МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района
МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина
Белинского района Пензенской области
Рассмотрено на заседании
методического объединения
Протокол №1 от 27.08.2024 г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 28.08.2024 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
_____________Мирошкина Е.В.
Приказ № 93/12 от 30.08.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
для 10-11 классов
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009E250BF7F2DBEF4D350E4DBA884261D3
Владелец: Мирошкина Елена Викторовна
Действителен: с 18.12.2024 до 13.03.2026
2024-2025 учебный год
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
(далее – программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов федеральных основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом
выбора
участниками
образовательных
отношений
курсов
внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке,
но и во внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по
программе, является
развитие
у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских
духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
– в формировании его российской идентичности;
– в формировании интереса к познанию;
– в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам
и уважительного отношения к правам и свободам других;
– в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных
и правовых норм;
– в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
– в развитии у школьников общекультурной компетентности;
– в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
– в осознании своего места в обществе;
– в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
4
– в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей».
2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального
учебно-методического
объединения
по
общему
образованию
(протокол от 2 июня 2020 г. №2/20).
3. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100).
4. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
5. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего
образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676).
6. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
5
8. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
9. Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций
по проведению цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном"».
10.Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован
12.07.2023 № 74229).
11. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован
12.07.2023).
12. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
среднего
общего
образования»
(Зарегистрирован
12.07.2023 № 74228).
13. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 19.02.2024 № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331).
14. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы
6
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных
образовательных
программ
начального
общего
образования, основного общего образования и среднего общего
образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4,
5–7, 8–9 и 10–11 классов, в течение одного учебного года, если занятия
проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую
позицию
по
обсуждаемым
темам
(например,
познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы
и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика
и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого
воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается
в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности
территории,
где
функционирует
данная
образовательная
организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся,
целесообразно
уточнить
(изменить,
скорректировать)
7
и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал
каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную,
поддерживающую
атмосферу;
насыщая
занятия
ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность
школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением)
Государственного
гимна
Российской
Федерации.
Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться
со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить
внимание на три структурные части сценария: первая часть – мотивационная,
вторая часть – основная, третья часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается
с просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую
содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной
(беседы,
обсуждение
видеоролика),
практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра),
творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
8
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь
ориентир, направление движения, позитивный образ будущего задаёт жизни
определённость и наполняет её смыслами. Образ будущего страны – сильная
и независимая Россия. Будущее страны зависит от каждого из нас уже сейчас.
Образование – фундамент будущего. Знания – это возможность найти своё место
в обществе и быть полезным людям и стране. Россия – страна возможностей, где
каждый может реализовать свои способности и внести вклад в будущее страны.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС.
Информационное
телеграфное
агентство
России
(ИТАР-ТАСС)
–
это
крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб
страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными
оставались его
государственный статус
и функции – быть источником
достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне
важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать
и оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая
российская компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские
и транспортные перевозки. Российские железные дороги вносят огромный вклад
в развитие экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый
устойчивый
и
и
надёжный
для
пассажиров:
всепогодный,
безопасный
круглогодичный. Развитие транспортной сферы стратегически важно
9
для будущего страны, а профессии в этих направлениях очень перспективны
и востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль
промышленности
нашей
страны,
главной
задачей
которой
является
производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России
выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян продовольствием,
а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения
планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традиции
нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными
системами,
цифровыми
Разноплановость
и
востребованность
устройствами.
сельскохозяйственных
профессий,
технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий.
Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание
подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя
уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие образования членов
общества.
Учитель
–
советчик,
помощник,
участник
познавательной
деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина
России. Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической
памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить
роль России в мировой истории – одна из стратегий информационной войны
против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность
за себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция,
созидательный подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их
значение, жить
в соответствии
с
духовно-нравственными ценностями
1
0
общества – основа взрослого человека. Финансовая самостоятельность и
финансовая грамотность.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для
каждого гражданина страны. Знания и навыки для построения крепкой семьи
в будущем. Почему важна крепкая семья? Преемственность поколений:
семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в
семейном
хозяйстве,
воспитании
детей).
Память
о
предшествующих
поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство –
качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи
гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это
знакомство
с
культурой,
историей
и
традициями
разных
народов.
Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являются
поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни
и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества.
Ни одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны,
основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее
страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего
человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие.
Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как
проявление добрых чувств и заботы об окружающих. Здоровый образ жизни как
забота о себе и об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать –
хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей.
У России женское лицо, образ «Родины-матери». Материнство – это счастье
1
1
и ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной
жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Материнство
как особая миссия. Роль материнства в будущем страны. Защита материнства
на государственном уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр?
Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и мирное время:
примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества
волонтёров.
Направления
волонтёрской
деятельности:
экологическое,
социальное, медицинское, цифровое и т. д.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные
и мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо
Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья
спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность
за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь.
Участники СВО – защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод
российских законов от древних времён до наших дней. Законодательная власть
в России. От инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа
депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры). Участие молодёжи
в законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все
народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История
возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке
и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания
новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том
числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той
или иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела,
1
2
история праздника. Информационные источники формируют общественное
мнение. Профессиональная этика журналиста. Издание печатных средств
информации – коллективный труд людей многих профессий. Зачем нужны
школьные газеты? Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его
традиции. История основания Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией,
возможность для творчества и самореализации. Перспективы получения
высшего образования. Как сделать выбор? Студенчество и технологический
прорыв.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны
в современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство
и многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам
развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных
сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом
союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира.
Бизнес
и
технологическое
предпринимательство.
Экономика:
от структуры хозяйства к управленческим решениям. Что сегодня делается
для успешного развития экономики России? Цифровая экономика – это
деятельность, в основе которой лежит работа с цифровыми технологиями. Какое
значение имеет использование цифровой экономики для развития страны?
Механизмы цифровой экономики. Технологическое предпринимательство как
особая сфера бизнеса. Значимость технологического предпринимательства
для будущего страны и её технологического суверенитета.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия.
Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая
процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный
интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам
1
3
человек обладает хорошими знаниями и критическим мышлением. Степень
ответственности тех, кто обучает ИИ.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её
выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской
Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг.
280-летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территория
развития страны. Почему для России важно осваивать Арктику? Артика –
ресурсная база России. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой
лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного
морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день –
праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном
обществе – труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории
России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России.
Развитие массового спорта – вклад
в благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ
жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни
современного человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие
Артека.
История
и
традиции Артека.
После
воссоединения
Крыма
и Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс
из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для творчества,
саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня
рождения П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между
поколениями и
народами. Роль музыки в
жизни
человека: музыка
1
4
сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать,
воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным
наследием, страна великих композиторов, писателей, художников, признанных
во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране
творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия –
великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим
своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному
краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне.
Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её
историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам
понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической
отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива
учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины
в освоении космического пространства. В условиях невесомости космонавты
проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке
продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества
и каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная
история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов,
инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые
рекорды
российских
лётчиков.
Современное
авиастроение.
Профессии,
связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет
государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы.
Достижения российской медицины. Технологии будущего в области медицины.
Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья
людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание,
1
5
требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения
обществу. Волонтёры-медики. Преемственность поколений и профессия
человека: семейные династии врачей России.
Что
такое успех? (ко Дню
труда). Труд –
основа жизни
человека и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть
терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно –
однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы добиться
долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что
будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы –
священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой
Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех
людей,
перенёсших
тяготы
войны.
Бессмертный
полк.
Страницы
героического прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных
организаций.
поколений
Детские
общественные
организации
разных
объединяли и объединяют активных, целеустремлённых ребят.
Участники детских общественных организаций находят друзей, вместе
делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива.
Участие в общественном движении детей и молодежи, знакомство с
различными проектами.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие
нравственные ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные
ценности России, объединяющие всех граждан страны.
