МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района
МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района
Пензенской области
Рассмотрено на заседании
методического объединения
Протокол №1 от 26.08.2025 г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 27.08.2025 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
_____________Мирошкина Е.В.
Приказ № 96/7 от 28.08.2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009E250BF7F2DBEF4D350E4DBA884261D3
Владелец: Мирошкина Елена Викторовна
Действителен: с 18.12.2024 до 13.03.2026
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики», модуль «Основы православной культуры»
для обучающихся 4 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»,
модуль «Основы православной культуры» для 4 класса разработана в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования,
- с Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности
гражданина России ,
- с авторской учебной программой «Основы религиозных культур и светской
этики». А. В. Кураев, М., «Просвещение», 2010.
Проблема
воспитания
толерантности
и
нравственной
идентификации
подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей
стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с
научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и
искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного
ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах
религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют
сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и
её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием
свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовнонравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы достаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в
общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших
культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и
воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса
«Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер,
знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на
нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных
и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а так
же своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются
объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос
совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с
религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как
в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе
формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии,
многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую,
религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется
исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее
развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог
культур, а также общность социально-политического пространства.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций
многонационального народа России и уважении к ним, а так же к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса:
1. Знакомство обучающихся с основами православной культуры;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм
и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, полученных обучающимися в начальной школе;
4. Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ,
обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при
изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
5. Развитие способностей младших школьников к общению на основе
взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного
процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы
помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным:
добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям,
благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся
помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других
национальностей, верований и убеждений.
В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с
историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный
Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает
«особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры».
Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего
Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в
общеобразовательных учреждениях России.
Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного
учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию
нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной
жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества —
вглубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со
священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему
человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули
согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам
освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить
образовательный прочес, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с
учётом образовательных возможностей младших подростков.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы
межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о
религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую
педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого,
ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе
содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между
ними и другими учебными предметами;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах курса и
системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно
раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная
духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться
содержанием учебного курса.
Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры » изучается обучающимися 4 классов с их согласия и по выбору его родителей.
Преподавание осуществляется в 4 классе 1 урок в неделю.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы
религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая
программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые
национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность,
семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и
литература, природа, человечество.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к
истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе
оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных
традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик
должен:
Знать/понимать:
-
основные понятия религиозных культур;
-
историю возникновения религиозных культур;
-
особенности и традиции религии;
-
описание основных содержательных составляющих священных книг, праздников и святынь;
Уметь:
-
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
-
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
-
излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества;
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах;
-
готовить сообщения по выбранным темам.
Содержание учебного предмета
Россия - наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие
и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство
( иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики», А.Я. Данилюк, «Просвещение», 2012.
Для учителя:
1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4 класс. 2010г.
2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.
3. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет—ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные
презентации, тематически связанные с содержанием курса.
4. Энциклопедическая и справочная литература.
Для учащихся:
1 .Учебник для учащихся А.В.Кураев «Основы православной культуры» 4 класс. Просвещение. Москва. 2022 г
Тематическое (поурочное) планирование по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы православной культуры») 4 класс
№
Тема
п/п
1
Планируемые результаты
предметные результаты
Россия – наша
Родина
Знать основные понятия:
Отечество, Родина,
духовный мир, культурные
традиции.
Уметь:
2
3
Культура и
религия
Человек и Бог
метапредметные
Регулятивные:
учиться работать по предложенному
учителем плану.
Домашнее задание
личностные
план
нравственноэстетическое
оценивание
понятия Родина
Написать сочинение
нравственноэстетическое
оценивание.
Подготовить рассказ
«С чего начинается
Родина?»
Познавательные:
Объяснить, что такое
духовный мир человека.
Рассказать о традициях
своей семьи. Рассказать,
какие ценности лежат в
основе своей семьи.
Рассказать о празднике
День народного единства (4
ноября).
выполнение действий по алгоритму.
Знать: Что такое культура,
и как она создаётся. Что
такое религия. Что такое
православие.
Регулятивные:
Уметь: Выразить слова
благодарности в
разнообразных формах.
Понимать взаимосвязь
русской культуры и
православия. Рассказать о
традициях русской
православной культуры
XVII века
поиск и отбор необходимой
информации
Знать: Кого православная
Регулятивные: саморегуляция
Коммуникативные:
выражение своих мыслей.
саморегуляция
Познавательные:
Что такое культура?
Что такое религия?
Коммуникативные: выражение
своих мыслей.
