МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА ИВАНОВИЧА ПУШАНИНА
С. ПУШАНИНА БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
442258 Пензенская область, Белинский район, с. Пушанино, ул. Пригородная, 146,
ИНН 5810004860 ОГРН 1025801070470
тел. (3-53-49)
Рассмотрено на заседании
методического объединения
Протокол №1 от 26.08.2025
г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 27.08.2025
г.
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
им. И.И.Пушанина с.Пушанина
_____________Мирошкина Е.В.
Приказ №96/7 от 28.08.2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат:
009E250BF7F2DBEF4D350E4DBA884261D3
Владелец: Мирошкина Елена Викторовна
Действителен: с 18.12.2024 до 13.03.2026
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Готовимся к итоговому сочинению по
русскому языку»
для обучающихся 11 класса
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к предметным результатам:
вести аналитическую работу с чужим и собственным текстом: определять
коммуникативную задачу (главную информацию, тему и микротемы, логику
и композиционный замысел), результаты воздействия текста на человека;
выявлять способы создания текста и путь от мысли к словесному
воплощению; характеризовать стилевое и жанровое своеобразие текста;
применять знания о нормах русского литературного языка в речевой практике;
владеть навыками самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владеть умением представлять тексты в виде сочинений различных жанров;
знать содержание произведений русской и мировой литературы;
выявлять в текстах художественной литературы образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных
письменных высказываниях;
владеть навыками анализа художественных произведений в единстве
эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Требования к метапредметным результатам:
умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности,
осуществлять и корректировать их;
готовность к самостоятельному поиску решения практических задач;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
мысли, использовать адекватные языковые средства.
Требования к личностным результатам:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Требования к итоговому сочинению
Знакомство с требованиями к итоговому сочинению. Требование 1 – объем итогового
сочинения. Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по
требованию 1. Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по
требованию 1, и пути их преодоления.
Требование 2 – самостоятельность написания сочинения. Положительные стороны
сочинений, выявленные при их оценивании по требованию 2. Типичные недостатки
сочинений, выявленные при их оценивании по требованию 2, и пути их преодоления.
Раздел 2. Критерии оценки итогового сочинения
Знакомство с критериями оценки итогового сочинения.
Критерий 1 – соответствие теме. Положительные стороны сочинений, выявленные при
их оценивании по критерию 1. Типичные недостатки сочинений, выявленные при их
оценивании по критерию 1, и пути их преодоления.
Критерий 2 – аргументация, привлечение литературного материала. Положительные
стороны сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 2. Типичные
недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 2, и пути их
преодоления.
Критерий 3 – композиция и логика рассуждения. Положительные стороны сочинений,
выявленные при их оценивании по критерию 3. Типичные недостатки сочинений,
выявленные при их оценивании по критерию 3, и пути их преодоления.
Критерий 4 – качество письменной речи. Положительные стороны сочинений,
выявленные при их оценивании по критерию 4. Типичные недостатки сочинений,
выявленные при их оценивании по критерию 4, и пути их преодоления.
Критерий 5 – грамотность. Положительные стороны сочинений, выявленные при их
оценивании по критерию 5. Типичные недостатки сочинений, выявленные при их
оценивании по критерию 5, и пути их преодоления.
Раздел 3. Разделы закрытого банка тем в 2024/25 учебном году
Разделы закрытого банка тем итогового сочинения 2024/25 учебного года:
духовно-нравственные ориентиры в жизни человека;
семья, общество, Отечество в жизни человека;
природа и культура в жизни человека.
Раздел 4. Типичные ошибки выпускников в итоговом сочинении
Фактические ошибки. Непродуманная композиция, подмена рассуждения пересказом.
Непонимание темы. Подмена темы. Расширение темы до тематического направления.
Слабая аргументация. Логические ошибки. Грамматические и речевые ошибки.
Употребление клише и штампов. Невнимательность при проверке.
Раздел 5. Тренировочное итоговое сочинение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по курсу составлено с учетом рабочей программы
воспитания.
Раздел
Количество часов
Требования к итоговому сочинению
2
Критерии оценки итогового сочинения
5
Разделы закрытого банка тем в 2024/25 учебном году
9
Типичные ошибки выпускников в итоговом сочинении
3
Тренировочное итоговое сочинение
6
Итого:
25