МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района
МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина
Белинского района Пензенской области
Рассмотрено на заседании
методического объединения
Протокол №1 от 27.08.2024 г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 28.08.2024 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
_____________Мирошкина Е.В.
Приказ № 93/12 от 30.08.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
для 5-9 классов
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009E250BF7F2DBEF4D350E4DBA884261D3
Владелец: Мирошкина Елена Викторовна
Действителен: с 18.12.2024 до 13.03.2026
2024-2025 учебный год
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
(далее – программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов федеральных основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом
выбора
участниками
образовательных
отношений
курсов
внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке,
но и во внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по
программе, является
развитие
у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских
духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
– в формировании его российской идентичности;
– в формировании интереса к познанию;
– в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам
и уважительного отношения к правам и свободам других;
– в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных
и правовых норм;
– в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
– в развитии у школьников общекультурной компетентности;
– в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
– в осознании своего места в обществе;
– в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
4
– в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей».
2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального
учебно-методического
объединения
по
общему
образованию
(протокол от 2 июня 2020 г. №2/20).
3. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100).
4. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
5. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего
образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676).
6. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
5
8. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
9. Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций
по проведению цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном"».
10.Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован
12.07.2023 № 74229).
11. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован
12.07.2023).
12. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
среднего
общего
образования»
(Зарегистрирован
12.07.2023 № 74228).
13. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 19.02.2024 № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331).
14. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы
6
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных
образовательных
программ
начального
общего
образования, основного общего образования и среднего общего
образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4,
5–7, 8–9 и 10–11 классов, в течение одного учебного года, если занятия
проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую
позицию
по
обсуждаемым
темам
(например,
познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы
и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика
и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого
воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается
в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности
территории,
где
функционирует
данная
образовательная
организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся,
целесообразно
уточнить
(изменить,
скорректировать)
7
и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал
каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным
содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику
анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие
поднятием
проходит
Государственного
(исполнением)
каждый
флага
Государственного
понедельник.
Российской
гимна
Оно
Федерации,
Российской
начинается
слушанием
Федерации. Это
мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со
сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание
на три структурные части сценария: первая часть – мотивационная, вторая часть –
основная, третья часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую
содержательную часть занятия.
Основная
обучающихся:
часть
строится
интеллектуальной
как
сочетание
(работа
с
разнообразной
представленной
деятельности
информацией),
коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение
разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой
(обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
8
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь
ориентир, направление движения, позитивный образ будущего задаёт жизни
определённость и наполняет её смыслами. Образ будущего страны – сильная и
независимая Россия. Будущее страны зависит от каждого из нас уже сейчас.
Образование – фундамент будущего. Знания – это возможность найти своё место в
обществе и быть полезным людям и стране. Россия – страна возможностей, где
каждый может реализовать свои способности и внести вклад в будущее страны. Век
информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС.
Информационное
телеграфное
агентство
России
(ИТАР-ТАСС)
–
это
крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб
страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными
оставались его государственный статус и функции – быть источником
достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне важен
навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать
информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская
компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные
перевозки.
Российские
железные
дороги
вносят
огромный
вклад
в
совершенствование экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый
устойчивый
и
круглогодичный.
надёжный
Развитие
для
пассажиров:
транспортной
сферы
всепогодный,
стратегически
безопасный и
важно для
будущего страны, а профессии в этих направлениях очень перспективны и
востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль
промышленности нашей страны, главной задачей которой является производство
продуктов питания. Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую
миссию по обеспечению всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют
обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты. Сельское хозяйство - это
9
отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с современными
технологиями: роботами, информационными системами,
цифровыми
устройствами. Разноплановость и востребованность
сельскохозяйственных
профессий,
технологичность
и
экономическая
привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий.
Назначение
учителя
–
социальное
служение,
образование
и
воспитание
подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя уважаем,
социально значим, оказывает влияние на развитие образования членов общества.
Учитель – советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина
России. Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической
памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль
России в мировой истории – одна из стратегий информационной войны против
нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за
себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный
подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в
соответствии с духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого
человека. Финансовая самостоятельность и финансовая грамотность.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для каждого
гражданина страны. Знания и навыки для построения крепкой семьи в будущем.
Почему важна крепкая семья? Преемственность поколений: семейные ценности и
традиции (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании
детей). Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к
старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и
дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство –
качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей,
кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с
1
0
культурой, историей и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это
вид путешествий, основой которого являются поездки туристов по стране с целью
знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни
одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны,
основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны,
процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего
человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие.
Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как проявление
добрых чувств и заботы об окружающих. Здоровый образ жизни как забота о себе и
об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в
доме,
хранительница
женское
лицо,
образ
семейного
очага,
«Родины-матери».
воспитательница
Материнство
детей. У России
–
это
счастье
и
ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной жизни.
«Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Материнство как особая
миссия.
Роль
материнства
в
будущем
страны.
Защита
материнства
на
государственном уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность
волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории
и современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления
волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т.
д.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и
мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны.
Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего
других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу других.
Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя волевые качества:
1
1
смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО –
защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских
законов от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. От
инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа
депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры). Участие молодёжи в
законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все
народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения
новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового
года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек.
О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том
числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или
иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история
праздника.
Информационные
источники
формируют
общественное
мнение.
Профессиональная этика журналиста. Издание печатных средств информации –
коллективный труд людей многих профессий. Зачем нужны школьные газеты?
Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его
традиции. История основания Московского государственного университета имени
М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией,
возможность для творчества и самореализации. Перспективы получения высшего
образования. Как сделать выбор? Студенчество и технологический прорыв.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в
современном мире. БРИКС
–
символ
многополярности мира. Единство и
многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам развивать
торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни
общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом союзников и
партнёров. Значение российской культуры для всего мира.
1
2
Бизнес
и
технологическое
предпринимательство.
Экономика: от
структуры хозяйства к управленческим решениям. Что сегодня делается для
успешного развития экономики России? Цифровая экономика – это
деятельность, в основе которой лежит работа с цифровыми технологиями. Какое
значение имеет использование цифровой экономики для развития страны?
Механизмы цифровой экономики. Технологическое предпринимательство как
особая сфера бизнеса. Значимость технологического предпринимательства для
будущего страны и её технологического суверенитета.
Искусственный
интеллект
и
человек.
Стратегия
взаимодействия.
Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая
процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект –
помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает
хорошими знаниями и критическим мышлением. Степень ответственности тех, кто
обучает ИИ.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День
защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает
сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации,
проявление любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня
рождения великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского
воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территория
развития страны. Почему для России важно осваивать Арктику? Артика – ресурсная
база России. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной
отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного морского
пути.
Знакомство с проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица,
мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся
женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый
спорт
в
России.
Развитие
массового спорта
–
вклад в
1
3
благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ
жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни
современного человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека.
История
и
традиции
Артека.
После
воссоединения
Крыма и Севастополя
с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей,
работающих круглый год. Артек – пространство для творчества, саморазвития и
самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения
П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и
народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека
с
рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать
музыку. Россия – страна с богатым культурным наследием, страна великих
композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире. Произведения
П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая
и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими
природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному краю,
способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот
честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её историю и
культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять,
как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли.
Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных,
рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении
космического пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные
научные эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении
новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и
каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная
1
4
история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов,
инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые
рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с
авиацией.
Медицина
России.
Охрана
здоровья
граждан
России
–
приоритет
государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы.
Достижения российской медицины. Технологии будущего в области медицины.
Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья
людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание,
требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу.
Волонтёры-медики. Преемственность поколений и профессия человека: семейные
династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека
и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и
настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова),
находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много
трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы –
священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой
Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей,
перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического прошлого,
которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций.
Детские
общественные
организации
разных
поколений
объединяли и
объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники детских общественных
организаций находят друзей, вместе делают полезные дела
и ощущают себя частью большого коллектива. Участие в общественном движении
детей и молодежи, знакомство с различными проектами.
Ценности,
которые
нас
объединяют.
