МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района
МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской области
Рассмотрено на заседании
методического
объединения
Протокол №1 от
27.08.2024 г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от
28.08.2024 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина
с.Пушанина
_____________Мирошкина
Е.В.
Приказ №93/12 от 30.08.2024
г.
Адаптированная рабочая программа
учебного курса «Тайны русского языка»
для обучающихся 1-4 классов
(Вариант 8.2)
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Тайны русского языка» на
уровне начального общего образования составлена на основе Примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся
с расстройствами аутистического спектра с задержкой психического развития (Вариант
8.2), требований к результатам освоения программы начального общего образования
ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и
навыков (как основной
цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания
детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать
другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность:
использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок,
скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения,
формирование культуры общению.
Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся,
выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер. Кроме того, программа
предусматривает возможность внесения корректив в любую тему
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и
чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы
эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо
владеть им, то есть обладать речевой культурой.
Программа учебного курса «Тайны русского языка» имеет так же научно-познавательное
направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен,
разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество занятий для обучающихся 1-4-ых
классов всего 135часов: в 1 классе 33часа, во 2-4 классах – по 34 часа.
Особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и
организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной
основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение
системного (начиняя с 1-го) класса формирования орфографической зоркости и
орфографического самоконтроля младших школьников. Процесс обучения проходит с
опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей , реализуется
деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых
форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается
тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.
Планируемые результаты изучения учебного курса
«Тайны русского языка» 2- 4 классы
2 класс
Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; Эмоционально
«проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей,
сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных
высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков
препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью
учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом; учиться работать по предложенному плану .
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать
информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме
(на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно
с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3 класс
Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять
(называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других
людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение
чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к
чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к
созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять
план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои
действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями,
справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные
связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других,
пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
4 класс
Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять
(называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других
людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение
чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к
чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к
созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять
план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои
действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями,
справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные
связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других,
пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты освоения учебного курса
«Тайны русского языка»
Первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории
Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей
народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли
русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и
письменной речи какпоказателя общей культуры человека; овладение основными видами
речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного
русского
литературного
языка;
использование
в
речевой
деятельности
норм
современного русского литературного языка и речевого этикета.
Содержание учебного курса «Тайны русского языка»
1. Наша речь и наш язык. Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые
формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично
критиковать точку зрения оппонента.
2. Текст. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов
рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по
наблюдениям или впечатлениям.
3. Предложение и словосочетание. Изучение особенностей фразеологических
сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном
употреблении фразеологизмов в речи.
4. Слово и его значение. Знакомство с
термином «лексика», и лексическим
значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение
словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с
лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи.
Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению
пользоваться различными словарями.
5. Состав слова. Знакомство с историей образования древнерусских имен. Беседа об
истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Беседа об истории появления
отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство со способами номинации, аффиксальном
словообразовании и словосложении.
6. Части речи. Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные
части речи.
7. Фонетика и графика. Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой
фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «
буквы» от «звука». Составление транскрипций. Знакомство с понятиями «фонография» и
«звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности –
фонографией..
8. Орфоэпия. Знакомство с наукой орфоэпия,
с нормами литературного
произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Знакомство с понятиями «орфоэпия. Обучение правильному произношению слов,
соблюдая орфоэпические нормы.
9. Орфография. Формировать орфографической зоркости. Использование разных
принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря.
Формы проведения занятий:
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными
словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:
индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся
отдельно);
работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);
групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);
фронтальная.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств школьника.
Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием
приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования
основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Тематическое планирование учебного курса
Тайны русского языка»
№
Наименование разделов и дисциплин
Всего
п/п
часов
2 класс
І
Наша речь и наш язык
4
ІІ
Текст
4
ІІІ
Предложение и словосочетание
1
ІV
Слово и его значение
5
V
Состав слова
4
VІ
Части речи
2
VІІ
Фонетика и графика
9
VІІІ
Орфоэпия
1
ІX
Орфография
4
Итого:
34 ч.
3 класс
І
Наша речь и наш язык
2
ІІ
Текст
5
ІІІ
Предложение и словосочетание
2
ІV
Слово и его значение
10
V
Состав слова
4
VІ
Части речи
2
VІІ
Фонетика и графика
3
VІІІ
Орфоэпия
1
ІX
Орфография
5
Итого:
34 ч.
4 класс
І
Наша речь и наш язык
2
ІІ
Текст
2
ІІІ
Предложение и словосочетание
5
ІV
Слово и его значение
11
V
Состав слова
3
VІ
Части речи
4
VІІ
Фонетика и графика
4
VІІІ
Орфоэпия
1
ІX
Орфография
2
Итого:
34 ч.
Тематическое планирование по учебному курсу
«Тайны русского языка»
2 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№
п/п
1
Тема урока.
Как возникла наша письменность?
Всего
часов
1
2
Как обходились без письма?
1
3
Древние письмена.
1
4
«Я вам пишу…». Какие они –эти письма?
1
5
Родной язык! Он с детства мне знаком.
1
6
Меня зовут Фонема.
1
7
Для всех ли фонем есть буквы?
1
8
«Ошибкоопасные» места.
1
9
Тайны фонемы.
1
10
«Фонемы повелевают буквами».
1
11
Опасные согласные.
1
12
На сцене гласные.
1
13
Когда ь пишется, а когда не пишется?
1
14
Ваши старые знакомые.
1
15
Правила о непроизносимых согласных.
1
16
Занимательная орфография.
1
17
Волшебное средство – «самоинструкция».
1
18
Строительная работа морфем.
1
19
Где же хранятся слова?
1
20
Поговорим о всех приставках сразу.
1
21
Слова – родственники.
1
22
Кто командует корнями?
1
Дата по
плану
Дата по
факту
23
«Не лезьте за словом в карман!»
1
24
«Пересаженные» корни.
1
25
Занимательная морфология.
1
26
Из истории происхождения русских фамилий.
1
27
Словари- наши друзья и помощники.
1
28
Устаревшие слова.
1
29
Слова XX века.
1
30
Крылатые выражения в русской речи.
1
31
Волшебные слова нашей речи.
1
32
Что такое культура речи?
1
33
В мире мудрых мыслей.
1
34
Язык- зеркало нашей души.
1
Итого:
34 ч.
3 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Тема урока
№
п/п
Всего
Дата по
Дата по
часов
плану
факту
1
Сказочное царство слов.
1
2
Путешествие в страну Слов.
1
3
Как образуются слова.
1
4
Чудесные превращения слов.
1
5
Весёлые суффиксы.
1
6
Добрые слова.
1
7
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
1
8
Из истории письменности на Руси.
1
9
Новые слова в русском языке.
1
10
Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно!
1
11
Встреча с зарубежными друзьями.
1
12
Синонимы в русском языке.
1
13
Слова- антонимы.
1
14
Слова- омонимы.
1
15
Крылатые слова.
1
16
В королевстве ошибок.
1
17
Секреты орфографии.
1
Составление собственных орфографических словарей
18
1
(непроизносимый согласный).
19
В стране Сочинителей.
1
20
Искусство красноречия.
1
21
Какие бывают тексты? Учимся их создавать.
1
22
Проба пера.
1
23
Праздник творчества и игры.
1
24
Трудные слова.
1
25
Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как:
1
неточно, приблизительно, неверно.
26
Занимательное слообразование.
1
27
Шарады и логогрифы.
1
28
Занимательная фонетика.
1
29
Имена числительные вокруг нас.
1
30
В гостях у слов- родственников.
1
31
Предложения-загадки.
1
32
Имя дома твоего (история названия города).
1
33
Русский язык неисчерпаемо богат. И всё обогащается с
1
быстротой поражающей.
КВН по русскому языку.
34
1
Итого:
34 ч.
4 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№
Тема урока.
п/п
Кол-во Дата по
часов
1
Что такое орфоэпия?
1
2
Что такое фонография или звукозапись?
1
3
Звуки не буквы!
1
4
Звуки природы и музыка языка.
1
5
Изобразительно-выразительные средства языка.
1
6
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.
1
7
Путешествие по островам Орфографии.
1
8
О словарях энциклопедических и лингвистических.
1
плану
Дата по
факту
9
В царстве смыслов много дорог.
1
10
«Следы» старославянского языка в русском языке.
1
11
Как и почему появляются новые слова?
1
12
Многозначность слова
1
13
«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые
1
рассказывают об истории слов.
14
Об одном и том же - разными словами.
1
15
Как возникают названия.
1
16
Слова – антиподы.
1
17
Путешествие в страну фразеологизмов.
1
18
В стране иностранных слов.
1
19
К истокам слова.
1
20
Слова, как деревья, ветвисты.
1
21
Слова, придуманные писателями.
1
22
Слова уходящие и слова – новички.
1
23
Словарь языка Пушкина.
1
24
Паронимы, или «ошибкоопасные слова».
1
25
Путешествие в мир синтаксиса.
1
26
Кому и чему служит интонация.
1
27
Похвальное слово знакам препинания!
1
28
Каких предложений в нашей речи больше: простых
1
или сложных?
29
Всем нам приобщении поможет обращение.
1
30
Тематические группы слов.
1
31
Имена прилагательные в русских народных сказках.
1
32
Глаголы в былинах.
1
33
Путешествие грамматических терминов из Древней
1
Греции в Россию.
34
Русский язык в умелых руках и в опытных устах –
1
красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок
и вместителен.
Итого:
34 ч.
Формы контроля и оценки планируемых результатов.
Для отслеживания результатов предусматриваются такие формы контроля:
- стартовый (контрольный), позволяющий определить первоначальный уровень знаний,
умений и навыков младших школьников (методика «Шкала выраженности познавательного
интереса», «Уровень развития познавательных процессов»; в листах наблюдений, отражающих
динамику сформированности индивидуального прогресса;
- текущий (правильность выполнения упражнений, наблюдение, рефлексия);
- итоговый в конце изучения каждого раздела (игра-конкурс, КВН, практическая работа,
презентация работ и др.).
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной
системы, создание портфолио.
Список литературы:
Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей». 1 класс. Москва. «Росмэн», 2002
Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей». 2 класс. Москва. «Росмэн», 2002
Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей». 3 класс. Москва. «Росмэн», 2003
Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей». 4 класс. Москва. «Росмэн», 2003
Ушаков Н. Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах», Москва,
«Просвещение,2001
6. Рындина Н. Д. «Мир логики», Ростов на Дону, «Феникс». 2008
7. Соколова Т. Н. «Школа развития речи» 1 класс, Москва, «Рост». 2008
8. Дик Н. Ф. «Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе», Ростов-на- Дону,
«Феникс», 2009
9. Ходова Т. В. «Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа» Москва,
«Айрис-пресс». 2007
10. Языканова Е. В. «Развивающие занятия», 2 класс, издательство «Экзамен», Москва, 2010
11. Языканова Е. В. «Развивающие занятия», 3 класс, издательство «Экзамен», Москва, 2010
12. Языканова Е. В. «Развивающие занятия», 4 класс, издательство «Экзамен», Москва, 2010
13. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2004г.
1.
2.
3.
4.
5.
Интернет ресурсы:
http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
аудиоцентр/магнитофон; диапроектор;
мультимедийный проектор
экспозиционный экран
компьютер