Рабочая программа учебного предмета Русский язык 1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района

МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района
Пензенской области
Рассмотрено на заседании
методического объединения

Принято на заседании
педагогического совета

Протокол №1 от 27.08.2024 г.

Протокол №1 от 28.08.2024 г.

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
_____________Мирошкина Е.В.
Приказ № 93 от 30.08.2024 г.

Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
по АООП НОО с УО (1 вариант)
(интеллектуальными нарушениями)
1-4 класс

Срок реализации: 4 года

Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии со
следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Учебный план МОУ СОШ им.И.И.Пушанина с. Пушанина.
Авторская программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013г в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
Целями изучения русского языка в начальной школе являются:
развитие речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения способами и
приёмами работы с языковым материалом;
формирование основ речевых умений и системных знаний, обеспечивающих овладение
письменной речью как одной из форм речевой коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Программа направлена на реализацию основных задач образовательной области «Язык и
речевая практика» средствами предмета «Русский язык». Она определяет ряд
практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения
предмета.
В период обучения грамоте (1 класс):
углубленное изучение детей, включение их в школьные занятия;
исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного
анализаторов;
уточнение и развитие словарного запаса;

формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве
общения и источнике получения знаний;
формирование умений строить простые предложения, вести беседу;
выработка элементарных навыков грамотного письма;
Во 2—4-м классах решаются такие задачи:
развитие познавательного интереса к родному языку и формирование первоначальных
языковых обобщений;
дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи;
уточнение, расширение и активизация словаря;
развитие умения правильно выражать в устной форме свои мысли;
практическое усвоение ряда грамматических сведений и орфографических правил;
выработка достаточно прочных навыков грамотного письма на основе усвоения звукового
состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
2.Общая характеристика учебного предмета
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во
многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная
направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся,
получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически
значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции
познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена
трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией,
своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже,
чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики
более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен
вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного
обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы
успешное освоение знаний и навыков в области языка.
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи
обуславливает специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражается в том,
что программа образования носит в основном элементарно-практический характер, при
этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим все разделы программы,
является развитие речи.

Предмет «Русский язык» включает в себя два раздела:
«Обучение грамоте» (1класс),
«Практические грамматические упражнения и развитие речи» (2-4классы)
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ умственно отсталых детей осуществляется в 1 классе в течение
всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному
периодам.
Добукварный период составляет четыре недели (20 часов) первой четверти. В тех случаях,
когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может
быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте
заканчивается во 2 классе).
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по
развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и
пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит
в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности,
организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи.
Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные
инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование
правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными
видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя
коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные
упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Дети, у которых обнаруживается грубое
нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой
для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей
действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и
т. д. Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они
учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием
рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять
отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени
направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного
расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует
предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.

Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять
комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной
последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения
выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
На уроках русского языка проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму.
Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и
раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки,
напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся,
специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации
коррекционной работы.
Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и
синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются
звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Для умственно отсталых детей несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной
школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее
доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их
аналитико-синтетической деятельности.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое
произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию
смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие
общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с
другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и
буквы.
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению
их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на
звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление
слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте умственно отсталых
школьников обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как
настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения;
наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором
букв и слогов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
(2-4 классы)
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные
сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно
осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными

знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических
навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и
пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Обучающиеся должны
приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса.
Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между
изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный
языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции
мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по практическим грамматическим упражнениям и развитию речи включает
разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Письмо и чистописание», «Связная
письменная речь».
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников
затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого на всех годах
обучения самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу.
Во 2—4 классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически
правильного письма и письма по правилу.
Обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и
буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных
ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых
и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи,
пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не
фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в
процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них
отклонений психофизического развития.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются
различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается
понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая
часть — корень.
Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце
слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного
состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и
середине слова с согласными перед гласными.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно
отсталых школьников к жизни, к общению.

Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе
разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в
составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам,
распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный
порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается
мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между
собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают
пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного
знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно
для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного
(различение именительного и винительного падежей).
Письмо и чистописание. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности,
формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с
недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их
координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и
прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических
ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Связная письменная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию
у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности
излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по
развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и
уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки
формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно
поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным
текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний:
сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому
строю.

Место учебного предмета

Класс

Количество
учебных недель

Количество
часов

Количество
часов

в неделю

за год

1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

33 учебные
недели
34 учебные
недели
34 учебные
недели
34 учебные
недели

3 часа

99

3 часа

102

3 часа

102

3 часа

102
Всего: 405

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и присвоение
учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что
реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и
милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа
современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы
основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью
природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде
обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и
научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение
ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе
социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как
ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и
образовательная среда. Содержание литературного образования способствует
формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви,
благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,
состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии
трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации
средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность,
целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное
отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя
страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.
Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку,
культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему,
готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только
гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса
которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию
иных культур.
Планируемые результаты
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов.
Личностные результаты:
Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и
сверстниками; способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно
ситуации.
Знание и уважительное отношение к Государственным символам России; понимание
эмоций других людей, сочувствие, сопереживание; понимание ценности семьи,
формирование чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим
близким; любовь к своему краю, к своей малой родине, месту проживания.
Способность идти на компромисс; проявление терпимости к людям иной национальности.
Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (различает «что я хочу» и «что я
могу»); сознательное и ответственное отношение к личной безопасности (что можно – что
нельзя); владение навыками самообслуживания.
Принятие и следование общественным и групповым нормам жизнедеятельности;
способность следовать усвоенным нормам при изменении условий жизнедеятельности
(переход в другой класс, школу, переезд и т.д.).
Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и
социальным статусом собеседника; умение корректно привлечь к себе внимание.
Наличие положительной учебной мотивации; ответственное отношение к учению
(выполнение всех требований, предъявляемых к ученикам).

Желание и умение выражать себя в доступных видах творчества; способность проявлять
интерес к чтению, произведениям искусства; стремление к опрятному внешнему виду;
способность ценить красоту природы, труда и творчества.
Стремление к соблюдению морально-этических норм (соответственно возрасту),
проявление добра, умение сопереживать и чувствовать боль других людей.
Ценностное отношение к своему здоровью, безопасности и здоровью близких людей;
наличие навыков безопасного экологически грамотного нравственного поведения в
природе, в быту, в обществе; проявление дисциплинированности, последовательности и
настойчивости в процессе трудовой деятельности.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные
результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не
является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по
рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) образовательное учреждение может перевести обучающегося
на обучение по индивидуальному плану или на вариант D общеобразовательной
программы.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
общеобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец
обучения в младших классах:
Минимальный уровень:
деление слов на слоги для переноса;

списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
запись под диктовку текст, включающие слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название предметов,
действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с
помощью учителя, постановка знаков препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
С целью выполнения требований Стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе всей образовательной деятельности на
первом этапе обучения в начальных классах (1-4 классы) должны быть сформированы
БУД:
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями. Принятие социальной роли ученика;
осознание себя как члена семьи, одноклассника, друга;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Содержание учебного предмета
Раздел «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки.
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве
классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических
норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и
предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после
предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности
правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание
которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил:
обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение
заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме
буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).

Раздел «ПРАКТИЧЕСКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные
по твердости –мягкости, звонкости –глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я.
Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Словапредметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих
фрукты, овощи, мебель, транспорт,явления природы, растения, животных. Слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных,
названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.
«Слова-друзья». «Слова-враги».
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название
действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование
слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по
вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму,
величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога
в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с
предлогами.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов.
Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с
непроверяемыми орфограммами в корне.
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных
звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных
гласных путем изменения формы слова.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные
и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной
речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление
предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по
теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку
или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких
предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом.

Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора.
Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4
предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.

Тематическое планирование
1 класс
Кол –во
часов

Тема урока

1

Различие и называние шести основных
цветов. Выкладывание ряда цветных
полосок (2-3) по образцу, по памяти, по
словесной инструкции.
Различие и называние шести основных
цветов. Выкладывание ряда цветных
полосок (2-3) по образцу, по памяти, по
словесной инструкции.
Различие коротких и длинных полосок.
Оставление из цветных полосок
изображений знакомых предметов
(лесенка, стол, стул, флажок) вместе с
учителем или по заданному образцу.
Различие коротких и длинных полосок.
Оставление из цветных полосок
изображений знакомых предметов
(лесенка, стол, стул, флажок) вместе с
учителем или по заданному образцу.
Выкладывание из цветных полосок
буквенных знаков: А. У, М, Х, С, Н, И, П,
Т, Ш без названия букв.
Выкладывание из цветных полосок
буквенных знаков: А. У, М, Х, С, Н, И, П,
Т, Ш без названия букв.
Знакомство с геометрическими фигурами:
квадрат, треугольник, круг.
Знакомство с геометрическими фигурами:
квадрат, треугольник, круг.
Составление по образцукомбинаций из
разных фигур(2-3) разного цвета.
Составление из геометрических фигур
изображений знакомых предметов
(елочка, грузовик, дом, тележка).
Практическое усвоение
пространственного расположения фигур:
вверху-внизу, справа-слева.

1

1

1

1

1

1
1
1
1

Деятельность учащихся на уроке

Развитие зрительных и
пространственных восприятий.

Развитие зрительных и
пространственных восприятий.

Развитие зрительных и
пространственных восприятий.

Развитие зрительных и
пространственных восприятий.Умение
находить различия в написании
геометрических фигур.
Развитие зрительных и
пространственных восприятий.
Развитие зрительных и
пространственных восприятий.
Развитие зрительных и
пространственных восприятий.
Развитие зрительных и
пространственных восприятий.
Развитие зрительных и
пространственных восприятий.
Развитие зрительных и
пространственных восприятий.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Составление из геометрических фигур
изображений знакомых предметов
(елочка, грузовик, дом). Практическое
усвоение пространственного
расположения фигур: вверху-внизу,
справа-слева.
Разложение предмета, составленного из
геометрических фигур на части: елка – 3
треугольника. Дом- треугольник и
квадрат.
Выработка умения показывать и называть
предметы. Их изображение
последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части.
Составление предмета из частей в
сопровождении речи.
Узнавание предмета по его части.
Составление предмета из частей в
сопровождении речи.
Складывание и раскладывание матрешки.
Выкладывание из кубиков (4-6) картинки
по образцу, составление картинки из
пазлов (2-4)
Складывание и раскладывание матрешки.
Выкладывание из кубиков (4-6) картинки
по образцу, составление картинки из
пазлов (2-4)
Исключение лишнего предмета из ряда
предложенных (2-3) по заданной
характеристике –цвету, форме, величине.
Исключение лишнего предмета из ряда
предложенных, (2-3) по заданной
характеристике – цвету, форме, величине.
Упражнения для развития и координации
движений кисти руки: сжимание и
разжимание пищащих резиновых
игрушек. Вычерчивание горизонтальных,
вертикальных , наклонных прямых линий.
Упражнения для развития и координации
движений кисти руки: сжимание
пальчиков в кулачок, разжимание
их.Работа с трафаретом, шаблоном,
проведение линий по контуру.
Упражнения для развития и координации
движений кисти руки: приветствие
пальчиков друг с другом.Выполнение

Развитие зрительных и
пространственных восприятий.

Развитие зрительных и
пространственных восприятий.

Развитие зрительных и
пространственных восприятий.
Развитие моторных умений.
Формирование графических умений.
Развитие зрительных и
пространственных восприятий.
Развитие зрительных и
пространственных восприятий.

Развитие зрительных и
пространственных восприятий.

Развитие зрительных и
пространственных восприятий.
Развитие зрительных и
пространственных восприятий.
Проведение параллельных и
непараллельных линий. Развитие
моторных умений. Формирование
графических умений.
Развивать умение менять направление
карандаша в зависимости от трафарета,
шаблона или контура. Соблюдение
пределов контура при штриховке
фигуры
Проведение параллельных и
непараллельных линий. Развитие
моторных умений. Формирование

1

рисунков, сходных по конфигурации с
элементами печатных и письменных букв:
вертикальная прямая палочка-заборчик
Упражнения для развития и координации
движений кисти руки: изображение из
пальчиков животных и других
предметов.Выполнение рисунков,
сходных по конфигурации с элементами
печатных и письменных букв: прямая
палочка с закруглением внизу- крючок
для вешалки.
Разучивание коротких стихотворных
текстов, сопровождение их движениями
пальцев.Выполнение рисунков, сходных
по конфигурации с элементами печатных
и письменных букв: палочка с
закруглением внизу и вверху – уточка.
Упражнения для развития и координации
движений кисти руки: изображение из
пальчиков животных и других
предметов.Выполнение рисунков,
сходных по конфигурации с элементами
печатных и письменных букв: полуовал –
месяц.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без
обязательного их называния) по
трафарету, по образцу.Упражнения для
развития и координации движений кисти
руки: приветствие пальчиков друг с
другом.
Строчная буква а.

1

Строчная буква у.Письмо слогов: ау, уа.

1

Строчная буква м.Письмо слогов: ма, мо,
ом, ам. Заглавная буква М.

1

Заглавная буква А. Письмо слогов ма, ам

1

Заглавная буква У. Слоги: му, ум, слово
ма-ма.
Строчная и заглавная буква о, О.

1

1

1

1

1
1

Строчная и заглавная буква с, С. Слоги:
са, ас, со, ос, су, ус.

графических умений.

Проведение параллельных и
непараллельных линий. Развитие
моторных умений. Формирование
графических умений.

Развитие моторных умений.
Формирование графических умений.

Развитие моторных умений.
Формирование графических умений.

Развитие моторных умений.
Формирование графических умений.

