Рабочая программа курса внеурочной деятельности Занимательный русский (5 класс)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района

МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района
Пензенской области
Рассмотрено на заседании
методического объединения
Протокол №1 от 27.08.2024 г.

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 28.08.2024 г.

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
_____________Мирошкина Е.В.
Приказ № 93/12 от 30.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Занимательный русский»
для обучающихся 5 класса

Учитель: Исаева Е.А.

2024-2025 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа среднего общего образования по предмету «Занимательный русский»
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, с учетом примерной программы среднего общего образования по предмету, учебного
плана основной образовательной программы, реализующей ФГОС СОО и требований к результатам
обучения и освоения элективного предмета, сформулированных в федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования.
Цель программы – создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к
изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и
фразеология»; обогащение словарного запаса и формирование грамотной устной и письменной речи;
совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе
речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи программы
Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний,
умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка; пробуждение потребности у учащихся к
самостоятельной исследовательской и проектной работе над познанием родного языка;
формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение
словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся; углубление и
расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся
разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку,
интереса к чтению литературы.
Развивающие: приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие
умения пользоваться разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной
деятельности в работе с книгой.
Занятия по внеурочной деятельности ориентированы на системно-деятельностный и
компетентностный подходы в образовании, основанные на проблемном, личностно ориентированном
обучении, сотрудничестве учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся.
Деятельность обучающихся в рамках данной программы базируется на следующих принципах:
научность, связь теории и практики;
принцип учёта возрастных особенностей учащихся;
принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
учёт индивидуальных особенностей учащихся;
принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской)
деятельности;
непрерывность образования и воспитания личностных качеств учащихся как механизма обеспечения
полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса.
Планируемые результаты внеурочной деятельности .
Личностные:
1. уважение ценностей семьи, общества;
2. любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
3. эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

4. эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
5. чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
6. интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
7. интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения;
8. интерес к изучению языка;
9. осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски
учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой;
2. овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
3. способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий;
4. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
5. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
1. умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
2. умение пользоваться словарями, справочниками;
3. умение осуществлять анализ и синтез;
4. умение устанавливать причинно-следственные связи;
5. умение строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
1. умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свёрнутости;
2. умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом
замысла, адресата, ситуации общения;
3. способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4. способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
5. способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.
Место данного курса в базисном учебном плане.
Рабочая программа по предмету «Занимательный русский» предназначена для учащихся 5 классов и
учитывает возрастные особенности школьников 11-12 лет. Она может быть использована как в работе
с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов. Срок реализации
программы – 1 год. Курс рассчитан на 45 минут. Продолжительность занятия 45 минут. Итоговой

работой по окончанию курса является промежуточная аттестация, которая оценивается как «зачет»
или «незачет».
Формы проведения занятий
 лекции;
 практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных
материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок,
сказок.
 анализ и просмотр текстов;
 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными
словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное
составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
 игровая;
 теоретическая;
 практическая.
Содержание программы
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.)
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Для чего используют звуковые повторы в речи.
Какова роль интонации в устной речи
Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные
тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
( Морфемика. Словообразование. Этимология)
О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Этимология слов. Работа со словарями
Сказочные превращения.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела
обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по
желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)
Зачем нужно знать алфавит
В чём секрет правописания морфем
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных
произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)
На какие группы делится словарный состав русского языка
В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
О чём рассказывают фразеологизмы
Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают
языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
В чём секрет глагола и его форм.
Как отличать грамматические омонимы.
Какими бывают предложения.
Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются
задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится
мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6
Речевой этикет.
Правила речевого этикета.
Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающее занятие
Промежуточная аттестация..
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый
эрудированный и интеллектуальный школьник

Тематическое планирование.
№

1
2-3
4-5
6.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26-27
28-29
30-31
32-33
34

Тема занятия.
Организационное занятие
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Для чего используют звуковые повторы в речи.
Какова роль интонации в устной речи
Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушаетсобирает»
О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Почему с течением времени может измениться морфемный
состав слова
Этимология слов. Работа со словарями
Сказочные превращения.
Зачем нужно знать алфавит
В чём секрет правописания морфем
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл
высказывания
Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Бенефис знаний.
На какие группы делится словарный состав русского языка
В чём особенность употребления слова в художественном
тексте.
О чём рассказывают фразеологизмы
Фразеология в художественных произведениях.
Лабораторная работа.
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
В чём секрет глагола и его форм.
Как отличать грамматические омонимы.
Какими бывают предложения.
Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки
знаний.
Правила речевого этикета.
Формулы речевого этикета.
Промежуточная аттестация.

Кол-во
часов.
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1

Плановые
сроки
прохождения.
План. Факт.

Учебно - методическое обеспечение программы
1. Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка:
Пособие для учащихся национальных школ.- Л.: Просвещение, 1984.
2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная
версия/ М.: Эксмо; Форум, 2007.
3. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие
для учащихся.- М.: Просвещение,1981.
4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для
учащихся.- М.: Просвещение, 1987.
5. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для
учащихся М.: Просвещение, 1983.
6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Российская
академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- М.:
7. Пословицы русского народа /Сб. В. Даля в 2-х томах.- М.: Художественная
литература, 1984.
8. Словарь иностранных слов.- СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.
9. Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка.- СПб.:
ООО «Виктория плюс», 2007.
10. Фразеологический словарь русского литературного языка / Составитель А.И.
Федоров.- М.: ООО «Фирма. Издательство АСТ», 2001.
Литература
1. Арсирий А.Г. Занимательная грамматика русского языка.- М.: Экслибрис - Пресс, 1997.\
2. Арсирий А.Г. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для
учащихся/ Под ред. Л.П. Крысина.- М.: Просвещение, 1995.\
3. Водолазьская С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины,
олимпиады.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
4. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г
5. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996
6. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 1996 г
7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ "БАО", 1997
г.
8. Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс/ Составитель И.Г. Гергель.- Волгоград:
ИТД «Корифей», 2006.
9. Кодухов В. Рассказы о синонимах: Кн. для внеклассного чтения для учащихся.- М.:
Просвещение, 1984.
10. Козловский Я. Веселые приключения не только для развлечения.- М.: Детская литература,
1993.
11. Колесов В. История русского языка в рассказах.- М.: Просвещение, 1982.
12. На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку. Книга для учащихся / под
ред. Чесноковой Л.Д.- М.: Просвещение, 1996.
13. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Русский язык/ Авт. В.В. Волина; Под общей ред. О.Г. Хинн.- М.:
ООО «Издательство АСТ», 1997.\
Образовательные электронные ресурсы:
1. http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
2. http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные
технологии в обучении
3. Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/

4. Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
5. Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
6. Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен")


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».