Рабочая программа учебного курса Основы смыслового чтения (6 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА ИВАНОВИЧА ПУШАНИНА
С. ПУШАНИНА БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

442258 Пензенская область, Белинский район, с. Пушанино, ул. Пригородная, 146,
ИНН 5810004860 ОГРН 1025801070470
тел. (3-53-49)

Рассмотрено на заседании
методического объединения
Протокол №1 от 26.08.2025 г.

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 27.08.2025 г.

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
_____________Мирошкина Е.В.
Приказ №96/7 от 28.08.2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009E250BF7F2DBEF4D350E4DBA884261D3
Владелец: Мирошкина Елена Викторовна
Действителен: с 18.12.2024 до 13.03.2026

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы смыслового чтения»
для обучающихся 6 класса

Курс «Основы смыслового чтения» является метапредметным.
Цель курса – развитие функциональной грамотности чтения
Чтение все больше сегодня воспринимается школьниками как труд, не приносящий
эстетического наслаждения. Проблема как раз в том, как заинтересовать ребенка,
какие методы и приемы применить, чтобы мотивировать его к чтению. Безусловно,
это комплексная проблема, и однозначного ее решения нет. Однако необходимо
выработать и применять на практике некоторые приемы для приобщения учеников к
креативной работе с текстами разных стилей, а вместе с тем и для формирования у них
читательской компетенции.
Программа внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения» адресована
учащимся 6 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением
к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового
чтения является стратегической линией школьного образования в целом.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может
способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности
использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение
чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение,
мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества,
навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже
в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5(6) классе и
совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
- формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей
достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы
школы;
- формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры
человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи
- развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать
духовно-нравственные основы личности;
- вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
- развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки
самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
- освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом
деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого
чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в
работе с книгой и текстом как единицей информации;
- учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и
рефлексивной оценки информации на основе
–
углубления базовых знаний по теории текста;
–
использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
–
использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов
разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
–
использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её
дальнейшего использования;
–
использования приёмов организации рефлексивной деятельности после

чтения и осмысления текстов.
В учебном плане школы на изучение программы «Основы смыслового чтения»
отводится 34 часа, 1 раз в неделю.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, аукцион, конкурс,
наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные
(групповые, в парах) формы.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся

осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для
достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения
личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы
личности;

использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для
формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют

элементарными навыками работы с книгой;

умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид
чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);

элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую
очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на
основе умений:

определять главную тему, общую цель или назначение текста;

предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт;

находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;

выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе
умений:

понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах
текстов;

выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и
письменной форме главное в содержании текста;

объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в
несплошных текстах);

интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в
тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические
связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли
текста;

задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

прогнозировать содержание текста;












находить скрытую информацию в тексте;

использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе
умений:
составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;
приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления
информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
своими представлениями о мире;
оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений / тезисов;
оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
учащиесяполучат возможность

использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на
уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных
(познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;

обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе
работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
Результативность освоения программы
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности,
характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью.
Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и
выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности
осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе
«Содержание программы».

Уровни читательской компетентности
5 уровень
Нахождение информации
Найти и установить возможную
последовательность
или
комбинацию отрывков глубоко
скрытой информации, каждая
часть которой может отвечать
множественным критериям в
тексте
с
неизвестным
контекстом
или
формой.
Сделать вывод о том, какая
информация
в
тексте
необходима для выполнения
задания.
4 уровень
Нахождение информации

Интерпретация текста
Использовать глубокие идеи,
заложенные в тексте для
понимания и применения
категорий
в
незнакомом
контексте;
истолковывать
разделы текста, беря в расчет
понимание текста в целом.
Работать с идеями, которые
противоречат ожиданиям и
сформулированы
в
негативном контексте.

3 уровень
Нахождение информации
Найти и в некоторых случаях
распознать
связи
между
отрывками информации, каждый
из которых, возможно, отвечает
множественным
критериям.
Работать
с
известной,
но
противоречивой информацией.

2 уровень
Нахождение информации
Найти один или более отрывков
информации, каждый из которых,
возможно,
отвечает
множественным
критериям.
Работать
с
противоречивой
информацией.

1 уровень
Нахождение информации
Найти
один
(или
более)
независимый друг от друга
отрывок явно выраженной в тексте
информации
по
простому

Рефлексия и оценка
Использовать
академические
и
общественные знания для
выдвижения гипотез или
критической оценки текста.
Демонстрировать
точное
понимание
длинных
и
сложных текстов.

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Интерпретация текста
Объединить несколько частей
текста для того, чтобы
определить главную мысль,
объяснять
связи
и
истолковывать значения слов
и смысл фраз. Сравнивать,
противопоставлять
или
классифицировать
части
информации, принимая во
внимание
множество
критериев.
Работать
с
противоречивой
информацией.

Рефлексия и оценка
Делать
сравнения
или
устанавливать связи, давать
объяснения или оценивать
особенности
текста.
Демонстрировать
точное
понимание текста в связи с
известными, повседневными
знаниями или основывать
выводы на менее известных
знаниях.

