Рабочая программа учебного предмета «Вероятность и статистика» 7-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Администрация Белинского района

МОУ СОШ им. И.И. Пушанина с. Пушанина Белинского района
Пензенской области
Рассмотрено на заседании
методического объединения
Протокол №1 от 27.08.2024 г.

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 28.08.2024 г.

«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
_____________Мирошкина Е.В.
Приказ №93/12 от 30.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 511387)

учебного курса «Вероятность и статистика»
для обучающихся 7-9 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую
значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании,
необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми
требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка
важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для
обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в
том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся
функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей
умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных
формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей,
производить простейшие вероятностные расчёты.
Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления
данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к
общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации
перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами
теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области
информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности обогащаются
представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования,
формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и
закладываются основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и
статистика» основного общего образования выделены следующие содержательно-методические
линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы
комбинаторики», «Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для
формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации,
представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа
данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с
данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать,
аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами,
вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и
тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое
значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными
моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении
учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в
случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными
законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс входят
начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках.

В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и
основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения
задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.
В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят
разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы
комбинаторики», «Введение в теорию графов».
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102 часа: в 7 классе – 34
часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и
построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных
процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация
данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и
наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль
маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и
игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин.
Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь).
Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
8 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение,
пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное,
сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления
множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов.
Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий.
Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между
маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь
между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий.
Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило
умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на
нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.

9 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и
построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение
задач с использованием комбинаторики.
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и
из дуги окружности.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний
Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия.
Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины.
Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний
Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и
значение закона больших чисел в природе и обществе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика»
характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным
отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к
использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений,
процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению
этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием
важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической
направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным
выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов,
задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки
как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития
цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством
познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения
здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего
права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать
и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий,
отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать
существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
 воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
 выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных,
наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
 делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;

 разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного),
проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
 выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать
вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и
данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов
между собой;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
 прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его
развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
 выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения задачи;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
 выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения,
ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать
пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
 в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения
с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в
корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
 представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта,
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории;
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении учебных математических задач;
 принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы,
распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать
мнения нескольких людей;
 участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими

членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
 самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и
корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
 владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных
трудностей;
 оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку
приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в
виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на
диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее
арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин,
антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости.
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм,
графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер
рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам
измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных
событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера,
числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над множествами:
объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства
множеств.
Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания
процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.

К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде
таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием
комбинаторных правил и методов.
Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе
средние значения и меры рассеивания.
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами
проведённых измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с
равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях
испытаний Бернулли.
Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной
изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и
тем программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Представление данных

7

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

2

Описательная статистика

8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

3

Случайная изменчивость

6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

4

Введение в теорию графов

4

5

Вероятность и частота
случайного события

4

6

Обобщение,
систематизация знаний

5

2

34

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

5

8 КЛАСС
Количество часов

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

1

Повторение курса 7
класса

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2

2

Описательная
статистика.
Рассеивание данных

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2

3

Множества

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2

4

Вероятность
случайного события

6

5

Введение в теорию
графов

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2

6

Случайные события

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2

7

Обобщение,
систематизация знаний

4

2

34

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2
1

9 КЛАСС
Количество часов

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

1

Повторение курса 8
класса

4

2

Элементы
комбинаторики

4

3

Геометрическая
вероятность

4

4

Испытания Бернулли

6

5

Случайная величина

6

6

Обобщение, контроль

10

1

34

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Представление данных в
таблицах

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ec1f8

2

Практические
вычисления по
табличным данным

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ec324

3

Извлечение и
интерпретация
табличных данных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ec78e

4

Практическая работа
"Таблицы"

1

5

Графическое
представление данных в
виде круговых,
столбиковых
(столбчатых) диаграмм

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed18e

6

Чтение и построение
диаграмм. Примеры
демографических
диаграмм

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed602

7

Практическая работа
"Диаграммы"

1

8

Числовые наборы.
Среднее
арифметическое

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed846

9

Числовые наборы.
Среднее
арифметическое

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed846

10

Медиана числового
набора. Устойчивость
медианы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863edb3e

11

Медиана числового
набора. Устойчивость

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed72e

медианы
12

Практическая работа
"Средние значения"

1

13

Наибольшее и
наименьшее значения
числового набора.
Размах

1

14

Наибольшее и
наименьшее значения
числового набора.
Размах

1

15

Наибольшее и
наименьшее значения
числового набора.
Размах

1

16

Контрольная работа по
темам "Представление
данных. Описательная
статистика"

1

17

Случайная
изменчивость (примеры)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee4bc

18

Частота значений в
массиве данных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee69c

19

Группировка

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee9d0

20

Гистограммы

1

21

Гистограммы

1

22

Практическая работа
"Случайная
изменчивость"

1

23

Граф, вершина, ребро.
Представление задачи с
помощью графа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863eef52

24

Степень (валентность)
вершины. Число рёбер и

1

Библиотека ЦОК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863edc6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee07a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee390

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863eee1c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863eecc8

суммарная степень
вершин. Цепь и цикл

https://m.edsoo.ru/863ef0ba

25

Цепь и цикл. Путь в
графе. Представление о
связности графа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef236

26

Представление об
ориентированных
графах

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef3b2

27

Случайный опыт и
случайное событие

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef4d4

28

Вероятность и частота
события. Роль
маловероятных и
практически
достоверных событий в
природе и в обществе

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef646

29

Монета и игральная
кость в теории
вероятностей

1

30

Практическая работа
"Частота выпадения
орла"