1
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание
обучающихся
российской
к
гражданской
саморазвитию,
идентичности;
самостоятельности
и
готовность
личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к обучению и личностному развитию; целенаправленное развитие
внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных
традиций,
установок,
формирование
системы
антикоррупционного
значимых
ценностно-смысловых
мировоззрения,
правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные
планы; готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части: гражданского воспитания,
патриотического
воспитания,
эстетического воспитания,
духовно-нравственного
физического
воспитания,
воспитания,
формирования
культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания,
экологического воспитания, осознания ценности научного познания, а также
результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями:
владеть
исследовательской
навыками
познавательной,
учебно-
и проектной деятельности, навыками разрешения
1
7
проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов
познания;
проявлять
готовность
и
способность
информационно-познавательной деятельности,
получения
необходимой
ориентироваться
в
к
самостоятельной
владеть
навыками
информации из словарей разных типов, уметь
различных
источниках
информации,
критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников; использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
информационной
правовых
безопасности;
и
этических
норм,
определять
назначение
и
норм
функции
различных социальных институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной
деятельности,
учитывать
позиции
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
других
участников
владеть
языковыми
средствами – уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства.
В
сфере
овладения
регулятивными
универсальными
учебными
действиями: самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения
поставленных
целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; самостоятельно
оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учётом гражданских
и нравственных ценностей;
познавательной рефлексии
как
владеть
навыками
осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания
и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
1
8
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского
литературного языка и развитие умения применять знания о них в речевой
практике; владение навыками самоанализа и самооценки на
основе
наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с
точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной
информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание
содержания произведений русской и мировой классической литературы,
их
историко-культурного
формирование
и
национальной
нравственно-ценностного влияния
и
мировой
культуры;
на
формирование
представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского
языка;
формирование
культурный
умений
контекст
и
учитывать
исторический,
контекст
творчества
историкописателя в
процессе анализа художественного произведения; способность выявлять
в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё
отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных
высказываниях.
Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике
страны/стран изучаемого языка; развитие умения использовать иностранный
язык
как
средство
для
получения
информации
из
иноязычных
источников в образовательных и самообразовательных целях.
Информатика:
информации
формирование
и связанных с
представлений
о
роли
ней процессов в окружающем мире;
формирование базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со
средствами
информатизации;
понимание
основ
правовых
аспектов
1
9
использования компьютерных программ и работы в Интернете.
История: формирование представлений о современной исторической
науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении
задач прогрессивного развития России в глобальном мире; владение
комплексом знаний
об
истории России
и человечества
в
целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
формирование умений применять исторические знания в профессиональной
и общественной деятельности, поликультурном общении; развитие умений
вести диалог,
обосновывать
свою точку
зрения
в
дискуссии
по
исторической тематике.
Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных
сфер и институтов; владение умениями выявлять причинно-следственные,
функциональные,
объектов и
иерархические
процессов;
и
формирование
другие
связи
представлений
социальных
об
основных
тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в
глобальном мире; формирование
социальных
явлений и
представлений
о
методах
познания
процессов; владение умениями применять
полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений; развитие навыков оценивания
информации,
умений
поиска
социальной
информации в источниках различного
типа для реконструкции недостающих звеньев с целью
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного
развития.
География:
формирование
географической науке,
представлений
о
современной
её участии в решении важнейших проблем
человечества; владение географическим мышлением для определения
географических
аспектов
природных,
социально-экономических
и
экологических процессов и проблем; формирование системы комплексных
социально ориентированных географических знаний о закономерностях
2
0
развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом
пространстве;
отдельными
владение
умениями
географическими
проведения
объектами,
наблюдений
за
процессами и явлениями, их
изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического
о
природных
знания
социально-экономических и экологических процессах и
явлениях; владение умениями географического анализа и интерпретации
разнообразной информации; владение умениями применять географические
знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды,
адаптации к изменению её условий; формирование представлений и знаний
об
основных
проблемах
взаимодействия
природы и общества, о
природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Биология:
владение
основополагающими
понятиями
и
представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции;
уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
владение основными методами научного
собственной
позиции
по
познания;
формирование
отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам
и путям их решения.
2
1
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(10–11 классы)
№
Темы занятий
п/п
1
Образ будущего. Ко
Дню знаний
Количество
часов
1
Виды
Основное содержание
деятельности
Электронные ресурсы
обучающихся
Иметь образ будущего – значит
Эвристическая
иметь ориентир, направление
беседа, просмотр
движения, позитивный образ
видеофрагментов,
будущего задаёт жизни
выполнение
определённость и наполняет её
интерактивных
смыслами.