Ценности
–
это
важнейшие
1
5
нравственные ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные ценности
России, объединяющие всех граждан страны.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися
следующих
личностных,
метапредметных
и
предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных
институтов
в
жизни
человека;
представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
межличностных
отношений
многоконфессиональном
обществе;
в
готовность
правилах
поликультурном
к
разнообразной
и
совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся
в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,
своего края, народов России; формирование ценностного отношения к достижениям
своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа; уважение к государственным символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию, памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
1
6
поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
свобода
и
ответственность
личности
в
условиях
индивидуального и
общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет- среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт
и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; формирование
навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования
поступков
и
оценки
их
возможных
последствий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
1
7
направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка
на
осмысление
совершенствовать
пути
опыта,
наблюдений,
достижения
поступков и
стремление
индивидуального и коллективного
благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной
среды:
освоение
обучающимися
социального
опыта,
основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного
поведения,
форм
социальной жизни
в
группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды, открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе развитие умения
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие; развитие умений анализировать и
выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие умения оценивать
свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять
различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать
1
8
и
интерпретировать информацию различных видов и
находить
сходные
аргументы
форм представления;
(подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления информации, оценивать надёжность
информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно, систематизировать информацию.
В
сфере
овладения
коммуникативными
универсальными
учебными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное
отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций; понимать и
использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою
часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать
качество своего вклада в общий продукт
по критериям,
самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
1
9
ответственности.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решений в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать
ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и
рефлексии;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям;
выявлять и анализировать причины эмоций, ставить себя на место другого человека,
понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на
ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной
речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание
устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных
впечатлений,
чтения
учебно-научной, художественной и научно-популярной
литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен
мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными
видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и
ответов на
них; подробная, сжатая и
выборочная передача в
устной и
письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте, извлечение информации из
различных источников, её осмысление и оперирование ею.
2
0
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма,
укреплении
единства
многонационального
народа
Российской
Федерации;
понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий
художественного текста
от
овладение
воспринимать,
умениями
текста
научного,
делового,
анализировать,
публицистического;
интерпретировать и
оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в
литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них
художественных
смыслов;
овладение
умением
пересказывать
прочитанное
произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ,
отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к
тексту; развитие умений участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в
дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией
автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку
прочитанному.
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства и
отличия в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика:
эксплуатации
освоение
и
технических
соблюдение
средств
требований
информационно-коммуникационных
технологий; развитие умения соблюдать сетевой
информационной этики и
безопасной
права при работе с
этикет, базовые нормы
приложениями на
любых
устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных стран
и
народов с историческими периодами, событиями региональной
и мировой истории, события истории родного края и истории России, определять
современников исторических событий, явлений, процессов; развитие умений
выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные
исторические эпохи; формирование умения рассказывать об исторических событиях,
явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их
участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание
2
1
необходимых фактов, дат, исторических понятий; развитие умений выявлять
существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений,
процессов, устанавливать причинно-следственные, пространственные, временны́е
связи исторических событий,
явлений, процессов
изучаемого периода, их
взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX – начала XXI вв.;
формирование
умения
определять
и
аргументировать
собственную
или
предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе
используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
национальных ценностей современного российского общества:
и
демократических
народами,
людьми
ценностей,
разных
идей
культур,
основе
гуманистических
мира и взаимопонимания между
уважения к историческому наследию
народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных
свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности
семьи как базового социального института, о характерных чертах общества, о
содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения,
о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической
сферах жизни общества, об основах конституционного строя и организации
государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина
Российской
Федерации
(в
том
числе
несовершеннолетнего),
о
системе
образования в Российской Федерации, об основах государственной бюджетной
и денежно-кредитной, социальной
политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в
Российской
Федерации,
обеспечении
безопасности
личности,
общества
и
государства, в том числе от терроризма и экстремизма; развитие умения
характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том
числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья,
труд,
служение
Отечеству,
нормы
созидательный
морали и нравственности, гуманизм,
милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство
2
2
народов России, преемственность истории нашей Родины); формирование умения
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность
людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной
жизни, их элементы и основные функции; развитие умений устанавливать и
объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных
сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая
взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной
жизни, гражданина и государства, связи
социально-экономических
политических
потрясений
и
кризисов в государстве; развитие умения использовать
полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей
явлений, процессов социальной действительности; развитие умений с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный
опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм
своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; развивать
умения
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать
и
критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными
знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным
социальным опытом;
развитие умений
оценивать
собственные
поступки и
поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и
иным
видам
социальных
норм,
экономической
рациональности;
осознание
неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности
культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и
основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в
формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля,
в решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской
Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития;
формирование умения устанавливать взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми
географическими явлениями и процессами; развитие умения оценивать характер
2
3
взаимодействия деятельности
человека и компонентов природы в разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
2
4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(5–7 и 8–9 классы)
№
Темы занятий
п/п
1
Образ будущего. Ко
Дню знаний
Количество
часов
1
Виды
Основное содержание
деятельности
Электронные ресурсы
обучающихся
Иметь образ будущего – значит
Эвристическая
иметь ориентир, направление
беседа, просмотр
движения, позитивный образ
видеофрагментов,
будущего задаёт жизни
выполнение
определённость и наполняет её
интерактивных
смыслами.
заданий, работа
Образ будущего страны – сильная
в группах,
и независимая Россия. Будущее
выполнение
страны зависит от каждого из нас
творческих
уже сейчас.
заданий
Образование – фундамент будущего.
Знания – это возможность найти своё
место в обществе и быть полезным
людям и стране.
Россия – страна возможностей,
где каждый может реализовать
свои способности и внести вклад
в будущее страны.
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
2
Век информации.
Информационное телеграфное
Эвристическая
120 лет
агентство России (ИТАР-ТАСС) –
беседа, просмотр
Информационному
это крупнейшее мировое агентство,
видеофрагментов,
агентству России
одна из самых цитируемых
выполнение
ТАСС
новостных служб страны. Агентство
интерактивных
неоднократно меняло названия, но
заданий, работа
всегда неизменными оставались его
в группах,
государственный статус и функции –
выполнение
быть источником достоверной
творческих
информации о России для всего
заданий
1
https://razgovor.edsoo.ru
мира. В век информации крайне
важен навык критического
мышления. Необходимо уметь
анализировать и оценивать
информацию, распознавать фейки
и не распространять их.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений
3
Дорогами России
1
«Российские железные дороги» –
Эвристическая
крупнейшая российская компания,
беседа, просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
с большой историей,
видеофрагментов,
обеспечивающая пассажирские
выполнение
и транспортные перевозки.
интерактивных
Российские железные дороги
заданий, работа
вносят огромный вклад
в группах,
в совершенствование экономики
выполнение
страны. Железнодорожный
творческих
транспорт – самый устойчивый
заданий
и надёжный для пассажиров:
всепогодный, безопасный и
круглогодичный.
Развитие транспортной сферы
стратегически важно для будущего
страны, а профессии в этих
направлениях очень перспективны
и востребованы.
Формирующиеся ценности:
коллективизм, патриотизм,
единство народов России
4
Путь зерна
1
Российское
хозяйство
– ключевая
сельское Эвристическая
отрасль беседа, просмотр
промышленности нашей страны,
главной задачей которой является
видеофрагментов,
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
производство продуктов питания. интерактивных
комплекс заданий, работа в
Агропромышленный
России
выполняет
миссию
по
важнейшую
обеспечению
группах,
выполнение
всех творческих
россиян продовольствием, а его заданий
мощности
позволяют
обеспечивать
пшеницей
треть
всего населения планеты. Сельское
хозяйство - это отрасль, которая
объединила
в
себе
традиции
нашего народа с современными
технологиями:
информационными
цифровыми
Разноплановость
роботами,
системами,
устройствами.
и
востребованность
сельскохозяйственных профессий,
технологичность и экономическая
привлекательность
отрасли
(агрохолдинги,
фермерские
хозяйства и т. п.).
Формирующиеся
ценности:
созидательный труд
5
День учителя
1
Учитель – одна из важнейших
Эвристическая
в обществе профессий. Назначение
беседа, просмотр
учителя – социальное служение,
видеофрагментов,
образование и воспитание
выполнение
подрастающего поколения.
интерактивных
В разные исторические времена труд
заданий, работа
учителя уважаем, социально значим,
в группах,
оказывает влияние на развитие
выполнение
образования членов общества.
творческих
Учитель – советчик, помощник,
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
участник познавательной
деятельности школьников.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, гражданственность
6
Легенды о России
1
Любовь к Родине, патриотизм –
Эвристическая
качества гражданина России. Знание
беседа, просмотр
истории страны, историческая
видеофрагментов,
правда, сохранение исторической
выполнение
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
памяти – основа мировоззренческого
заданий, работа в
суверенитета страны.
