Рабочая программа курса внеурочной деятельности Разговоры о важном (5-9 классы)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района

МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина
Белинского района Пензенской области
Рассмотрено на заседании
методического объединения
Протокол №1 от 27.08.2024 г.

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 28.08.2024 г.

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
_____________Мирошкина Е.В.
Приказ № 93/12 от 30.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
для 5-9 классов
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009E250BF7F2DBEF4D350E4DBA884261D3
Владелец: Мирошкина Елена Викторовна
Действителен: с 18.12.2024 до 13.03.2026

2024-2025 учебный год

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
(далее – программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов федеральных основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом
выбора

участниками

образовательных

отношений

курсов

внеурочной

деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке,
но и во внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по

программе, является

развитие

у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских
духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
– в формировании его российской идентичности;
– в формировании интереса к познанию;
– в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам
и уважительного отношения к правам и свободам других;
– в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных
и правовых норм;
– в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
– в развитии у школьников общекультурной компетентности;
– в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
– в осознании своего места в обществе;
– в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
4

– в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей».
2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального
учебно-методического

объединения

по

общему

образованию

(протокол от 2 июня 2020 г. №2/20).
3. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного

стандарта

начального

общего

образования»

(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100).
4. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного

стандарта

основного

общего

образования»

(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
5. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего
образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676).
6. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный
государственный

образовательный

стандарт

основного

общего

образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
5

8. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный

образовательный

стандарт

среднего

общего

образования, утверждённый приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
9. Письмо

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций
по проведению цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном"».
10.Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной
программы

начального

общего

образования»

(Зарегистрирован

12.07.2023 № 74229).
11. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной
программы

основного

общего

образования»

(Зарегистрирован

12.07.2023).
12. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной
программы

среднего

общего

образования»

(Зарегистрирован

12.07.2023 № 74228).
13. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 19.02.2024 № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331).
14. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы
6

Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных

образовательных

программ

начального

общего

образования, основного общего образования и среднего общего
образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4,
5–7, 8–9 и 10–11 классов, в течение одного учебного года, если занятия
проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую

позицию

по

обсуждаемым

темам

(например,

познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы
и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика
и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого
воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается
в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности

территории,

где

функционирует

данная

образовательная

организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся,

целесообразно

уточнить

(изменить,

скорректировать)
7

и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал
каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным
содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику
анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие
поднятием

проходит

Государственного

(исполнением)

каждый

флага

Государственного

понедельник.

Российской
гимна

Оно

Федерации,

Российской

начинается
слушанием

Федерации. Это

мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со
сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание
на три структурные части сценария: первая часть – мотивационная, вторая часть –
основная, третья часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую
содержательную часть занятия.
Основная
обучающихся:

часть

строится

интеллектуальной

как

сочетание

(работа

с

разнообразной

представленной

деятельности
информацией),

коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение
разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой
(обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.

8

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь
ориентир, направление движения, позитивный образ будущего задаёт жизни
определённость и наполняет её смыслами. Образ будущего страны – сильная и
независимая Россия. Будущее страны зависит от каждого из нас уже сейчас.
Образование – фундамент будущего. Знания – это возможность найти своё место в
обществе и быть полезным людям и стране. Россия – страна возможностей, где
каждый может реализовать свои способности и внести вклад в будущее страны. Век
информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС.
Информационное

телеграфное

агентство

России

(ИТАР-ТАСС)

–

это

крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб
страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными
оставались его государственный статус и функции – быть источником
достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне важен
навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать
информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская
компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные
перевозки.

Российские

железные

дороги

вносят

огромный

вклад

в

совершенствование экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый
устойчивый

и

круглогодичный.

надёжный
Развитие

для

пассажиров:

транспортной

сферы

всепогодный,
стратегически

безопасный и
важно для

будущего страны, а профессии в этих направлениях очень перспективны и
востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль
промышленности нашей страны, главной задачей которой является производство
продуктов питания. Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую
миссию по обеспечению всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют
обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты. Сельское хозяйство - это
9

отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с современными
технологиями: роботами, информационными системами,