заданий, работа
Образ будущего страны – сильная
в группах,
и независимая Россия. Будущее
выполнение
страны зависит от каждого из нас
творческих
уже сейчас.
заданий
Образование – фундамент будущего.
Знания – это возможность найти своё
место в обществе и быть полезным
людям и стране.
Россия – страна возможностей,
где каждый может реализовать
свои способности и внести вклад
в будущее страны.
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
2
Век информации.
Информационное телеграфное
Эвристическая
120 лет
агентство России (ИТАР-ТАСС) –
беседа, просмотр
Информационному
это крупнейшее мировое агентство,
видеофрагментов,
агентству России
одна из самых цитируемых
выполнение
ТАСС
новостных служб страны. Агентство
интерактивных
неоднократно меняло названия, но
заданий, работа
всегда неизменными оставались его
в группах,
государственный статус и функции –
выполнение
быть источником достоверной
творческих
информации о России для всего
заданий
1
https://razgovor.edsoo.ru
мира. В век информации крайне
важен навык критического
мышления. Необходимо уметь
анализировать и оценивать
информацию, распознавать фейки
и не распространять их.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений
3
Дорогами России
1
«Российские железные дороги» –
Эвристическая
крупнейшая российская компания,
беседа, просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
с большой историей,
видеофрагментов,
обеспечивающая пассажирские
выполнение
и транспортные перевозки.
интерактивных
Российские железные дороги
заданий, работа
вносят огромный вклад
в группах,
в совершенствование экономики
выполнение
страны. Железнодорожный
творческих
транспорт – самый устойчивый
заданий
и надёжный для пассажиров:
всепогодный, безопасный и
круглогодичный.
Развитие транспортной сферы
стратегически важно для будущего
страны, а профессии в этих
направлениях очень перспективны
и востребованы.
Формирующиеся ценности:
коллективизм, патриотизм,
единство народов России
4
Путь зерна
1
Российское
хозяйство
– ключевая
сельское Эвристическая
отрасль беседа, просмотр
промышленности нашей страны,
главной задачей которой является
видеофрагментов,
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
производство продуктов питания. интерактивных
комплекс заданий, работа в
Агропромышленный
России
выполняет
миссию
по
важнейшую
обеспечению
группах,
выполнение
всех творческих
россиян продовольствием, а его заданий
мощности
позволяют
обеспечивать
пшеницей
треть
всего населения планеты. Сельское
хозяйство - это отрасль, которая
объединила
в
себе
традиции
нашего народа с современными
технологиями:
информационными
цифровыми
Разноплановость
роботами,
системами,
устройствами.
и
востребованность
сельскохозяйственных профессий,
технологичность и экономическая
привлекательность
отрасли
(агрохолдинги,
фермерские
хозяйства и т. п.).
Формирующиеся
ценности:
созидательный труд
5
День учителя
1
Учитель – одна из важнейших
Эвристическая
в обществе профессий. Назначение
беседа, просмотр
учителя – социальное служение,
видеофрагментов,
образование и воспитание
выполнение
подрастающего поколения.
интерактивных
В разные исторические времена труд
заданий, работа
учителя уважаем, социально значим,
в группах,
оказывает влияние на развитие
выполнение
образования членов общества.
творческих
Учитель – советчик, помощник,
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
участник познавательной
деятельности школьников.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, гражданственность
6
Легенды о России
1
Любовь к Родине, патриотизм –
Эвристическая
качества гражданина России. Знание
беседа, просмотр
истории страны, историческая
видеофрагментов,
правда, сохранение исторической
выполнение
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
памяти – основа мировоззренческого
заданий, работа в
суверенитета страны.
группах,
Попытки исказить роль России
выполнение
в мировой истории – одна
творческих
из стратегий информационной войны
заданий
против нашей страны.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
7
Что значит быть
взрослым?
1
Быть взрослым – это нести
Эвристическая
ответственность за себя, своих
беседа, просмотр
близких и свою страну.
видеофрагментов,
Активная жизненная позиция,
выполнение
созидательный подход к жизни,
интерактивных
умение принимать решения
заданий, работа
и осознавать их значение, жить в
в группах,
соответствии с духовно-
выполнение
нравственными ценностями
творческих
общества – основа взрослого
заданий
человека. Финансовая
самостоятельность
и финансовая грамотность.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы
https://razgovor.edsoo.ru
8
Как создать крепкую
1
семью. День отца
Семья как ценность для каждого
Эвристическая
гражданина страны. Знания и навыки
беседа, просмотр
для построения крепкой семьи
видеофрагментов,
в будущем. Почему важна крепкая
выполнение
семья?
интерактивных
Преемственность поколений:
заданий, работа
семейные ценности и традиции
в группах,
(любовь, взаимопонимание, участие
выполнение
в семейном хозяйстве, воспитании
творческих
детей).
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Память о предшествующих
поколениях семьи. Особое отношение
к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к
бабушкам и дедушкам, забота о них.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья
9
Гостеприимная Россия.
Гостеприимство – качество,
Эвристическая
Ко Дню народного
объединяющее все народы России.
беседа, просмотр
единства
Семейные традиции встречи гостей,
видеофрагментов,
кулинарные традиции народов
выполнение
России.
интерактивных
1
https://razgovor.edsoo.ru
Путешествие по России – это
заданий, работа в
знакомство с культурой, историей
группах,
и традициями разных народов.
выполнение
Гастрономический туризм – это вид
творческих
путешествий, основой которого
заданий
являются поездки туристов по стране
с целью знакомства с особенностями
местной кухни и кулинарных
традиций.
Формирующиеся ценности:
единство народов России, крепкая семья
10
Твой вклад в общее
дело
1
Уплата налогов – это коллективная
Эвристическая
и личная ответственность, вклад
беседа, просмотр
гражданина в благополучие
видеофрагментов,
государства и общества.
выполнение
Ни одно государство не может
интерактивных
обойтись без налогов, это основа
заданий, работа
бюджета страны, основной источник
в группах,
дохода.
выполнение
Своим небольшим вкладом мы
творческих
создаём будущее страны,
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
процветание России. Каким будет
мой личный вклад в общее дело?
Формирующиеся ценности:
гражданственность, взаимопомощь
и взаимоуважение, единство
народов России
11 С заботой к себе и
1
окружающим
Доброта и забота – качества
Эвристическая
настоящего человека, способного
беседа, просмотр
оказывать помощь и поддержку,
видеофрагментов,
проявлять милосердие. Добрые дела
выполнение
граждан России:
интерактивных
благотворительность
заданий, работа
и пожертвование как проявление
в группах,
добрых чувств и заботы
выполнение
об окружающих.
Здоровый образ жизни как забота
творческих
https://razgovor.edsoo.ru
заданий
о себе и об окружающих.
Формирующиеся ценности: жизнь,
взаимопомощь, взаимоуважение,
коллективизм
12 День матери
1
Мать, мама – главные в жизни
Эвристическая
человека слова. Мать – хозяйка
беседа, просмотр
в доме, хранительница семейного
видеофрагментов,
https://razgovor.edsoo.ru
очага, воспитательница детей. У
выполнение
России женское лицо, образ
интерактивных
«Родины–матери».
Материнство – это счастье
заданий, работа в
и ответственность. Многодетные
выполнение
матери: примеры из истории
творческих
и современной жизни.
заданий
группах,
«Мать-героиня» – высшее звание
Российской Федерации.
Материнство как особая миссия.
Роль материнства в будущем страны.
Защита материнства
на государственном уровне.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья
13
Миссия-милосердие
(ко Дню волонтёра)
1
Кто такой волонтёр? Деятельность
Эвристическая
волонтёров как социальное служение
беседа, просмотр
в военное и мирное время: примеры
видеофрагментов,
из истории и современной жизни.
выполнение
Милосердие и забота – качества
интерактивных
волонтёров.
заданий, работа
Направления волонтёрской
в группах,
деятельности: экологическое,
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
социальное, медицинское,
творческих
цифровое и т. д.
заданий
Формирующиеся ценности:
милосердие, взаимопомощь и
взаимоуважение
14
День Героев
Отечества
1
Герои Отечества – это
Эвристическая
самоотверженные и мужественные
беседа, просмотр
люди, которые любят свою Родину и
видеофрагментов,
трудятся во благо Отчизны.
выполнение
Качества героя – человека, ценою
интерактивных
собственной жизни и здоровья
заданий, работа
спасающего других: смелость
в группах,
и отвага, самопожертвование
выполнение
и ответственность за судьбу других.
творческих
Проявление уважения к героям,
заданий
стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость,
решительность, стремление прийти
на помощь.
Участники СВО – защитники
будущего нашей страны.
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
15 Как пишут законы?
1
Для чего нужны законы? Как
Эвристическая
менялся свод российских законов от
беседа, просмотр
древних времён до наших дней.
видеофрагментов,
Законодательная власть в России.
выполнение
От инициативы людей до закона: как
интерактивных
появляется закон? Работа депутатов:
заданий, работа
от проблемы – к решению
в группах,
(позитивные примеры). Участие
выполнение
молодёжи в законотворческом
творческих
процессе.
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиеся ценности: жизнь и
достоинство
16 Одна страна –
одни традиции
1
Новогодние традиции,
Эвристическая
объединяющие все народы России.
беседа, просмотр
Новый год – любимый семейный
видеофрагментов,
праздник. История возникновения
выполнение
новогоднего праздника в России.
интерактивных
Участие детей в подготовке
и встрече Нового года. Подарки
заданий, работа
в группах,
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
и пожелания на Новый год. История
творческих
создания новогодних игрушек.
заданий
О чём люди мечтают в Новый год.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья, единство народов России
17
День российской
печати
1
Праздник посвящён работникам
Эвристическая
печати, в том числе редакторам,
беседа, просмотр
журналистам, издателям,
видеофрагментов,
корректорам, – всем, кто в той
выполнение
или иной степени связан с печатью.
интерактивных
Российские традиции издательского
заданий, работа
дела, история праздника.
в группах,
Информационные источники
выполнение
формируют общественное мнение.
творческих
Профессиональная этика
заданий
журналиста.
Издание печатных средств
информации – коллективный труд
людей многих профессий.
Зачем нужны школьные газеты?
Школьные средства массовой
информации.
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, гуманизм
18 День студента
1
День российского студенчества:
Эвристическая
история праздника и его традиции.
беседа, просмотр
История основания Московского
видеофрагментов,
государственного университета
выполнение
имени М.В. Ломоносова.
интерактивных
Студенческие годы – это путь
заданий, работа
к овладению профессией,
в группах,
возможность для творчества
выполнение
и самореализации.
творческих
Перспективы получения высшего
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
образования. Как сделать выбор?
Студенчество и технологический
прорыв.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству и
ответственность за его судьбу,
коллективизм
19 БРИКС (тема
1
Роль нашей страны в современном мире. Эвристическая
о международных
БРИКС – символ многополярности
беседа, просмотр
отношениях)
мира. Единство
видеофрагментов,
и многообразие стран БРИКС.
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
Взаимная поддержка помогает
интерактивных
государствам развивать торговлю
заданий, работа в
и экономику, обмениваться знаниями
группах,
и опытом в различных сферах жизни
выполнение
общества. Россия успешно развивает
творческих
контакты с широким кругом
заданий
союзников и партнёров.
Значение российской культуры для
всего мира.
Формирующиеся ценности:
многонациональное единство
20
Бизнес
Экономика: от структуры хозяйства
Эвристическая
и технологическое
к управленческим решениям.
беседа, просмотр
предпринимательство
Что сегодня делается для успешного
видеофрагментов,
развития экономики России?
выполнение
Цифровая экономика – это
интерактивных
деятельность, в основе которой
заданий, работа
лежит работа с цифровыми
в группах,
технологиями. Какое значение имеет
выполнение
использование цифровой экономики
творческих
для развития страны? Механизмы
заданий
1
цифровой экономики.
https://razgovor.edsoo.ru
Технологическое
предпринимательство как особая
сфера бизнеса. Значимость
технологического
предпринимательства для будущего
страны и её технологического
суверенитета.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
21
Искусственный
Искусственный интеллект –
Эвристическая
интеллект и человек.
стратегическая отрасль в России,
беседа, просмотр
Стратегия
оптимизирующая процессы
видеофрагментов,
взаимодействия
и повышающая эффективность
выполнение
производства. Искусственный
интерактивных
интеллект – помощник человека.
