МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Администрация Белинского района МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской области Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол №1 от 27.08.2024 г. Принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 28.08.2024 г. «Утверждаю» Директор МОУ СОШ им. И.И.Пушанина с.Пушанина _____________Мирошкина Е.В. Приказ № 93/12 от 30.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Занимательный русский» для обучающихся 5 класса Учитель: Исаева Е.А. 2024-2025 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа среднего общего образования по предмету «Занимательный русский» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом примерной программы среднего общего образования по предмету, учебного плана основной образовательной программы, реализующей ФГОС СОО и требований к результатам обучения и освоения элективного предмета, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования. Цель программы – создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; обогащение словарного запаса и формирование грамотной устной и письменной речи; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. Задачи программы Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной работе над познанием родного языка; формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы. Развивающие: приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Занятия по внеурочной деятельности ориентированы на системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании, основанные на проблемном, личностно ориентированном обучении, сотрудничестве учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся. Деятельность обучающихся в рамках данной программы базируется на следующих принципах: научность, связь теории и практики; принцип учёта возрастных особенностей учащихся; принцип связи обучения и воспитания с жизнью; учёт индивидуальных особенностей учащихся; принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности; непрерывность образования и воспитания личностных качеств учащихся как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса. Планируемые результаты внеурочной деятельности . Личностные: 1. уважение ценностей семьи, общества; 2. любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 3. эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; 4. эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; 5. чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 6. интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; 7. интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения; 8. интерес к изучению языка; 9. осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД 1. способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; 2. овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; 3. способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; 4. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 5. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: 1. умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 2. умение пользоваться словарями, справочниками; 3. умение осуществлять анализ и синтез; 4. умение устанавливать причинно-следственные связи; 5. умение строить рассуждения; Коммуникативные УУД: 1. умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; 2. умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения; 3. способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; 4. способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; 5. способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления. Место данного курса в базисном учебном плане. Рабочая программа по предмету «Занимательный русский» предназначена для учащихся 5 классов и учитывает возрастные особенности школьников 11-12 лет. Она может быть использована как в работе с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов. Срок реализации программы – 1 год. Курс рассчитан на 45 минут. Продолжительность занятия 45 минут. Итоговой работой по окончанию курса является промежуточная аттестация, которая оценивается как «зачет» или «незачет». Формы проведения занятий лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая. Содержание программы Раздел1 Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает» В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме. Раздел 2 Загадки русского словообразования. ( Морфемика. Словообразование. Этимология) О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова Этимология слов. Работа со словарями Сказочные превращения. Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет. Раздел3. Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) Зачем нужно знать алфавит В чём секрет правописания морфем Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания Не пером пишут – умом. Тайны письма. Бенефис знаний. Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы. Раздел 4 Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) На какие группы делится словарный состав русского языка В чём особенность употребления слова в художественном тексте. О чём рассказывают фразеологизмы Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа. Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения. Раздел5 Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и его форм. Как отличать грамматические омонимы. Какими бывают предложения. Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях. Раздел 6 Речевой этикет. Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета. Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм. Раздел 7 Обобщающее занятие Промежуточная аттестация.. Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник Тематическое планирование. № 1 2-3 4-5 6. 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26-27 28-29 30-31 32-33 34 Тема занятия. Организационное занятие Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушаетсобирает» О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова Этимология слов. Работа со словарями Сказочные превращения. Зачем нужно знать алфавит В чём секрет правописания морфем Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания Не пером пишут – умом. Тайны письма. Бенефис знаний. На какие группы делится словарный состав русского языка В чём особенность употребления слова в художественном тексте. О чём рассказывают фразеологизмы Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и его форм. Как отличать грамматические омонимы. Какими бывают предложения. Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета. Промежуточная аттестация. Кол-во часов. 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 Плановые сроки прохождения. План. Факт. Учебно - методическое обеспечение программы 1. Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся национальных школ.- Л.: Просвещение, 1984. 2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия/ М.: Эксмо; Форум, 2007. 3. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение,1981. 4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1987. 5. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся М.: Просвещение, 1983. 6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- М.: 7. Пословицы русского народа /Сб. В. Даля в 2-х томах.- М.: Художественная литература, 1984. 8. Словарь иностранных слов.- СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007. 9. Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка.- СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007. 10. Фразеологический словарь русского литературного языка / Составитель А.И. Федоров.- М.: ООО «Фирма. Издательство АСТ», 2001. Литература 1. Арсирий А.Г. Занимательная грамматика русского языка.- М.: Экслибрис - Пресс, 1997.\ 2. Арсирий А.Г. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся/ Под ред. Л.П. Крысина.- М.: Просвещение, 1995.\ 3. Водолазьская С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 4. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г 5. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996 6. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 1996 г 7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ "БАО", 1997 г. 8. Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс/ Составитель И.Г. Гергель.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. 9. Кодухов В. Рассказы о синонимах: Кн. для внеклассного чтения для учащихся.- М.: Просвещение, 1984. 10. Козловский Я. Веселые приключения не только для развлечения.- М.: Детская литература, 1993. 11. Колесов В. История русского языка в рассказах.- М.: Просвещение, 1982. 12. На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку. Книга для учащихся / под ред. Чесноковой Л.Д.- М.: Просвещение, 1996. 13. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Русский язык/ Авт. В.В. Волина; Под общей ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.\ Образовательные электронные ресурсы: 1. http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ 2. http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении 3. Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/ 4. Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/ 5. Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm 6. Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен")