МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Администрация Белинского района МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской области Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол №1 от 27.08.2024 г. Принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 28.08.2024 г. «Утверждаю» Директор МОУ СОШ им. И.И.Пушанина с.Пушанина _____________Мирошкина Е.В. Приказ №93/12 от 30.08.2024 г. Адаптированная рабочая программа учебного курса «Тайны русского языка» для обучающихся 1-4 классов (Вариант 8.2) Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Тайны русского языка» на уровне начального общего образования составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра с задержкой психического развития (Вариант 8.2), требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению. Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер. Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив в любую тему Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Программа учебного курса «Тайны русского языка» имеет так же научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество занятий для обучающихся 1-4-ых классов всего 135часов: в 1 классе 33часа, во 2-4 классах – по 34 часа. Особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя с 1-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Процесс обучения проходит с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей , реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся. Планируемые результаты изучения учебного курса «Тайны русского языка» 2- 4 классы 2 класс Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному плану . Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 3 класс Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. 4 класс Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Предметные результаты освоения учебного курса «Тайны русского языка» Первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи какпоказателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Содержание учебного курса «Тайны русского языка» 1. Наша речь и наш язык. Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. 2. Текст. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. 3. Предложение и словосочетание. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. 4. Слово и его значение. Знакомство с термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. 5. Состав слова. Знакомство с историей образования древнерусских имен. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. 6. Части речи. Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи. 7. Фонетика и графика. Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией.. 8. Орфоэпия. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия. Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. 9. Орфография. Формировать орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Формы проведения занятий: - практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. - анализ и просмотр текстов; - самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы: индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся отдельно); работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы); групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют); фронтальная. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка. Тематическое планирование учебного курса Тайны русского языка» № Наименование разделов и дисциплин Всего п/п часов 2 класс І Наша речь и наш язык 4 ІІ Текст 4 ІІІ Предложение и словосочетание 1 ІV Слово и его значение 5 V Состав слова 4 VІ Части речи 2 VІІ Фонетика и графика 9 VІІІ Орфоэпия 1 ІX Орфография 4 Итого: 34 ч. 3 класс І Наша речь и наш язык 2 ІІ Текст 5 ІІІ Предложение и словосочетание 2 ІV Слово и его значение 10 V Состав слова 4 VІ Части речи 2 VІІ Фонетика и графика 3 VІІІ Орфоэпия 1 ІX Орфография 5 Итого: 34 ч. 4 класс І Наша речь и наш язык 2 ІІ Текст 2 ІІІ Предложение и словосочетание 5 ІV Слово и его значение 11 V Состав слова 3 VІ Части речи 4 VІІ Фонетика и графика 4 VІІІ Орфоэпия 1 ІX Орфография 2 Итого: 34 ч. Тематическое планирование по учебному курсу «Тайны русского языка» 2 класс (1 час в неделю, 34 часа в год) № п/п 1 Тема урока. Как возникла наша письменность? Всего часов 1 2 Как обходились без письма? 1 3 Древние письмена. 1 4 «Я вам пишу…». Какие они –эти письма? 1 5 Родной язык! Он с детства мне знаком. 1 6 Меня зовут Фонема. 1 7 Для всех ли фонем есть буквы? 1 8 «Ошибкоопасные» места. 1 9 Тайны фонемы. 1 10 «Фонемы повелевают буквами». 1 11 Опасные согласные. 1 12 На сцене гласные. 1 13 Когда ь пишется, а когда не пишется? 1 14 Ваши старые знакомые. 1 15 Правила о непроизносимых согласных. 1 16 Занимательная орфография. 1 17 Волшебное средство – «самоинструкция». 1 18 Строительная работа морфем. 1 19 Где же хранятся слова? 1 20 Поговорим о всех приставках сразу. 1 21 Слова – родственники. 1 22 Кто командует корнями? 1 Дата по плану Дата по факту 23 «Не лезьте за словом в карман!» 1 24 «Пересаженные» корни. 1 25 Занимательная морфология. 1 26 Из истории происхождения русских фамилий. 1 27 Словари- наши друзья и помощники. 1 28 Устаревшие слова. 