ценить и
Дата
Подготовить ответ
факт
в православии
культура называет
Творцом. Какие дары
получили от Творца люди
Уметь: Понимать, как вера
влияет на поступки
человека, и рассказать об
этом.
4
Православная
молитва
Знать: Что такое молитва,
и чем она отличается от
магии. Какие бывают виды
молитв. Что значит
«благодать». Кто такие
святые.
Уметь: Рассказать, что
значит «молиться», и чем
отличается молитва от
магии. Объяснить слово
«искушение», и зачем
людям посылаются
испытания в жизни.
Объяснить выражение
«Знать, как «Отче наш».
5
Библия и
Евангелие
Знать: Кто такой
христианин. Кто такие
пророки и апостолы. Что
такое Библия и Евангелие.
Что такое Откровение
Божие.
Уметь: Объяснить, что
такое Священное Писание,
и из каких частей оно
состоит. Объяснить связь
слов Христос –
христианство –
христианин. Объяснить,
Познавательные: поиск и отбор
необходимой информации
принимать
ценности.
«Что значит быть
православным
человеком?»
ценить и
принимать
ценности.
Подготовить рассказ
ценить и
принимать
ценности.
Подготовить
сообщения на тему:
«Кто такие
христиане?»
Коммуникативные: уметь
договариваться, вести дискуссию
Регулятивные: учиться работать по
предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор
необходимой информации
Что такое молитва
Коммуникативные: умение
слышать, слушать и понимать
партнера
Регулятивные: учиться работать по
предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор
необходимой информации
как переводится слово
«Евангелие», и почему оно
так называется. Рассказать
об апостолах Христовых.
6
Проповедь
Христа
Знать: Что такое
проповедь (Нагорная
проповедь). Как христиане
относятся к мести, и
почему.
Регулятивные : учиться работать по
предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор
необходимой информации
нравственноэстетическое
оценивание.
Подготовить рассказ
«Добро и зло в
православной
традиции».
нравственноэстетическое
оценивание.
Нарисовать
православный крест.
нравственноэстетическое
Нарисовать
пасхальную
Уметь: Объяснить, чему
учил Христос. Объяснить,
что является духовными
сокровищами. Рассказать,
какое богатство христиане
считают истинным и
вечным.
7
Христос и Его
крест
Знать: Что такое
«воплощение»
(«Боговоплощение»),
Голгофа. Кто такой
Богочеловек. В чём
состояла жертва Иисуса
Христа.
Регулятивные : учиться работать по
предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор
необходимой информации
Коммуникативные: уметь вести
дискуссию
Уметь: Рассказать о
Рождестве Христове.
Объяснить, что такое
Боговоплощение.
Объяснить, почему
Христос не уклонился от
распятия. Объяснить,
почему крест стал
символом христианства, и
какой смысл христиане
вкладывают в этот символ.
8
Пасха
Знать: Что такое Пасха
Регулятивные: саморегуляция
(Воскресение).
Как празднуют Пасху.
Как звучит пасхальное
приветствие. Как звучит
пасхальный гимн. Что
такое христианский пост.
Уметь: Объяснить, почему
Иисуса Христа называют
Спасителем. Объяснить,
как христиане связывают
свою судьбу с
воскресением Христа.
Рассказать, в чём состоит
смысл пасхального гимна.
Рассказать, в чём состоит
смысл христианского
поста.
9
Православное
учение о
человеке
Знать: Чем человек
отличается от животного.
Что такое «внутренний
мир» человека. В чём
заключается свобода для
христианина. Как Библия
рассказывает о
происхождении
души. христианина.
Уметь: Объяснить
выражение «внутренний
мир» человека. Составить
рассказ на тему «Как Бог
подарил человеку душу».
Объяснить выражение
«болезни души».
Объяснить, в чём
заключается свобода для
оценивание.
открытку на тему
«Празднуем Пасху»
нравственноэстетическое
оценивание.
Написать минисочинение на
«Когда на душе
светло и радостно»
Познавательные: поиск и отбор
необходимой информации
Коммуникативные: уважать в
общении и сотрудничества партнера
и самого себя
Регулятивные: учиться работать по
предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор
необходимой информации
Коммуникативные: уважать в
общении и сотрудничества партнера
и самого себя
христианина.
10
Совесть и
раскаяние
Знать: Что христиане
считают добром, злом,
грехом, что такое совесть,
раскаяние, покаяние
Уметь: Рассказать, как
совесть подсказывает
человеку правильный
выбор в поступках.
Объяснить выражение
«Человек – это животное,
умеющее краснеть».
Объяснить связь между
выражениями
«бессовестный человек» и
«мёртвая душа».