заданий, работа
ИИ помогает только при условии,
в группах,
если сам человек обладает хорошими
выполнение
знаниями и критическим
творческих
мышлением.
заданий
1
Степень ответственности тех, кто
обучает ИИ.
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиеся ценности:
патриотизм, высокие нравственные
идеалы
22 Что значит служить
День защитника Отечества:
Эвристическая
Отечеству? 280 лет
исторические традиции. Профессия
беседа, просмотр
со дня рождения
военного: кто её выбирает сегодня.
видеофрагментов,
Ф. Ушакова
Защита Отечества – обязанность
выполнение
гражданина Российской Федерации,
интерактивных
проявление любви к родной земле,
заданий, работа
Родине. Честь и воинский долг.
в группах,
280-летие со дня рождения великого
выполнение
русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
творческих
Качества российского воина:
заданий
1
https://razgovor.edsoo.ru
смелость, героизм,
самопожертвование.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
23 Арктика – территория
развития
1
Арктика – стратегическая
Эвристическая
территория развития страны.
беседа, просмотр
Почему для России важно осваивать
видеофрагментов,
Арктику? Артика – ресурсная база
выполнение
России.
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
Российские исследователи Арктики.
заданий, работа в
Россия – мировой лидер атомной
группах,
отрасли. Атомный ледокольный флот,
выполнение
развитие Северного морского пути.
творческих
Знакомство с проектами развития
заданий
Арктики.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
24 Международный
1
женский день
Международный женский день –
Эвристическая
праздник благодарности и любви к
беседа, просмотр
женщине.
видеофрагментов,
Женщина в современном обществе –
выполнение
труженица, мать, воспитатель детей.
интерактивных
Великие женщины в истории России.
заданий, работа
Выдающиеся женщины ХХ века,
в группах,
прославившие Россию.
выполнение
Формирующиеся ценности:
творческих
приоритет духовного над
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
материальным
25 Массовый спорт в
России
1
Развитие массового спорта – вклад
Эвристическая
в благополучие и здоровье нации,
беседа, просмотр
будущие поколения страны.
видеофрагментов,
https://razgovor.edsoo.ru
Здоровый образ жизни, забота
выполнение
о собственном здоровье, спорт как
интерактивных
важнейшая часть жизни
заданий, работа в
современного человека. Условия
группах,
развития массового спорта в России.
выполнение
Формирующиеся ценности: жизнь
творческих
заданий
26 День воссоединения
История и традиции Артека. После
Эвристическая
Крыма и Севастополя
воссоединения Крыма и Севастополя
беседа, просмотр
с Россией. 100-летие
с Россией Артек – это уникальный
видеофрагментов,
Артека
и современный комплекс
из 9 лагерей, работающих круглый
выполнение
год. Артек – пространство
заданий, работа
для творчества, саморазвития
в группах,
и самореализации.
выполнение
Формирующиеся ценности:
историческая память и
творческих
1
https://razgovor.edsoo.ru
интерактивных
заданий
преемственность поколений
27 Служение
Искусство – это способ общения и
Эвристическая
творчеством. Зачем
диалога между поколениями
беседа, просмотр
людям искусство? 185
и народами. Роль музыки в жизни
видеофрагментов,
лет со дня
человека: музыка сопровождает
выполнение
человека с рождения до конца
интерактивных
1
https://razgovor.edsoo.ru
рождения
жизни. Способность слушать,
заданий, работа в
П. И. Чайковского
воспринимать и понимать музыку.
группах,
Россия – страна с богатым
выполнение
культурным наследием, страна
творческих
великих композиторов, писателей,
заданий
художников, признанных
во всём мире. Произведения
П.И. Чайковского, служение своей
стране творчеством.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным
28
Моя малая Родина
Россия – великая и уникальная
Эвристическая
(региональный
страна, каждый из её регионов
беседа, просмотр
и местный
прекрасен и неповторим своими
видеофрагментов,
компонент)
природными, экономическими
выполнение
и другими ресурсами.
интерактивных
Любовь к родному краю,
заданий, работа
способность любоваться
в группах,
природой и беречь её – часть любви
выполнение
к Отчизне. Патриот честно трудится,
творческих
заботится о процветании своей
заданий
1
https://razgovor.edsoo.ru
страны, уважает её историю и
культуру.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, приоритет духовного
над материальным
29
Герои космической
отрасли
1
Исследования космоса помогают
Эвристическая
нам понять, как возникла наша
беседа, просмотр
Вселенная. Россия – лидер
видеофрагментов,
в развитии космической отрасли.
выполнение
Полёты в космос – это результат
интерактивных
огромного труда большого
заданий, работа
коллектива учёных, рабочих,
в группах,
космонавтов, которые обеспечили
выполнение
первенство нашей Родины
творческих
в освоении космического
пространства.
В условиях невесомости космонавты
заданий
проводят сложные научные
эксперименты, что позволяет
российской науке продвигаться
в освоении новых материалов
и создании новых технологий.
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству
30 Гражданская авиация
1
России
Значение авиации для жизни
Эвристическая
общества и каждого человека.
беседа, просмотр
Как мечта летать изменила жизнь
видеофрагментов,
человека.
выполнение
Легендарная история развития
интерактивных
российской гражданской авиации.
заданий, работа
Героизм конструкторов, инженеров и
в группах,
лётчиков-испытателей первых
выполнение
российских самолётов.
творческих
Мировые рекорды российских
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
лётчиков. Современное
авиастроение. Профессии, связанные
с авиацией.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству
31 Медицина России
1
Охрана здоровья граждан России –
Эвристическая
приоритет государственной
беседа, просмотр
политики страны. Современные
видеофрагментов,
поликлиники и больницы.
выполнение
Достижения российской медицины.
интерактивных
заданий, работа
https://razgovor.edsoo.ru
Технологии будущего в области
в группах,
медицины.
выполнение
Профессия врача играет ключевую
творческих
роль в поддержании и улучшении
заданий
здоровья людей и их уровня жизни.
Врач – не просто профессия, это
настоящее призвание, требующее
не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу.
Волонтёры-медики.
Преемственность поколений
и профессия человека: семейные
династии врачей России.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений,
милосердие
32
Что такое успех?
(ко Дню труда)
1
Труд – основа жизни человека и
Эвристическая
развития общества.
беседа, просмотр
Человек должен иметь знания
видеофрагментов,
и умения, быть терпеливым
выполнение
и настойчивым, не бояться
трудностей (труд и трудно –
интерактивных
заданий, работа
https://razgovor.edsoo.ru
однокоренные слова), находить пути
в группах,
их преодоления. Чтобы добиться
выполнение
долгосрочного успеха, нужно много
творческих
трудиться.
заданий
Профессии будущего: что будет
нужно стране, когда я вырасту?
Формирующиеся ценности:
33
созидательный труд
День Победы – священная дата,
Эвристическая
в Великой
память о которой передаётся
беседа, просмотр
Отечественной войне
от поколения к поколению.
видеофрагментов,
Историческая память: память
выполнение
о подвиге нашего народа в годы
интерактивных
Великой Отечественной войны.
заданий, работа
Важно помнить нашу историю
в группах,
и чтить память всех людей,
выполнение
перенёсших тяготы войны.
творческих
Бессмертный полк. Страницы
заданий
80-летие Победы
1
героического прошлого, которые
нельзя забывать.
Формирующиеся ценности:
единство народов России,
https://razgovor.edsoo.ru
историческая память и
преемственность поколений
34 Жизнь в Движении
1
19 мая – День детских общественных
Эвристическая
организаций. Детские общественные
беседа, просмотр
организации разных поколений
видеофрагментов,
объединяли и объединяют активных,
выполнение
целеустремлённых ребят. Участники
интерактивных
детских общественных организаций
заданий, работа
находят друзей, вместе делают
в группах,
полезные дела и ощущают себя
выполнение
частью большого коллектива.
творческих
Участие в общественном движении
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
детей и молодежи, знакомство
с различными проектами.
Формирующиеся ценности: дружба,
коллективизм
35 Ценности, которые нас
объединяют
1
Ценности – это важнейшие
Эвристическая
нравственные ориентиры
беседа, просмотр
для человека и общества. Духовно-
видеофрагментов,
нравственные ценности России,
выполнение
объединяющие всех граждан страны.
интерактивных
заданий, работа
в группах,
https://razgovor.edsoo.ru
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
35
Формирующиеся ценности:
выполнение
традиционные российские духовно-
творческих
нравственные ценности
заданий