Рабочая программа курса внеурочной деятельности Школьный медиацентр (5-9 классы)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА ИВАНОВИЧА ПУШАНИНА
С. ПУШАНИНА БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

442258 Пензенская область, Белинский район, с. Пушанино, ул. Пригородная, 146,
ИНН 5810004860 ОГРН 1025801070470
тел. (3-53-49)

Рассмотрено
на заседании
методическог
о объединения
Протокол №1
от 26.08.2025
г.

Принято
на
заседании
педагогическог
о совета
Протокол №1 от
27.08.2025 г.

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
____________Мирошкина Е.В.
Приказ №96/7 от 28.08.2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009E250BF7F2DBEF4D350E4DBA884261D3
Владелец: Мирошкина Елена Викторовна
Действителен: с 18.12.2024 до 13.03.2026

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Школьный медиацентр»
для обучающихся 5-9 классов

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Школьный медиацентр» разработана в
соответствии с обновлёнными ФГОС ООО, а также Программой воспитания
и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих
развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение
к общечеловеческим ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной
деятельности (основное общее образование) и требованиям к
дополнительным образовательным программам. «Школьный медиацентр»
является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-9
классов в сфере медиапространства. Курс рассчитан на 34 часа.
Курс использован как программа учебного курса «Школьный
медиацентр».
Программа курса разработана с учетом программы воспитания.
Согласно Программе воспитания у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы,
сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности
находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям
финансовой грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское,
патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое,
трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры
здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса
способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному
личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной
социализации.

Общая
характеристика
деятельности

курса

внеурочной

Изменение информационной структуры общества требует нового
подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства
информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио,
мобильные информационные технологии - должны стать инструментом для
познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения
удовольствия от компьютерных игр и скачивания тем для рефератов из
Интернета.
Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В
стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт
широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все
это требует развития коммуникативных возможностей человека. Научиться
жить и работать в быстро изменяющемся мире, обучить этому своих
учеников - основная задача школы.

Наиболее оптимальной формой организации деятельности является
создание школьного медиацентра, где проходит изучение всей совокупности
средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами
социального взаимодействии. Здесь отрабатывается авторская позиция
ученика, возможность её корректировки в общепринятой культурной норме,
создание условий для информационно-нравственной компетенции учащихся,
самоутверждения и становления личностной зрелости подростка. Школьный
медиацентр — это возможность максимального раскрытия творческого
потенциала ребенка. Работа над созданием медиапродукта позволяет
проявить себя, попробовать свои силы в разных видах деятельности – от
гуманитарной до технической. И показать публично результаты своей
работы.
Важная особенность работы состоит в том, что она является
коллективной
социально-значимой
деятельностью.
Трансляция
с
мероприятия, новостной блок, тематические видеоролики, статья могут быть
подготовлены только общими усилиями творческого коллектива. От этого
зависит и успех, и зрительское внимание. Но, с другой стороны, необходимо
учитывать
индивидуальные
особенности
каждого
обучающегося,
участвующего в работе школьного медиацентра:
предлагаемых знаний: занятия в кружках и секциях, взаимоотношения в
семье, уровень воспитанности.
общаться со сверстниками, стремление к самостоятельности, «взрослой»
жизни, самоутверждению, повышенная эмоциональность, застенчивость,
чувствительность к оценке своих действий. Учитываются умственное
развитие ребенка, его поведение.
стремление заслужить уважение сверстников, учителей, родителей,
самопознание, любознательность, проявление интереса к новым видам
деятельности.
Отличительные особенности программы состоят в использовании
современных методик и технологий, возможности более углубленного
изучения гуманитарных и технических наук, овладение новыми
информационными компетенциями. Создание интерактивного виртуального
образовательного поля позволяет расширять и дополнять учебную программу
–это еще одна отличительная особенность данной программы. А также, ее
содержание рассчитано на детей, не имеющих опыта работы в детских и
подростковых масс-медиа, и носит ознакомительный характер.

