МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района
МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина
Белинского района Пензенской области
Рассмотрено на заседании
методического объединения
Протокол №4 от 26.12.2024 г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №4 от 26.12.2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
_____________Мирошкина Е.В.
Приказ № 142 от 26.12.2024 г.
Сертификат: 009E250BF7F2DBEF4D350E4DBA884261D3
Владелец: Мирошкина Елена Викторовна
Действителен: с 18.12.2024 до 13.03.2026
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Школьный музей»
для 5-9 классов
2024-2025 учебный год
Программа «Школьный музей»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1.
Название программы: «Школьный музей»
2.
Автор: Пучкова Н. А.
3.
Организация-исполнитель: МОУ СОШ имени И. И. Пушанина с.
Пушанина Белинского района Пензенской области
4.
Целевые группы: учащиеся 5-9 классов школы (10 -16 лет).
5.
Цель программы: создание условий для развития школьного музейного
движения в образовательном пространстве.
6.
Направленность: музееведение, краеведение.
7.
Срок реализации программы: 1 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного
направления
«Школьный музей»
разработана на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Внеурочная
деятельность
является
составной
частью
учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.
Однако, наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от
обучения часы.
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание
патриотизма у учащихся. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного
поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу,
сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство
национального самосознания.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом,
выражающееся в ответственности за свою страну, еѐ честь, достоинство,
могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Школьный музей, как форма образовательной и воспитательной работы, создан
по инициативе учащихся и педагогов школы. Он возник как ответ на социальный
заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей
ученической, родительской или педагогической общественности и как результат
собственной поисковой и исследовательской деятельности. В музее школы
учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией
подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных
предметов и документов. Являясь неформальным учебным подразделением музей
выступает как своеобразная часть музейной сети страны.
Цели:
Целью деятельности кружка является создание условий для достижения
учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для
многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учѐбы
время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию
социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие
здоровой,
творчески растущей личности, с формированной гражданской
ответственностью
и
правовым
самосознанием,
подготовленной
к
жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
формирование уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых
поколений,
развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы
учащихся,
поддержка и развитие творческих способностей детей.
формировать у учащихся гражданско-патриотические качества
2. Основными задачами организации внеурочной деятельности детей
являются:
-усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы
время;
-организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся
совместно с досугово-культурными учреждениями города
- способствовать ранней профилизации учащихся: знакомство с основами
музейного дела и экскурсионной деятельности.
-оказать помощь в поисках «себя»;
-создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере
внеурочной деятельности;
-развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
-создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-расширить рамки общения с социумом;
-воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
- формировать личностное, эмоционально окрашенное отношение к историческим
фактам, воспитать любовь и уважение к прошлому своей страны;
- расширять исторический кругозор;
- сохранять и поддерживать традиции образовательного учреждения,
формирующие особый «дух» школьного сообщества;
- служить целям совершенствования образовательного процесса средствами
дополнительного обучения;
- воспитывать познавательные интересы и способности;
- способствовать овладению учащимися практическими навыками поисковой,
исследовательской деятельности;
- способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных
способностей учащихся;
4. Принципы программы:
· Включение учащихся в активную деятельность.
· Доступность и наглядность.
· Связь теории с практикой.
· Учѐт возрастных особенностей.
· Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
· Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
· Традиции школы .
· Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
· Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности,
установки.
· Месторасположение школы.
Ожидаемые результаты программы.
Через систему краеведческой работы школа предполагает воспитывать в
будущем гражданине России:
чувство гражданственности и патриотизма, гордости за
принадлежность к своей нации, гордость за свою Родину;
высокий нравственный и культурный потенциал, способность
корректировать своѐ общение с окружающими в соответствии с
ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно
чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем
мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной,
учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой
– либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания
физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить
здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ
жизни.\
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию,
поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя из
традиционных духовных ценностей и моральных норм;
первоначальные навыки практической деятельности в составе
различных социокультурных групп конструктивной общественной
направленности;
сознательное понимание своей принадлежности к социальным
общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество
городского или сельского поселения, неформальные подростковые
общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
знание о различных общественных и профессиональных организациях,
их структуре, целях и характере деятельности;
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического
сознания:
ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к
героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание
• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
продолжать героические традиции многонационального российского
народа;
начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в
быту;
умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и
учебно-исследовательских задач;
умение организовать процесс самообразования, творчески и
критически работать с информацией из разных источников;
начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и
коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов;
умение работать со сверстниками в проектных или учебноисследовательских группах;
умение
планировать
трудовую
деятельность,
рационально
использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать
порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том
числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых
проектов;
5. Направления реализации программы
1.
Создание оптимального педагогически
проведения учащимися свободного времени.
организованного
пространства
2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от
учѐбы время организационно-управленческих мероприятий.
3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в
свободное от учѐбы время.
4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
Календарно-тематическое планирование.
Учебно-тематический план
№
п/п
Количес Формы
тво
работы
часов
Всего
Тема
1
Лекция,
практикум
2.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Что такое музей.
Основы музейных знаний.
О чем будет рассказывать школьный
музей. Его основные разделы
1
3.
Где и как собирать материалы для
музея.
1
4.
2
5.
Экскурсия
в
школьный
музей,
знакомство с фондом музея.
Работа с историческими источниками.
Лекция.
Практикум:
описание
экспонатов,
находящихся
в школьном
музее
Лекция
Практикум
составление
таблиц
Беседа,
практикум
6.
Изучение архивных документов
1
7.
Реставрация экспонатов в условиях
школьного музея
Как оформить выставку, музейную
экспозицию
1
9.
Как подготовить доклад, экскурсию
1
10.
Методы проведения экскурсий
1
11.
Краеведение
Историческое прошлое нашего края.
Методика
проведения
социологического опроса
4
13.
Секреты хорошего интервью
4
14.
Правила
4
1.
8.
12.
записи
воспоминаний.
1
1
4
Практикум
работа с
документами
Практикум
работа с
документами
Беседа,
практикум
Лекция
просмотр
презентации.
Описание
археологичес
ких находок
Доклад,
экскурсия
Доклад,
экскурсия
Доклад,
экскурсия
Практическая
работа,
исследование
Лекция
Практикум
составление
таблиц
Лекция
Дата
проведени
я
Краеведческий дневник
15.
16.
Научно-исследовательская
деятельность
школьного
музея.
Подготовка научно-исследовательских
работ для участия в конференции,
районном конкурсе творческих работ
по краеведению
Участие в историко-краеведческих
конкурсах и конференциях различного
уровня
Итого
5
2
просмотр
презентации.
Описание
археологичес
ких находок
Практическая
работа,
исследование
Практическая
работа,
исследование
34
Содержание курса программы
1. Вводное занятие.
Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы. Инструктаж по
технике безопасности.
2. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей.
Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы
школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая
работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне
школы, ветеранами педагогического труда, родителями.
Где и как собирать материалы для музея.
Работа в библиотеке, государственном музее, архиве. Встречи с участниками
исторических событий, работниками музеев, известными людьми города.
Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник.
Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность
записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению
краеведческого дневника
Изучение архивных документов.
Обращение с найденными документами предметами. Необходимость их полной
сохранности.
Как оформить выставку, музейную экспозицию.
Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции:
изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов
оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов,
передвижных выставок
Как подготовить доклад, экскурсию
Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников информации,
подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или
экскурсии.
Как вести экскурсию
Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе
экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к
языку экскурсовода.
3. Краеведение. Историческое прошлое нашего края.
. Славное прошлое Красносельского района.
4. Научно-исследовательская деятельность школьного музея.
Подготовка научно-исследовательских работ.
Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня