Адаптированная рабочая программа Математическая грамотность 1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района

МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской
области
Рассмотрено на заседании
методического объединения
Протокол №1 от 27.08.2024 г.

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 28.08.2024 г.

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
_____________Мирошкина Е.В.
Приказ №93/12 от 30.08.2024 г.

Адаптированная рабочая программа
учебного курса «Математическая грамотность»
для обучающихся 1-4 классов
(Вариант 8.2)

1

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математическая грамотность» на
уровне начального общего образования составлена на основе Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами
аутистического спектра с задержкой психического развития (Вариант 8.2), требований к результатам
освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Адаптированная Программа «Математическая грамотность» составлена на основе
авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Целью изучения курса «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Для достижения этой цели предполагается решение следующихзадач:

– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разногорода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессеобсуждения задач;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстнымпоступкам, к природе,
науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
–

поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека сродиной, человечеством и
желание быть им полезным.

Программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» предназначена для реализации
во 2-4 классах начальной школы рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).

Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных
текстов, используя математические задачи.
В 3-4 классе начальной школы проводятся занятия по формированию математической
грамотности, включая задачи естественно-научной и финансовой грамотности.

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс
Нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых
выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические
задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины
ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
3 класс
Нахождение значений математических выражений в пределах 1000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых
диаграмм, работа с графиками.
4 класс
Нахождение значений математических выражений в пределах 1000000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера
скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и
круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующихличностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– формулировать жизненную ситуацию на языке математики;
- применять математические понятия, факты, процедуры размышления;
–интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты;

– формировать духовные и эстетические потребности;
–овладевать начальными навыками адаптации в современном мире: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных потребностей;
– уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и
взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях;
–уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой
личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели
поведения для своего самосовершенствования.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
3

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
–
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться
в своей системе
знаний: отличать
новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться впотоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебныепособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группироватьобъекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующиекоррективы в
их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериямиоценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения курса:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,объяснить и
предсказать явления;
–способность
извлекать
математическую
информацию
в различном
контексте;
–способность применять математические знания для решения разного родапроблем;
–способность формулировать математическую проблему на основе анализаситуации;
4

–интерпретация
и оценка математических
данных в контексте
лично
значимой ситуации;
–интерпретация
и
оценка
математических
результатов
вконтексте
национальной или глобальной ситуации;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.

–
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующиепоказатели:

 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;

 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

5

2 класс (34 часа)
№

Содержание
(разделы, темы)

Кол-во
часов

Форма проведения

1.

Про беличьи
запасы

1

Беседа. Анализ данных.

2.

Медвежье
потомство

1

Беседа. Решение логических задач.

3.

Про зайчат и
зайчиху

1

Беседа. Решение логических задач.

4.

Лисьи забавы

1

5.

Про крота

1

6.

Про ежа

1

Работа с диаграммами. Решение
логических задач.
Работа с диаграммами. Решение
логических задач.
Беседа. Анализ данных.

7.

Про полевого
хомяка

1

Работа в группах.

8.

Встреча друзей

1

Решение логических задач.

9.

Магия чисел

1

Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.

10.

Танграм

1

Практическая работа с фигурами.

11.

Задачи-ловушки

1

Работа в парах.

12.

Алгоритмы

1

Конструирование алгоритмов

13.

Логика перебора

1

Работа в группах.

14.

Как считали в
старину

1

Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.

15.

Красота
математики

1

Беседа. Анализ данных.

16.

Логические задачи

1

Решение логических задач.

6

17.

Числовые
закономерности и
ребусы

1

Поиск числовых закономерностей и
разгадка ребусов.

18.

Задачи – смекалки.

1

Решение логических задач.

19.

Задачи с некорректными
данными. Задачи,
допускающие несколько
способов решения.

1

Решение логических задач.

20.

Прятки с фигурами

1

Беседа. Игра.

21.

Поиск заданныхфигур
в фигурахсложной
конфигурации.

1

Работа в парах.

22.

Работа с таблицей
«Поиск треугольников в
заданной фигуре»

1

Викторина. Работа в группах.

23.

Уголки

1

Работа в парах и группах.

1

Беседа. Самостоятельная работа.

Составление фигуриз 4, 5,
6, 7
уголков: по
образцу, по
собственному
замыслу.

24.

Составление фигурс
заданным разбиением на
части; с частично

7

заданным
разбиением начасти;
без заданного
разбиения.

25.

Составление фигур,
представленных в
уменьшенном масштабе.

1

Работа в парах.

26.

Секреты задач

1

Работа в парах.

Решение задач
разными способами.
Решение
нестандартныхзадач.

27.

Математические игры.
Построение
«математических»
пирамид

1

Викторина. Самостоятельная работа.

28.

Математическиеигры.

1

Работа в парах и группах.

29.

Исторические
сведения о
математике.
Нумерация древних
римлян.

1

Беседа, самостоятельная работа.

30.

Исторические
сведения о
математике.
Нумерация древних
римлян.

1

Беседа, самостоятельная работа.

8

31.

Из истории счета,
десятичной системы и
учебника
«Арифметика».

1

Беседа. Работа в парах.

32.

Колумбово яйцо.

1

Беседа. Самостоятельная работа.

33.

Русские монеты.

1

Игра.

34.

Математическое
путешествие.

1

Викторина. КВН.

№

Содержание
(разделы, темы)

3 класс (34 часа)
Колво
часов

Форма проведения

1.

Умный счет

1

Беседа. Анализ данных.

2.

Разрезания фигур

1

Работа с фигурами.

3.

