуальная.
4 класс (34 часа)
№
Содержание
(разделы, темы)
Колво
часов
Форма проведения
Решение логических задач.
1.
В бассейне
1
2.
Делаем ремонт
1
3.
Украшаем дом
1
Составление и чтение простых планов.
4.
Праздничный торт
1
Составление и чтение простых планов.
5.
Садовый участок
1
6.
Обустраиваем
1
Составление и чтение простых планов.
Чтение простых чертежей и нанесение наних
известных размеров.
Чтение простого чертежа и определение его
масштаба.
участок
7.
Поход в кино
1
Работа в группах.
8.
Идём в театр
1
Игра.
9.
Отправляемся в
путешествие
1
Составление алгоритма действий.
10.
Осуществляем
мечты
1
Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.
12
11.
Магический
квадрат
1
Решение логических задач.
12.
Остров рыцарей и
лжецов
1
Викторина.
13.
Метод перебора
1
Работа в парах.
14.
Буквенные ребусы
1
Беседа. Анализ данных.
15.
Дни недели
1
Игра.
16.
Чередование
1
Работа в группах.
17.
По прямой —
кратчайший путь!
1
Игра-путешествие.
18.
Геометрия вокруг
нас.
1
Беседа. Викторина.
19.
Периметр и площадь
составныхфигур.
Геометрическая
мозаика.
1
Практическая работа.
20.
Закономерности в
узорах.
1
Конкурс проектов.
21.
Решение задач с
геометрическим
содержанием.
1
Работа в парах.
22.
Оригами. Объемные
фигуры.
1
Беседа. Практическая работа.
23.
Моделирование из
проволоки,
пластилина, спичек
1
Практическая работа.
24.
Математические
развлечения.
1
Беседа. Работа в парах.
25.
Проект «Мир
цифр».
1
Защита проектов.
13
26.
По страницам
«Книги рекордов
Гиннеса»
1
Беседа. Презентация.
27.
Математические
фокусы. Секреты
математических
фокусов.
1
Игра.
28.
Участие в
международном
математическом
конкурсе-игре
«Кенгуру –
математика для
всех»
1
Самостоятельная работа.
29.
Математический
КВН.
1
КВН.
30.
Решение задач,
связанных с
нумерацией, на
сообразительность,
задачи-шутки, задачи
со спичками;
1
Работа в группах и индивидуально.
31.
Работа с
пословицами, в
которых встречаются
числа.
1
Викторина.
32.
Интересные
приёмы устного
счёта.
1
Игра.
14
33.
Разгадывание
числовых
головоломок и
математических
ребусов.
1
Работа в парах.
34.
Поиск в окружающем
мирепредметов,
дающих
представление об
изученных
геометрических
фигурах.
1
Экскурсия.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности
Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениес увлечением).
Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности
Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениес увлечением).
Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности
Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениес увлечением).
Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности
Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениес увлечением).
/ М.В.
/ М.В.
/ М.В.
/ М.В.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://learningapps.org/index.php?s=математика
https://uchi.ru/activities/teacher/ https://uchitel.club/workprograms
https://urok.1sept.ru/articles/687706
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
15