1 29 Слова XX века. 1 30 Крылатые выражения в русской речи. 1 31 Волшебные слова нашей речи. 1 32 Что такое культура речи? 1 33 В мире мудрых мыслей. 1 34 Язык- зеркало нашей души. 1 Итого: 34 ч. 3 класс (1 час в неделю, 34 часа в год) Тема урока № п/п Всего Дата по Дата по часов плану факту 1 Сказочное царство слов. 1 2 Путешествие в страну Слов. 1 3 Как образуются слова. 1 4 Чудесные превращения слов. 1 5 Весёлые суффиксы. 1 6 Добрые слова. 1 7 Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. 1 8 Из истории письменности на Руси. 1 9 Новые слова в русском языке. 1 10 Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно! 1 11 Встреча с зарубежными друзьями. 1 12 Синонимы в русском языке. 1 13 Слова- антонимы. 1 14 Слова- омонимы. 1 15 Крылатые слова. 1 16 В королевстве ошибок. 1 17 Секреты орфографии. 1 Составление собственных орфографических словарей 18 1 (непроизносимый согласный). 19 В стране Сочинителей. 1 20 Искусство красноречия. 1 21 Какие бывают тексты? Учимся их создавать. 1 22 Проба пера. 1 23 Праздник творчества и игры. 1 24 Трудные слова. 1 25 Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: 1 неточно, приблизительно, неверно. 26 Занимательное слообразование. 1 27 Шарады и логогрифы. 1 28 Занимательная фонетика. 1 29 Имена числительные вокруг нас. 1 30 В гостях у слов- родственников. 1 31 Предложения-загадки. 1 32 Имя дома твоего (история названия города). 1 33 Русский язык неисчерпаемо богат. И всё обогащается с 1 быстротой поражающей. КВН по русскому языку. 34 1 Итого: 34 ч. 4 класс (1 час в неделю, 34 часа в год) № Тема урока. п/п Кол-во Дата по часов 1 Что такое орфоэпия? 1 2 Что такое фонография или звукозапись? 1 3 Звуки не буквы! 1 4 Звуки природы и музыка языка. 1 5 Изобразительно-выразительные средства языка. 1 6 Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. 1 7 Путешествие по островам Орфографии. 1 8 О словарях энциклопедических и лингвистических. 1 плану Дата по факту 9 В царстве смыслов много дорог. 1 10 «Следы» старославянского языка в русском языке. 1 11 Как и почему появляются новые слова? 1 12 Многозначность слова 1 13 «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые 1 рассказывают об истории слов. 14 Об одном и том же - разными словами. 1 15 Как возникают названия. 1 16 Слова – антиподы. 1 17 Путешествие в страну фразеологизмов. 1 18 В стране иностранных слов. 1 19 К истокам слова. 1 20 Слова, как деревья, ветвисты. 1 21 Слова, придуманные писателями. 1 22 Слова уходящие и слова – новички. 1 23 Словарь языка Пушкина. 1 24 Паронимы, или «ошибкоопасные слова». 1 25 Путешествие в мир синтаксиса. 1 26 Кому и чему служит интонация. 1 27 Похвальное слово знакам препинания! 1 28 Каких предложений в нашей речи больше: простых 1 или сложных? 29 Всем нам приобщении поможет обращение. 1 30 Тематические группы слов. 1 31 Имена прилагательные в русских народных сказках. 1 32 Глаголы в былинах. 1 33 Путешествие грамматических терминов из Древней 1 Греции в Россию. 34 Русский язык в умелых руках и в опытных устах – 1 красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Итого: 34 ч. Формы контроля и оценки планируемых результатов. Для отслеживания результатов предусматриваются такие формы контроля: - стартовый (контрольный), позволяющий определить первоначальный уровень знаний, умений и навыков младших школьников (методика «Шкала выраженности познавательного интереса», «Уровень развития познавательных процессов»; в листах наблюдений, отражающих динамику сформированности индивидуального прогресса; - текущий (правильность выполнения упражнений, наблюдение, рефлексия); - итоговый в конце изучения каждого раздела (игра-конкурс, КВН, практическая работа, презентация работ и др.). Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Список литературы: Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей». 1 класс. Москва. «Росмэн», 2002 Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей». 2 класс. Москва. «Росмэн», 2002 Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей». 3 класс. Москва. «Росмэн», 2003 Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей». 4 класс. Москва. «Росмэн», 2003 Ушаков Н. Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах», Москва, «Просвещение,2001 6. Рындина Н. Д. «Мир логики», Ростов на Дону, «Феникс». 2008 7. Соколова Т. Н. «Школа развития речи» 1 класс, Москва, «Рост». 2008 8. Дик Н. Ф. «Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе», Ростов-на- Дону, «Феникс», 2009 9. Ходова Т. В. «Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа» Москва, «Айрис-пресс». 2007 10. Языканова Е. В. «Развивающие занятия», 2 класс, издательство «Экзамен», Москва, 2010 11. Языканова Е. В. «Развивающие занятия», 3 класс, издательство «Экзамен», Москва, 2010 12. Языканова Е. В. «Развивающие занятия», 4 класс, издательство «Экзамен», Москва, 2010 13. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2004г. 1. 2. 3. 4. 5. Интернет ресурсы: http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека. http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line. http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь. http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; аудиоцентр/магнитофон; диапроектор; мультимедийный проектор экспозиционный экран компьютер