Рассказать, почему
покаяние называют
«лекарством души».
11
Заповеди
Знать: Что такое
«заповедь», «скрижали».
Какие заповеди были даны
людям через пророка
Моисея.
Уметь: Рассказать, что
такое «Десять заповедей»
или «Закон Моисея».
Рассказать, что общего у
воровства и убийства.
Рассказать, как зависть
гасит радость. Отличать 10
заповедей Моисея от
заповедей блаженств
Иисуса Христа.
Регулятивные: – способность
понимать и проявлять свои чувства
посредством слов.
нравственноэстетическое
оценивание.
Мини-рассказ «Как
исправлять
ошибки?»,
«Спешить делать
добро»
ценить и
принимать
ценности.
Обсудить с
родителями, почему
нельзя лгать.
Познавательные: построение
логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: выражение
своих мыслей.
Регулятивные: саморегуляция
Познавательные:
анализировать жизненные ситуации
и выбирать нравственные формы
поведения.
Коммуникативные: умение
согласованно выполнять
совместную деятельность
12
Милосердие и
сострадание
Знать: Кого христиане
называют «ближним». Как
христианин должен
относиться к людям. Что
такое «милосердие»,
«милостыня».
Уметь: Объяснить, можно
ли за милосердную помощь
брать плату, и почему.
Рассказать, что нужно
делать человеку, чтобы
стать милосердным.
Рассказать, какие
существуют дела
милосердия
13
Золотое
правило этики
Знать: Что такое
«этика». Главное правило
человеческих отношений.
Что такое «неосуждение».
Уметь: Объяснить, почему
главное правило этики
называется «золотое».
Сформулировать своё
мнение: как уберечься от
осуждения других людей.
Рассказать по картине В.
Поленова «Грешница», как
Христос защитил женщину.
14
Храм
Знать: Для чего людям
нужен храм, что они там
делают. Как устроен
православный храм.
Что такое «алтарь»,
«Царские врата», «икона»,
«иконостас», «канун»,
«поминание»,
Регулятивные:
оценка нравственных норм
личностное
пережива
Познавательные: извлечение
необходимой информации.
ние
Мини-сочинение
«Ближний для меня
– это…»
Коммуникативные: сотрудничать в
совместном решении проблемы.
Регулятивные: саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор
необходимой информации
ценить и
принимать
ценности.
Составить свои
правила этики
ценить и
принимать
ценности.
Повторить как
устроен
православный храм
Коммуникативные: умение и
готовность вести диалог, искать
решения, оказывать поддержку друг
другу.
Регулятивные : учиться работать по
предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор
необходимой информации
«благословение». Что такое
«церковно-славянский
язык».
Коммуникативные: уважать в
общении и сотрудничества партнера
и самого себя
Уметь: Рассказать, как
устроен православный
храм. Рассказать, что такое
иконостас, и какие иконы в
нём присутствуют
обязательно. Рассказать,
может ли православный
христианин молиться без
иконы. Отличать на иконе
изображение Иисуса
Христа и Божьей Матери
Объяснить значение
выражения «Казанская
Богоматерь».
Рассказать правила
поведения в храме, и для
чего они нужны.
15
Икона
Знать: В чём состоит
отличие иконы от обычной
живописной картины, и
почему. Зачем христианам
нужны иконы, и как на
иконах изображается
невидимый мир.
Уметь: Объяснить, как
понятие света связано с
пониманием Бога в
христианстве. Объяснить,
почему христиане считают
возможным изображать
невидимого Бога.
Рассказать, кому молятся
христиане, стоя перед
Регулятивные : учиться работать по
предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор
необходимой информации
Коммуникативные: выражение
своих мыслей.
ценить и
принимать
ценности.
Подберите пары
картин и икон,
связанных одной
темой, образом,
сюжетом.
иконой. Объяснить слова
«нимб» и «лик»
16
Творческие
работы
учащихся
Знать: Как готовится
творческая работа, какие
существуют виды
творческих работ. Как
пользоваться литературой
и другими источниками
информации, как
правильно отобрать
нужную информацию и
сделать
выводы. выступление.
Уметь: Искать
требующуюся литературу.
Работать с книгой, со
статьей и другой
информацией. Свести всю
найденную информацию в
последовательный общий
текст. Оформить работу в
соответствии с
требованиями.
Подготовить устное
выступление.
Регулятивные: саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор
необходимой информации
Оформлять свои
мысли в устной
и письменной
речи
Коммуникативные: умение
слышать, слушать и понимать
партнера
Оформлять свои мысли в устной и
письменной речи
17
Подведение
итогов
Уметь: Представить свою
творческую работу для
обсуждения. Отстаивать
свою точку зрения.