Интерпретация текста
Определить главную мысль,
понимать
связи,
формировать и применять
простые
категории
или
истолковывать значения в
пределах
ограниченной
части
текста,
когда
информация малоизвестна и
требуется сделать простые
выводы.

Рефлексия и оценка
Делать
сравнения
или
устанавливать связи между
текстом
и
внешними
знаниями или объяснять
особенности
текста,
основываясь на собственном
опыте и отношениях.

Интерпретация текста
Распознать главную тему
или авторские намерения в
тексте на известную тему,
когда
требуемая

Рефлексия и оценка
Устанавливать простые связи
между информацией в тексте
и общими, повседневными
знаниями.

критерию.

информация
в
тексте
общеизвестна.
Учебно-тематический план

Разделы и темы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Умеем ли мы читать? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»)
Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Начало начал? (Роль заглавия и первого предложения в тексте)
Внимание к слову
Как эффективно воспринимать текст на слух?
Наши друзья и помощники (Словари и справочники) Библиотечный
урок
Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Главное и неглавное в тексте (Виды информации в тексте)
Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений
работать с информацией и выделять главную мысль)
Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в
несплошных текстах)
Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в
несплошных текстах)
Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Ролевая игра «Сочиняем сказки»
«Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного
или публицистического стиля речи)
Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/ примеров в тексте
учебно-научного стиля речи)
Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)
Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы)
Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Что помогает понять текст? (План текста)
Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки,
выписки, цитаты)
Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование
информации)
Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план
текста и пересказ)
Когда текст прочитан(Оценка информации)
Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению

всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

умений работать с информацией и текстом)
34. Чему я научился (Подведение итогов)

1
Итого: 34

Содержание программы
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей,
с которыми связан процесс чтения.
Тема 2. Виды чтения: просмотровое, ознакомительное
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, выборочного
знакомства с информацией, прогнозирования..
Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на
имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить
собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить к
получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые
выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать
содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный
опыт. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.
Тема 6.Начало начал? (Роль заглавия и первого предложения в тексте)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и
начала текста, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу
текста, прогнозировать содержание читаемого текста по заглавию ипервого предложения .
Оформление заголовка на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании
умений.
Тема 7. Внимание к слову
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей
смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения,
вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по
интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном
употреблении.
Тема 8. Как эффективно воспринимать озвученную информацию?
Восприятие и понимание речи на слух– это мыслительно-мнемическая деятельность,
которая осуществляется на основе анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения,
конкретизации и абстрагирования.
Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Библиотечный урок
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов.
Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная,
фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др.

Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя
технологии поискового (сканирующего) чтения.
Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного.
Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для
выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов;
[правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация;
может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» –
думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).
Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать
с информацией и выделять главную мысль)
Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с
информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации,
совместная проверка результатов, анализ и рефлексия.
Тема 14. Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в
несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию,
интерпретировать её.
Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в
несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать
информацию, интерпретировать её.
Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и
выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение,
оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при
определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на
абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная,
параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое
в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:
Тема 17. Ролевые игры «Сочиняем сказку»
Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее
понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий
эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять
причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.
Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или
публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически
выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.
Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте
учебно-научного стиля речи)
Умение
анализировать
текст-рассуждение,
один
из
востребованных
функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей.
Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.
Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)

Прогнозирование
как
интеллектуальный
мыслительный
приём
при
ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс освоения и
понимания содержания, развивает воображение, творческие способности, формирует
навык быстрого чтения, вырабатывает критическое отношение к прочитанному.
Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития
замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов.
Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия.
Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения
активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте.
Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие»
вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы).
Ромашка Блума (технология РКМЧП).
Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в
тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на
них в тексте или обдумывать свои ответы.
Тема 26. Игра-состязание«Аукцион вопросов и ответов»
Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда,
задавшая последний вопрос. Дидактическая цель – диагностировать умение задавать
вопросы к тексту, разные по характеру и форме.
Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и
выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие
воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний,
предложений, а также из их монтажа в тексте.
Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения,
перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана:
простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с
существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.
Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки,
выписки, цитаты)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замысломна этапе понимания и преобразования текстовой
информации.
Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование
информации)
Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение базовым
умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах
графического оформления текста.
Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста
и пересказ)

Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ
(изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование
умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами
описания, с элементами рассуждения(по характеру текстового материала); полное,
подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу
передачи содержания).
Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым
опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является
важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное,
целевое чтение.
Тема 33. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению
умений работать с информацией и текстом)
Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов)
Культура речи. Игра «Нет сквернословию!»
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку
учащихся и оценивание их деятельности учителем.

Литература для учащихся

1. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5
класс.— М.: Издательство «Экзамен»
2. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5
класс. — М.: Издательство «Экзамен».

Литература для учителя

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
— М.: Просвещение
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная
школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.
Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение
4. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение
6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие
для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение
7. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития
познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение
8. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика:
учебное пособие. — М.: Форум

9. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы:
пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.
Логиновой. — М.: Просвещение
Интернет-ресурсы
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
3.
Библиотека http://lib.ru
4. Википедия https://ru.wikipedia.org
1.
2.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».