МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района
МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района
Пензенской области
РАССМОТРЕНО
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
методического
объединения
Протокол №1от27.08.2024г.
на заседании
педагогического совета
Директор
Протокол №4 от
26.12.2024г.
________________________
Мирошкина Е.В.
Приказ № 142от 26.12.2024г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009E250BF7F2DBEF4D350E4DBA884261D3
Владелец: Мирошкина Елена Викторовна
Действителен: с 18.12.2024 до 13.03.2026
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
для обучающихся 8-9 классов
Учитель: Молофеева О.Г.
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее —
ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих
развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к
общечеловеческим ценностям.
Цели:
Удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов,
формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых
знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
Приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье;
Применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи;
Развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически
грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой
области;
Воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере
финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в
области экономики семьи.
Формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 8-9 классов
посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих
важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций,
позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых
институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес,
пенсионная система и др.
Задачи:
усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания
процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации
экономических данных и финансовой информации;
формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей
анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики,
вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать
возможные последствия принимаемых решений;
развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных
решений;
выработка навыков проведения исследований экономических явлений в
финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической
информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой
сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим
рассмотрением;
освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в
процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
Место курса в учебном плане:
Программа предназначена для обучающихся 8-9 классов. Срок реализации
программы рассчитан на 1 год. Занятия по программе «Основы финансовой
грамотности» проводятся 1 раз в неделю. На учебный год отводится 34 часа.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методический комплекс:
Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470
с.
2. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Л13 Финансовая грамотность:
учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. —
32 с.
3. Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Л13 Финансовая грамотность:
рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 60
с.
4. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Л61 Финансовая грамотность: материалы для
учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с.
5. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Р99 Финансовая грамотность:
материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО,
2018. — 76 с.
6. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Р99 Финансовая грамотность:
Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг.
— М.: ВАКО, 2018. — 152 с.
Материально-техническое обеспечение:
1.
Компьютер, проектор, сканер, принтер.
Интернет-ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.com
www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
www.economicus.ru – Справочный портал по экономике.
www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника».
www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни
1. Результаты освоения курса «Финансовая грамотность»
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения
курса «Финансовая грамотность»:
осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание
финансовых связей семьи и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление
доходности вложений на простых примерах;
проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое
поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов
собственного заработка;
понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации
к её развитию.
сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных
финансов;
готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять
обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными
финансовыми институтами;
готовность и способность к финансово-экономическому образованию и
самообразованию во взрослой жизни;
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
социально-экономической жизни общества;
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации,
содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах,
на основе проведения простых опросов и интервью;
умение представлять результаты анализа простой финансовой и
статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков
разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и
ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате
в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на
товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских
услугах для частных лиц, о валютных курсах;
установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и
созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением
человека и его благосостоянием;
построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с
использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы
семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и
кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая
финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное
исследование экономических отношений в семье и обществе).
умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и
определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо
обратиться для её решения;
нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание
последствий этих проблем;
умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего
финансового поведения;
установление причинно-следственных связей между социальными и
финансовыми явлениями и процессами;
умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных
финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой
проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и
существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения
действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и
обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой
сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих
действий по её решению;
•
проявление познавательной и творческой инициативы в применении
полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных
финансов;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения
действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
• самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в
том числе в области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по
элементарным вопросам экономики
семьи, проведении исследований
экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и
позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и
представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи,
исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать
портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для
решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и
продвигать предлагаемые идеи;
• формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам
(управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски,
сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);
•
умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию,
полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения),
доказательство (аргумент), факты.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги,
товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги,
социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность,
сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление
о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и
расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической
информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной
экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение
составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и
способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на
простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение
путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность
денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит
семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое
планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта
и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и
пенсионная система;
владение знаниями: ¸
о структуре денежной массы; ¸
о структуре доходов населения страны и способах её определения; ¸
о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов
семьи; ¸
о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции; ¸
об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для
физических лиц; ¸
о возможных нормах сбережения; ¸
о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных
жизненных ситуаций; ¸
о видах страхования; ¸
о видах финансовых рисков; ¸
о способах использования банковских продуктов для решения своих
финансовых задач; ¸
о способах определения курса валют и мест обмена; ¸
о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы
России.
2. Содержание курса «Финансовая грамотность»
8-9 классы.
Тема 1. Происхождение денег.
Эмиссия денег. Денежная масса. Покупательная способность денег. Центральный
банк. Структура доходов населения.
Видов эмиссии денег и механизмы её
осуществления в современной экономике. Способы влияния государства на
инфляцию. Состав денежной массы. Факторы, влияющие на размер доходов,
получаемых из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от
структуры источников доходов семьи.
Формы организации: семинар «Каковы достоинства и недостатки символических
денег», «Чем сегодня обеспечены деньги», контроль знаний, викторина, работа с
документами, дискуссия, практическая работа.
Виды деятельности: знать и называть виды эмиссии денег и механизмы её
осуществления в современной экономике, способы влияния государства на
инфляцию.
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
Структура доходов семьи.
Человеческий капитал. Благосостояние семьи.
Структура доходов населения России и причины её изменения.
Формы организации: семинар «Как изменилась структура доходов населения
России в сравнении с 1990-ми гг.». дискуссия, занятие-лекция, познавательная
беседа, аналитическая работа.
Виды деятельности: состав денежной массы, факторы, влияющие на размер
доходов, получаемых из различных источников, знание статей расходов и доходов
семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного
бюджетов.
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Контроль расходов семьи. Структура личных доходов.
Формы организации:
Мини-исследования и проекты, защита проектов, контроль знаний, занятие-игра,
финансовые бои, коммуникативные бои, практикум, решение финансовых задач.
Виды деятельности:
поиск в Интернете сайтов социальных служб, анализирование и оценивание
финансовых рисков, чтение договора с банком, расчет банковского процента и
сумму выплат по вкладам, перевод одной валюты в другую, поиск информации об
изменениях курса валют
Тема 4. Построение семейного бюджета.
Семейный бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет). Статьи расходов и
доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и
семейного бюджетов.
Формы организации: семинар «Как хорошо, когда цены снижаются! К чему ведет
дефляция как для семей, так и для государства», контроль знаний, миниисследование, выступление учащихся с показом презентаций, коммуникативные
бои, решение практических задач.
Виды деятельности: практикум, составление текущего и перспективного личного
(семейного) бюджета, оценка его баланса;
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг
финансовых организаций.
Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания. Основные виды финансовых
услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережения на различных
этапах жизненного цикла.
Формы организации: семинар «В каких случаях лучше всего пользоваться
услугами банков для увеличения семейных доходов», занятие-лекция, учебная
экскурсия, решение практических и экономических задач, аналитическая работа,
викторина, конкурсы.
Виды деятельности: практикум, «Изучаем депозитный договор», «Анализ
финансовых рисков при заключении депозитного договора»;
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения финансового
благосостояния
Финансовое планирование.
Формы организации: лекция-беседа, практикум, деловая игра, выступление
учащихся с показом презентаций, работа с документами, круглый стол, творческая
работа, решение практических и финансовых задач, игра с элементами тренинга.
Виды деятельности: практикум, составление личного финансового плана
(краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного)
бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование, виды
страхования и страховых продуктов. Финансовые риски и виды рисков. Виды
особых жизненных ситуаций, способы государственной поддержки в случаях
природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий. Виды
страхования. Виды финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство
финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое
мошенничество). Способы сокращения финансовых рисков.
Формы организации: семинар «Нужно ли сегодня страховать жизнь и здоровье»,
контроль знаний, работа с документами, познавательная беседа, викторина,
Виды деятельности: знать понятие «Банковская система», функции центрального
банка, уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие
типичные экономические ситуации, знать виды банковских карт.
Тематическое планирование 8- 9 классы.
№ п/п
Наименование разделов
1
Введение в курс «Финансовая грамотность»
2
Происхождение денег
3
Источники денежных средств семьи
4
Контроль семейных расходов
5
Построение семейного бюджета
6
Способы увеличения семейных доходов с
использованием услуг финансовых
организаций
7
Финансовое планирование как способ
повышения финансового благосостояния
8
Особые жизненные ситуации и как с ними
справиться
Итоговое повторение-обобщение по курсу
«Основы финансовой грамотности 9класс»
Итого
Количество часов
1ч
4ч
4ч
4ч
5ч
4ч
6ч
5ч
1ч
34
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Календарно-тематическое планирование. 8-9 классы
Дата
Тема
Введение в курс «Финансовая грамотность» (1 ч)
Тема 1. Происхождение денег (4 ч)
Деньги: что это такое
Что может происходить с деньгами и как это влияет на
финансы вашей семьи
Круглый стол «Деньги их виды и функции»
Повторение по теме: «Происхождение денег»
Тема 2. Источники денежных средств семьи (4 ч)
Какие бывают источники доходов
От чего зависят личные и семейные доходы
Какие способы заработка существуют для школьников в
летние каникулы.
Повторение по теме: «Источники денежных средств
семьи»
Тема 3. Контроль семейных расходов (4 ч)
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать
Практикум: Как можно сократить расходы на
коммунальные услуги и продукты питания (какие
возможности есть в вашем городе, селе, посёлке).
Учебные мини-проекты «Контролируем семейные
расходы»
Повторение по теме: «Контроль семейных расходов»
Тема 4. Построение семейного бюджета (5 ч)
Что такое семейный бюджет и как его построить
Как оптимизировать семейный бюджет
Как меняются семейные расходы в связи с рождением и
взрослением детей.
Занятие-игра «Составляем семейный бюджет»
Обобщение результатов работы, представление проектов,
тестовый контроль
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием
услуг финансовых организаций (4 ч)
19
Для чего нужны финансовые организации
20
Как увеличить семейные доходы с использованием
финансовых организаций
21
Занятие-игра «Увеличиваем семейные доходы с помощью
финансовых организаций»
22
Повторение по теме: «Способы увеличения семейных
доходов с использованием услуг финансовых
организаций»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения
финансового благосостояния
(6 ч)
23
Для чего необходимо осуществлять финансовое
планирование
17
18
семинар
семинар
занятие-лекция
аналитическая
работа
контроль знаний
занятие-лекция
мини-исследования
занятие-игра
контроль знаний
семинар
практикум
мини-проект
контроль знаний
семинар
мини-исследование
выступление
учащихся с показом
презентаций
занятие-игра
контроль знаний
лекция-беседа
практикум
деловая игра
игра с элементами
тренинга
семинар
Как осуществлять финансовое планирование на разных
жизненных этапах
25
Что важнее для семьи: тратить деньги на текущее
потребление, покупая одежду, обувь, бытовую технику и
компьютеры, или вкладывать в капитальные ресурсы
(квартира, дача, автомобиль).
26
Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и
продукты питания (какие возможности есть в вашем
городе, селе, посёлке).
27
Занятие-игра «Осуществляем долгосрочное финансовое
планированием»
28
Обобщение результатов работы, выполнение
тренировочных заданий, тестовый контроль
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (5 ч)
29
Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря
кормильца
30
Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы,
природные и техногенные катастрофы
31
Чем поможет страхование
32
Мини-проекты: «Что делать, если мы попали в особую
жизненную ситуацию»
33
Повторение по теме: «Особые жизненные ситуации и как
с ними справиться»
34
Итоговое повторение-обобщение по курсу
«Финансовая грамотность» 8- 9 классы» (1 ч)
24
лекция-беседа
практикум
выступление
учащихся с показом
презентаций
деловая игра
контроль знаний
семинар
практикум
практикум
мини-исследования
контроль знаний