Уметь выполнять графический анализ
буквы а.
Уметь выполнять графический анализ
буквы у,безотрывно писать слоги.
Уметь выполнять графический анализ
буквы м; писать безотрывно. Уметь
выполнять графический анализ
заглавной буквы.
Уметь соединять, прописывать буквы,
слово.
Уметь соединять, прописывать буквы,
слово.
Уметь писать букву о,О ( верхнее и
нижнее соединение).
Уметь писать буквы с, С, слоги с этой
буквой

1

1
1

1

1

1
1
1

1

1

1

1

1

1
1

Письмо слов с изученными буквами.
Запись предложений: Ма-ма са-ма.
Ма-ма, ма-ма, О-са!
Строчная и заглавная буква х, Х. Слоги:
ох, ах, слова: у-ха, му-ха, су-хо.
Упражнение в письме слогов и слов с
изученными буквами.

Знать признаки и правила записи предложений. Уметь писать заглавные и
строчные буквы

Уметь писать строчную и заглавную
букву, слова с этой буквой.
Уметь писать строчные и прописные
буквы, слоги, слова самостоятельно,
под диктовку.
Строчная и заглавная буква ш, Ш. Письмо Знать признаки предложения.
слогов: аш, ош, уш, шо, шу, ша. Запись
предложений: Ма-ша са-ма. Са-ма су-шу. Уметь списывать предложения.
Письмо строчной буквы л и слогов с ней. Уметь писать строчную и заглавную
Заглавная буква Л. Письмо предложений: букву лЛ. Записывать предложения
Ал-ла уш-ла. Лу-ша ма-ла.
Письмо буквы ы, слогов и слов с этой
Уметь писать букву ы, слоги и слова с
буквой
этой буквой.
Строчная буква н. Написание слогов и
Уметь писать букву н, слова и слоги с
слов с этой буквой
этой буквой.
Письмо заглавной буквы Н, слов и
Знать правила написания предложения.
предложений с этой буквой: Сын мал. НаУметь писать букву Н.
ша но-ша.
Письмо строчной буквы р, слогов и слов с Уметь писать букву р, слоги и слов с
этой буквой. Заглавная буква Р. Письмо
этой буквой. Уметь писать заглавную
слов и предложений.
букву Р. Знать правило написания
предложений.
Уметь сравнивать печатную букву с
Проверочная работа.
письменной; соединять буквы между
собой; анализировать.
Уметь сравнивать печатную букву с
Списывание с печатного текста.
письменной; соединять буквы между
собой; анализировать.
Письмо строчной и заглавной буквы к, К, Уметь писать строчную и заглавную
слогов, слов и предложений с этой
букву к, К. Употреблять пробелы
буквой.
между словами.
Письмо строчной и прописной буквы пП, Уметь писать заглавную букву по
слогов и слов с этой буквой
образцу и точкам, записывать слоги,
слова и предложения.
Письмо строчной буквы т, слогов и слов с Уметь писать букву т, анализировать и
этой буквой.
записывать слова.
Письмо заглавной буквы Т, слогов и слов Уметь составлять слова, писать с
с этой буквой. Имена пишутся с заглавной проговариванием.
буквы: На-та, То-ма, Та-рас, Ан-тон

1

Письмо строчной и заглавной буквы и, И. Уметь писать прописную букву в
начале предложения, именах и
фамилиях; списывать с печатного
образца и писать под диктовку слова и
небольшие предложения , используя
правильной начертания букв,
соединения.

1

1

1
1

1

1

1

Письмо строчной буквы з, слогов и слов с Уметь сравнивать печатную и
этой буквой.
письменную строчную и заглавную
буквы. Находить сходство и различие.
Письмо заглавной буквы З.
Уметь сравнивать печатную и
письменную строчную и заглавную
буквы. Находить сходство и различие.
Запись под диктовку слов и предложений Уметь писать заглавные и строчные
с изученными буквами.
буквы, записывать заголовок.
Письмо строчной буквы в, слогов и слов с Уметь писать строчную букву.
этой буквой.
Находить сходство и различие с
печатной буквой.
Письмо заглавной буквы В. Списывание Уметь самостоятельно списывать с
печатного образца.
текста из букваря «Наши повара»

Письмо строчной буквы ж. Письмо слов и
слогов жа, жо, жу, жи. Жи пиши с буквой
и.
Письмо заглавной буквы Ж.

Уметь писать буквы по точкам и
образцу. Уметь самостоятельно
списывать с печатного образца.
Уметь писать буквы по точкам и
образцу.

У Жоры жук. Жук упал. Жалко жука.
1
1
1

1
1

Письмо строчной буквы б, слогов и слов с
этой буквой.
Письмо заглавной буквы Б. Выборочное
списывание.
Письмо предложений под диктовку.

Письмо строчной буквы г, слов,
предложений с этой буквой.
Письмо заглавной буквы Г, слов,
предложений с этой буквой.

Уметь правильно писать букву и
соединять её в слоги, слова
Знать признаки текста. Уметь писать
букву Б.
Знать все изученные буквы.
Уметь писать под диктовку, используя
карточку-опору с буквами.
Уметь правильно писать букву и
соединять её в слоги, слова.
Уметь списывать с печатного образца.
Знать признаки текста.

1

1

1
1
1

1

1
1

1

1
1

1
1
1
1
1

Письмо слов под диктовку.

Уметь писать слова с изученными
буквами, выполнять звуко-буквенный
анализ. Знать написание изученных
букв, списывать безошибочно.
Контрольное списывание. Работа с
Уметь писать слова с изученными
текстом.
буквами, выполнять звуко-буквенный
анализ. Знать написание изученных
букв, списывать безошибочно.
Работа над ошибками.
Уметь находить и исправлять ошибки.
Письмо строчной буквы д, слов, слогов с Уметь писать, сравнивать,
этой буквой.
анализировать строчную букву д.
Письмо заглавной буквы Д. Списывание Уметь составлять и записывать слоги с
буквой д и т. Писать заглавную букву,
текста из букваря «Садик».
сравнивать ее с другими,
анализировать, записывать слова и
предложения.
Упражнение в письме
Уметь характеризовать согласные
звуки, писать словарные слова: сорока,
собака, обед, огород.
Письмо строчной и заглавной буквы й, Й, Уметь писать букву, правильно
слогов, слов с этой буквой.
произносить её.
Упражнение в письме. Работа с текстом. Уметь записывать ответы на вопросы
по тексту, списывать текст
(самостоятельно), придумывать и
записывать имена.
Списывание текстов из букваря «Лайка и Уметь записывать ответы на вопросы
зайка», «Хороший попугай».
по тексту, списывать текст
(самостоятельно), придумывать и
записывать имена.
Буква ь.
Уметь списывать слова с печатного
текста.
Составление слов и предложений из букв Знать все изученные буквы; уметь
разрезной азбуки и их запись в тетрадь.
записывать слова и предложения с
печатного
образца.
Письмо строчной и заглавной буквы е, Е. Уметь правильно соединять буквы.
Письмо строчной и заглавной буквы ё, Ё. Уметь выполнять звуко-буквенный
анализ.
Списывание текстов из букваря «Ёлка»,
Уметь списывать текст с
«Самолёт».
комментированием.
Письмо строчной и заглавной буквы я, Я. Уметь правильно писать букву;
сравнивать её с другими буквами.
Письмо строчной и заглавной буквы ю,
Уметь писать буквы я, Я, сравнивать с
Ю, слов, предложений с этой буквой.
другими буквами. Составлять слова из
слогов; списывать с печатного текста.

1
1
1

1

1

1

1

Уметь писать под диктовку, читать
написанное с проговариванием.
Работа над ошибками.
Уметь составлять предложения,
подчеркивать опасные места.
Письмо строчной и заглавной буквы ц, Ц. Уметь писать строчную и заглавную
букву ц, Ц, соединять ее с другими
Письмо слогов и слов с этой буквой.
буквами
Письмо строчной и заглавной буквы ч, Ч, Уметь писать строчную и заглавную
слогов и слов с этой буквой.
букву ч, Ч, буквосочетания ча, чу, чк,
чн.
Списывание текстов из Букваря «Игры
Знать письменные строчные и
детей», «Милка и Жучка».
заглавные буквы, знаки препинания в
предложении.
Письмо буквы щ, Щ, буквосочетания ща, Уметь сравнивать и записывать буквы
щу.
ц, Ц, щ, Щ, слова с этими буквами.
Диктант.

Списывание текста «Овощи» из Букваря.

Записывать слова с сочетаниями чущу, ча-ща с проговариванием и
объяснением.
Уметь сравнивать и записывать буквы
ц, Ц, щ, Щ, слова с этими буквами.

1

Записывать слова с сочетаниями чущу, ча-ща с проговариванием и
объяснением.
Письмо строчной и заглавной буквы ф, Ф, Уметь находить пары [ф]-[в], по
слогов и слов с этой буквой.
глухости – звонкости, составлять слова
с этими звуками
Письмо строчной и заглавной буквы э, Э, Уметь писать букву э, Э; находить
слов с этой буквой.
слова-междометия (эй, эх). Писать на
слух слова. Подчеркивать орфограммы.
Буква ъ. Разделительный ъ (твердый
Уметь выполнять звукобуквенный
знак).
анализ слов с ъ.
Повторение изученного материала.

1

Повторение изученного материала.

1

Повторение изученного материала.

1

Письмо текстов из Букваря «Светофор».

1

Письмо текстов из Букваря «Кошка»

1

1

1

Уметь писать строчные и заглавные
буквы; подчеркивать орфограммы
Знать письменные строчные и
заглавные буквы, знаки препинания в
предложении.

1

Письмо текстов из Букваря «Наша семья» Знать письменные строчные и
заглавные буквы, знаки препинания в
предложении.
Повторение изученного материала.

1

Контрольная работа за год.

1

Работа над ошибками. Алфавит.

1
1

Экскурсия в парк.
Экскурсия в музей.

1

Экскурсия в библиотеку.

1

Уметь работать самостоятельно, писать
диктант, указывать количество слогов.
Уметь составлять азбуку из
письменных букв. Составлять
предложения, подчеркивать опасные
места и объяснять их написание.

2 класс
№ п\п

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Тема урока

Предложение и его схема.
Распространение предложений.
Слово.
Составление предложений с данным
словом.
Звуки и буквы.
Контрольное списывание по теме
«Повторение».
Звуки и буквы.

Вид деятельности (развитие речи,
контрольное списывание, диктант)

Контрольное списывание №1

Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы.
Слова, которые различаются одним
звуком.
Слова, которые различаются количеством
звуков.
Слова, которые различаются
последовательностью звуков.
Ударение в словах.
Выделение ударного гласного в слове.
Контрольное списывание по теме «Звуки Контрольное списывание №2
и буквы».

16.

Слог.

17.
18.
19.
20.
21.
22.

Деление слов на слоги.
Гласные в образовании слогов.
Перенос слов по слогам.
Деление слов со звуками и-й на слоги.
Различие звуков Л-Р.
Контрольное списывание по теме «Слог». Контрольное списывание №3
Парные звонкие и глухие согласные.

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.
32.
33.

34.
35.
36.
37.
38.

39.

40.
41.
42.

Различие звуков Б-П.
Различие звуков В-Ф.
Различие звуков Г-К.
Различие звуков Д-Т.
Различие звуков Ж-Ш.
Различие звуков З-С.
Различие звонких и глухих согласных.
Контрольное списывание по теме
«Парные звонкие и глухие согласные».
Шипящие и свистящие согласные.

Контрольное списывание №4

Шипящие согласные.
Свистящие согласные
Различие шипящих и свистящих
согласных.
Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова
или слога.
Буква е в начале слова или слога.
Буква ё в начале слова или слога.
Буква ю в начале слова или слога.
Буква я в начале слова или слога.
Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.
Контрольное списывание по теме
«Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова
или слога».
Твердые и мягкие согласные.
Гласные ы-и после твердых и мягких
согласных.
Гласные о-ё после твердых и мягких
согласных.
Гласные у-ю после твердых и мягких
согласных.
Гласные а-я после твердых и мягких
согласных.

Контрольное списывание №5

43.
44.
45.
46.

47.
48.
49.

50.
51.

52.
53.
54.
55.
56.
57-58
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Гласная е после мягких согласных.
Различие твердых и мягких согласных.
Контрольное списывание по теме
«Твердые и мягкие согласные».
Мягкий знак на конце слова.

Контрольное списывание №6

Буква ь для обозначения мягкости
согласных на конце слова.
Письмо слов с мягкими согласными на
конце.
Различие твердых и мягких согласных на
конце слова.
Различие слов с твердыми и мягкими
согласными
на конце.
Контрольное списывание по теме «
Мягкий знак на конце слова».
Название предметов.
Предмет и его название.
Название предметов, отвечающих на
вопрос что?
Названия частей предмета.
Различие сходных предметов и их
названия.
Контрольное списывание по теме
«Название предметов».
Обобщающее слово для группы
однородных предметов.
Названия предметов, отвечающие на
вопрос кто?
Обобщающее слово для группы
однородных предметов.
Различие слов, отвечающих на вопросы
кто? и что?
Различие слов, обозначающих один и
несколько одинаковых предметов.
Большая буква в именах людей.
Большая буква в именах и фамилиях
людей.
Большая буква в кличках животных
Большая буква в именах и фамилиях
людей, кличках животных
Названия действий.

Контрольное списывание №7

Контрольное списывание №8

67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.

75.
76.
77.
78.

79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.

90.
91.
92-93
94-95
96.

Действие и его название.
Названия действий, отвечающие на
вопрос что делает?
Названия действий, отвечающие на
вопрос что делают?
Подбор названий действий к названиям
предметов. «Кто как голос подает?»
Кто как передвигается?
Одушевленные предметы и их действия.
Неодушевленные предметы и их действия.
Различие названия предметов и названия
действий по вопросам
Предлоги.
Предлог как отдельное слово.
Употребление предлогов в предложении.
Выделение «трудной» гласной в словах.
Написание гласных в словахродственниках.
Предложение.
Выделение предложения из текста.
Правила записи предложения.
Контрольное списывание по теме
Контрольное списывание №9
«Правила записи предложения».
Предложение и его схема.
Различие набора слов и предложения.
Порядок слов в предложении.
Завершение начатого предложения
Контрольное списывание по теме
«Предложение»
Составление предложений по предметной
картинке.
Составление предложений по сюжетной
картинке.
Предложения – вопросы и предложения –
ответы.
Повторение.
Звонкие и глухие согласные.
Твердые и мягкие согласные.
Мягкий знак на конце слов.
Названия предметов.
Большая буква в именах и фамилиях
людей, кличках животных.
Контрольное списывание по теме

Контрольное списывание №10

97.
98-99
100
101.
102.

«Повторение».
Названия действий.
Предложение.
Контрольный диктант за год.
Работа над ошибками.
Обобщение изученного материала.

Контрольный диктант

3 класс
№ п/п
1-2
3-4

5
6-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21

22
23-25
26-28
29-31
32-34
35-37
38-39
40-41
42-44

Тема раздела/урока
Предложение (повторение)
Предложение. Выборочное написание
предложений о предмете

Кол-во часов
2
2

Проверочная работа (диагностическая)
Схема предложений
Дополнение предложений подходящими
по смыслу словами
Работа с деформированным
предложением
Составление предложений по опорным
картинкам
Расчленение сплошного текста на
предложения
Составление предложений, используя
вопросы
Составление предложений по картинке
Контрольная работа «Предложение»

1
3
2

Работа над ошибками. Деление текста на
предложения
Звуки и буквы. Порядок букв в русской
азбуке.
Гласные и согласные звуки и буквы

1

Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я
Ударение в слове
Слог как часть слова
Перенос слов при письме
Твердые и мягкие согласные
Мягкий знак (Ь) на конце и в середине
слова

3
3
3
2
2
3

2
2
2
2
2
1

3
3

Контрольная работа «Мягкий знак (Ь)
на конце и в середине слова»

1

46
47-49
50-52

Работа над ошибками
Гласные после шипящих
Парные звонкие и глухие согласные

1
3
3

53-55

Звонкие и глухие согласные на конце
слова
Разделительный мягкий знак (ь)
Слово. Названия предметов
Большая буква в именах людей
Большая буква в кличках животных

3

Большая буква в названиях городов, сёл,
деревень, улиц
Названия действий
Названия признаков
Предлоги
Словарный диктант «Слово»
Работа над ошибками. Дополнение
предложений подходящими по смыслу
словами.
Правописание предлогов.
Предложение. Составление предложений
по деформированному тексту.
Правильное употребление предлогов в
речи. Дописывание предложений. Подбор
нужных предлогов.

3

89-91

Согласование слов в предложении.

3

92-94

Деление текста на предложения. Работа с
деформированным предложением.
Составление предложений по вопросам.

3

Повторение. Звуки и буквы.
Итоговая контрольная работа
«Предложение»
Работа над ошибками
Повторение. Слово.

2
1

45

56-58
59-61
62-64
65-67
68-70
71-73
74-76
77-79
80
81

82-83
84-85
86-88

95-97
98-99
100
101
102
Итого

3
3
3
3

3
3
3
1
1

2
2
3

3

1
1
102

4 класс

Номер
1

2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Тема
Повторение 8ч.
Предложение. Выделение его из текста. Вводный инструктаж по ОТ и ТБ.
Предложение законченное и незаконченное.
Завершение начатого предложения.
Предложение и его схема. Распространение предложений.
Порядок слов в предложении.
Выделение в предложении предметов, действий, признаков.
Составление предложений по сюжетной картинке.
Составление предложений по предметной картинке.
Звуки и буквы. 48ч.
Алфавит. Расположение слов по алфавиту.
Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове.
Ударные и безударные гласные. Их различение.
Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позициях.
Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позициях.
Проверка безударных гласных в слове.
Проверка безударных гласных в слове.
Проверка безударных гласных в слове.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
Диктант.
Твёрдые и мягкие согласные. Различение твёрдых и мягких согласных перед
гласными.
Обозначение мягкости согласных на письме буквами е,ё,ю,я,и
Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.
Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.
Различение твёрдых и мягких согласных.
Написание жи-ши,ча-ща, чу-щу в словах.
Написание жи-ши,ча-ща, чу-щу в словах.
Написание жи-ши,ча-ща, чу-щу в словах.
Написание жи-ши,ча-ща, чу-щу в словах.
Различение правил правописания в словах.
Диктант.
Разделительный мягкий знак (ь) перед гласными е,ё,ю,я,и.
Перенос слов с разделительным мягким знаком.
Правило правописания слов с разделительным мягким знаком.
Правило правописания слов с разделительным мягким знаком.
Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него.

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74

Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак.
Разделительный мягкий знак. Закрепление знаний.
Контрольный диктант за 1 триместр по теме «Твердые и мягкие согласные»
Работа над ошибками.
Различение звонких и глухих согласных в словах.
Наблюдение за парными согласными на конце слова.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.
Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных.
Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных.
Правила правописания в слове. Закрепление знаний.
Правила правописания в слове. Закрепление знаний.
Правила правописания в слове. Закрепление знаний.
Правила правописания в слове. Закрепление знаний.
Диктант.
Слово. Названия предметов, действий и признаков.
Названия предметов. Различение названий предметов по вопросам кто? что?
Различение названий предметов по вопросам кого? чего?
Различение названий предметов по вопросам кому? чему?
Различение названий предметов по вопросам кем? чем?
Различение названий предметов по вопросам о ком? о чём?
Выделение названий предметов в предложении.
Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и
кличках животных.
Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц.
Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц.
Названия предметов. Закрепление знаний.
Названия предметов. Закрепление знаний.
Диктант.
Названия признаков. Определение признаков предмета по вопросам какой?
какая? какое? Какие?
Постановка вопросов к названиям признаков предмета.
Постановка вопросов к названиям признаков предмета.
Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус
предмета.
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета.
Определение предмета по его признакам.
Различение названий предметов, действий, признаков.
Постановка вопросов к словам в предложении.
Распространение предложений словами, обозначающими признаки предметов.
Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки
предметов, по вопросам.

75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116

Повторение пройденного.
Контрольный диктант за 2 триместр по теме «Слово»
Работа над ошибками.
Предлоги по, к от, над, под, о, в, на со словами.
Предлог из со словами.
Предлог за со словами.
Предлог без со словами.
Предлог до со словами.
Предлог про со словами.
Предлоги. Закрепление знаний.
Предлоги. Закрепление знаний.
Предлоги. Закрепление знаний.
Диктант.
Действие предметов. Слова, обозначающие действие.
Постановка вопросов к словам , обозначающим действие предметов.
Постановка вопросов к словам , обозначающим действие предметов.
Постановка вопросов к словам , обозначающим действие предметов.
Нахождение в тексте слов, обозначающих предметы и действия.
Нахождение в тексте слов, обозначающих предметы и действия.
Нахождение в тексте слов, обозначающих предметы и действия.
Самостоятельная работа по теме «Действие предмета».
Обобщающее повторение. Предметы, действия, признаки.
Обобщающее повторение. Предметы, действия, признаки.
Обобщающее повторение. Предметы, действия, признаки.
Диктант.
Предложение. Выделение предложений из текста.
Выделение предложений из текста.
Деление текста на предложения.
Деление текста на предложения.
Завершение начатого предложения.
Завершение начатого предложения.
Порядок слов в предложении.
Порядок слов в предложении.
Порядок слов в предложении.
Порядок слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Предложения, разные по интонации. Вопросительные предложения.
Вопросительные предложения.
Восклицательные предложения.

117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Восклицательные предложения.
Разные по интонации предложения.
Разные по интонации предложения.
Разные по интонации предложения.
Повторение. Правописание гласных и согласных в слове
Правописание гласных и согласных в слове.
Контрольный диктант за год по теме «Предложение».
Работа над ошибками.
Названия предметов, действий, признаков.
Названия предметов, действий, признаков.
Названия предметов, действий, признаков.
Названия предметов, действий, признаков.
Предложение.
Предложение.
Предложение.
Письмо по памяти.
Письмо по памяти.
Учись объяснять.
Учись объяснять
Правописание словарных слов.

Материально-техническое обеспечение учебники:
1 класс –Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь.1 класс.Учебник для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.
В двух частях.– М.: Просвещение, 2017 г.;
Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Пропись. Для 1 класса
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. В трёх частях, – М.: Просвещение, 2017г.;
рабочие тетради на печатной основе: «Подготовка к письму» №1, №2, Тетрадь для
рисования, серия «Рабочие тетради для дошкольника», - ООО «ВК «Даколта» г.Киров;
2 класс – Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык. 2 класс. Учебник для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.
В 2 частях. – М.: Просвещение, 2017 г.;
Якубовская Э.В.Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс.
Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В 2 частях, – М.: Просвещение, 2018г.;

3 класс – Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык. 3 класс. Учебник для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.
В 2 частях. – М.: Просвещение, 2017 г.;
Якубовская Э.В.Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс.
Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В 2 частях, – М.: Просвещение, 2018г.;
4 класс – Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык. 4 класс. Учебник для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.
В 2 частях. – М.: Просвещение, 2017 г.4
Якубовская Э.В.Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс.
Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В 2 частях, – М.: Просвещение, 2017г.;
программно-методическое обеспечение:
Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте: метод.рекомендации
для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы– М.: Просвещение, 201 г.
Аксенова А.К. - Методика обучения русскому языку в специальной
(коррекционной) школе, - М.: Гуманитарн. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009;
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4
классах вспомогательной школы. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991г.;
Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994г.;
Волина В.В. Занимательноеазбуковедение.- М.: Просвещение, 1994г.;
Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы.
Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1988;
Якубовская Э.В. Русский язык. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб.пособие
для общеобразоват. организаций, реализ. адапт. основные общеобразоват. программы, М.: Просвещение, 2017г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».