Адаптированная рабочая программа Тайны русского языка 1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района
МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской области
Рассмотрено на заседании
методического
объединения
Протокол №1 от
27.08.2024 г.

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от
28.08.2024 г.

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина
с.Пушанина
_____________Мирошкина
Е.В.
Приказ №93/12 от 30.08.2024
г.

Адаптированная рабочая программа
учебного курса «Тайны русского языка»
для обучающихся 1-4 классов
(Вариант 8.2)

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Тайны русского языка» на
уровне начального общего образования составлена на основе Примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся
с расстройствами аутистического спектра с задержкой психического развития (Вариант
8.2), требований к результатам освоения программы начального общего образования
ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и
навыков (как основной
цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания
детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать
другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность:
использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок,
скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения,
формирование культуры общению.
Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся,
выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер. Кроме того, программа
предусматривает возможность внесения корректив в любую тему
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и
чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы
эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо
владеть им, то есть обладать речевой культурой.
Программа учебного курса «Тайны русского языка» имеет так же научно-познавательное
направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен,
разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество занятий для обучающихся 1-4-ых
классов всего 135часов: в 1 классе 33часа, во 2-4 классах – по 34 часа.
Особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и
организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной
основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение
системного (начиняя с 1-го) класса формирования орфографической зоркости и
орфографического самоконтроля младших школьников. Процесс обучения проходит с
опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей , реализуется
деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых
форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается
тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.
Планируемые результаты изучения учебного курса
«Тайны русского языка» 2- 4 классы

2 класс
Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; Эмоционально
«проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей,
сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных
высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков
препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью
учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом; учиться работать по предложенному плану .
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать
информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме
(на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно
с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3 класс
Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять
(называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других
людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение
чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к
чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к
созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять
план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои
действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями,
справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные
связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других,
пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
4 класс

Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять
(называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других
людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение
чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к
чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к
созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять
план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои
действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями,
справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные
связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других,
пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты освоения учебного курса
«Тайны русского языка»
Первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории
Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей
народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли
русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и
письменной речи какпоказателя общей культуры человека; овладение основными видами
речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного
русского

литературного

языка;

использование

в

речевой

деятельности

норм

современного русского литературного языка и речевого этикета.
Содержание учебного курса «Тайны русского языка»
1. Наша речь и наш язык. Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые
формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично
критиковать точку зрения оппонента.
2. Текст. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов

рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по
наблюдениям или впечатлениям.
3. Предложение и словосочетание. Изучение особенностей фразеологических
сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном
употреблении фразеологизмов в речи.
4. Слово и его значение. Знакомство с
термином «лексика», и лексическим
значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение
словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с
лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи.
Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению
пользоваться различными словарями.
5. Состав слова. Знакомство с историей образования древнерусских имен. Беседа об
истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Беседа об истории появления
отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство со способами номинации, аффиксальном
словообразовании и словосложении.
6. Части речи. Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные
части речи.
7. Фонетика и графика. Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой
фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «
буквы» от «звука». Составление транскрипций. Знакомство с понятиями «фонография» и
«звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности –
фонографией..
8. Орфоэпия. Знакомство с наукой орфоэпия,
с нормами литературного
произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Знакомство с понятиями «орфоэпия. Обучение правильному произношению слов,
соблюдая орфоэпические нормы.
9. Орфография. Формировать орфографической зоркости. Использование разных
принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря.
Формы проведения занятий:
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными
словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:
индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся
отдельно);
работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);
групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);
фронтальная.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств школьника.
Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием
приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования
основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Тематическое планирование учебного курса
Тайны русского языка»

№

Наименование разделов и дисциплин

Всего

п/п

часов
2 класс

І

Наша речь и наш язык

4

ІІ

Текст

4

ІІІ

Предложение и словосочетание

1

ІV

Слово и его значение

5

V

Состав слова

4

VІ

Части речи

2

VІІ

Фонетика и графика

9

VІІІ

Орфоэпия

1

ІX

Орфография

4

Итого:

34 ч.

3 класс
І

Наша речь и наш язык

2

ІІ

Текст

5

ІІІ

Предложение и словосочетание

2

ІV

Слово и его значение

10

V

Состав слова

4

VІ

Части речи

2

VІІ

Фонетика и графика

3

VІІІ

Орфоэпия

1

ІX

Орфография

5

Итого:

34 ч.

4 класс
І

Наша речь и наш язык

2

ІІ

Текст

2

ІІІ

Предложение и словосочетание

5

ІV

Слово и его значение

11

V

Состав слова

3

VІ

Части речи

4

VІІ

Фонетика и графика

4

VІІІ

Орфоэпия

1

ІX

Орфография

2

Итого:

34 ч.
Тематическое планирование по учебному курсу
«Тайны русского языка»
2 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)

№
п/п
1

Тема урока.
Как возникла наша письменность?

Всего
часов
1

2

Как обходились без письма?

1

3

Древние письмена.

1

4

«Я вам пишу…». Какие они –эти письма?

1

5

Родной язык! Он с детства мне знаком.

1

6

Меня зовут Фонема.

1

7

Для всех ли фонем есть буквы?

1

8

«Ошибкоопасные» места.

1

9

Тайны фонемы.

1

10

«Фонемы повелевают буквами».

1

11

Опасные согласные.

1

12

На сцене гласные.

1

13

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

14

Ваши старые знакомые.

1

15

Правила о непроизносимых согласных.

1

16

Занимательная орфография.

1

17

Волшебное средство – «самоинструкция».

1

18

Строительная работа морфем.

1

19

Где же хранятся слова?

1

20

Поговорим о всех приставках сразу.

1

21

Слова – родственники.

1

22

Кто командует корнями?

1

Дата по
плану

Дата по
факту

23

«Не лезьте за словом в карман!»

1

24

«Пересаженные» корни.

1

25

Занимательная морфология.

1

26

Из истории происхождения русских фамилий.

1

27

Словари- наши друзья и помощники.

1

28

Устаревшие слова.

1

29

Слова XX века.

1

30

Крылатые выражения в русской речи.

1

31

Волшебные слова нашей речи.

1

32

Что такое культура речи?

1

33

В мире мудрых мыслей.

1

34

Язык- зеркало нашей души.

1

Итого:

34 ч.
3 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Тема урока

№
п/п

Всего

Дата по

Дата по

часов

плану

факту

1

Сказочное царство слов.

1

2

Путешествие в страну Слов.

1

3

Как образуются слова.

1

4

Чудесные превращения слов.

1

5

Весёлые суффиксы.

1

6

Добрые слова.

1

7

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

8

Из истории письменности на Руси.

1

9

Новые слова в русском языке.

1

10

Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно!

1

11

Встреча с зарубежными друзьями.

1

12

Синонимы в русском языке.

1

13

Слова- антонимы.

1

14

Слова- омонимы.

1

15

Крылатые слова.

1

16

В королевстве ошибок.

1

17

Секреты орфографии.

1

Составление собственных орфографических словарей

18

1

(непроизносимый согласный).
19

В стране Сочинителей.

1

20

Искусство красноречия.

1

21

Какие бывают тексты? Учимся их создавать.

1

22

Проба пера.

1

23

Праздник творчества и игры.

1

24

Трудные слова.

1

25

Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как:

1

неточно, приблизительно, неверно.
26

Занимательное слообразование.

1

27

Шарады и логогрифы.

1

28

Занимательная фонетика.

1

29

Имена числительные вокруг нас.

1

30

В гостях у слов- родственников.

1

31

Предложения-загадки.

1

32

Имя дома твоего (история названия города).

1

33

Русский язык неисчерпаемо богат. И всё обогащается с

1

быстротой поражающей.
КВН по русскому языку.

34

1

Итого:

34 ч.
4 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)

№

Тема урока.

п/п

Кол-во Дата по
часов

1

Что такое орфоэпия?

1

2

Что такое фонография или звукозапись?

1

3

Звуки не буквы!

1

4

Звуки природы и музыка языка.

1

5

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

6

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1

7

Путешествие по островам Орфографии.

1

8

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

плану

Дата по
факту

9

В царстве смыслов много дорог.

1

10

«Следы» старославянского языка в русском языке.

1

11

Как и почему появляются новые слова?

1

12

Многозначность слова

1

13

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые

1

рассказывают об истории слов.
14

Об одном и том же - разными словами.

1

15

Как возникают названия.

1

16

Слова – антиподы.

1

17

Путешествие в страну фразеологизмов.

1

18

В стране иностранных слов.

1

19

К истокам слова.

1

20

Слова, как деревья, ветвисты.

1

21

Слова, придуманные писателями.

1

22

Слова уходящие и слова – новички.

1

23

Словарь языка Пушкина.

1

24

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

25

Путешествие в мир синтаксиса.

1

26

Кому и чему служит интонация.

1

27

Похвальное слово знакам препинания!

1

28

Каких предложений в нашей речи больше: простых

1

или сложных?
29

Всем нам приобщении поможет обращение.

1

30

Тематические группы слов.

1

31

Имена прилагательные в русских народных сказках.

1

32

Глаголы в былинах.

1

33

Путешествие грамматических терминов из Древней

1

Греции в Россию.
34

Русский язык в умелых руках и в опытных устах –

1

красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок
и вместителен.
Итого:

34 ч.

Формы контроля и оценки планируемых результатов.
Для отслеживания результатов предусматриваются такие формы контроля:
- стартовый (контрольный), позволяющий определить первоначальный уровень знаний,
умений и навыков младших школьников (методика «Шкала выраженности познавательного
интереса», «Уровень развития познавательных процессов»; в листах наблюдений, отражающих
динамику сформированности индивидуального прогресса;
- текущий (правильность выполнения упражнений, наблюдение, рефлексия);
- итоговый в конце изучения каждого раздела (игра-конкурс, КВН, практическая работа,
презентация работ и др.).
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной
системы, создание портфолио.
Список литературы:
Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей». 1 класс. Москва. «Росмэн», 2002
Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей». 2 класс. Москва. «Росмэн», 2002
Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей». 3 класс. Москва. «Росмэн», 2003
Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей». 4 класс. Москва. «Росмэн», 2003
Ушаков Н. Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах», Москва,
«Просвещение,2001
6. Рындина Н. Д. «Мир логики», Ростов на Дону, «Феникс». 2008
7. Соколова Т. Н. «Школа развития речи» 1 класс, Москва, «Рост». 2008
8. Дик Н. Ф. «Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе», Ростов-на- Дону,
«Феникс», 2009
9. Ходова Т. В. «Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа» Москва,
«Айрис-пресс». 2007
10. Языканова Е. В. «Развивающие занятия», 2 класс, издательство «Экзамен», Москва, 2010
11. Языканова Е. В. «Развивающие занятия», 3 класс, издательство «Экзамен», Москва, 2010
12. Языканова Е. В. «Развивающие занятия», 4 класс, издательство «Экзамен», Москва, 2010
13. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2004г.
1.
2.
3.
4.
5.

Интернет ресурсы:
http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
Технические средства обучения:




классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
аудиоцентр/магнитофон; диапроектор;
мультимедийный проектор




экспозиционный экран
компьютер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».