Аргументировать свой
ответ.
Коммуникативные: умение
слышать, слушать и понимать
партнера
Оформлять свои
мысли в устной
и письменной
речи
18
Как
христианство
пришло на
Русь
Знать: Что такое
Евангелие, Пасха, храм и
икона. Кто такой Иисус
Христос.
Регулятивные: учиться работать по
предложенному учителем плану.
нравственноэстетическое
оценивание
Узнать: что такое Церковь
Подобрать
иллюстративный
материала к
творческим работам.
Познавательные: поиск и отбор
необходимой информации
Повторить тему
урока
и крещение.
Как Русь стала
христианской страной.
Коммуникативные: умение
слышать, слушать и понимать
партнера
. Уметь: Отличать
православный храм от
других, узнавать
изображение Иисуса
Христа и Пасхи на иконах.
Рассказать историю
проникновения
христианства в
древнерусские земли и
крещения Руси.
19
Подвиг
Знать: Что такое подвиг,
что такое жертвенность.
Пример подвижнической
жизни архиепископа Луки
Войно-Ясенецкого.
Регулятивные: саморегуляция
Коммуникативные: выражение
своих мыслей.
личностное
пережива
ние
Написать эссе. «Чем
мне приходится
жертвовать
ради…(близких,
друзей…)
Уметь: Объяснить слово
«подвижник»,
«жертвенность» и
употреблять их в речи.
Различать ценности, ради
которых люди жертвуют
своим временем,
здоровьем, даже жизнью.
Рассказать о герое.
20
Заповеди
блаженств
Знать: Что такое
«заповедь», «блаженство»,
что делает христианина
счастливым.
Регулятивные: саморегуляция
Уметь: Объяснить, почему
христиане благодарны
Иисусу Христу. Читать
Коммуникативные: умение и
готовность вести диалог, искать
решения, оказывать поддержку друг
Познавательные: поиск и отбор
необходимой информации
ценить и
принимать
ценности.
Вместе с родными
обсудить заповеди.
21
Зачем творить
добро?
текст Заповедей
Блаженства с полным
пониманием. Приводить
примеры исполнения этих
заповедей христианами.
другу.
Знать: В чём, как и почему
христиане подражают
Христу, чему радуются
святые
Регулятивные: понимать значение
добра и зла.
эмоциональное
пережива
Познавательные: извлечение
необходимой информации.
ние.
Уметь: Нарисовать кресты
Иисуса Христа, апостолов
Петра и Андрея.
Правильно употреблять в
речи слово «смирение».
Объяснить выражение
«Даром приняли – даром
давайте».
22
Чудо в жизни
христианина
Знать: В чём состоит
христианское учение о
Святой Троице. Что такое
христианские добродетели
и в чём они проявляются
Нарисовать кресты:
Христов, Петров,
Андреевский.
Коммуникативные: умение и
готовность вести диалог, искать
решения, оказывать поддержку друг
другу.
Регулятивные: учиться работать по
предложенному учителем плану.
личностное
пережива
Коммуникативные: выражение
своих мыслей.
ние
Регулятивные : учиться работать по
личностное
Записать, какие
добродетели вы
видите в себе.
Уметь: Отличать на иконе
изображение Святой
Троицы. Объяснить связь
слов «вера» и «верность».
Рассказать, какие
добродетели видит
учащийся в самом себе и
своих одноклассниках
23
Православие о
Знать: В чём состоит
представление христиан о
Повторить что такое
Божием суде
Божием суде. Почему
христиане верят в
бессмертие. творению
добра.
Уметь: Рассказать, как
вера в Божий суд влияет на
поступки христиан.
Перечислить мотивы,
поощряющие христиан к
творению добра.
24
Таинство
Причастия
Знать: Что такое
Причастие, что такое
церковное Таинство.
предложенному учителем плану.
пережива
Познавательные: поиск и отбор
необходимой информации
ние
божий суд
Коммуникативные: умение и
готовность вести диалог, искать
решения, оказывать поддержку друг
другу.
Регулятивные: саморегуляция
ценить и
принимать
ценности.
Повторить что такое
таинство причастия
Регулятивные : учиться работать по
предложенному учителем плану.
личностное
пережива
Нарисовать рис
монастыря
Познавательные: поиск и отбор
необходимой информации
ние
Познавательные: поиск и отбор
необходимой информации
Что происходит в храме во
время Литургии.
Уметь: Рассказать, чем
отличается история
Ветхого Завета от истории
Нового. Объяснить, как
главная надежда христиан
связана с Литургией.
Рассказать, в чём главное
назначение Церкви.
