Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников в МОУ СОШ им. И. И. Пушанина с. Пушанина

Приложение № 3.1 к коллективному договору
на 2022 – 2025 годы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА ИВАНОВИЧА ПУШАНИНА
С. ПУШАНИНА БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

442258 Пензенская область, Белинский район, с. Пушанино, ул. Пригородная, 146,
ИНН 5810004860 ОГРН 1025801070470
тел.( 3-53-49)

СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МОУ СОШ им. И.И.Пушанина
с. Пушанина Белинского района
Пензенской области
Протокол №2 от 05.10.2022 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ им. И.И.Пушанина
с. Пушанина Белинского района
Пензенской области
_________________ Е.В.Мирошкина
Приказ № 93/1 от 05.10.2022 года
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 41BFB266CD00F1A4A8F3633997E7C6ED
Владелец: Мирошкина Елена Викторовна
Действителен: с 13.07.2022 до 06.10.2023

ПОЛОЖЕНИЕ
о нормах профессиональной этики педагогических работников
в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе имени Героя Советского Союза
Ивана Ивановича Пушанина с. Пушанина Белинского района
Пензенской области.

1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано на основании:
•Конституции Российской Федерации;
•Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации";
•Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008г. N 273-ФЗ "О
противодействии коррупции";
•других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязательства для
педагогических работников;
•Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002г. N 885 "Об утверждении
общих принципов служебного поведения государственных служащих";
•иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
•Рекомендации ЮНЕСКО "О положении учителей", принятой 5 октября 1966г.
Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей;
•Декларации профессиональной этики Всемирной организации учителей и
преподавателей (принятой на третьем международном конгрессе Всемирной организации
учителей и преподавателей (Education International), состоявшемся 25-29 июля 2001г в
Йомтиене, Тайланд);
•Письма Министерства образования и науки РФ от 06.02.2014 г. N 09-148 «О направлении
материалов (вместе с «Рекомендациями по организации мероприятий, направленных на
разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим
сообществом»);
•Письма Министерства просвещения РФ и Профессионального союза работников
народного образования и науки РФ от 20.08.2019 г. N ИП-941/06/484 «О примерном
положении о нормах профессиональной этики педагогических работников».
1.2. Положение представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и
основных правил поведения при осуществлении педагогической деятельности,
основанных на нравственных критериях и традициях отечественной школы, а также на
международных стандартах и правилах педагогической деятельности, которым надлежит
руководствоваться всем педагогическим работникам, независимо от занимаемой ими
должности. Положение является профессионально-нравственным руководством,
обращенным к сознанию и совести каждого педагогического работника образовательной
организации (далее –ОО). Это инструмент, призванный помочь педагогическим
работникам ответить на вопросы, связанные с профессиональным поведением и
проблемами, возникающими между участниками отношений в сфере образования.
1.3. Никакая норма настоящего Положения не должна толковаться как предписывающая
или допускающая нарушение действующего законодательства об образовании.
1.4. Настоящее Положение служит целям:
•повышения доверия граждан к ОО;
•содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения
педагогических работников ОО;
•поддержания нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их
профессионального
поведения
для
достойного
осуществления
ими
своей
профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных
обязанностей;
•регулирования
профессионально-этических
проблем
во
взаимоотношениях
педагогических работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;
•воспитания высоконравственной личности педагогического работника, соответствующей
нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.
1.5. Положение служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на
нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в
общественном сознании.

1.6. Знание и соблюдение норм настоящего Положения является нравственным долгом
каждого педагогического работника ОО и обязательным критерием оценки качества его
профессиональной деятельности независимо от занимаемой должности, наличия наград,
стажа педагогической работы.
1.7. Каждому педагогическому работнику следует принимать все необходимые меры для
соблюдения Положения, а каждый участник образовательных отношений вправе ожидать
от педагогического работника ОО поведения в отношениях с ним в соответствии с
настоящим Положением.
1.8. Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или
поступающий на работу в ОО, вправе, изучив содержание настоящего Положения,
принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности.
2. Нормы поведения педагогических работников.
2.1. Педагогические работники при всех обстоятельствах должны сохранять честь и
достоинство, присущие их деятельности.
2.2. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны
соблюдать следующие принципы:
•законность;
•объективность;
•компетентность;
•независимость;
•справедливость;
•честность;
•гуманность;
•демократичность;
•профессионализм;
•взаимоуважение;
•конфиденциальность;
•толерантность;
•ответственность;
•светскость.
2.3. Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом
и государством, призваны:
•оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности,
прилагать усилия для повышения её престижа;
•исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном
уровне в целях обеспечения эффективной работы ОО;
•исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как ОО в целом, так
и каждого педагогического работника;
•осуществлять деятельность в пределах своих полномочий;
•соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою
профессиональную деятельность решений политических, общественных, религиозных
объединений, профессиональных или социальных групп и организаций;
•исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
должностных обязанностей;
•уведомлять администрацию ОО обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в
целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
•соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты,
исполнять обязанности, связанные с педагогической деятельностью;

•проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в
сфере образования;
•проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств,
учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и
конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
•придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с
осуществлением возложенных на ОО социальных функций;
•принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по
недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта
интересов;
•быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию;
•обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков;
•поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через
образование;
•не терять чувство меры и самообладания;
•соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования
ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;
•постоянно стремиться к более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в
сфере их ответственности;
•соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде;
•поддерживать порядок на рабочем месте.
2.4. Важным показателем профессионализма педагогических работников является
культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать
мысли, придерживаясь следующих речевых норм:
•ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;
•грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского
литературного языка;
•содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности
обращения;
•логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность
изложения мыслей;
•доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;
•лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;
•уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к
конкретной ситуации.
2.5. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны
воздерживаться от:
•поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении
педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также избегать
конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету ОО;
•пренебрежительных отзывов о деятельности ОО или проведения необоснованных
сравнений его с другими образовательными организациями;
•преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
•проявления лести, лицемерия, назойливости и лжи;
•любого вида высказываний и действий дискриминационного или оскорбительного
характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства,
социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных
предпочтений;
•резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими
недостатками человека;
•грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний,
предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

•угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному
общению или провоцирующих противоправное поведение;
•пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не
соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам.
2.5. Педагогическим работникам необходимо принимать меры по обеспечению
безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение
которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением
своих должностных обязанностей.
2.6. Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий не допускаются
телефонные переговоры, звуковые сигналы мобильных телефонов должны быть
отключены.
2.7. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими
работниками, приоритетным является учет интересов ОО в целом.
2.8. Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной этической
ситуации, он имеет право обратиться в Комиссию ОО по профессиональной этике за
разъяснением, в котором ему не может быть отказано.
3. Обязательства педагогических работников перед обучающимися.
3.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с обучающимися:
•признают уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности
каждого;
•сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
•стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его
потенциала;
•выбирают такие методы работы, которые поощряют развитие самостоятельности
обучающихся, их инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания,
желания сотрудничать и помогать другим;
•при оценке поведения и достижений обучающихся стремятся укреплять их самоуважение
и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию
обучения;
•проявляют толерантность;
•защищают их интересы и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от
физического и (или) психологического насилия;
•принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и
(или) насилия;
•осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах,
затрагивающих их интересы;
•прививают им ценности, созвучные с международными стандартами прав человека и
культурными традициями России;
•вселяют в них чувство того, что они являются частью взаимно посвященного общества,
где есть место для каждого;
•стремятся стать для них положительным примером;
•применяют меры воздействия к обучающимся с соблюдением законодательных и
моральных норм.
3.2. В процессе взаимодействия с обучающимися педагогические работники обязаны
воздерживаться от:
•навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
•предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
•предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей
обучающихся;

•отказа от объяснения не освоенного обучающимися учебного материала, ссылаясь на их
личностные и психологические недостатки, а также из-за отсутствия времени для
объяснения (при действительном отсутствии времени необходимо оговорить время
консультации, удобное для обеих сторон);
•сообщать другим лицам доверенную лично ему обучающимся информацию, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством;
•требовать дополнительную плату (или вознаграждение) за образовательные услуги
(консультации, подготовку к олимпиадам и т.п.);
•проводить на учебных занятиях явную политическую или религиозную агитацию;
•употреблять алкогольные напитки накануне и во время исполнения должностных
обязанностей;
•курить в помещениях и на территории ОО.
4. Обязательства педагогических работников перед законными представителями
обучающихся.
4.1. Педагогические работники должны быть ограждены от излишнего или
неоправданного вмешательства законных представителей обучающихся в вопросы,
которые по своему характеру входят в их круг профессиональных обязанностей.
4.2. Педагогические работники в процессе взаимодействия с законными представителями
обучающихся должны:
•консультировать по вопросам образовательного процесса;
•проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
•выслушивать обращение по проблеме, задавать вопросы в корректной форме;
•выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя
доброжелательность и уважение к собеседнику;
•относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать
им необходимую помощь;
•высказываться в корректной и убедительной форме; если требуется,
спокойно, без раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного;
•начинать общение с приветствия;
•разъяснять при необходимости требования действующего законодательства и локальных
актов по обсуждаемому вопросу;
•принимать решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить
координаты полномочного лица);
•помнить, что большинство обратившихся, как правило, столкнулись с трудностями. От
того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависит их мнение о
педагогических работниках и работе школы в целом.
4.3. В процессе взаимодействия с законными представителями обучающихся
педагогические работники не должны:
•заставлять их необоснованно долго ожидать приема;
•перебивать их в грубой форме;
•проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
•разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
•разглашать высказанное обучающимися мнение о своих законных представителях;
•сообщать другим лицам доверенную лично родителями (законными представителями)
обучающегося
информацию,
за
исключением
случаев,
предусмотренных
законодательством;
•переносить свое отношение к законным представителям учащихся на оценку личности и
достижений их детей.

4.4. Прилагать все усилия, чтобы поощрить законных представителей активно участвовать
в образовании их ребенка и поддерживать тем самым процесс обучения, гарантируя выбор
самой оптимальной и подходящей для их ребенка формы работы.
4.5. Рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний,
неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или
скандал.
4.6. В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя
обучающегося необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное
напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.
5. Обязательства педагогических работников перед коллегами.
5.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:
•поддерживают атмосферу коллегиальности, уважения их профессионального мнения и
убеждений;
•готовы им предложить совет и помощь;
•помогают им в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим
законодательством и локальными актами ОО;
•поддерживают и продвигают их интересы.
5.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны
воздерживаться от:
•пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения
необоснованного сравнения их работы со своей;
•предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
•обсуждения их недостатков и личной жизни;
•фамильярности в отношениях с коллегами.
6. Обязательства педагогических работников перед администрацией ОО.
6.1. Педагогические работники выполняют разумные и правомочные указания
администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном
действующим законодательством.
6.2. В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники обязаны
придерживаться норм профессиональной этики.
7.Обязательства администрации ОО перед педагогическими работниками.
7.1. Администрация ОО должна быть для других педагогических работников образцом
профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в ОО
благоприятного для эффективной работы морально- психологического климата.
7.2. Администрация ОО должна делать всё возможное для полного раскрытия
способностей и умений каждого педагогического работника.
7.3. Представителям администрации следует:
•формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Положения;
•быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего
Положения;
•помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать моральнопсихологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
•регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм
профессиональной этики;
•пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления подлости, лицемерия в коллективе;

•обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной
этики и принятие по ним объективных решений;
•способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности школы с тем,
чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой
информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности
действий педагогических работников;
•своевременно предоставлять педагогическим работникам полный объём информации,
необходимой для осуществления ими профессиональной деятельности;
•избегать панибратства и фамильярности в отношениях со всеми категориями
педагогических работников, соблюдать нормы речевого этикета, не переходить в общении
с коллегами на «ты»;
•соблюдать субординацию.
7.4. Представитель администрации не имеет морального права:
•перекладывать свою ответственность на подчиненных;
•использовать служебное положение в личных интересах;
•проявлять формализм, высокомерие, грубость;
•создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
•обсуждать с подчиненными действия вышестоящих руководителей;
•предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства,
землячества,
личной
преданности,
приятельских
отношений,
религиозной
принадлежности;
•демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные
полномочия, не соответствующие их статусу; незаслуженно их поощрять, награждать;
необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;
•требовать или собирать информацию о личной жизни педагогического работника, не
связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей;
•умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки
интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованно.
8. Контроль за соблюдением настоящего Положения.
8.1. Для контроля за соблюдением настоящего Положения, поддержки педагогических
работников, оказания им консультационной помощи в вопросах профессиональной этики,
а также урегулирования спорных ситуаций приказом директора создается Комиссия по
профессиональной этике (далее -Комиссия). В состав Комиссии включаются наиболее
квалифицированные и авторитетные представители педагогических работников.
8.2. В своей деятельности Комиссия руководствуется действующим законодательством об
образовании, Уставом ОО, настоящим Положением и Положением о комиссии по
профессиональной этике.
9. Ответственность за нарушение настоящего Положения.
9.1. Нарушение требований настоящего Положения квалифицируется как неисполнение
или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей, которое
учитывается при проведении его аттестации и влечет либо моральное воздействие, либо
одно из установленных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».