цифровыми

устройствами. Разноплановость и востребованность
сельскохозяйственных

профессий,

технологичность

и

экономическая

привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий.
Назначение

учителя

–

социальное

служение,

образование

и

воспитание

подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя уважаем,
социально значим, оказывает влияние на развитие образования членов общества.
Учитель – советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина
России. Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической
памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль
России в мировой истории – одна из стратегий информационной войны против
нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за
себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный
подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в
соответствии с духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого
человека. Финансовая самостоятельность и финансовая грамотность.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для каждого
гражданина страны. Знания и навыки для построения крепкой семьи в будущем.
Почему важна крепкая семья? Преемственность поколений: семейные ценности и
традиции (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании
детей). Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к
старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и
дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство –
качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей,
кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с
1
0

культурой, историей и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это
вид путешествий, основой которого являются поездки туристов по стране с целью
знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни
одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны,
основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны,
процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего
человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие.
Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как проявление
добрых чувств и заботы об окружающих. Здоровый образ жизни как забота о себе и
об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в
доме,

хранительница

женское

лицо,

образ

семейного

очага,

«Родины-матери».

воспитательница
Материнство

детей. У России
–

это

счастье

и

ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной жизни.
«Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Материнство как особая
миссия.

Роль

материнства

в

будущем

страны.

Защита

материнства

на

государственном уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность
волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории
и современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления
волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т.
д.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и
мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны.
Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего
других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу других.
Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя волевые качества:
1
1

смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО –
защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских
законов от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. От
инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа
депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры). Участие молодёжи в
законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все
народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения
новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового
года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек.
О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том
числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или
иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история
праздника.

Информационные

источники

формируют

общественное

мнение.

Профессиональная этика журналиста. Издание печатных средств информации –
коллективный труд людей многих профессий. Зачем нужны школьные газеты?
Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его
традиции. История основания Московского государственного университета имени
М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией,
возможность для творчества и самореализации. Перспективы получения высшего
образования. Как сделать выбор? Студенчество и технологический прорыв.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в
современном мире. БРИКС

–

символ

многополярности мира. Единство и

многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам развивать
торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни
общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом союзников и
партнёров. Значение российской культуры для всего мира.
1
2

Бизнес

и

технологическое

предпринимательство.

Экономика: от

структуры хозяйства к управленческим решениям. Что сегодня делается для
успешного развития экономики России? Цифровая экономика – это
деятельность, в основе которой лежит работа с цифровыми технологиями. Какое
значение имеет использование цифровой экономики для развития страны?
Механизмы цифровой экономики. Технологическое предпринимательство как
особая сфера бизнеса. Значимость технологического предпринимательства для
будущего страны и её технологического суверенитета.
Искусственный

интеллект

и

человек.

Стратегия

взаимодействия.

Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая
процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект –
помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает
хорошими знаниями и критическим мышлением. Степень ответственности тех, кто
обучает ИИ.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День
защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает
сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации,
проявление любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня
рождения великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского
воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территория
развития страны. Почему для России важно осваивать Арктику? Артика – ресурсная
база России. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной
отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного морского

пути.

Знакомство с проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица,
мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся
женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый

спорт

в

России.

Развитие

массового спорта

–

вклад в
1
3

благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ
жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни
современного человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека.
История

и

традиции

Артека.

После

воссоединения

Крыма и Севастополя

с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей,
работающих круглый год. Артек – пространство для творчества, саморазвития и
самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения
П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и
народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека

с

рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать
музыку. Россия – страна с богатым культурным наследием, страна великих
композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире. Произведения
П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая
и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими
природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному краю,
способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот
честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её историю и
культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять,
как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли.
Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных,
рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении
космического пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные
научные эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении
новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и
каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная
1
4

история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов,
инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые
рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с
авиацией.
Медицина

России.

Охрана

здоровья

граждан

России

–

приоритет

государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы.
Достижения российской медицины. Технологии будущего в области медицины.
Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья
людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание,
требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу.
Волонтёры-медики. Преемственность поколений и профессия человека: семейные
династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека
и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и
настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова),
находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много
трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы –
священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой
Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей,
перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического прошлого,
которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций.
Детские

общественные

организации

разных

поколений

объединяли и

объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники детских общественных
организаций находят друзей, вместе делают полезные дела
и ощущают себя частью большого коллектива. Участие в общественном движении
детей и молодежи, знакомство с различными проектами.
Ценности,

которые

нас

объединяют.

Ценности

–

это

важнейшие
1
5

нравственные ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные ценности
России, объединяющие всех граждан страны.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися

следующих

личностных,

метапредметных

и

предметных

образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных

институтов

в

жизни

человека;

представление об основных

правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
межличностных

отношений

многоконфессиональном

обществе;

в
готовность

правилах

поликультурном
к

разнообразной

и

совместной

деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся
в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,
своего края, народов России; формирование ценностного отношения к достижениям
своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа; уважение к государственным символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию, памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
1
6

поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
свобода

и

ответственность

личности

в

условиях

индивидуального и

общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет- среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт
и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; формирование
навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования

поступков

и

оценки

их

возможных

последствий для

окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
1
7

направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка

на

осмысление

совершенствовать

пути

опыта,

наблюдений,

достижения

поступков и

стремление

индивидуального и коллективного

благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной

среды:

освоение

обучающимися

социального

опыта,

основных

социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного

поведения,

форм

социальной жизни

в

группах и

сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды, открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе развитие умения
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие; развитие умений анализировать и
выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие умения оценивать
свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять
различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать
1
8

и

интерпретировать информацию различных видов и

находить

сходные

аргументы

форм представления;

(подтверждающие или опровергающие одну

и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления информации, оценивать надёжность
информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно, систематизировать информацию.
В

сфере

овладения

коммуникативными

универсальными

учебными

действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное
отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и

сходство позиций; понимать и

использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою
часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать
качество своего вклада в общий продукт

по критериям,

самостоятельно

сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
1
9

ответственности.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решений в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать
ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и
рефлексии;

объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результатов

деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям;
выявлять и анализировать причины эмоций, ставить себя на место другого человека,
понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на
ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной
речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание
устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных
впечатлений,

чтения

учебно-научной, художественной и научно-популярной

литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен
мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными
видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и
ответов на

них; подробная, сжатая и

выборочная передача в

устной и

письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте, извлечение информации из
различных источников, её осмысление и оперирование ею.
2
0

Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма,
укреплении

единства

многонационального

народа

Российской

Федерации;

понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий
художественного текста

от

овладение

воспринимать,

умениями

текста

научного,

делового,

анализировать,

публицистического;
интерпретировать и

оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в
литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них
художественных

смыслов;

овладение

умением

пересказывать

прочитанное

произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ,
отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к
тексту; развитие умений участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в
дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией
автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку
прочитанному.
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства и
отличия в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика:
эксплуатации

освоение

и

технических

соблюдение
средств

требований

информационно-коммуникационных

технологий; развитие умения соблюдать сетевой
информационной этики и

безопасной

права при работе с

этикет, базовые нормы
приложениями на

любых

устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных стран
и

народов с историческими периодами, событиями региональной

и мировой истории, события истории родного края и истории России, определять
современников исторических событий, явлений, процессов; развитие умений
выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные
исторические эпохи; формирование умения рассказывать об исторических событиях,
явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их
участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание
2
1

необходимых фактов, дат, исторических понятий; развитие умений выявлять
существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений,
процессов, устанавливать причинно-следственные, пространственные, временны́е
связи исторических событий,

явлений, процессов

изучаемого периода, их

взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX – начала XXI вв.;
формирование

умения

определять

и

аргументировать

собственную

или

предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе
используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
национальных ценностей современного российского общества:
и

демократических

народами,

людьми

ценностей,
разных

идей

культур,

основе

гуманистических

мира и взаимопонимания между

уважения к историческому наследию

народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных
свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности
семьи как базового социального института, о характерных чертах общества, о
содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения,
о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической
сферах жизни общества, об основах конституционного строя и организации
государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина
Российской

Федерации

(в

том

числе

несовершеннолетнего),

о

системе

образования в Российской Федерации, об основах государственной бюджетной
и денежно-кредитной, социальной
политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в
Российской

Федерации,

обеспечении

безопасности

личности,

общества

и

государства, в том числе от терроризма и экстремизма; развитие умения
характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том
числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья,
труд,

служение

Отечеству,

нормы

созидательный

морали и нравственности, гуманизм,

милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство
2
2

народов России, преемственность истории нашей Родины); формирование умения
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность
людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной
жизни, их элементы и основные функции; развитие умений устанавливать и
объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных
сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая
взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной
жизни, гражданина и государства, связи
социально-экономических

политических

потрясений

и

кризисов в государстве; развитие умения использовать

полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей
явлений, процессов социальной действительности; развитие умений с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный
опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм
своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; развивать
умения

анализировать,

обобщать,

систематизировать,

конкретизировать

и

критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными
знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным
социальным опытом;

развитие умений

оценивать

собственные

поступки и

поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и
иным

видам

социальных

норм,

экономической

рациональности;

осознание

неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности
культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и
основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в
формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля,
в решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской
Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития;
формирование умения устанавливать взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми
географическими явлениями и процессами; развитие умения оценивать характер
2
3

взаимодействия деятельности

человека и компонентов природы в разных

географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

2
4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(5–7 и 8–9 классы)
№

Темы занятий

п/п
1

Образ будущего. Ко
Дню знаний

Количество
часов
1

Виды
Основное содержание

деятельности

Электронные ресурсы

обучающихся
Иметь образ будущего – значит

Эвристическая

иметь ориентир, направление

беседа, просмотр

движения, позитивный образ

видеофрагментов,

будущего задаёт жизни

выполнение

определённость и наполняет её

интерактивных

смыслами.

заданий, работа

Образ будущего страны – сильная

в группах,

и независимая Россия. Будущее

выполнение

страны зависит от каждого из нас

творческих

уже сейчас.

заданий

Образование – фундамент будущего.
Знания – это возможность найти своё
место в обществе и быть полезным
людям и стране.
Россия – страна возможностей,
где каждый может реализовать
свои способности и внести вклад
в будущее страны.

https://razgovor.edsoo.ru

Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
2

Век информации.

Информационное телеграфное

Эвристическая

120 лет

агентство России (ИТАР-ТАСС) –

беседа, просмотр

Информационному

это крупнейшее мировое агентство,

видеофрагментов,

агентству России

одна из самых цитируемых

выполнение

ТАСС

новостных служб страны. Агентство

интерактивных

неоднократно меняло названия, но

заданий, работа

всегда неизменными оставались его

в группах,

государственный статус и функции –

выполнение

быть источником достоверной

творческих

информации о России для всего

заданий

1

https://razgovor.edsoo.ru

мира. В век информации крайне
важен навык критического
мышления. Необходимо уметь
анализировать и оценивать
информацию, распознавать фейки
и не распространять их.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений
3

Дорогами России

1

«Российские железные дороги» –

Эвристическая

крупнейшая российская компания,

беседа, просмотр

https://razgovor.edsoo.ru

с большой историей,

видеофрагментов,

обеспечивающая пассажирские

выполнение

и транспортные перевозки.

интерактивных

Российские железные дороги

заданий, работа

вносят огромный вклад

в группах,

в совершенствование экономики

выполнение

страны. Железнодорожный

творческих

транспорт – самый устойчивый

заданий

и надёжный для пассажиров:
всепогодный, безопасный и
круглогодичный.
Развитие транспортной сферы
стратегически важно для будущего
страны, а профессии в этих
направлениях очень перспективны
и востребованы.
Формирующиеся ценности:
коллективизм, патриотизм,
единство народов России
4

Путь зерна

1

Российское
хозяйство

– ключевая

сельское Эвристическая
отрасль беседа, просмотр

промышленности нашей страны,
главной задачей которой является

видеофрагментов,
выполнение

https://razgovor.edsoo.ru

производство продуктов питания. интерактивных
комплекс заданий, работа в

Агропромышленный
России

выполняет

миссию

по

важнейшую

обеспечению

группах,
выполнение

всех творческих
россиян продовольствием, а его заданий
мощности

позволяют

обеспечивать

пшеницей

треть

всего населения планеты. Сельское
хозяйство - это отрасль, которая
объединила

в

себе

традиции

нашего народа с современными
технологиями:
информационными
цифровыми
Разноплановость

роботами,
системами,
устройствами.
и

востребованность
сельскохозяйственных профессий,
технологичность и экономическая
привлекательность

отрасли

(агрохолдинги,

фермерские

хозяйства и т. п.).
Формирующиеся

ценности:

созидательный труд
5

День учителя

1

Учитель – одна из важнейших

Эвристическая

в обществе профессий. Назначение

беседа, просмотр

учителя – социальное служение,

видеофрагментов,

образование и воспитание

выполнение

подрастающего поколения.

интерактивных

В разные исторические времена труд

заданий, работа

учителя уважаем, социально значим,

в группах,

оказывает влияние на развитие

выполнение

образования членов общества.

творческих

Учитель – советчик, помощник,

заданий

https://razgovor.edsoo.ru

участник познавательной
деятельности школьников.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, гражданственность
6

Легенды о России

1

Любовь к Родине, патриотизм –

Эвристическая

качества гражданина России. Знание

беседа, просмотр

истории страны, историческая

видеофрагментов,

правда, сохранение исторической

выполнение
интерактивных

https://razgovor.edsoo.ru

памяти – основа мировоззренческого

заданий, работа в

суверенитета страны.

группах,

Попытки исказить роль России

выполнение

в мировой истории – одна

творческих

из стратегий информационной войны

заданий

против нашей страны.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
7

Что значит быть
взрослым?

1

Быть взрослым – это нести

Эвристическая

ответственность за себя, своих

беседа, просмотр

близких и свою страну.

видеофрагментов,

Активная жизненная позиция,

выполнение

созидательный подход к жизни,

интерактивных

умение принимать решения

заданий, работа

и осознавать их значение, жить в

в группах,

соответствии с духовно-

выполнение

нравственными ценностями

творческих

общества – основа взрослого

заданий

человека. Финансовая
самостоятельность
и финансовая грамотность.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы

https://razgovor.edsoo.ru

8

Как создать крепкую

1

семью. День отца

Семья как ценность для каждого

Эвристическая

гражданина страны. Знания и навыки

беседа, просмотр

для построения крепкой семьи

видеофрагментов,

в будущем. Почему важна крепкая

выполнение

семья?

интерактивных

Преемственность поколений:

заданий, работа

семейные ценности и традиции

в группах,

(любовь, взаимопонимание, участие

выполнение

в семейном хозяйстве, воспитании

творческих

детей).

заданий

https://razgovor.edsoo.ru

Память о предшествующих
поколениях семьи. Особое отношение
к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к
бабушкам и дедушкам, забота о них.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья
9

Гостеприимная Россия.

Гостеприимство – качество,

Эвристическая

Ко Дню народного

объединяющее все народы России.

беседа, просмотр

единства

Семейные традиции встречи гостей,

видеофрагментов,

кулинарные традиции народов

выполнение

России.

интерактивных

1

https://razgovor.edsoo.ru

Путешествие по России – это

заданий, работа в

знакомство с культурой, историей

группах,

и традициями разных народов.

выполнение

Гастрономический туризм – это вид

творческих

путешествий, основой которого

заданий

являются поездки туристов по стране
с целью знакомства с особенностями
местной кухни и кулинарных
традиций.
Формирующиеся ценности:
единство народов России, крепкая семья
10

Твой вклад в общее
дело

1

Уплата налогов – это коллективная

Эвристическая

и личная ответственность, вклад

беседа, просмотр

гражданина в благополучие

видеофрагментов,

государства и общества.

выполнение

Ни одно государство не может

интерактивных

обойтись без налогов, это основа

заданий, работа

бюджета страны, основной источник

в группах,

дохода.

выполнение

Своим небольшим вкладом мы

творческих

создаём будущее страны,

заданий

https://razgovor.edsoo.ru

процветание России. Каким будет
мой личный вклад в общее дело?
Формирующиеся ценности:
гражданственность, взаимопомощь
и взаимоуважение, единство
народов России
11 С заботой к себе и

1

окружающим

Доброта и забота – качества

Эвристическая

настоящего человека, способного

беседа, просмотр

оказывать помощь и поддержку,

видеофрагментов,

проявлять милосердие. Добрые дела

выполнение

граждан России:

интерактивных

благотворительность

заданий, работа

и пожертвование как проявление

в группах,

добрых чувств и заботы

выполнение

об окружающих.
Здоровый образ жизни как забота

творческих

https://razgovor.edsoo.ru

заданий

о себе и об окружающих.
Формирующиеся ценности: жизнь,
взаимопомощь, взаимоуважение,
коллективизм
12 День матери

1

Мать, мама – главные в жизни

Эвристическая

человека слова. Мать – хозяйка

беседа, просмотр

в доме, хранительница семейного

видеофрагментов,

https://razgovor.edsoo.ru

очага, воспитательница детей. У

выполнение

России женское лицо, образ

интерактивных

«Родины–матери».

заданий, работа в

Материнство – это счастье

группах,

и ответственность. Многодетные

выполнение

матери: примеры из истории

творческих

и современной жизни.

заданий

«Мать-героиня» – высшее звание
Российской Федерации.
Материнство как особая миссия.
Роль материнства в будущем страны.
Защита материнства
на государственном уровне.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья
13

Миссия-милосердие
(ко Дню волонтёра)

1

Кто такой волонтёр? Деятельность

Эвристическая

волонтёров как социальное служение

беседа, просмотр

в военное и мирное время: примеры

видеофрагментов,

из истории и современной жизни.

выполнение

Милосердие и забота – качества

интерактивных

волонтёров.

заданий, работа

Направления волонтёрской

в группах,

деятельности: экологическое,

выполнение

https://razgovor.edsoo.ru

социальное, медицинское,

творческих

цифровое и т. д.

заданий

Формирующиеся ценности:
милосердие, взаимопомощь и
взаимоуважение
14

День Героев
Отечества

1

Герои Отечества – это

Эвристическая

самоотверженные и мужественные

беседа, просмотр

люди, которые любят свою Родину и

видеофрагментов,

трудятся во благо Отчизны.

выполнение

Качества героя – человека, ценою

интерактивных

собственной жизни и здоровья

заданий, работа

спасающего других: смелость

в группах,

и отвага, самопожертвование

выполнение

и ответственность за судьбу других.

творческих

Проявление уважения к героям,

заданий

стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость,
решительность, стремление прийти
на помощь.
Участники СВО – защитники
будущего нашей страны.

https://razgovor.edsoo.ru

Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
15 Как пишут законы?

1

Для чего нужны законы? Как

Эвристическая

менялся свод российских законов от

беседа, просмотр

древних времён до наших дней.

видеофрагментов,

Законодательная власть в России.

выполнение

От инициативы людей до закона: как

интерактивных

появляется закон? Работа депутатов:

заданий, работа

от проблемы – к решению

в группах,

(позитивные примеры). Участие

выполнение

молодёжи в законотворческом

творческих

процессе.

заданий

https://razgovor.edsoo.ru

Формирующиеся ценности: жизнь и
достоинство
16 Одна страна –
одни традиции

1

Новогодние традиции,

Эвристическая

объединяющие все народы России.

беседа, просмотр

Новый год – любимый семейный

видеофрагментов,

праздник. История возникновения

выполнение

новогоднего праздника в России.

интерактивных

Участие детей в подготовке

заданий, работа

и встрече Нового года. Подарки

в группах,
выполнение

https://razgovor.edsoo.ru

и пожелания на Новый год. История

творческих

создания новогодних игрушек.

заданий

О чём люди мечтают в Новый год.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья, единство народов России
17

День российской
печати

1

Праздник посвящён работникам

Эвристическая

печати, в том числе редакторам,

беседа, просмотр

журналистам, издателям,

видеофрагментов,

корректорам, – всем, кто в той

выполнение

или иной степени связан с печатью.

интерактивных

Российские традиции издательского

заданий, работа

дела, история праздника.

в группах,

Информационные источники

выполнение

формируют общественное мнение.

творческих

Профессиональная этика

заданий

журналиста.
Издание печатных средств
информации – коллективный труд
людей многих профессий.
Зачем нужны школьные газеты?
Школьные средства массовой
информации.

https://razgovor.edsoo.ru

Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, гуманизм
18 День студента

1

День российского студенчества:

Эвристическая

история праздника и его традиции.

беседа, просмотр

История основания Московского

видеофрагментов,

государственного университета

выполнение

имени М.В. Ломоносова.

интерактивных

Студенческие годы – это путь

заданий, работа

к овладению профессией,

в группах,

возможность для творчества

выполнение

и самореализации.

творческих

Перспективы получения высшего

заданий

https://razgovor.edsoo.ru

образования. Как сделать выбор?
Студенчество и технологический
прорыв.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству и
ответственность за его судьбу,
коллективизм
19 БРИКС (тема

1

Роль нашей страны в современном мире. Эвристическая

о международных

БРИКС – символ многополярности

беседа, просмотр

отношениях)

мира. Единство

видеофрагментов,

и многообразие стран БРИКС.

выполнение

https://razgovor.edsoo.ru

Взаимная поддержка помогает

интерактивных

государствам развивать торговлю

заданий, работа в

и экономику, обмениваться знаниями

группах,

и опытом в различных сферах жизни

выполнение

общества. Россия успешно развивает

творческих

контакты с широким кругом

заданий

союзников и партнёров.
Значение российской культуры для
всего мира.
Формирующиеся ценности:
многонациональное единство
20

Бизнес

Экономика: от структуры хозяйства

Эвристическая

и технологическое

к управленческим решениям.

беседа, просмотр

предпринимательство

Что сегодня делается для успешного

видеофрагментов,

развития экономики России?

выполнение

Цифровая экономика – это

интерактивных

деятельность, в основе которой

заданий, работа

лежит работа с цифровыми

в группах,

технологиями. Какое значение имеет

выполнение

использование цифровой экономики

творческих

для развития страны? Механизмы

заданий

1

цифровой экономики.

https://razgovor.edsoo.ru

Технологическое
предпринимательство как особая
сфера бизнеса. Значимость
технологического
предпринимательства для будущего
страны и её технологического
суверенитета.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
21

Искусственный

Искусственный интеллект –

Эвристическая

интеллект и человек.

стратегическая отрасль в России,

беседа, просмотр

Стратегия

оптимизирующая процессы

видеофрагментов,

взаимодействия

и повышающая эффективность

выполнение

производства. Искусственный

интерактивных

интеллект – помощник человека.

заданий, работа

ИИ помогает только при условии,

в группах,

если сам человек обладает хорошими

выполнение

знаниями и критическим

творческих

мышлением.

заданий

1

Степень ответственности тех, кто
обучает ИИ.

https://razgovor.edsoo.ru

Формирующиеся ценности:
патриотизм, высокие нравственные
идеалы
22 Что значит служить

День защитника Отечества:

Эвристическая

Отечеству? 280 лет

исторические традиции. Профессия

беседа, просмотр

со дня рождения

военного: кто её выбирает сегодня.

видеофрагментов,

Ф. Ушакова

Защита Отечества – обязанность

выполнение

гражданина Российской Федерации,

интерактивных

проявление любви к родной земле,

заданий, работа

Родине. Честь и воинский долг.

в группах,

280-летие со дня рождения великого

выполнение

русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова.

творческих

Качества российского воина:

заданий

1

https://razgovor.edsoo.ru

смелость, героизм,
самопожертвование.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
23 Арктика – территория
развития

1

Арктика – стратегическая

Эвристическая

территория развития страны.

беседа, просмотр

Почему для России важно осваивать

видеофрагментов,

Арктику? Артика – ресурсная база

выполнение

России.

интерактивных

https://razgovor.edsoo.ru

Российские исследователи Арктики.

заданий, работа в

Россия – мировой лидер атомной

группах,

отрасли. Атомный ледокольный флот,

выполнение

развитие Северного морского пути.

творческих

Знакомство с проектами развития

заданий

Арктики.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
24 Международный

1

женский день

Международный женский день –

Эвристическая

праздник благодарности и любви к

беседа, просмотр

женщине.

видеофрагментов,

Женщина в современном обществе –

выполнение

труженица, мать, воспитатель детей.

интерактивных

Великие женщины в истории России.

заданий, работа

Выдающиеся женщины ХХ века,

в группах,

прославившие Россию.

выполнение

Формирующиеся ценности:

творческих

приоритет духовного над

заданий

https://razgovor.edsoo.ru

материальным
25 Массовый спорт в
России

1

Развитие массового спорта – вклад

Эвристическая

в благополучие и здоровье нации,

беседа, просмотр

будущие поколения страны.

видеофрагментов,

https://razgovor.edsoo.ru

Здоровый образ жизни, забота

выполнение

о собственном здоровье, спорт как

интерактивных

важнейшая часть жизни

заданий, работа в

современного человека. Условия

группах,

развития массового спорта в России.

выполнение

Формирующиеся ценности: жизнь

творческих
заданий

26 День воссоединения

История и традиции Артека. После

Эвристическая

Крыма и Севастополя

воссоединения Крыма и Севастополя

беседа, просмотр

с Россией. 100-летие

с Россией Артек – это уникальный

видеофрагментов,

Артека

и современный комплекс

выполнение

из 9 лагерей, работающих круглый

интерактивных

год. Артек – пространство

заданий, работа

для творчества, саморазвития

в группах,

и самореализации.

выполнение

Формирующиеся ценности:
историческая память и

творческих

1

https://razgovor.edsoo.ru

заданий

преемственность поколений
27 Служение

Искусство – это способ общения и

Эвристическая

творчеством. Зачем

диалога между поколениями

беседа, просмотр

людям искусство? 185

и народами. Роль музыки в жизни

видеофрагментов,

лет со дня

человека: музыка сопровождает

выполнение

человека с рождения до конца

интерактивных

1

https://razgovor.edsoo.ru

рождения

жизни. Способность слушать,

заданий, работа в

П. И. Чайковского

воспринимать и понимать музыку.

группах,

Россия – страна с богатым

выполнение

культурным наследием, страна

творческих

великих композиторов, писателей,

заданий

художников, признанных
во всём мире. Произведения
П.И. Чайковского, служение своей
стране творчеством.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным
28

Моя малая Родина

Россия – великая и уникальная

Эвристическая

(региональный

страна, каждый из её регионов

беседа, просмотр

и местный

прекрасен и неповторим своими

видеофрагментов,

компонент)

природными, экономическими

выполнение

и другими ресурсами.

интерактивных

Любовь к родному краю,

заданий, работа

способность любоваться

в группах,

природой и беречь её – часть любви

выполнение

к Отчизне. Патриот честно трудится,

творческих

заботится о процветании своей

заданий

1

https://razgovor.edsoo.ru

страны, уважает её историю и
культуру.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, приоритет духовного
над материальным
29

Герои космической
отрасли

1

Исследования космоса помогают

Эвристическая

нам понять, как возникла наша

беседа, просмотр

Вселенная. Россия – лидер

видеофрагментов,

в развитии космической отрасли.

выполнение

Полёты в космос – это результат

интерактивных

огромного труда большого

заданий, работа

коллектива учёных, рабочих,

в группах,

космонавтов, которые обеспечили

выполнение

первенство нашей Родины

творческих

в освоении космического
пространства.
В условиях невесомости космонавты

заданий

проводят сложные научные
эксперименты, что позволяет
российской науке продвигаться
в освоении новых материалов
и создании новых технологий.

https://razgovor.edsoo.ru

Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству
30 Гражданская авиация

1

России

Значение авиации для жизни

Эвристическая

общества и каждого человека.

беседа, просмотр

Как мечта летать изменила жизнь

видеофрагментов,

человека.

выполнение

Легендарная история развития

интерактивных

российской гражданской авиации.

заданий, работа

Героизм конструкторов, инженеров и

в группах,

лётчиков-испытателей первых

выполнение

российских самолётов.

творческих

Мировые рекорды российских

заданий

https://razgovor.edsoo.ru

лётчиков. Современное
авиастроение. Профессии, связанные
с авиацией.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству
31 Медицина России

1

Охрана здоровья граждан России –

Эвристическая

приоритет государственной

беседа, просмотр

политики страны. Современные

видеофрагментов,

поликлиники и больницы.

выполнение

Достижения российской медицины.

интерактивных
заданий, работа

https://razgovor.edsoo.ru

Технологии будущего в области

в группах,

медицины.

выполнение

Профессия врача играет ключевую

творческих

роль в поддержании и улучшении

заданий

здоровья людей и их уровня жизни.
Врач – не просто профессия, это
настоящее призвание, требующее
не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу.
Волонтёры-медики.
Преемственность поколений
и профессия человека: семейные
династии врачей России.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений,
милосердие
32

Что такое успех?
(ко Дню труда)

1

Труд – основа жизни человека и

Эвристическая

развития общества.

беседа, просмотр

Человек должен иметь знания

видеофрагментов,

и умения, быть терпеливым

выполнение

и настойчивым, не бояться

интерактивных

трудностей (труд и трудно –

заданий, работа

https://razgovor.edsoo.ru

однокоренные слова), находить пути

в группах,

их преодоления. Чтобы добиться

выполнение

долгосрочного успеха, нужно много

творческих

трудиться.

заданий

Профессии будущего: что будет
нужно стране, когда я вырасту?
Формирующиеся ценности:
33

созидательный труд
День Победы – священная дата,

Эвристическая

в Великой

память о которой передаётся

беседа, просмотр

Отечественной войне

от поколения к поколению.

видеофрагментов,

Историческая память: память

выполнение

о подвиге нашего народа в годы

интерактивных

Великой Отечественной войны.

заданий, работа

Важно помнить нашу историю

в группах,

и чтить память всех людей,

выполнение

перенёсших тяготы войны.

творческих

Бессмертный полк. Страницы

заданий

80-летие Победы

1

героического прошлого, которые
нельзя забывать.
Формирующиеся ценности:
единство народов России,

https://razgovor.edsoo.ru

историческая память и
преемственность поколений
34 Жизнь в Движении

1

19 мая – День детских общественных

Эвристическая

организаций. Детские общественные

беседа, просмотр

организации разных поколений

видеофрагментов,

объединяли и объединяют активных,

выполнение

целеустремлённых ребят. Участники

интерактивных

детских общественных организаций

заданий, работа

находят друзей, вместе делают

в группах,

полезные дела и ощущают себя

выполнение

частью большого коллектива.

творческих

Участие в общественном движении

заданий

https://razgovor.edsoo.ru

детей и молодежи, знакомство
с различными проектами.
Формирующиеся ценности: дружба,
коллективизм
35 Ценности, которые нас
объединяют

1

Ценности – это важнейшие

Эвристическая

нравственные ориентиры

беседа, просмотр

для человека и общества. Духовно-

видеофрагментов,

нравственные ценности России,

выполнение

объединяющие всех граждан страны.

интерактивных
заданий, работа
в группах,

https://razgovor.edsoo.ru

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

35

Формирующиеся ценности:

выполнение

традиционные российские духовно-

творческих

нравственные ценности

заданий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».