25
Монастырь
Знать: Кто такой монах, и
почему люди идут в
монахи. Что представляет
собой монастырь. Какие
монастыри и лавры
существуют на территории
России.
Уметь: Объяснить, что
приобретает человек, став
монахом, и от чего он
отказывается. Рассказать,
Коммуникативные: умение
слышать, слушать и понимать
партнера
какие крупные и известные
монастыри действуют на
территории России.
26
Отношение
христианина к
природе
Знать: Какие качества
делают человека «выше»
природы. Какую
ответственность несёт
человек за сохранение
природы. В чём
проявляется милосердное
отношение к животным.
Регулятивные: саморегуляция
Коммуникативные: выражение
своих мыслей.
личностное
пережива
ние
Нарисовать плакат
на тему:
«Экологический
кризис»
заботится о нём.
Уметь: Вести диалог на
тему «Почему человек стал
оказывать губительное
воздействие на природу?».
Рассказать о своём
домашнем питомце и о том,
как ребёнок заботится о
нём.
27
Христианская
семья
Знать: Почему заключение
брака в церкви называется
«венчание». Что означает
венец над молодожёнами.
Что означает обручальное
кольцо.
Уметь: Рассказать, какие
традиции есть в семье
обучающегося. Объяснить,
какое поведение
называется хамским.
Обсудить вопрос:
«Позволяет ли совесть
бросать постаревшего или
заболевшего супруга?»
Регулятивные: саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор
необходимой информации
Коммуникативные: умение и
готовность вести диалог, искать
решения, оказывать поддержку друг
другу.
ценить и
принимать
ценности.
Рассказать о своей
семье, её традициях,
взаимоотношениях
28
Защита
Отечества
Знать: Имена и подвиг
святых защитников
Родины. Когда война
бывает справедливой.
Когда против общих
недругов России вместе
сражались разные народы.
Регулятивные: учиться работать по
предложенному учителем плану.
Коммуникативные: выражение
своих мыслей.
ценить и
принимать
ценности.
Подготовить
сообщения об
Александре
Невском, Дмитрии
Донском
нравственноэстетическое
оценивание.
Рассказать о труде
родителей.
нравственноэстетическое
оценивание.
Мини-сочинение по
вопросу: «Я люблю
свою Родину, что
это значит для
меня?»
Уметь: Объяснить, какие
поступки недопустимы
даже на войне. Рассказать,
какие слова вдохновили
Пересвета и Ослябю на
участие в Куликовской
битве.
29
Христианин в
труде
Знать: Какие заповеди
получили первые люди от
Творца. Что такое
первородный грех. Что
такое пост, и для чего он
нужен христианину.
Уметь: Объяснить
выражение «жизнь
положить за други своя».
Рассказать, какие дела
может совершать человек
(даже ребёнок) на благо
других людей, на благо
своей Родины
30
Любовь и
уважение к
Отечеству
Знать: Главные ценности
для человека, к какой бы
национальности или
религиозной культуре он
себя ни относил, – Родина,
семья, жизнь, культура.
Уметь: Объяснить
выражение «жизнь
Регулятивные: саморегуляция
Коммуникативные: умение и
готовность вести диалог, искать
решения, оказывать поддержку друг
другу.
Регулятивные: саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор
необходимой информации
Коммуникативные: выражение
31
Подготовка
творческих
проектов
учащихся
положить за други своя».
Рассказать, какие дела
может совершать человек
(даже ребёнок) на благо
других людей, на благо
своей Родины
своих мыслей.
Знать: Как готовится
творческий проект. Какие
виды творческих проектов
существуют.
Познавательные:
Уметь: Искать нужную
информацию,
систематизировать её,
сделать выводы из
проведённого
исследования, разработать
творческий проект.
3233
34
Выступление
учащихся со
своими
творческими
работами
Знать: всесторонне тему,
по которой готовит
выступление учащийся.
Презентация
творческих
проектов
Уметь: Представить свою
творческую работу для
обсуждения. Отстаивать
свою точку зрения.
Аргументировать свой
ответ.
Осуществляют поиск необходимой
информации для выполнения
заданий
Оформлять свои
мысли в устной
и письменной
речи
Коммуникативные: сотрудничать в
совместном решении задачи.
Коммуникативные:
Участвуют в диспутах и учатся
слушать собеседника
Умение
излагать свое
мнение
Уметь: Владеть красивой,
грамотной речью, уметь
отвечать на поставленные
по теме выступления
вопросы, аргументировать
и отстаивать свою точку
зрения.
Коммуникативные: умение
слышать, слушать и понимать
партнера
Оформлять свои
мысли в устной
и письменной
речи
Подобрать
иллюстративный
материал к
творческим работам.