Круглые задачи

1

Работа в парах.

4.

Элементарно!

1

Решение логических задач.

5.

Точки и кусочки

1

Беседа. Анализ данных.

6.

Путешествие с
числами

1

Игра.

7.

Смотри!

1

Беседа. Чтение чертежей.

8.

Переливания

1

Беседа. Анализ данных.

9.

Маршруты

1

10.

Числовые ребусы

1

Работа в группах.

11.

Уравнивание

1

Работа в группах.

12.

Чётность

1

Беседа. Анализ данных.

Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.

9

Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.

13.

Кручу-верчу

1

14.

Лови момент!

1

15.

Правда или ложь?

1

16.

Последняя цифра

1

Игра.

17.

Числовые лесенки

1

Игра.

18.

«Числа и операции над
ними» Интересные
приемы устного счета.
Монгольскаяигра.

1

Беседа. Игра.

19.

«Числа и операции над
ними» Интересные
приемы устного счета.
Монгольскаяигра.

1

Беседа. Игра.

20.

Задачи, связанныес
нумерацией.
Танграм.

1

Работа в парах

21.

Приемы,
упрощающие
сложение и
вычитание.
Симметрия

1

Беседа, индивидуальные задания.

22.

Составление и
разгадывание
математических
ребусов

1

Работа в парах и группами.

Конкурс.
Использование перебора при решении
логических задач.

10

23.

Решение
выражений на
нахождение
пропущенных
разрядов.

1

Самостоятельная работа.

24.

Числовые
головоломки.

1

Игра. Викторина.

Разгадывание и
составление
математических
ребусов.

25.

Приемы
вычислений. Игра
«Колумб»

1

Игра. Работа в группах.

26.

Разгадывание
магических
квадратов

1

Работа в парах.

27.

Нестандартные и
занимательные
задачи.

1

Беседа. Анализ данных.

1

Работа индивидуально.

Простейшие
математические
софизмы.

28.

Нестандартные и
занимательные
задачи.
Простейшие
математические
софизмы.

29.

Задачи на
сообразительность.

1

Работа индивидуально и в парах.

30.

Задачи-смекалки.

1

Работа индивидуально и в парах.

11

31.

Комбинаторные
задачи.

1

Работа индивидуально и в группах.

32.

Задачи-маршруты.
Графический
диктант.

1

Работа в группах.

33.

Олимпиадные
задачи.

1

Работа индивидуальная.

34.

Олимпиадные
задачи.

1

Работа индивидуальная.

4 класс (34 часа)
№

Содержание
(разделы, темы)

Колво
часов

Форма проведения

Решение логических задач.

1.

В бассейне

1

2.

Делаем ремонт

1

3.

Украшаем дом

1

Составление и чтение простых планов.

4.

Праздничный торт

1

Составление и чтение простых планов.

5.

Садовый участок

1

6.

Обустраиваем

1

Составление и чтение простых планов.

Чтение простых чертежей и нанесение наних
известных размеров.

Чтение простого чертежа и определение его
масштаба.

участок
7.

Поход в кино

1

Работа в группах.

8.

Идём в театр

1

Игра.

9.

Отправляемся в
путешествие

1

Составление алгоритма действий.

10.

Осуществляем
мечты

1

Работа над проектом: в группах, в парах,
индивидуально.

12

11.

Магический
квадрат

1

Решение логических задач.

12.

Остров рыцарей и
лжецов

1

Викторина.

13.

Метод перебора

1

Работа в парах.

14.

Буквенные ребусы

1

Беседа. Анализ данных.

15.

Дни недели

1

Игра.

16.

Чередование

1

Работа в группах.

17.

По прямой —
кратчайший путь!

1

Игра-путешествие.

18.

Геометрия вокруг
нас.

1

Беседа. Викторина.

19.

Периметр и площадь
составныхфигур.
Геометрическая
мозаика.

1

Практическая работа.

20.

Закономерности в
узорах.

1

Конкурс проектов.

21.

Решение задач с
геометрическим
содержанием.

1

Работа в парах.

22.

Оригами. Объемные
фигуры.

1

Беседа. Практическая работа.

23.

Моделирование из
проволоки,
пластилина, спичек

1

Практическая работа.

24.

Математические
развлечения.

1

Беседа. Работа в парах.

25.

Проект «Мир
цифр».

1

Защита проектов.

13

26.

По страницам
«Книги рекордов
Гиннеса»

1

Беседа. Презентация.

27.

Математические
фокусы. Секреты
математических
фокусов.

1

Игра.

28.

Участие в
международном
математическом
конкурсе-игре
«Кенгуру –
математика для
всех»

1

Самостоятельная работа.

29.

Математический
КВН.

1

КВН.

30.

Решение задач,
связанных с
нумерацией, на
сообразительность,
задачи-шутки, задачи
со спичками;

1

Работа в группах и индивидуально.

31.

Работа с
пословицами, в
которых встречаются
числа.

1

Викторина.

32.

Интересные
приёмы устного
счёта.

1

Игра.

14

33.

Разгадывание
числовых
головоломок и
математических
ребусов.

1

Работа в парах.

34.

Поиск в окружающем
мирепредметов,
дающих
представление об
изученных
геометрических
фигурах.

1

Экскурсия.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности
Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениес увлечением).
Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности
Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениес увлечением).
Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности
Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениес увлечением).
Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности
Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениес увлечением).

/ М.В.
/ М.В.
/ М.В.
/ М.В.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://learningapps.org/index.php?s=математика
https://uchi.ru/activities/teacher/ https://uchitel.club/workprograms
https://urok.1sept.ru/articles/687706
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».