1

31

Контрольная работа по
темам "Случайная
изменчивость. Графы.
Вероятность случайного
события"

1

32

Повторение, обобщение.
Представление данных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863efa24

33

Повторение, обобщение.
Описательная
статистика

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863efbaa

34

Повторение, обобщение.
Вероятность случайного
события

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863efec0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0186

1

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef8a8

5

8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучен
ия

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Представление данных.
Описательная статистика

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f029e

2

Случайная изменчивость.
Средние числового набора

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f03fc

3

Случайные события.
Вероятности и частоты

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0578

4

Классические модели
теории вероятностей:
монета и игральная кость

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f076c

5

Отклонения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0a50

6

Дисперсия числового
набора

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0a50

7

Стандартное отклонение
числового набора

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0bfe

8

Диаграммы рассеивания

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0ea6

9

Множество, подмножество

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1180

10

Операции над
множествами:
объединение, пересечение,
дополнение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f143c

11

Свойства операций над
множествами:
переместительное,
сочетательное,
распределительное,
включения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1784

12

Графическое
представление множеств

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f198c

13

Контрольная работа по
темам "Статистика.
Множества"

1

14

Элементарные события.
Случайные события

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1dec

15

Благоприятствующие
элементарные события.
Вероятности событий

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1dec

16

Благоприятствующие
элементарные события.
Вероятности событий

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1f72

17

Опыты с равновозможными
элементарными событиями.
Случайный выбор

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f21ca

18

Опыты с равновозможными
элементарными событиями.
Случайный выбор

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f21ca

19

Практическая работа
"Опыты с
равновозможными
элементарными
событиями"

1

20

Дерево

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2a4e

21

Свойства дерева:
единственность пути,
существование висячей
вершины, связь между
числом вершин и числом
рёбер

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2bac

22

Правило умножения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2cd8

23

Правило умножения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2e36

24

Противоположное событие

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2f8a

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f235a

25

Диаграмма Эйлера.
Объединение и
пересечение событий

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3214

26

Несовместные события.
Формула сложения
вероятностей

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3372

27

Несовместные события.
Формула сложения
вероятностей

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3764

28

Правило умножения
вероятностей. Условная
вероятность. Независимые
события

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f38ae

29

Правило умножения
вероятностей. Условная
вероятность. Независимые
события

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3b06

30

Представление случайного
эксперимента в виде дерева

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3cbe

31

Представление случайного
эксперимента в виде дерева

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3f20

32

Повторение, обобщение.
Представление данных.
Описательная статистика

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f4128

33

Повторение, обобщение.
Графы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f4312

34

Контрольная работа по
темам "Случайные
события. Вероятность.
Графы"

1

1

34

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

9 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока
Всего

Контрольные
работы

Дата
Практические изучения
работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Представление данных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f47ea

2

Описательная статистика

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f47ea

3

Операции над событиями

1

4

Независимость событий

1

5

Комбинаторное правило
умножения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f4e16

6

Перестановки. Факториал.
Сочетания и число сочетаний

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f4e16

7

Треугольник Паскаля

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5014

8

Практическая работа
"Вычисление вероятностей с
использованием
комбинаторных функций
электронных таблиц"

1

9

Геометрическая вероятность.
Случайный выбор точки из
фигуры на плоскости, из
отрезка, из дуги окружности

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5884

10

Геометрическая вероятность.
Случайный выбор точки из
фигуры на плоскости, из
отрезка, из дуги окружности

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5a50

11

Геометрическая вероятность.
Случайный выбор точки из
фигуры на плоскости, из
отрезка, из дуги окружности

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5bfe

12

Геометрическая вероятность.
Случайный выбор точки из
фигуры на плоскости, из

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5e10

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5208

отрезка, из дуги окружности

13

Испытание. Успех и неудача.
Серия испытаний до первого
успеха

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6162

14

Испытание. Успех и неудача.
Серия испытаний до первого
успеха

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6356

15

Испытание. Успех и неудача.
Серия испытаний до первого
успеха

1

16

Испытания Бернулли.
Вероятности событий в серии
испытаний Бернулли

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f64d2

17

Испытания Бернулли.
Вероятности событий в серии
испытаний Бернулли

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6680

18

Практическая работа
"Испытания Бернулли"

1

19

Случайная величина и
распределение вероятностей

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6b44

20

Математическое ожидание и
дисперсия случайной
величины

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6da6

21

Примеры математического
ожидания как теоретического
среднего значения величины

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6f86

22

Понятие о законе больших
чисел

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f72c4

23

Измерение вероятностей с
помощью частот

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7652

24

Применение закона больших
чисел

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7116

25

Обобщение, систематизация
знаний. Представление
данных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f783c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f67de

26

Обобщение, систематизация
знаний. Описательная
статистика

1

27

Обобщение, систематизация
знаний. Представление
данных. Описательная
статистика

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f893a

28

Обобщение, систематизация
знаний. Вероятность
случайного события

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7a4e

29

Обобщение, систематизация
знаний. Вероятность
случайного события.
Элементы комбинаторики

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7c9c

30

Обобщение, систематизация
знаний. Элементы
комбинаторики

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7e54

31

Обобщение, систематизация
знаний. Элементы
комбинаторики. Случайные
величины и распределения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f8408

32

Обобщение, систематизация
знаний. Случайные величины
и распределения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f861a

33

Итоговая контрольная работа

1

34

Обобщение, систематизация
знаний

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f8b56

1

1

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Вероятность и статистика 7-9 классы, Высоцкий, Ященко, 2023 год
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Вероятность и статистика 7-9 классы, Высоцкий, Ященко, 2023 год
Методическое пособие к предметной линии учебников по вероятности и статистике И. Р.
Высоцкого, И. В. Ященко под редакцией И. В. Ященко

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efa24
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f029e
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1180
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1784
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f198c
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2a4e
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2bac
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2cd8
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2f8a
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3cbe
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4312
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4128


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».