Цели и задачи изучения курса «Школьный медиацентр»
Цель: создание и развитие единого информационного пространства школы,
а также создание условий для развития творческого потенциала школьников.

Задачи:
 Организовать деятельность школьного медиацентра - одного из
инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации
обучающихся;
 Развивать речевые навыки обучающихся;
 Развивать навыки работы с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование);
 Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как
журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр,
видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др.
 Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно,
ответственно и критически анализировать содержание сообщений.
 Создать живую, активно работающую информационную среду;
 Воспитывать
чувство
коллективизма,
взаимопомощи
и
взаимовыручки;
 Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы,
приходить к компромиссу;
 Научить старших участников медиацентра помогать младшим, обучать
их тому, чему уже они научились.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Школьный медиацентр» входит в целостную
образовательную среду, создаваемую в рамках ФГОС ООО. Общее число
часов, отведенных на изучение курса «Школьный медиацентр» : 34 часа
внеурочной деятельности

Содержание курса «Школьный медиацентр»:
Раздел 1. Введение в тележурналистику
Техника безопасности. Сообщение необходимой информации о технике
безопасности в помещении до и во время проведения занятий.
Теория: что такое тележурналистика, профессии тележурналистов, радио,
газеты, журналы, правила работы с ними.
Практика: работа с программами MoovieMaker, Publisher.
Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство
Теория: Культура речи. Виды публичных выступлений. Голос. Речь. Дикция.

Практика: Упражнения на развитие речи, актерское мастерство
Раздел 3. Интервью
Теория: структура и виды интервью.
Практика: поиск героя, создание интервью.
Промежуточная аттестация: творческая работа
Раздел 4. Новости
Теория: Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж.
Практика: Монтаж видеоновостей. Телевизионный мейкап.
Раздел 5. Операторское мастерство
Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео.
Фотомастерство.
Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео
Раздел 6. Монтаж и обработка
Теория: изучение основ видеомонтажа и обработки фотографий.
Практика: работа с программами MuvieMaker, Publisher. Монтаж видео.
Обработка фотографии.
Итоговая аттестация: творческая работа
Раздел 7. Защита творческих работ

Планируемые результаты обучения
Курс направлен на формирование личностных, метапредметных и
предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность,
мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к
саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и
предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного,
алгоритмического и логического мышления;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию
ответственности за их результаты;

- готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной
информационной деятельности;
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за
счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение
к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- владение умениями организации собственной учебной
деятельности, включающими целеполагание как постановку учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется
установить;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,
разработка последовательности и структуры действий, необходимых для
достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с
имеющимися данными с целью установления соответствия или
несоответствия (обнаружения ошибки);
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план
действий в случае обнаружения ошибки;
- владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера; владение основами продуктивного
взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение
правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной
собеседнику форме; умение выступать перед аудиторией, представляя ей
результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций
в сотрудничестве;
- уметь выразить свою позицию, аргументировать свое мнение,
координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в
совместной деятельности.
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в
его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы и
развития личности ровесников.
- умение создавать тексты для постов в социальных сетях в различных
жанрах и стилях;
- умение создавать сценарии к видеорепортажам, снимать и монтировать
видеоролики;
- умение проектировать свою деятельность в рамках медиацентра;
- умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и
сервисы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию
медиаконтента, умением использовать их в разнообразных жизненных
ситуациях.
- развитие и совершенствование речевых и публицистических навыков;
- развитие критического анализа;
- формирование навыка работы в группе, а также формирование
взаимопомощи и взаимовыручки;
- формирование навыка обработки и фильтрации большого объема
информации.

Тематическое планирование
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего
Практичес
кие работы

Раздел 1. Введение в журналистику
1.1
Введение в
2
журналистику: что
такое
тележурналистика,
профессии
тележурналистов,
радио, газеты,
журналы, правила
работы с ними.
Итого по разделу

1

Раздел 3. Интервью
3.1
Структура и виды
интервью.
Итого по разделу
Раздел 4. Новости
4.1
Стиль и отбор
новостей, ведение
новостей,
телевизионный
репортаж.
Итого по разделу

Беседа,
групповая
работа

http://aldedov.narod.ru/proryv/
posobie.htm

Игра

http://aldedov.narod.ru/proryv/
posobie.htm

2

Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство
2.1
Культура речи. Виды
1
публичных
выступлений.
2.2
Голос. Речь. Дикция.
3
2
Итого по разделу

Формы
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Круглый
сто

4

2

1

Дидактич
еская игра

1

Беседа,
игра

https://stepik.org/course
/81/promo

Мастеркласс

https://stepik.org/course
/81/promo

2

2

2

Раздел 5. Операторское мастерство
5.1
Ракурсы.
Планы.
1
Фотомастерство.

Виды видеороликов.
Структура видео.
Идея и сценарий
видеофильма.
Итого по разделу

5.2

1

2

Раздел 6. Монтаж и обработка
6.1
Основы видеомонтажа
и
обработки
фотографий.
6.2

Монтаж
Обработка
фотографии.

видео.

Итого по разделу

Беседа,
работа в
группах

2

2

https://stepik.org/course
/81/promo

Работа в
группах

2

4

Раздел 7. Защита творческих работ
7.1
Защита творческих
1
работ
Итого по разделу
1
Повторение пройденного
материала
Итоговый контроль
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Игра

1

Выступле
ние

1
17

9

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1-2

3-4

5-6

Тема урока

Количество часов
Всего
Практические работы

Вводный
инструктаж по ТБ
проведен. Вводное
занятие
Основы радио.
Тележурналистика

1

Культура речи

1

1

1

Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы

http://aldedov.narod.ru
/proryv/posobi
e.htm

7-8
9-10

Постановка голоса
Дикция

1
1

1

1112

Упражнения на
актерское
мастерство
Виды интервью

1

1

1516
1718
1920
2122

Структура интервью

1

Телевизионный
репортаж
Стиль и отбор
новостей
Ракурс

1

2324
2526
2728

Работа с камерой

1

Основы
видеомонтажа
Монтаж сюжета

1

1314

29Монтаж новостей
30
31Обработка
32
фотографий
33Защита творческих
34
работ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

http://aldedov.narod.ru
/proryv/posobi
e.htm

1

1

https://stepik.o
rg/course/81/pr
omo
1

1

1

https://stepik.o
rg/course/81/pr
omo
1

1

https://stepik.o
rg/course/81/pr
omo

1
1
1
34

1
9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Агафонов А.В., Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М., 1993,- 200с.
2. Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М.,Дрофа, 1995, - 380с.
3. Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты Спб.: Питер, 2002
4. КишикА.Н. AdobePhotoshop 7.0. Эффективный самоучитель
5. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television,
cinema, video.
— M.: Издатель А. Г. Дворников, 2003.—206 с.
6. Бурдье.П. О телевидении и журналистике /. Пер. Бурдье -. М:.
Прагматика культуры, 2002 - 160 с.
7. Деева И.В.// Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации «История и актуальные проблемы отечественной и зарубежной
журналистики». Шахты, 2014.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
Пособие для
начинающих

http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm

журналистов
Портал для
журналистов

https://web.archive.org/web/20151007160148/http://zhivoeslovo.ru/index
.php?option=com_content&task=view&id=116&Itemid=108

«Живое слово»
Портал медиа для
журналистов.

http://www.mediasprut.ru/jour/index.shtml

Теория и практика
https://stepik.org/course/81/promo
Журналистика и
медиаграмотность.
Обучающий курс
для начинающих
журналистов
Интернет-ресурсы https://ifiyak.sfu-kras.ru/poleznye-ssylki/item/184/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».