Рабочая программа учебного предмета Спортивные игры (5,8 классы)

МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина
Белинского района Пензенской области
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №4 от 26.12.2024 г.

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
_____________Мирошкина Е.В.
Приказ № 142 от 26.12.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета спортивно-оздоровительного направления
«Спортивные игры»

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Уровень общего образования, класс: основное общее (5-9 класс)
Количество часов –5 класс - 34 часа, 8 класс – 34 часа.

2024-2025 учебный год
1

Сертификат: 009E250BF7F2DBEF4D350E4DBA884261D3
Владелец: Мирошкина Елена Викторовна
Действителен: с 18.12.2024 до 13.03.2026

Пояснительная записка
Одной из центральных линий Стандартов второго поколения выступают задачи формирования разносторонне физически развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья,
оптимизация трудовой деятельности и организация активного отдыха.
Учебный курс «Спортивные игры» в основной школе выполняет особую роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом.
Специфика курса состоит в том, что он строятся на психологической и дидактической базе, которая является в среднем школьном возрасте
необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и физического развития.
Игра возникла на самой ранней стадии развития человеческого общества и во все времена была своеобразной школой, в которой дети
получали физическую и духовную закладку, познавали окружающий мир, учились действовать и добиваться успехов. Эмоционально
насыщенные, яркие и разнообразные по содержанию, игры социальны по своей сущности, так как отражают опыт человеческих отношений,
формируют нравственность ребёнка и укрепляют его здоровье.
В играх познаются различные свойства предметов, разнообразные стороны жизни. При помощи игры ребята получают информацию. Она
поступает к ним без насилия и нажима. Основными мотивами является интерес, положительные эмоции, сопровождаемые чувством радости.
Психология ребёнка такова, что он видит и переживает, отражается в его поступке, действии. Ребёнок постоянно стремится к деятельности,
к общению, не имея возможности удовлетворить эту потребность в другой форме, кроме как в игре. Это - один из факторов, привлекающих
детей к игре.
Рабочая программа учебного курса спортивно-оздоровительной направленности «Спортивные игры» для 5, 8 классов составлена на основе
ФГОС ООО и следующих нормативных документов:
Лях, В. И. Физическая культура. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2016.
Лях, В. И. Физическая культура. 5-9 классы. Рабочие программы / В. И. Лях. – М.: Просвещение, 2016. Нормативно правовое обеспечение:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (с изменениями).
2

Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»/ (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государст
венного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011
г. № 23290) с изменениями № 3 от 24.11.2015 г.

3

Рабочая программа учебного курса «спортивно-оздоровительной направленности «Спортивные игры» составлена на 2 года и рассчитана на
1 час в неделю в каждом классе. В соответствии с календарным графиком МОУ СОШ с.Пушанина им.И.И. Пушанина календарнотематическое планирование составлено: для 5 класса - 34 часа, для 8 класса -34 часа.
Цель учебного курса «Спортивные игры» - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать
ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации активного отдыха.
Задачи изучения курса в основной школе:
• укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
• формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей
направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
• освоение знаний о спортивных играх и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
• обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации
занятий физическими упражнениями;
• воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной
деятельности.

Общая характеристика учебного курса
Физическое воспитание в основной школе должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие
личности обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни.
Освоение учебного курса направлено на развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии
основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, формирование потребности в
систематических занятиях физической культурой и спортом.
В процессе освоения курса «Спортивные игры» на уровне основного общего образования формируется система знаний о физическом
совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учётом индивидуальных
4

особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой
деятельности.
Спортивные игры ценны как в физическом, так и педагогическом аспектах. Бег для ребёнка является естественным движением, знакомым с
раннего детства. Он– важнейшее средство для развития координации движений.
Разнообразные действия играющих оказывают благотворное влияние на сердечно – сосудистую, дыхательную опорно–двигательную,
нервную и другие системы организма. Игры способствуют общему развитию и укреплению мышц, а также улучшению обмена веществ.
Игры с элементами корригирующей гимнастики улучшают осанку. Наличие в играх движений способствует максимальной разгрузке
центров головного мозга. Удовольствие, доставленное игрой, не только даёт отдых уставшему организму, нервной системе, но и
активизирует жизнедеятельность, увеличивает работоспособность.
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
● активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
● проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
● проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
● оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
● характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
● находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
● общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
● обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
● организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования,
организации места занятий;
● планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
5

● анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
● видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
● оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
● управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
● технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной
деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
● представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
● оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно
объяснять ошибки и способы их устранения;
● организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
● бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
● организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
● взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
● в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их
исправлять;
● находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и
элементы;
● выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
● применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, ситуации.
В результате изучения учебного курса спортивно-оздоровительной направленности «Спортивные игры» школьники должны:
Знать:
- правила игр, основные приемы техники игры в различных видах спорта;
- простейшие индивидуальные, групповые и командные тактические действия;
- историю развития данных видов в России и в мире;
- правила судейства в изучаемых спортивных играх;
6

- основы истории развития физической культуры;
- физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках,
возможности их развития;
- индивидуальные способы контроля;
- правила личной гигиены, правила техники безопасности при проведении подвижных игр и внеурочных занятий профилактику
травматизма.
Уметь:
- выполнять основные приемы техники игр и применять их в игре;
- соблюдать на практике правила игр, действовать в соответствии с требованиями судейства в различных видах спорта;
- соблюдать правила взаимодействия в процессе спортивной игры;
- осуществлять рефлексию в ходе и по окончанию игровой деятельности;
- соблюдать правила безопасности на занятиях физической культурой;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться
оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием;
- демонстрировать двигательные умения и навыки.
Формы занятий
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

7

Содержание программы внеурочной деятельности

1

Название
раздела
Лапта

2

Пионербол

3

Волейбол

№

Теория: Основные
теоретические понятия
- История
возникновения игры.
- Правила игры в лапту.
- Инструктаж по ТБ на
занятиях лаптой.
- История
возникновения игры.
- Правила игры. Организация и
проведения
соревнований.
- Инструктаж по ТБ на
занятиях пионерболом.
- История
возникновения игры.
- Правила игры в
волейбол.
- Организация и
проведение
соревнований.
- Инструктаж по ТБ на
занятиях волейболом.

Практика: Примерное содержание
деятельности
Научиться развивать скоростно- силовые качества
по средствам подвижной игры- «Лапта»

- ОФП
- СФП
- Обучение техники нападения. Подводящие и
подготовительные упражнения.
- Техника защиты. Игровые упражнения с
включением основных приёмов игры в нападении
и защите. Учебная игра.
- ОФП
- СФП
- Обучение техники нападения:
а) Стойки, перемещения;
б) Передача мяча сверху двумя руками стоя
лицом, спиной в направлении передачи;
в) Подача мяча: нижняя прямая, верхняя прямая;
г) Нападающий удар. Подводящие и
подготовительные упражнения.
- Техника защиты:
а) Стойки, перемещения;
б) Приём мяча снизу;
8

Оборудование,
оснащенность
Теннисные мячи
(резиновые), бита
(лапта, длиной от
60см до 120 см,
диаметром не
более 5 см),
свисток
Теннисные мячи,
гимнастические
скакалки,
волейбольные
мячи, свисток.

Теннисные мячи,
подвесной мяч,
гимнастические
скамейки,
скакалки,
волейбольные
мячи, набивные
мячи, свисток.

Место
проведения
Спортивная площадка.

Спортзал
школы,
спортивная площадка.

Спортзал
школы,
спортивная площадка.

4

Баскетбол

- История
возникновения игры.
- Правила игры. Организация и
проведения
соревнований.
- Инструктаж по ТБ на
занятиях баскетболом.

5

Футбол

- История
возникновения игры.
- Правила игры. Организация и
проведения
соревнований.
- Инструктаж по ТБ на
занятиях баскетболом.

в)Блокирование.
-ОФП
- СФП
- Перемещения, остановки, повороты. - Бег с
изменением
скорости, направления.
- Ловля и передача мяча двумя руками от плеча в
парах, в тройках, на месте и в движении.
- Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с
близкого расстояния после остановки и после
ведения.
- То же со средней дистанции.
-Ведение мяча с изменением направления после
ловли в движении и ведение мяча с ускорением.
- Сочетание изученных приёмов и применение их в
игре.
- Индивидуальные действия в нападении и защите,
выбивание и вырывание мяча, держание игрока без
мяча и с мячом.
-ОФП
- СФП
- Перемещения, остановки, повороты. - Бег с
изменением
скорости,направления. Обучение технике
владения мячом:
а) ведение мяча;
б) удары по мячу;
в) отбор мяча, финты;
- Сочетание изученных приёмов и применение их в
игре.
-Индивидуальные и групповые действия в
нападении и защите.
- Тактические действия.
9

Баскетбольные
мячи,
гимнастические
скамейки,
скакалки,
свисток.

Спортзал
школы,
спортивная площадка.

Футбольные
мячи, набивные
мячи, конусы,
гимнастические
скамейки,
скакалки,
свисток.

Спортивная площадка
школы.

Календарно-тематическое планирование для учащихся 5 класса.
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Дата план

Дата факт

Тема раздела, урока
Футбол
Техника безопасности на занятиях по футболу. История возникновения и правила игры.
ОФП.
Удар по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы. Игры на
закрепление и совершенствование технических действий.
Удар по неподвижному и катящемуся мячу серединой подъемаИгры на закрепление и
совершенствование технических действий.
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Игры на закрепление и
совершенствование технических действий.
Остановка катящегося мяча подошвойИгры на закрепление и совершенствование
технических действий.
Ведение мяча внешней и внутренней частью подъемаИгры на закрепление и
совершенствование технических действий.
Выбивание мяча ударом ногой. ОФП. Игры на закрепление и совершенствование
технических действий.
Комбинации из основных элементов техники перемещений и владения мячом. ОФП.
Игры на закрепление и совершенствование технических и тактических действий.
Индивидуальные тактические действия. ОФП. Игры на закрепление и
совершенствование технических и тактических действий.
Игры на закрепление и совершенствование технических и тактических действий.
Баскетбол.
Инструктаж по ТБ. История возникновения игры. Ознакомление с упрощёнными
правилами игры «Баскетбол».
Передвижение, прыжки, остановки, повороты с мячом. Игра «10 передач». ОФП.
Варианты передачи и ловли мяча на месте. Игра «Передал - садись». СФП.
10

Количество
часов
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Варианты передачи и ловли мяча в движении. Игра «Передал – садись». СФП.
Ведение мяча на месте и с продвижением бегом. Игра по упрощенным правилам.
Повторение изученных приёмов. Броски мяча в кольцо двумя руками. Игра по
упрощенным правилам.
Сочетание изученных приёмов игры. Игра по упрощённым правилам.
Эстафеты с элементами баскетбола.
Повторение изученных приёмов. Игра по упрощенным правилам.
Пионербол.
Инструктаж по ТБ. История возникновения игры. Ознакомление с правилами игры
«Пионербол»
Передача и ловля мяча двумя руками. ОФП
Передача и ловля мяча двумя руками. Подача мяча. Учебная игра.
Сочетание изученных приёмов игры. Подвижная игра «Охотники и утки».
Сочетание изученных приёмов игры. Учебная игра.
Нападающий удар через сетку с 2-3 шагов разбега. Учебная игра.
Нападающий удар через сетку с 2-3 шагов разбега. Учебная игра.
Учебная игра в пионербол. ОФП.
Лапта
Исторические и национальные основы, ТБ при занятиях «Русской лаптой». ОФП.
Основные правила игры. Стойка игрока.
Техника перемещений. Техника удара битой по мячу.
Ловля мяча. Передача мяча. Бросок мяча.
Осаливание, самоосаливание, переосаливание. Подача мяча.
Индивидуальные, групповые тактические действия в защите.
Групповые тактические действия в нападении.

11

1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование для учащихся 8 класса.
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12

Дата план

Дата факт

Тема раздела, урока
Футбол
Техника безопасности на занятиях по футболу. История возникновения и правила игры.
ОФП.
Удар по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы. Игры на
закрепление и совершенствование технических действий.
Удар по неподвижному и катящемуся мячу серединой подъемаИгры на закрепление и
совершенствование технических действий.
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Игры на закрепление и
совершенствование технических действий.
Остановка катящегося мяча подошвойИгры на закрепление и совершенствование
технических действий.
Ведение мяча внешней и внутренней частью подъемаИгры на закрепление и
совершенствование технических действий.
Выбивание мяча ударом ногой. ОФП. Игры на закрепление и совершенствование
технических действий.
Комбинации из основных элементов техники перемещений и владения мячом. ОФП.
Игры на закрепление и совершенствование технических и тактических действий.
Индивидуальные тактические действия. ОФП. Игры на закрепление и
совершенствование технических и тактических действий.
Комбинации из основных элементов техники перемещений и владения мячом. ОФП.
Игры на закрепление и совершенствование технических и тактических действий.
Индивидуальные тактические действия. ОФП. Игры на закрепление и
совершенствование технических и тактических действий.
Баскетбол.
Инструктаж по ТБ. История возникновения игры. Ознакомление с правилами игры
«Баскетбол».
12

Количество
часов
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30

Передвижение, прыжки, остановки, повороты с мячом. ОФП.
Ловля и передача мяча после остановки, в движении со сменой направления движения.
Учебная игра
Ловля и передача мяча после остановки, в движении со сменой направления движения.
Учебная игра
Выбивание и вырывание мяча, держание игрока без мяча и с мячом Учебная игра.
Броски мяча в корзину с места и в движении. Учебная игра.
Сочетание изученных приёмов и применение их в игре.
Сочетание изученных приёмов. Учебная игра.
Волейбол.
Инструктаж по ТБ. История возникновения игры. Ознакомление с правилами игры
«Волейбол».
Стойки, перемещения, сочетание способов перемещения, подготовительные
упражнения. ОФП.
Передача мяча сверху двумя руками, стоя лицом, спиной в направлении передачи.
Эстафета с элементами волейбола
Передача мяча снизу двумя руками, стоя лицом, спиной в направлении передачи.
Эстафета с элементами волейбола
Отбивание мяча кулаком через сетку, тактика верхней и нижней передачи мяча.
ОФП.
Подача мяча нижняя прямая, верхняя прямая. Блокирование мяча. Игра по упращённым
правилам.
Нападающий удар. Приём мяча снизу двумя руками после набрасывания. Приём подачи
Учебная игра.
Лапта
ТБ при организации занятий лаптой. Лапта в системе народных игр. Этапы развития
народной игры.
Технические приемы и тактические действия в лапте.
Техника нападения. Техника защиты.
Групповые действия. Командные взаимодействия.
13

1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1

31
32
33
34

Учебные игры в лапту.
Учебные игры в лапту.
Учебные игры в лапту.
Учебные игры в лапту.

1
1
1
1

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
1. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы : пособие для учителей
общеобразовательных учреждений / В.И. Лях. – М. : Просвещение, 2014.
2. Физическая культура. 5-7 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией М.Я. Виленского – М. : Просвещение, 2014.
3. Физическая культура. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2014.
4. М.Я. Виленский, В.Т. Чичикин. Физическая культура. 5 - 7 классы. Пособие для учителя/на сайте издательства по адресу:
http://www.prosv.ru/ebooks/Vilenskii_Fiz-ra_5-7kl/index.html
5. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы: проект. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – (Стандарты
второго поколения).
6. Официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации:Web: http://minstm.gov.ru.
7. Федеральный портал «Российское образование»:Web:http://www.edu.ru.
8. Национальная информационная сеть «Спортивная Россия» Web: http://www.infosport.ru/xml/t/default.xml
9. Официальный сайт Олимпийского комитета РоссииWeb: www.olympic.ru

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».