МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА ИВАНОВИЧА ПУШАНИНА
С. ПУШАНИНА БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
442258 Пензенская область, Белинский район, с. Пушанино, ул. Пригородная, 146,
ИНН 5810004860 ОГРН 1025801070470
тел. (3-53-49)
Рассмотрено на заседании
методического объединения
Протокол №1 от 26.08.2025 г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 27.08.2025 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
_____________Мирошкина Е.В.
Приказ №96/7 от 28.08.2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009E250BF7F2DBEF4D350E4DBA884261D3
Владелец: Мирошкина Елена Викторовна
Действителен: с 18.12.2024 до 13.03.2026
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности «Музей»
для обучающихся 5-9 классов
Программа «Музей»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1.
Название программы: «Музей»
2.
Автор: Пучкова Н. А.
3.
Организация-исполнитель: МОУ СОШ имени И. И. Пушанина с. Пушанина
Белинского района Пензенской области
4.
Целевые группы: учащиеся 5-9 классов школы (10 -16 лет).
5.
Цель программы: создание условий для развития школьного музейного движения
в образовательном пространстве.
6.
Направленность: музееведение, краеведение.
7.
Срок реализации программы: 1 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления
«Школьный музей» разработана на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание
детей происходит в любой момент их деятельности. Однако, наиболее продуктивно это
воспитание осуществлять в свободное от обучения часы.
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание
патриотизма у учащихся. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения
патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять
традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся
в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Школьный музей, как форма образовательной и воспитательной работы, создан по
инициативе учащихся и педагогов школы. Он возник как ответ на социальный заказ,
который поступает образовательному учреждению от представителей ученической,
родительской или педагогической общественности и как результат собственной
поисковой и исследовательской деятельности. В музее школы учащиеся занимаются
поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории,
культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь
неформальным учебным подразделением музей выступает как своеобразная часть
музейной сети страны.
Цели:
Целью деятельности кружка является создание условий для достижения учащимися
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой
обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и
социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей
среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся
в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной
гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к
жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую
деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
формирование уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых
поколений,
развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся,
поддержка и развитие творческих способностей детей.
формировать у учащихся гражданско-патриотические качества
2. Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
-усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
-организовать
общественно-полезную
и
досуговую деятельность
учащихся
совместно с досугово-культурными учреждениями города
- способствовать ранней профилизации учащихся: знакомство с основами музейного дела
и экскурсионной деятельности.
-оказать помощь в поисках «себя»;
-создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной
деятельности;
-развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
-создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-расширить рамки общения с социумом;
-воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
- формировать личностное, эмоционально окрашенное отношение к историческим фактам,
воспитать любовь и уважение к прошлому своей страны;
- расширять исторический кругозор;
- сохранять и поддерживать традиции образовательного учреждения, формирующие
особый «дух» школьного сообщества;
- служить целям совершенствования образовательного процесса средствами
дополнительного обучения;
- воспитывать познавательные интересы и способности;
- способствовать овладению учащимися практическими навыками поисковой,
исследовательской деятельности;
- способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей
учащихся;
4. Принципы программы:
· Включение учащихся в активную деятельность.
· Доступность и наглядность.
· Связь теории с практикой.
· Учёт возрастных особенностей.
· Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
· Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
· Традиции школы .
· Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
· Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки.
· Месторасположение школы.
Ожидаемые результаты программы.
Через систему краеведческой работы школа предполагает воспитывать в будущем
гражданине России:
чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к
своей нации, гордость за свою Родину;
высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать
своё общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить
свою жизнь гармонично и нравственно
чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире,
потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной,
трудовой и досуговой сферах жизни;
способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой – либо
отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания
физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить
здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни.\
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию,
поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя из
традиционных духовных ценностей и моральных норм;
первоначальные навыки практической деятельности в составе различных
социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям
(семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или
сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.),
определение своего места и роли в этих сообществах;
знание о различных общественных и профессиональных организациях, их
структуре, целях и характере деятельности;
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к
героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание
• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
продолжать героические традиции многонационального российского народа;
начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и
учебно-исследовательских задач;
умение организовать процесс самообразования, творчески и критически
работать с информацией из разных источников;
начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных
комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со
сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время,
информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте,
осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации
учебных и учебно-трудовых проектов;
5. Направления реализации программы
1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения
учащимися свободного времени.
2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы
время организационно-управленческих мероприятий.
3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от
учёбы время.
4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
Календарно-тематическое планирование.
Учебно-тематический план
№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Тема
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое музей.
Основы музейных знаний.
О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы
Где и как собирать материалы для музея.
Экскурсия в школьный музей, знакомство с фондом музея.
Экскурсия в школьный музей, знакомство с фондом музея.
Работа с историческими источниками.
Изучение архивных документов
Реставрация экспонатов в условиях школьного музея
Как оформить выставку, музейную экспозицию
Как подготовить доклад, экскурсию
Методы проведения экскурсий
Краеведение
Историческое прошлое нашего края.
Историческое прошлое нашего края.
Историческое прошлое нашего края.
Историческое прошлое нашего края.
Методика проведения социологического опроса
Методика проведения социологического опроса
Методика проведения социологического опроса
Методика проведения социологического опроса
Секреты хорошего интервью
Количеств
о часов
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Секреты хорошего интервью
Секреты хорошего интервью
Секреты хорошего интервью
Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник
Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник
Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник
Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник
Научно-исследовательская деятельность школьного музея.
Научно-исследовательская деятельность школьного музея.
Научно-исследовательская деятельность школьного музея.
Научно-исследовательская деятельность школьного музея.
Научно-исследовательская деятельность школьного музея.
Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях
различного уровня
34. Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях
различного уровня
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Содержание курса программы
1. Вводное занятие.
Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы. Инструктаж по
технике безопасности.
2. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей.
Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы школьного
музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с
общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне школы, ветеранами
педагогического труда, родителями.
Где и как собирать материалы для музея.
Работа в библиотеке, государственном музее, архиве. Встречи с участниками
исторических событий, работниками музеев, известными людьми города.
Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник.
Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей.
Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению краеведческого
дневника
Изучение архивных документов.
Обращение с найденными документами предметами. Необходимость их полной
сохранности.
Как оформить выставку, музейную экспозицию.
Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции:
изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления.
Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных
выставок
Как подготовить доклад, экскурсию
Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников информации,
подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или экскурсии.
Как вести экскурсию
Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе экскурсии.
Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку
экскурсовода.
3. Краеведение. Историческое прошлое нашего края.
. Славное прошлое Красносельского района.
4. Научно-исследовательская деятельность школьного музея.
Подготовка научно-исследовательских работ.
Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня