МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района
МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района Пензенской области
Рассмотрено на заседании
методического объединения
Протокол №1 от 27.08.2024 г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 28.08.2024 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
_____________Мирошкина Е.В.
Приказ № 93 от 30.08.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Агростарт»
для обучающихся 7 класса
1
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Агростарт» для основного общего
образования разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования с учетом федеральной основной образовательной
программы основного общего образования также федеральной рабочей программы
воспитания.
1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
7 класс
Раздел 1. Введение в образовательную программу
Теория: Организационное занятие. Ознакомление обучающихся с планом работы.
Раздел 2
Овощеводство – наука об овощах
Теория: История овощеводства в России. Отечественные и зарубежные ученые-овощеводы.
Значение приусадебного овощеводства. Легенды, сказки, загадки, пословицы и поговорки об
овощах. Овощи – источники витаминов, минеральных солей и других питательных веществ.
Влияние витаминов содержащихся в овощах на здоровье человека. Овощные культуры в
рационе питания человека. Классификация овощных растений. Основные закономерности
роста и развития у различных групп овощных растений. Кладовая витаминов.
Практика: Правила безопасной работы при уборке урожая
Раздел 3. Понятие о почве и её плодородии
Теория: Требования к основной обработке почвы под различные овощные культуры. Понятие
– почва и ее плодородие. История возникновения почвы. Значение в жизни растений. Внешние
признаки плодородия. Механический состав почвы. Типы почв. Кислотность почв.
Физические свойства почвы: влагоемкость, водопроницаемость и др. Рациональное
использование почвы. Охрана почв. Система удобрения. Способы внесения удобрений под
овощные культуры.
Практика: Определение механического состава почв. Определение влажности, влагоемкости,
водопроницаемости почвы. Определение кислотности почвы.
Раздел 4. Система удобрения.
Теория: Оптимальные свойства почв для овощных культур. Особенности питания овощных
культур. Отзывчивость овощных культур на удобрения. Особенности применения различных
видов и форм удобрений. Микроудобрения. Применение органических удобрений.
Практика: Способы внесения удобрений под овощные культуры. Принципы составления
системы удобрения и расчета норм внесения удобрений для получения планируемых
урожаев.
Раздел 5. Севообороты открытого и культурообороты закрытого грунта
Значение севооборотов в повышении эффективности овощеводства. Научные основы чередования
овощных культур в севообороте. Применение гербицидов, рыхление, окучивание, мульчирование.
Хирургические приемы:прищипка, пасынкование.
Практика: Составление схем овощных севооборотов для хозяйств различной специализации.
Составление плана овощного севооборота
Игра: «Угадай овощ по семени», «Определи семейство».
2
Раздел 6. Возделывание овощей в открытом грунте
Теория: Техника посева семян овощных культур на рассаду. Стимуляторы роста, их
применение при выращивании овощных культур. Понятие сорт и гибрид. Выбор сортов и
гибридов для защищённого грунта. Выбор сортов и гибридов для открытого и защищённого
грунта
Практическая работа: «Составление земельной смеси. Набивка ящиков. Посев». Возделывание
овощей в открытом грунте. Листовые овощные растения. Капуста. Фазы роста.
Лимитирующие факторы. Агротехника. Приемы ухода за овощной рассадой (пикировка,
полив, рыхление, подкормки). «Подготовка семян капусты к посеву». Составление календаря
подкормок овощных растений. «Пикировка рассады. Уход за рассадой».
Раздел 7. Вредители и болезни овощных культур.
Теория: Типы болезней сельскохозяйственных растений. Болезни некоторых овощных
культур, период появления, внешние признаки, условия, способствующие распространению
инфекции. Вредители овощных культур, их морфологические признаки, количество
поколений, меры борьбы с ними.
Практика: «Определение вредителей и болезней овощных культур». Подготовка сообщений
на тему: «Наиболее распространенные вредители овощных культур»,
«Ознакомление с сорными растениями по гербарным образцам, работа с определителями и
другой справочной литературой. Биологические средства борьбы с вредителями и болезнями
овощных культур.
Раздел 8. Сорные растения.
Теория: Сорные растения – одна из главных причин, препятствующих достижению высоких
урожаев. Происхождение. Сорняки – лекарственные растения. Особенности размножения,
какодна из причин засорения почв. Способы борьбы с сорными растениями в связи с их
особенностями развития. Современные экологические методы борьбы. Предупредительные и
истребительные меры борьбы.
Раздел 9. Экология на страже здоровья человека.
Теория: Влияние
вредных веществ, накапливаемых овощами на здоровье
человека.Проблемы выращивания экологически чистых овощей. Нитраты, их
польз
и вред. Овощи – как возможный источник накопления нитратов в овощных блюдах. Охрана
здоровья человека, первая помощь при отравлении нитратами.
Практика: Составление таблицы по предельно допустимой концентрации нитратов в овощах.
Конкурс рисунков «Приготовь полезный салат из овощей». Фенологические наблюдения за
опытами.
Раздел 10. Основные понятия семеноводства.
Теория: Задачи и организация семеноводства. Понятие и состав сорта, местные и
районированные сорта, гибриды. Особенности выращивания культурных растений.
Практика: Проект «Сортоиспытание моркови».
Раздел 11. Итоговое занятие. Зачет.
Формы организации: творческая лаборатория.
Виды деятельности:
работа над проектом
исследование
беседа, показ, объяснение
защита проекта
зачет
3
2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствиис традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения программы учебного курса основного общего образования
отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций ирасширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважениеправ,
свобод и законных интересов других людей;
– активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края,страны;
– неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
– понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
– представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
– представление о способах противодействия коррупции;
– готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
– готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
2) патриотического воспитания:
–
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
– ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
– уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3) духовно-нравственного воспитания:
–ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
–готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людейс позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
–активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности вусловиях
индивидуального и общественного пространства.
4) эстетического воспитания:
–восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего идругих народов,
понимание эмоционального воздействия искусства;
–осознание важности художественной культуры как средства коммуникации исамовыражения;
–понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
–стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
4
благополучия:
–осознание ценности жизни;
–ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
–осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
–соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в Интернет-среде;
–способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
–умение принимать себя и других, не осуждая;
–умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;
–сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
6) трудового воспитания:
–установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации,
населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
–интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания;
–осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
–готовность адаптироваться в профессиональной среде;
–уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
–осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов, и потребностей.
7) экологического воспитания:
–ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
–повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред;
–готовность к участию в практической деятельности экологическойнаправленности.
–8) ценности научного познания:
–ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
–овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
–овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
5
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
– освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
– способность обучающихся взаимодействовать в условиях неопределённости, открытость опыту
и знаниям других;
– способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться удругих людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
– навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
– умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять
операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать
понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее –
оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
– умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
– умение
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
– способность обучающихся
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие изменения и их последствия;
– воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию
стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
– формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находитьпозитивное в
произошедшей ситуации;
– быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
В результате изучения учебного курса на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальныеучебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия:
– выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
– устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
– с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
– предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
– выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленнойзадачи;
– выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
– проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
6
– самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельновыделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
– использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
– формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
– формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
– проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей
и зависимости объектов между собой;
– оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования
(эксперимента);
– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
– прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
– Работа с информацией:
– применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
– находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
– самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
– оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
или сформулированным самостоятельно;
– эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действияОбщение:
– воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
– выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
– распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
– в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание общения;
– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций;
– публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
7
– самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действияСовместная деятельность
–понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
–принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
–обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
–планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и иные);
–выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своемунаправлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
–оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
–сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность кпредоставлению отчёта
перед группой.
Самоорганизация
–выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
–ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения
в группе, принятие решений группой);
–самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способрешения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
–составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
–проводить выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль
–владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
–давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
–учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решенииучебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
–объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;
–вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихсяситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
–оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект
–различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
–выявлять и анализировать причины эмоций;
8
–ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
–регулировать способ выражения эмоций.
Принимать себя и других
–осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право наошибку и
такое же право другого;
–принимать себя и других, не осуждая;
–открытость себе и другим;
–осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
- - основные сельскохозяйственные культуры;
- что такое почва
- -механический состав почвы;
- -основные виды сорняков;
- полезных и вредных жителей огорода;
- агротехнику овощных культур;
- меры борьбы с вредителями и болезнями овощных культур;
- биологические методы защиты;
- правила ведения исследовательской работы по овощеводству.
- Обучающиеся будут уметь:
- проводить наблюдение за ростом и развитием овощных растений и делать егоанализ;
- работать с определителями овощных растений;
- правила техники безопасности при работе с инвентарём;
- - распознавать семена овощных культур
- - правильно посадить рассаду и ухаживать за ней в течение всего вегетационногопериода;
- - проводить наблюдения за овощными растениями, за природными явлениями,работать
со справочной литературой;
самостоятельно выполнять различные виды исследований, составлять по итогамотчеты.
3. Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых
на изучение каждой темы, и возможность использования по каждой теме электронных
ресурсов
7 класс (34 часа)
№
1
Электронные
(цифровые)
Тема занятия
Теория Практика
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Введение в образовательную программу
Вводное занятие.
1
http://www.ovosc
Инструктаж по технике
hevodstvo.com/lit
безопасности
eratur
Форма
проведения
занятия
Беседа
Раздел 2. Овощеводство-наука об овощах
2
История овощеводства в
России
1
http://www.ovosc
hevodstvo.com/lit
Беседа,
объяснение
9
3
Овощи в питании
человека.
Классификация овощных
растений
1
4
Районированные сорта
овощей открытого грунта
1
5
Районированные сорта
овощей открытого грунта
1
Раздел 3. Понятие о почве и её плодородии
Понятие – почва и ее
6
1
плодородие.
Удобрения
eratur
Исследование
Практика
Практика
http://www.ovosc
hevodstvo.com/lit
eratur
7
Определение влажности,
влагоемкости,
водопроницаемостии
механического состава
почвы
1
Исследование
8
Схема расчет норм
внесения удобрений
1
Практика
Раздел 4. Система удобрения
Требования к почве под
1
http://www.ovosc
овощные культуры
hevodstvo.com/lit
10
1
Особенности питания
eratur
овощныхкультур
11
1
Способы внесения
удобрений под
овощные культуры
Нормы и система
12
1
внесения удобрений
Раздел 5. Севообороты открытого и культурообороты закрытогогрунта
Севооборот в
13
1
http://www.ovosc
овощеводстве. Уходза
hevodstvo.com/lit
овощными культурами
eratur
Составление плана
14
1
овощного севооборота
Беседа
Изготовление
1
дидактических
карточек
Раздел 6. Возделывание овощей в открытом грунте
Практика
9
15
16
17
18
19
Посев семян овощных
культур
Понятие сорт и
гибрид
Подготовка ящиков с
земельной смеси исемян
к посеву
Посев. Пикировка
рассады
1
1
http://www.ovosc
hevodstvo.com/lit
eratur
Беседа
Практика
Расчет
Беседа
Практика
Практика
Беседа
1
Практика
1
Практика
10
Раздел 7. Вредители и болезни овощных культур
Болезни
20
1
сельскохозяйственных
растений
Вредители овощных
21
1
культур
Определение
22
вредителей и болезней
овощныхкультур
Ознакомление с сорными
23
растениями по
гербарным образцам
Раздел 8. Сорные растения
Сорняки: вред,
24
1
происхождение,
меры борьбы
25,
Сорняки –
1
26
лекарственные
растения
27
Круглый
стол
«Сорняки
–
лекарственные растения»
http://www.ovosc
hevodstvo.com/lit
eratur
Беседа
Бесела
1
Практика
1
Практика
http://www.ovosc
hevodstvo.com/lit
eratur
Беседа
Беседа-показ
Практика
1
Раздел 9. Экология на страже здоровья человека
28
29
30
Выращивание
экологически
чистых овощей
Предельно допустимые
концентрации нитратов в
овощах
1
Первая
помощь
при
отравлении нитратами.
1
http://www.ovosc
hevodstvo.com/lit
eratur
Исследование
Практика
1
Раздел 10. Основные понятия семеноводства
Задачи и
31
1
организация
семеноводства
Беседа
http://www.ovosc
hevodstvo.com/lit
eratur
Беседа
32
Работа над проектом
1
33
Проект
«Сортоиспытание
моркови»
Раздел 11. Итоговое
занятие
Зачет
1
Работа над
проектом
Защита проекта
1
Зачет
34
11