группах,
Попытки исказить роль России
выполнение
в мировой истории – одна
творческих
из стратегий информационной войны
заданий
против нашей страны.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
7
Что значит быть
взрослым?
1
Быть взрослым – это нести
Эвристическая
ответственность за себя, своих
беседа, просмотр
близких и свою страну.
видеофрагментов,
Активная жизненная позиция,
выполнение
созидательный подход к жизни,
интерактивных
умение принимать решения
заданий, работа
и осознавать их значение, жить в
в группах,
соответствии с духовно-
выполнение
нравственными ценностями
творческих
общества – основа взрослого
заданий
человека. Финансовая
самостоятельность
и финансовая грамотность.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы
https://razgovor.edsoo.ru
8
Как создать крепкую
1
семью. День отца
Семья как ценность для каждого
Эвристическая
гражданина страны. Знания и навыки
беседа, просмотр
для построения крепкой семьи
видеофрагментов,
в будущем. Почему важна крепкая
выполнение
семья?
интерактивных
Преемственность поколений:
заданий, работа
семейные ценности и традиции
в группах,
(любовь, взаимопонимание, участие
выполнение
в семейном хозяйстве, воспитании
творческих
детей).
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Память о предшествующих
поколениях семьи. Особое отношение
к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к
бабушкам и дедушкам, забота о них.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья
9
Гостеприимная Россия.
Гостеприимство – качество,
Эвристическая
Ко Дню народного
объединяющее все народы России.
беседа, просмотр
единства
Семейные традиции встречи гостей,
видеофрагментов,
кулинарные традиции народов
выполнение
России.
интерактивных
1
https://razgovor.edsoo.ru
Путешествие по России – это
заданий, работа в
знакомство с культурой, историей
группах,
и традициями разных народов.
выполнение
Гастрономический туризм – это вид
творческих
путешествий, основой которого
заданий
являются поездки туристов по стране
с целью знакомства с особенностями
местной кухни и кулинарных
традиций.
Формирующиеся ценности:
единство народов России, крепкая семья
10
Твой вклад в общее
дело
1
Уплата налогов – это коллективная
Эвристическая
и личная ответственность, вклад
беседа, просмотр
гражданина в благополучие
видеофрагментов,
государства и общества.
выполнение
Ни одно государство не может
интерактивных
обойтись без налогов, это основа
заданий, работа
бюджета страны, основной источник
в группах,
дохода.
выполнение
Своим небольшим вкладом мы
творческих
создаём будущее страны,
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
процветание России. Каким будет
мой личный вклад в общее дело?
Формирующиеся ценности:
гражданственность, взаимопомощь
и взаимоуважение, единство
народов России
11 С заботой к себе и
1
окружающим
Доброта и забота – качества
Эвристическая
настоящего человека, способного
беседа, просмотр
оказывать помощь и поддержку,
видеофрагментов,
проявлять милосердие. Добрые дела
выполнение
граждан России:
интерактивных
благотворительность
заданий, работа
и пожертвование как проявление
в группах,
добрых чувств и заботы
выполнение
об окружающих.
Здоровый образ жизни как забота
творческих
https://razgovor.edsoo.ru
заданий
о себе и об окружающих.
Формирующиеся ценности: жизнь,
взаимопомощь, взаимоуважение,
коллективизм
12 День матери
1
Мать, мама – главные в жизни
Эвристическая
человека слова. Мать – хозяйка
беседа, просмотр
в доме, хранительница семейного
видеофрагментов,
https://razgovor.edsoo.ru
очага, воспитательница детей. У
выполнение
России женское лицо, образ
интерактивных
«Родины–матери».
заданий, работа в
Материнство – это счастье
группах,
и ответственность. Многодетные
выполнение
матери: примеры из истории
творческих
и современной жизни.
заданий
«Мать-героиня» – высшее звание
Российской Федерации.
Материнство как особая миссия.
Роль материнства в будущем страны.
Защита материнства
на государственном уровне.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья
13
Миссия-милосердие
(ко Дню волонтёра)
1
Кто такой волонтёр? Деятельность
Эвристическая
волонтёров как социальное служение
беседа, просмотр
в военное и мирное время: примеры
видеофрагментов,
из истории и современной жизни.
выполнение
Милосердие и забота – качества
интерактивных
волонтёров.
заданий, работа
Направления волонтёрской
в группах,
деятельности: экологическое,
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
социальное, медицинское,
творческих
цифровое и т. д.
заданий
Формирующиеся ценности:
милосердие, взаимопомощь и
взаимоуважение
14
День Героев
Отечества
1
Герои Отечества – это
Эвристическая
самоотверженные и мужественные
беседа, просмотр
люди, которые любят свою Родину и
видеофрагментов,
трудятся во благо Отчизны.
выполнение
Качества героя – человека, ценою
интерактивных
собственной жизни и здоровья
заданий, работа
спасающего других: смелость
в группах,
и отвага, самопожертвование
выполнение
и ответственность за судьбу других.
творческих
Проявление уважения к героям,
заданий
стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость,
решительность, стремление прийти
на помощь.
Участники СВО – защитники
будущего нашей страны.
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
15 Как пишут законы?
1
Для чего нужны законы? Как
Эвристическая
менялся свод российских законов от
беседа, просмотр
древних времён до наших дней.
видеофрагментов,
Законодательная власть в России.
выполнение
От инициативы людей до закона: как
интерактивных
появляется закон? Работа депутатов:
заданий, работа
от проблемы – к решению
в группах,
(позитивные примеры). Участие
выполнение
молодёжи в законотворческом
творческих
процессе.
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиеся ценности: жизнь и
достоинство
16 Одна страна –
одни традиции
1
Новогодние традиции,
Эвристическая
объединяющие все народы России.
беседа, просмотр
Новый год – любимый семейный
видеофрагментов,
праздник. История возникновения
выполнение
новогоднего праздника в России.
интерактивных
Участие детей в подготовке
заданий, работа
и встрече Нового года. Подарки
в группах,
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
и пожелания на Новый год. История
творческих
создания новогодних игрушек.
заданий
О чём люди мечтают в Новый год.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья, единство народов России
17
День российской
печати
1
Праздник посвящён работникам
Эвристическая
печати, в том числе редакторам,
беседа, просмотр
журналистам, издателям,
видеофрагментов,
корректорам, – всем, кто в той
выполнение
или иной степени связан с печатью.
интерактивных
Российские традиции издательского
заданий, работа
дела, история праздника.
в группах,
Информационные источники
выполнение
формируют общественное мнение.
творческих
Профессиональная этика
заданий
журналиста.
Издание печатных средств
информации – коллективный труд
людей многих профессий.
Зачем нужны школьные газеты?
Школьные средства массовой
информации.
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, гуманизм
18 День студента
1
День российского студенчества:
Эвристическая
история праздника и его традиции.
беседа, просмотр
История основания Московского
видеофрагментов,
государственного университета
выполнение
имени М.В. Ломоносова.
интерактивных
Студенческие годы – это путь
заданий, работа
к овладению профессией,
в группах,
возможность для творчества
выполнение
и самореализации.
творческих
Перспективы получения высшего
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
образования. Как сделать выбор?
Студенчество и технологический
прорыв.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству и
ответственность за его судьбу,
коллективизм
19 БРИКС (тема
1
Роль нашей страны в современном мире. Эвристическая
о международных
БРИКС – символ многополярности
беседа, просмотр
отношениях)
мира. Единство
видеофрагментов,
и многообразие стран БРИКС.
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
Взаимная поддержка помогает
интерактивных
государствам развивать торговлю
заданий, работа в
и экономику, обмениваться знаниями
группах,
и опытом в различных сферах жизни
выполнение
общества. Россия успешно развивает
творческих
контакты с широким кругом
заданий
союзников и партнёров.
Значение российской культуры для
всего мира.
Формирующиеся ценности:
многонациональное единство
20
Бизнес
Экономика: от структуры хозяйства
Эвристическая
и технологическое
к управленческим решениям.
беседа, просмотр
предпринимательство
Что сегодня делается для успешного
видеофрагментов,
развития экономики России?
выполнение
Цифровая экономика – это
интерактивных
деятельность, в основе которой
заданий, работа
лежит работа с цифровыми
в группах,
технологиями. Какое значение имеет
выполнение
использование цифровой экономики
творческих
для развития страны? Механизмы
заданий
1
цифровой экономики.
https://razgovor.edsoo.ru
Технологическое
предпринимательство как особая
сфера бизнеса. Значимость
технологического
предпринимательства для будущего
страны и её технологического
суверенитета.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
21
Искусственный
Искусственный интеллект –
Эвристическая
интеллект и человек.
стратегическая отрасль в России,
беседа, просмотр
Стратегия
оптимизирующая процессы
видеофрагментов,
взаимодействия
и повышающая эффективность
выполнение
производства. Искусственный
интерактивных
интеллект – помощник человека.
заданий, работа
ИИ помогает только при условии,
в группах,
если сам человек обладает хорошими
выполнение
знаниями и критическим
творческих
мышлением.
заданий
1
Степень ответственности тех, кто
обучает ИИ.
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиеся ценности:
патриотизм, высокие нравственные
идеалы
22 Что значит служить
День защитника Отечества:
Эвристическая
Отечеству? 280 лет
исторические традиции. Профессия
беседа, просмотр
со дня рождения
военного: кто её выбирает сегодня.
видеофрагментов,
Ф. Ушакова
Защита Отечества – обязанность
выполнение
гражданина Российской Федерации,
интерактивных
проявление любви к родной земле,
заданий, работа
Родине. Честь и воинский долг.
в группах,
280-летие со дня рождения великого
выполнение
русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
творческих
Качества российского воина:
заданий
1
https://razgovor.edsoo.ru
смелость, героизм,
самопожертвование.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
23 Арктика – территория
развития
1
Арктика – стратегическая
Эвристическая
территория развития страны.
беседа, просмотр
Почему для России важно осваивать
видеофрагментов,
Арктику? Артика – ресурсная база
выполнение
России.
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
Российские исследователи Арктики.
заданий, работа в
Россия – мировой лидер атомной
группах,
отрасли. Атомный ледокольный флот,
выполнение
развитие Северного морского пути.
творческих
Знакомство с проектами развития
заданий
Арктики.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
24 Международный
1
женский день
Международный женский день –
Эвристическая
праздник благодарности и любви к
беседа, просмотр
женщине.
видеофрагментов,
Женщина в современном обществе –
выполнение
труженица, мать, воспитатель детей.
интерактивных
Великие женщины в истории России.
заданий, работа
Выдающиеся женщины ХХ века,
в группах,
прославившие Россию.
выполнение
Формирующиеся ценности:
творческих
приоритет духовного над
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
материальным
25 Массовый спорт в
России
1
Развитие массового спорта – вклад
Эвристическая
в благополучие и здоровье нации,
беседа, просмотр
будущие поколения страны.
видеофрагментов,
https://razgovor.edsoo.ru
Здоровый образ жизни, забота
выполнение
о собственном здоровье, спорт как
интерактивных
важнейшая часть жизни
заданий, работа в
современного человека. Условия
группах,
развития массового спорта в России.
выполнение
Формирующиеся ценности: жизнь
творческих
заданий
26 День воссоединения
История и традиции Артека. После
Эвристическая
Крыма и Севастополя
воссоединения Крыма и Севастополя
беседа, просмотр
с Россией. 100-летие
с Россией Артек – это уникальный
видеофрагментов,
Артека
и современный комплекс
выполнение
из 9 лагерей, работающих круглый
интерактивных
год. Артек – пространство
заданий, работа
для творчества, саморазвития
в группах,
и самореализации.
выполнение
Формирующиеся ценности:
историческая память и
творческих
1
https://razgovor.edsoo.ru
заданий
преемственность поколений
27 Служение
Искусство – это способ общения и
Эвристическая
творчеством. Зачем
диалога между поколениями
беседа, просмотр
людям искусство? 185
и народами. Роль музыки в жизни
видеофрагментов,
лет со дня
человека: музыка сопровождает
выполнение
человека с рождения до конца
интерактивных
1
https://razgovor.edsoo.ru
рождения
жизни. Способность слушать,
заданий, работа в
П. И. Чайковского
воспринимать и понимать музыку.
группах,
Россия – страна с богатым
выполнение
культурным наследием, страна
творческих
великих композиторов, писателей,
заданий
художников, признанных
во всём мире. Произведения
П.И. Чайковского, служение своей
стране творчеством.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным
28
Моя малая Родина
Россия – великая и уникальная
Эвристическая
(региональный
страна, каждый из её регионов
беседа, просмотр
и местный
прекрасен и неповторим своими
видеофрагментов,
компонент)
природными, экономическими
выполнение
и другими ресурсами.
интерактивных
Любовь к родному краю,
заданий, работа
способность любоваться
в группах,
природой и беречь её – часть любви
выполнение
к Отчизне. Патриот честно трудится,
творческих
заботится о процветании своей
заданий
1
https://razgovor.edsoo.ru
страны, уважает её историю и
культуру.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, приоритет духовного
над материальным
29
Герои космической
отрасли
1
Исследования космоса помогают
Эвристическая
нам понять, как возникла наша
беседа, просмотр
Вселенная. Россия – лидер
видеофрагментов,
в развитии космической отрасли.
выполнение
Полёты в космос – это результат
интерактивных
огромного труда большого
заданий, работа
коллектива учёных, рабочих,
в группах,
космонавтов, которые обеспечили
выполнение
первенство нашей Родины
творческих
в освоении космического
пространства.
В условиях невесомости космонавты
заданий
проводят сложные научные
эксперименты, что позволяет
российской науке продвигаться
в освоении новых материалов
и создании новых технологий.
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству
30 Гражданская авиация
1
России
Значение авиации для жизни
Эвристическая
общества и каждого человека.
беседа, просмотр
Как мечта летать изменила жизнь
видеофрагментов,
человека.
выполнение
Легендарная история развития
интерактивных
российской гражданской авиации.
заданий, работа
Героизм конструкторов, инженеров и
в группах,
лётчиков-испытателей первых
выполнение
российских самолётов.
творческих
Мировые рекорды российских
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
лётчиков. Современное
авиастроение. Профессии, связанные
с авиацией.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству
31 Медицина России
1
Охрана здоровья граждан России –
Эвристическая
приоритет государственной
беседа, просмотр
политики страны. Современные
видеофрагментов,
поликлиники и больницы.
выполнение
Достижения российской медицины.
интерактивных
заданий, работа
https://razgovor.edsoo.ru
Технологии будущего в области
в группах,
медицины.
выполнение
Профессия врача играет ключевую
творческих
роль в поддержании и улучшении
заданий
здоровья людей и их уровня жизни.
Врач – не просто профессия, это
настоящее призвание, требующее
не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу.
Волонтёры-медики.
Преемственность поколений
и профессия человека: семейные
династии врачей России.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений,
милосердие
32
Что такое успех?
(ко Дню труда)
1
Труд – основа жизни человека и
Эвристическая
развития общества.
беседа, просмотр
Человек должен иметь знания
видеофрагментов,
и умения, быть терпеливым
выполнение
и настойчивым, не бояться
интерактивных
трудностей (труд и трудно –
заданий, работа
https://razgovor.edsoo.ru
однокоренные слова), находить пути
в группах,
их преодоления. Чтобы добиться
выполнение
долгосрочного успеха, нужно много
творческих
трудиться.
заданий
Профессии будущего: что будет
нужно стране, когда я вырасту?
Формирующиеся ценности:
33
созидательный труд
День Победы – священная дата,
Эвристическая
в Великой
память о которой передаётся
беседа, просмотр
Отечественной войне
от поколения к поколению.
видеофрагментов,
Историческая память: память
выполнение
о подвиге нашего народа в годы
интерактивных
Великой Отечественной войны.
заданий, работа
Важно помнить нашу историю
в группах,
и чтить память всех людей,
выполнение
перенёсших тяготы войны.
творческих
Бессмертный полк. Страницы
заданий
80-летие Победы
1
героического прошлого, которые
нельзя забывать.
Формирующиеся ценности:
единство народов России,
https://razgovor.edsoo.ru
историческая память и
преемственность поколений
34 Жизнь в Движении
1
19 мая – День детских общественных
Эвристическая
организаций. Детские общественные
беседа, просмотр
организации разных поколений
видеофрагментов,
объединяли и объединяют активных,
выполнение
целеустремлённых ребят. Участники
интерактивных
детских общественных организаций
заданий, работа
находят друзей, вместе делают
в группах,
полезные дела и ощущают себя
выполнение
частью большого коллектива.
творческих
Участие в общественном движении
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
детей и молодежи, знакомство
с различными проектами.
Формирующиеся ценности: дружба,
коллективизм
35 Ценности, которые нас
объединяют
1
Ценности – это важнейшие
Эвристическая
нравственные ориентиры
беседа, просмотр
для человека и общества. Духовно-
видеофрагментов,
нравственные ценности России,
выполнение
объединяющие всех граждан страны.
интерактивных
заданий, работа
в группах,
https://razgovor.edsoo.ru
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
35
Формирующиеся ценности:
выполнение
традиционные российские духовно-
творческих
нравственные ценности
заданий